Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Россияне начинают экономить из-за снижения реальных доходов

Снижение реальных располагаемых доходов населения, зафиксированное Росстатом, ощутили потребительские компании. По итогам второго квартала в стране сократились продажи продуктов — впервые за пять лет. Отчетность компаний подтверждает замедление роста выручки в большинстве сегментов торговли.
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Как следует из отчета Росстата, с апреля по июнь нынешнего года россияне потратили на продукты питания, напитки и сигареты 2,94 трлн руб., что на 0,1% ниже показателя аналогичного периода 2013 года. Последний раз снижение в торговле продуктами было зафиксировано в декабре 2009 го. Падение продаж продуктов началось в мае (на 0,3%) и продолжилось в июне этого года (на 1,2%), считает Росстат.

С непродовольственными товарами ситуация лучше: их продажи в первом полугодии увеличились на 4,4%, до 6,29 млрд руб.

Таким образом, вся розница в стране с начала года выросла на 2,7%, до 11,93 трлн руб.

Как следует из доклада Росстата, снижение спроса на целый ряд товаров и услуг связан со снижением реальных располагаемых доходов населения: в июне они сократились на 2,9%, в первом полугодии — на 0,2%.

Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов объясняет провал в доходах девальвацией рубля в первом квартале 2014 года — ее следствием стало подорожание импортных товаров. "Снижение потребления продуктов питания, которое уже заметно, означает, что люди стали копить на черный день. Это плохой знак — готовятся к кризису", — говорит Миронов.

Директор Союза независимых сетей России (объединяет 73 региональные торговые компании) Сергей Кузнецов отмечает, что потребители, по его наблюдениям, стали более бережливыми и экономными. "Падение рынка означает, что потребители стали экономить", — согласна старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

Гиганты пока растут

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Обеспокоенность аналитиков вызвал отчет X5 Retail Group: сопоставимый трафик в ее супермаркетах "Перекресток" с апреля по июнь сократился на 4,3%, в дискаунтерах "Пятерочка" — на 0,6%, отток по всей группе составил 1,2%. Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными. При этом выручка X5 за полугодие выросла на 15,3%, до 299,1 млрд руб.

Другие крупные продуктовые ретейлеры также нарастили продажи: ускорение роста выручки показали все, кроме "О’кей". Во втором квартале быстрее всех росли "Лента" (на 39%), "Магнит" (30,6%) и "Дикси" (26,7%).

Но на десять крупнейших продовольственных ретейлеров по прежнему приходится менее 25% продуктового рынка России. "Они по-прежнему находятся в активной стадии роста за счет экспансии в новые регионы и увеличения плотности покрытия розничной сети", — объясняет Колупаева.

Остыли к холодильникам

Вчера отчитался за первое полугодие крупнейший российский продавец бытовой техники и электроники "М. Видео": впервые с 2010 года ретейлер не смог нарастить выручку во втором квартале из-за охлаждения рынка. Продажи компании с апреля по июнь увеличились на незаметные 0,07%, до 29,409 млрд руб. без НДС по сравнению с 29,387 млрд руб. за тот же период 2013 года. Динамика в сопоставимых магазинах сети во втором квартале была отрицательная: продажи упали на 5,6%, данных о среднем чеке и трафике компания не предоставила.

"Во втором квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России", — комментирует результаты в сообщении компании президент "М. Видео" Александр Тынкован.

Одежда не нужна

По словам владельцев одежных торговых сетей, в начале года из"за неуверенности в устойчивости российского рубля покупатели сократили затраты. "Одежда — одна из первых статей семейных затрат, на которых начинают экономить во время экономических кризисов", — говорил РБК владелец сети Baon (более 130 магазинов) Илья Ярошенко.

Глава компании Sela Эдуард Остроброд отмечал, что количество вещей в чеке уменьшалось и компании пришлось вложить дополнительные средства в маркетинг. В итоге продажи удалось удержать, но снизилась рентабельность. Такое же положение дел отмечали и несколько других ретейлеров.

Компания Watcom, которая специализируется на измерении покупательских потоков в торговых центрах (в Москве оценивает около 100 объектов, включая ТЦ "Мега", Vegas, "Золотой Вавилон", "Афимолл"), фиксировала с середины марта по середину мая падение покупательского трафика на 6,1% в столичных моллах. Правда, к концу июня, по ее данным, количество покупателей вернулось к показателям 2013 года.

Перешли на подержанные

Первая половина 2014 года оказалась трудной для российских автодилеров. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые пять месяцев 2014 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России снизились на 6%, до 1,1 млн проданных автомобилей. При этом статистика свидетельствует о нарастании негативного тренда: продажи в мае были на 12% хуже показателей годом ранее. По прогнозу ассоциации "Российские автомобильные дилеры", спад в июне должен был достигнуть 16%.

Вместе с тем продажи подержанных автомобилей, наоборот, выросли. По данным аналитического агентства "Автостат", продажи автомобилей на вторичном рынке в первой половине 2014 года выросли до 2,9 млн штук, что на 11% превышает показатель 2013 года. Однако, как и в случае с продажей новых автомобилей, начиная с мая на рынке наметился негатив: темпы роста продаж подержанных автомобилей начали снижаться. Еще в апреле участники рынка фиксировали рост продаж в сегменте с начала года на 16,4%.

По мнению исполнительного директора "Автостата" Сергея Удалова, перемены в потребительском поведении покупателей связаны с снижением доходов и сменой приоритетов потенциальных клиентов. Многие решили отложить смену машины на пару лет.

Квартиры еще продаются

Согласно недавно опубликованным данным публичных девелоперов "Эталона" и ЛСР, продажи построенных ими квартир резко увеличились в первые шесть месяцев 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года "Эталон" продала на 33% больше жилья: 204 тыс. кв. м против 153,5 тыс. У группы ЛСР результаты оказались еще лучше: за первое полугодие компания заключила новые контракты на продажу 453 тыс. кв. м, что на 60% больше первого полугодия 2013 года.

Хорошими показателями полугодия застройщики обязаны высоким темпам первого квартала, поскольку за период с апреля по июнь темпы роста их продаж замедлились. "Эталон" во втором квартале 2014 года продал лишь на 18% больше, чем за аналогичный период 2013 года (94,9 тыс. кв. м против 80 тыс.), ЛСР прибавила 15% (189 тыс. кв. м против 164 тыс.).

Резкий рост продаж, наблюдавшийся на рынке в первом квартале, постепенно сходит на нет, и к сентябрю рынок ждет стагнация, уверена генеральный директор "Метриум Групп" Мария Литинецкая. "Средний рост продаж жилья в первом полугодии составил 30–40%, — подтверждает эксперт. — Его основными драйверами стали квартиры экономкласса, которые, будучи основой предложения "Эталона" и ЛСР, обеспечили прекрасные полугодовые результаты компаниям". Главными причинами волатильности рынка Мария Литинецкая считает общее ухудшение экономической ситуации в стране и ослабление рубля.

Анна Левинская, Кристина Бусько, Денис Пузырев

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Отстраненному за ставки игроку «Ньюкасла» предъявили 50 новых обвинений Спорт, 18:56
В Казахстане основным источником кибермошенников назвали Украину Политика, 18:43
ЦСКА расторг контракт с вратарем Иваном Федотовым Спорт, 18:31
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета Политика, 18:25
Роскомнадзор заявил об отсутствии необходимости в блокировке Tеlegram Политика, 18:22
Террориста из «Крокуса» привезли на следственные действия к жилому дому Общество, 18:20
Товарно-сырьевая биржа запустит фьючерсы на бензин для частных инвесторов Инвестиции, 18:20
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Мосэнергосбыт» предупредил о предлагающих льготы мошенниках Недвижимость, 18:18
В каких квартирах будет больше света: на что обратить внимание при выборе РБК и ПИК, 18:13
Хельсинки заявили о планах купить спортивную арену Тимченко и Ротенберга Бизнес, 18:12
Каким был 2023 год для рынка недвижимости и как на него повлияла ипотека Отрасли, 18:07
Адвокат Заремы Мусаевой пожаловался на ухудшение ее здоровья Политика, 18:07
Зеленский предупредил о неготовности ВСУ к крупному наступлению России Политика, 18:02
ЦСКА отреагировал на информацию о планах продлить контракт с Федотовым Спорт, 17:56