Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Паркуйся кто может: почему в Москве нет свободных мест

Как-то раз мэр столицы Сергей Собянин заметил, что в идеале каждый автовладелец должен иметь в Москве по три парковки: дома, на работе и в каком-нибудь общественном месте. Но проза жизни такова, что пока у большинства горожан нет даже одной: обеспеченность автомобилей стоянками в российской столице составляет около 29%, то есть две трети машин не имеют возможности парковаться в специально отведенных местах.
Паркуйся кто может: почему в Москве нет свободных мест

Изначально ликвидировать дефицит парковочных мест предполагалось до 2025г. (согласно генеральному плану развития столицы). Но новый градоначальник решил процесс ускорить и отвел на решение проблемы пять лет. И его можно понять, ибо никакие меры по вызволению Москвы из пробок не имеют смысла без строительства автостоянок, поскольку машины, которые автомобилисты будут оставлять на проезжей части, все равно будут мешать движению потока.

Цена вопроса

По стоимости аренды места Москва занимает место в третьем десятке международного рейтинга парковок. Согласно последнему международному обзору стоимости парковок в крупнейших городах мира, подготовленному международной консалтинговой компанией Colliers International, цены в основных мировых финансовых центрах очень высоки. В исследовании были рассмотрены условия и цена крытых и подземных парковок в сутки и помесячно в центральных деловых районах крупнейших городов мира.

Так, по показателю месячной стоимости парковки самым дорогим городом мира стал Лондон - в Сити этот показатель достиг 1084 долл. в месяц (30,4 тыс. руб.), а в западной части города (Вест-Энд) - 1014 долл. (28,5 тыс. руб.). На третьем месте - Цюрих с 822 долл. (23 тыс. руб.). Москва по этому показателю оказалась на 24-м месте. Средняя стоимость машино-места на крытой или подземной парковке в центре столицы составляет в среднем 421 долл. (12 тыс. руб.), хотя еще в прошлом году этот показатель составлял в среднем 267,30 долл. (7,5 тыс. руб.).

Стоит отметить, что до кризиса в 2008г. Москва занимала 4-е место в рейтинге суточной парковки и 14-е место по стоимости парковки в месяц.

Между тем самыми низкими в мире являются цены на парковку в индийских городах Ченнай и Бомбей - около 0,96 долл. (27 руб.) и 1,07 долл. (30,1 руб.) в день соответственно.

Лондон: нет машин - нет проблем

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Одним из городов, пример которого не дает покоя столичным властям, является Лондон. Почти 8-миллионный город с узкими улочками - не самое лучшее место для автомобилистов. Власти британской столицы решили, что раз улицы нельзя расширить, то нужно сузить транспортный поток. Как? Убрав с дороги всех тех, кто не может заплатить городской казне за въезд в город. Власти и не скрывают, что изначально ставили цель сделать поездки в центр на машине невыгодными, чтобы люди пересели на общественный транспорт.

Брать деньги за проезд в центральную часть города стали в 2003г. Сейчас эта плата составляет 10 фунтов (около 450 руб.). Передвижения в платной зоне контролируют более 230 видеокамер: 180 стационарных на въездах и выездах, остальные установлены на крышах спецмашин, расставленных внутри платного кольца. Изображение передается в центр обработки, где компьютер распознает номера и составляет списки "посетителей". По истечении платежного срока компьютерная программа отсеивает неплательщиков. Если деньги не внесены до 22:00 в день поездки, оплата повышается, если не уплачены до полуночи следующего дня, владельцу машины отправляется по почте штраф.

После введения таких жестких мер необходимость в парковочных местах резко сократилась: машин здесь стало значительно меньше. Если раньше в центре Лондона регистрировалось более 200 тыс. машин в день, сейчас - менее 100 тыс. Об этой мере московские власти вспоминают регулярно, но все не решаются на такие перемены.

Лондонские власти ежегодно не увеличивают, а сокращают количество парковочных мест, чтобы не привлекать в центр дополнительные автомобили. Во-первых, потому что они портят исторический облик города. На каждый новый офис в центре Лондона выделяется всего одно парковочное место на две тысячи квадратных метров площади. У нас же, как мы знаем, новый мэр выбрал противоположную тактику, сделав упор на строительство новых парковок в Москве, особенно в центре. Помнится, Юрий Лужков в свое время обещал застроить столицу гаражами - не получилось.

Во-вторых, по мнению английских чиновников, водитель, который пару-тройку раз не сумел найти место для машины в городе, станет пользоваться общественным транспортом. Примечательно, что лондонские эксперты даже подсчитали, сколько времени уходит у горожан на то, чтобы найти место для машины. Оказалось, что среднестатистический водитель тратит на это один год своей жизни.

Большинство лондонских улиц оснащено счетчиками, на которых указано, сколько стоит парковка и как долго можно держать машину на этом месте. Стоимость парковки в центре Лондона составляет около 4 фунтов в час – примерно 180 руб. Максимальная длительность парковки, как правило, не превышает двух часов. Для некоторых социальных групп предусмотрены льготы. К примеру, инвалиды имеют право парковаться в течение трех часов бесплатно на любой улице с одинарной желтой полосой. Также закон не действует для машин полиции и скорой помощи.

Штрафы за нарушения правил парковки весьма ощутимы. Они варьируются в зависимости от района - от 40 до 100 фунтов (1,8 тыс. руб. – 4,5 тыс. руб.), не говоря уже о том, что машина эвакуируется на штраф-стоянку. Выкупить ее стоит от 45 до 60 фунтов (2 тыс. – 2,7 тыс.). За соблюдением правил парковки в Лондоне следят нанятые по контракту частные фирмы, они же и штрафуют нарушителей.

Поскольку стоимость парковки в центре Лондона не по карману работающим там рядовым англичанам, они просто бросают машины в "дешевых" районах и дальше едут на общественном транспорте.

Стоит сказать, что по вечерам (обычно после 18:00) и во время уик-энда парковка в центре Лондона бесплатная, также не взимается и сбор за въезд в центр города.

Пекин: квоты на госномера

Многие пекинские автовладельцы уже несколько лет как оставляют свои машины на подземных и наземных парковках неподалеку от места работы. Ежемесячная плата в них составляет в среднем порядка 75 евро (около 3 тыс. руб.), однако платить за парковку на улице выходит дороже.

Автомобиль в китайской столице почти везде можно оставить просто на тротуаре, естественно, не бесплатно. Цена напрямую зависит от района города. Так, если в центре цены доходят до 3 евро (около 120 руб.) в час, то подальше - порядка 40-70 евроцентов (15-28 руб.). Уехать, не заплатив, нельзя. Парковщики в прямом смысле слова караулят автомобилистов и появляются, стоит лишь выйти из машины. Запрещено парковаться на пекинских улицах только на полосах для движения общественного транспорта, остановках, мостах и возле госучреждений.

Китайская столица в 2010г. ввела квоту на регистрацию новых автомобилей. Частным лицам в текущем году планируется выдать всего 212 тыс. номеров - почти в три раза меньше, чем годом ранее (в 2010г. в китайской столице было продано 700 тыс. новых машин, а их общее число достигло 4,7 млн).

Также в Пекине планируется существенно повысить штрафы за неправильную парковку. Сейчас машины здесь не эвакуируют, на лобовые стекла просто клеят талон о штрафе (он составляет порядка 40 долл. или 1 тыс. 150 руб.).

Но, пожалуй, главная "фишка" китайской столицы – то, что здесь вы не купите машину, если вы не принесете из районной управы справку, что у вас есть место для парковки.

Однако какими бы жесткими ни казались эти правила, стоит заметить, что итоги опроса населения показывают, что 95% горожан поддерживают меры, предпринимаемые мэрией. Также не стоит думать, что в Пекине все ограничивается только лишь запретами. В ближайших планах мэрии - строительство более 280 тыс. новых парковочных мест и 200 км новых дорог только в центральной части города.

Решение проблемы

Итак, что же ждет столичных водителей? У московского правительства планов по поводу решения проблем с парковками громадье.

Сергей Собянин пообещал избавить Москву от нехватки парковочных мест в течение пяти лет. В государственной программе развития транспортной системы Москвы, в частности, предусмотрено создание в столице почти 1,5 млн машино-мест до конца 2016г. Из них большая часть (около 420 тыс.) придется на многоуровневые парковки, "народный гараж" – это еще 310 тыс., перехватывающие парковки - 235 тыс. Предусмотрено строительство парковок для объектов социальной сферы - 217 тыс., мест организованного хранения автотранспорта на внутридворовых автостоянках - 110 тыс. Также будет построено 177 тыс. машино-мест в границах улично-дорожной сети. На выполнение только этих задач необходимо порядка 72 млрд руб. По прогнозам Департамента транспорта и связи Москвы, в 2016г. парковками будут обеспечены 70-80% автомобилей в городе.

Уже до конца 2011г. около станций метро будут организованы в общей сложности около 23 тыс. парковочных мест, перехватывающие паркинги построят около 16 станций метро. Власти сообщили, что стоимость мест на перехватывающих парковках будет зависеть от их удаленности: чем дальше от центра – тем дешевле. Однако уровень цен власти пока не считали, конкретных сумм не называли.

Экспертное мнение

"У нас на сегодняшний день стоят на учете 4,15 млн автомобилей. Парковочных мест – чуть больше миллиона. То есть у нас более 3 млн человек вообще вне закона, а они при этом каждый день где-то паркуются", - такие цифры привел в интервью РБК руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. По его мнению, даже если до 2016г. будет построено еще 1,5 млн машино-мест, это будет "катастрофически мало" и в корне не решит проблему, поскольку до 2016г. на дорогах появится еще 1 млн машин.

"И мы даже в этом плане будем опаздывать прилично", - говорит он, добавляя, однако, что определенный положительный сдвиг в решении проблемы нельзя не отметить. Другой вопрос – чтобы не получилось, как бывает во многих дворах, когда ракушки сносятся, на их место наносится парковочная разметка. "И отчитываются, что создали 50 машино-мест, хотя по сути они давно были. Получается, что по факту ситуация не изменилась – математику не обманешь", - говорит он.

"В области парковок главное – не сколько мест мы построим, главное – как мы регулируем режим", - поделился своим мнением с РБК научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. "Ну не встану я на Тверской, но в переулочке-то – обязательно. Зачем мне платить 100 руб. в час на подземной парковке, когда я на халяву здесь поставлю автомобиль", - говорит он.

По его мнению, как только в Москве будет урегулирован парковочный режим на плоскости (на земле), вопрос сооружения искусственных парковочных мест (наземных и подземных) "перейдет в нормальную бизнес-плоскость". "Парковка – это, с одной стороны, муниципальное регулирование, а с другой – нормальный бизнес", - уверен эксперт. - Если мы отрегулируем парковочный режим на улице – где можно, а где нельзя, а если можно, но за деньги, то уже завтра появятся гигантские инвестиционные ресурсы".

М.Блинкин заметил, что в Европе тарифы уже начали формировать поведение людей. Там сейчас очень популярна обратно-оптовая скидка на парковку, когда за час-другой оплата дешевая, а если авто оставить надолго, цены возрастают в разы. "Условно говоря, парковка на час стоит 3 долл., а если ты на 8 часов оставишь автомобиль, то это будет уже не 24 долл., а 60 долл.", - говорит М.Блинкин, поясняя, что таким образом автовладельца стимулируют не ставить машину на весь рабочий день, а оставлять ее на перехватывающей парковке. "Но нам еще до такого далеко, потому что нам надо научиться не изобретать квадратное колесо, что мы любим делать, а учиться на цивилизованном европейском опыте", - говорит эксперт.

Вспоминая пример Лондона, М.Блинкин сказал, что для введения оплаты за проезд горожан 30 лет приучали к дорогим парковкам. "Платный въезд в город – это первый курс университета, а мы с вами еще в сад ходим", - говорит эксперт, добавляя, что пока мы еще не научили людей бесплатно парковаться на Бульварном кольце, нам до платного въезда – "как до Китая пешком".

Мария Захарова

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог Спорт, 20:20
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 20:20
«Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов Инвестиции, 20:16
Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА впервые с 2008-2009 годов Бизнес, 20:10
«Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза РБК и Яндекс Go, 20:04
ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке Экономика, 19:59
Совет НАТО — Украина провел внеочередную встречу Политика, 19:52
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Директора по капитальным вложениям «Росатома» арестовали по делу о взятке Общество, 19:46
На школьницу завели дело из-за шуточного предложения о теракте Политика, 19:44
Въехать в этом году: интересные проекты на финальной стадии возведения РБК и ПИК, 19:37
Летевший из Уфы в Ярославль самолет сел в Казани из-за трещины в стекле Общество, 19:34
«Спартак» оказался в шаге от вылета из Кубка Гагарина Спорт, 19:30
Суд приговорил Мифтахова к четырем годам по делу об оправдании терроризма Общество, 19:29
OKX резко ужесточила комплаенс. Это произошло после иска против KuCoin Крипто, 19:09