Перейти к основному контенту
Теракты в Париже ,

«Никто не выходит из дома»: Париж после терактов в рассказах россиян

Париж опустел после ночных терактов. Закрыты музеи, кафе, школы, многие жители приняли решение не выходить из дома по рекомендации властей. РБК выяснял, что происходит сейчас в Париже и как он справляется с паникой
Париж. Неподалеку от кафе «Маленькая Камбоджа»
Париж. Неподалеку от кафе «Маленькая Камбоджа» (Фото: Мария Плешкова для РБК)

​​Дарья Злотникова, собственный корреспондент «Коммерсантъ ФМ» в Париже

В центре оцеплений до сих пор очень много. В тех местах, где шла стрельба, только поздним утром закончили вывозить тела погибших. В зале «Батаклан» работают следователи и специалисты, которые собирают улики. Тела также вывозят, но их очень много, их нужно вывозить спецтранспортом. По центру передвигаться можно, но с трудом. Много заграждений, много полиции и спецназа. По-прежнему закрыты 11 станций метро. И парижане, и туристы очень напуганы. Многие сегодня остались дома, последовав рекомендациям властей. Но некоторым людям надо ехать на работу, садиться в общественный транспорт. Только сейчас начинают появляться люди на улицах, началась какая-то минимальная активность. В связи с режимом ЧП запрещены любые массовые мероприятия. Многих, кто идет по улице в районах, где были атаки, полицейские провожают под конвоем и предупреждают, что выйти из дома будет нельзя. Центры крови переполнены, люди сдают кровь пострадавшим. По моим ощущениям, французы очень стойко отнеслись к произошедшему.

Илья Паламодов, житель Парижа, директор компании Aeroconcept consulting

Парижане уверены, что это спланированная атака, подобной которой не было на цивилизованной территории. Париж закрыт — патрули стоят на всех въездах в город, объявлено чрезвычайное положение, возможен комендантский час. Границы Франции закрыты — тотальная проверка паспортов. Сегодня ждем полной информации. Скорее всего, парижане, отойдя от шока, не будут прятаться по домам, а, наоборот, станут вести еще более активную социальную жизнь — в знак того, что их не победить.

Александра Олсуфьева, жительница Парижа, работает в благотворительной сфере

Обычно утро субботы довольно оживленное — работают рынки, люди выходят завтракать. Но сегодня в городе очень тихо. Все в состоянии шока. События произошли ночью, поэтому многие узнали о них только сейчас, проснувшись. Когда произошел теракт в Charlie Hebdo​, все в тот же день спонтанно встретились на площади Республики. Одна из вчерашних атак была устроена неподалеку от этой площади, что тоже для парижан очень болезненно. Я не слышала, чтобы сейчас кто-то собирался встретиться, хотя этого нельзя исключать. Сейчас люди, скорее, пытаются понять, как помочь пострадавшим, — сдать кровь, например. При этом находятся дома, ждут информации и указаний, что делать. Пока все ведут себя спокойно, никто не делает попыток никого обвинить.

Евгения Полякова, москвичка, одна из организаторов Недели российского кино в Париже

Мы живем в отеле на левом берегу Сены — все события происходили на другом. Вчера было, конечно, очень тревожно. По телевизору объявили, что люди должны добираться домой на такси, желательно не ходить пешком. Поэтому все метались в поисках такси. Первое сообщение было, что стреляли по людям, сидящим за столиками в кафе. Все закрылись в кафе, а когда ты проходил мимо, тебе стучали в окошко и говорили: «Скорее, заходите, а то тут везде стреляют». Сегодня городская администрация отменила все события на выходные дни; кинотеатры, в которых проходит наш фестиваль, закрыты. Кинотеатры заявили, что сегодня работать не будут в знак памяти. Но завтра откроют двери, чтобы показать, что нас не запугать и мы не поддадимся. На нашем берегу спокойно — люди из нашей делегации пошли гулять, у Эйфелевой башни полно народа, приехал туристический автобус. В нашем районе не видно даже полиции. Жизнь продолжается. Мы знаем, что сейчас российское посольство проводит экстренное совещание. Мы находимся в Париже с официальной делегацией, и нас попросили прислать список участников с паспортами и датой вылета, чтобы, если что, помочь нам уехать. Об отмене рейсов пока речь не идет, сегодня часть нашей делегации собирается улетать.

Екатерина Дроздова, владелица ресторанов в Москве, временно проживает с детьми в Париже

Я живу в тихом пригороде Парижа. У нас и так здесь тихо, но сегодня особенно. Никто не выходит из дома. Я получила рассылку от всех учреждений в нашем районе, что сегодня все закрыто — бассейны, школы, рынки, музеи. Работает только супермаркет. Аннулированы все мероприятия, кроме свадеб — их продолжают регистрировать. Транспорт, насколько я знаю, работает, метро открыто. Из сообщений СМИ понятно мало — показывают ночные съемки, какие-то разговоры о произошедшем, но никаких новых подробностей нет. Нет даже полных списков погибших. Неизвестно, сколько продлится чрезвычайное положение и откроются ли, например, школы в понедельник.

Федор Сумкин, житель Парижа, создатель сайта Librarium

Я живу недалеко от ресторана, где произошла стрельба. Это по большей части эмигрантский район, но это был хипстерский ресторан, где собиралась французская молодежь. Напротив него еще находится популярная пиццерия, поэтому в пятницу вечером на этой площади всегда было много людей, пара сотен. Сейчас я вышел из дома дойти до супермаркета, китайский магазин, который находится рядом с тем местом, закрыт, поэтому придется искать другой. Закрыты и все кафе в округе. К самому ресторану приносят цветы, вокруг много полиции и людей — в основном, как мне кажется, зевак. Все стоят со смартфонами, читают соцсети, фотографируют. Многие улицы оцеплены, иногда приходится проходить дворами. Сейчас нет ощущения паники, все в целом спокойно, но, думаю, большая часть людей сидит дома и узнает все новости из социальных сетей. Общество в соцсетях уже успело расколоться на тех, кто продвигает хештег Charlie Hebdo #prayforparis, и тех, кто не хочет превращать трагедию в социальный мем и писать диванные соболезнования.

Серия терактов в Париже
Фотогалерея
Одному из пострадавших оказывают помощь у концертного зала Bataclan

Наталья Пономарева, жительница Парижа, работает в индустрии моды

Мы вчера вечером отправились с коллегами пропустить по стаканчику в 11-м округе. Мы сидели в баре и смотрели футбольный матч Франция — Германия. Во время матча мы слышали звуки взрывов, но решили, что это просто футбольные фанаты. Однако через пять минут владелец бара поднялся на стол и сказал, что по улицам Парижа бегают какие-то сумасшедшие с автоматами и расстреливают людей, поэтому он закроет двери и окна, а нам придется лечь на пол. Владельцы многих баров и ресторанов вели себя очень спокойно, спускали посетителей в подвалы, все спокойно ждали. Мы смогли уйти только через два часа, когда начали выпускать заложников из «Батаклана». Я шла домой пешком. На улицах было много фанатов сборной Германии, которые вообще не говорили по-французски. Полиция и обычные люди останавливались, объясняли им дорогу. Мы часто ходим в кафе Petit Cambodge, в «Батаклан». Один наш знакомый, официант Petit Cambodge, был ранен. У другого нашего знакомого погибли трое друзей. Это сильно отличается от теракта Charlie Hebdo — то была атака на свободу слова, на журналистов, вчерашние же события могли произойти с каждым из нас. Это посягательство на обычных людей, и мы себя чувствуем абсолютно незащищенными.

Дарья Седова, художник, живет в Париже

Вчера была настоящая паника, пять веток метро закрыли, в то время как люди не могли выбраться с улиц. На соседних улицах, пока стреляли в толпу, люди пили пиво, не зная ничего. И главное, потом не было никакой информации и инструкций, что делать, как возвращаться домой и возвращаться ли. Они закрыли сразу границы, но в плане работы с гражданским населением был провал.

Видео: РБК

Виктор Нехезин, корреспондент Би-би-си

Я в Париже в отпуске, вчера вечером мы сидели в кафе около Центра Помпиду. Я не следил за новостями, но в какой-то момент стало понятно, что что-то происходит — одна за одной проезжали полицейские машины. Потом я увидел новости про театр с заложниками, который находится недалеко. Я пошел пешком в сторону театра. На улицах было ощущение, что люди не знают, что происходит. Все сидели в ресторанах, пили, ели. Мне удалось пробраться близко к театру, несмотря на оцепление, я стоял там часа три или четыре. Врачи организовывали больницу для раненых в соседнем кафе. Про штурм я узнал из новостных лент, а потом мы увидели спасшихся людей. Большинство шли сами, им выдавали термонакидки, а потом отпускали — у них не было сильных повреждений. Человек 15 или 20 вынесли на носилках. От театра я уехал домой на такси часа в четыре утра — у меня не было ощущения, что происходит какая-то чрезвычайная ситуация. Сегодня, как мне кажется, на улицах продолжается обычная жизнь — нельзя сказать, что что-то особенное висит в воздухе. Я приехал на площадь Республики — там вокруг статуи организовали импровизированный мемориал, кладут цветы. Вокруг стоят человек 40, но ничего активного не происходит. В метро на четырех языках просят сохранять бдительность, следить за своими вещами.

Александра, жительница Парижа

В 22 часа я была недалеко от места, где стреляли. Я не видела самих выстрелов, просто было очень много полиции. Я не могла понять, что происходит. Потом, когда я пришла домой, я открыла интернет и начала смотреть новости. Сейчас перекрыты места, где произошли теракты, несколько станций метро. Музеи все закрыты. Людей намного меньше, чем обычно бывает в субботу. Я думала остаться дома, но ко мне приехали родственники ​ и хотелось показать им Париж. Мы рискнули и вышли погулять. Видно, что сильно усилены меры безопасности: полиции намного больше, чем обычно. В Версаль не попали — он закрыт. Некоторые булочные открыты, открытых кафе я не видела. Паника, конечно, есть, потому что это массовая атака, а не так, как было в январе, когда атаковали конкретную редакцию. Это может случиться и в метро. А мы ездим на нем каждый день и не знаем, чего ждать.

Мир скорбит по жертвам терактов в Париже
Фотогалерея
Индиана, США

Сергей Кузнецов, житель Парижа, писатель

Вчера, когда начались все события, я был дома. Но около полуночи я был вынужден выйти на улицу, чтобы встретить на вокзале приехавших в Париж друзей. В тот момент на улицах было много людей, но никакой паники я не видел. На улицах полиции было мало, но много полицейских машин проехало в сторону захваченного театра — он находится недалеко от моего дома. Потом, когда мои друзья от нас собрались ехать к себе, мы хотели вызвали Uber — но он не мог подъехать к дому из-за того, что несколько улиц было перекрыто. При этом Uber не поднимал цены. Вчера в ночи все звонили родным и друзьям, чтобы убедиться, что с ними все в порядке. Что не очень характерно для парижан — многие в соцсетях предлагали людям, которые боятся ехать домой, переночевать у них. Это совсем не парижский стиль. Сегодня все закрыто, город замер,​ в отличие от ситуации после теракта в Charlie Hebdo. При этом транспорт работает, из города уехать можно — наши друзья как раз сегодня улетают. Как я понимаю, закрытие границ означает, что просто при пересечении границы проверяют документы.

Кредит наличными от

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Путин заявил, что власти видят как преодолеть угрозы для экономики Экономика, 15:42
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:41
Путин объяснил необходимость донастройки налоговой системы Экономика, 15:41
Курс доллара упал ниже ₽92 впервые с 3 апреля Инвестиции, 15:37
Минфин в мае обсудит предложения по налоговой системе Бизнес, 15:37
Выступление Путина на съезде РСПП. Трансляция Экономика, 15:33
Путин назвал условие, когда оправдано изъятие бизнеса государством Бизнес, 15:33
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Суд в Польше приговорил российского реконструктора к 2,5 годам тюрьмы Политика, 15:31
Эксперты назвали «город-ключ» к дальнейшему наступлению России в Донбассе Политика, 15:27
Военные продезинфицировали школы и дома в Оренбургской области Общество, 15:25
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства Pro, 15:25
МИД назвал условие понижения статуса дипотношений с США Политика, 15:21
Адвокат рассказал о необходимости госпитализации Заремы Мусаевой Общество, 15:21
Литва назвала 100% дезинформацией слова об атаке дронов на Минск Политика, 15:11