Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Все фигуранты дела "Булгарии" приговорены к реальным срокам

Московский районный суд Казани приговорил субарендатора затонувшего в 2011г. теплохода "Булгария" Светлану Инякину к 11 годам лишения свободы в колонии общего режима. Она была взята под стражу в зале суда, сообщил корреспондент РБК-Татарстан.
Оглашение приговора по делу о крушении теплохода "Булгария" в Казани
Оглашение приговора по делу о крушении теплохода "Булгария" в Казани (Фото: ИТАР-ТАСС)

Суд признал предпринимательницу виновной по ст.238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и 143 (нарушение правил охраны труда) Уголовного кодекса РФ. При этом она оправдана за отсутствием состава преступления по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности эксплуатации водного транспорта).

На скамье подсудимых вместе с Инякиной находились еще четыре человека — первый помощник капитана "Булгарии" Рамиль Хаметов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Ирек Тимергазеев, главный госинспектор этого же ведомства Владислав Семенов и старший эксперт Камского участка ФГУ "Российский речной регистр" Яков Ивашов.

Ивашову назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы, однако он был освобожден от наказания по амнистии. Тимергазеев приговорен к шести годам лишения свободы, Хаметов - к 6,5 года, а Семенов - к пяти годам колонии общего режима.

Им были предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, в том числе "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей", "Нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта", "Злоупотребление должностными полномочиями" и др. Гособвинение посчитало, что вина всех подсудимых доказана в полном объеме. При этом никто из них своей вины не признал.

Прокуроры просили назначить Инякиной наказание в виде 14,5 года лишения свободы и лишить ее права заниматься бизнесом в сфере коммерческих перевозок на три года. Потерпевшие также требовали от пятерых подсудимых выплатить моральную компенсацию на общую сумму 200 млн руб.

Инякина просила суд об амнистии, однако ее ходатайство не было удовлетворено.

Оглашение приговора заняло несколько дней. В первый день (3 июня) судья потратил больше всего времени на оглашение показаний потерпевших, которым удалось спастись с тонущего теплохода. Почти все присутствующие слушали приговор стоя, исключение Якунин сделал лишь для пожилых людей.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Из материалов суда следует, что в 2010г. Инякина учредила ООО "Агроречтур", а в марте того же года заключила договор субаренды теплохода "Булгария", который принадлежал ОАО "Камское речное пароходство". Суд установил, что действия директора компании "Агроречтур" Светланы Инякиной повлекли за собой гибель "Булгарии": субарендатор теплохода должна была обеспечить безопасность судна.

Согласно приговору, судно находилось в плохом состоянии, и у предпринимательницы была возможность привести его в порядок. Тем не менее, "желая свести к минимуму расходы для скорейшего занятия коммерческой деятельностью", она подошла к вопросу формально.

Более того, суд пришел к выводу, что "теплоход по своему техническому состоянию не мог быть признан годным к плаванию", а документы на него были просрочены и "не имели юридической силы". Несмотря на это, Инякина получила свидетельство о годности к плаванию. Во время рейсов "Булгария" неоднократно ломалась, и об этом, по словам судьи, знал помощник капитана Хаметов, однако он "не сообщил и сам не принял мер к прекращению эксплуатации" теплохода.

Айдар Галлиев, руководитель следственной группы, расследовавшей дело "Булгарии", рассказал РБК-Татарстан, что его команда изучила обстоятельства катастрофы теплохода "Александр Суворов", который в 1983г. врезался в мост через Волгу в Ульяновске, а также крушения баржи "Некрасов" в 2001г.

Катастрофа на Волге

Теплоход "Булгария" затонул во время шторма на Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011г.

Судно вышло из Казани в Болгар в круиз выходного дня 9 июля 2011г. Построенный в 1955г. теплоход имел крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Он был сильно перегружен – на борту находился 201 человек, в том числе официально незарегистрированные пассажиры. По нормативам в круиз могли отправиться лишь 120 человек. Кроме того, экипаж перед рейсом нарушил правила и не очистил канализационные емкости – на "Булгарии" они были общим объемом 30 т.

10 июля в 11:15 дизель-электроход вышел из Болгара в Казань. В это время на Волге началась гроза, поднялся штормовой ветер. Спустя два часа теплоход, проходя между 82-м и 81-м буем 1406-го километра реки, сильно накренился на правый борт. Позднее эксперты установили, что в шторм этот крен стал причиной попадания воды в открытые иллюминаторы, расположенные практически над ватерлинией.

В результате стремительного затопления внутренних помещений "Булгария" перевернулась на бок и затонула всего за две минуты. Спасая судно, капитан пытался вывести его на мель, но один исправный двигатель из двух не позволил дотянуть до зоны спасения всего 50 м. Радиорубка была практически сразу же затоплена, и сигнал бедствия "Булгария" подать не успела. Из воды выбрались только 79 человек, большинство из которых – члены экипажа.

Спустя час мимо дрейфующих на спасательных плотах пассажиров прошли сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский-66", но капитаны не остановили судна, чтобы помочь пострадавшим. Как доказало следствие, тормозной путь обоих сухогрузов превышал 2 км, а работа винтов не позволила бы им подойти ближе, чем на полкилометра к людям в воде, не задавив их.

Примерно в 14:30 в район крушения прибыл круизный теплоход "Арабелла", экипаж которого был оповещен капитанами проходящих мимо грузовых судов. В ходе спасательной операции на борту "Арабеллы" 79 выживших пассажиров "Булгарии" вернулись в Казань.

В результате крушения погибли 122 человека. Среди жертв катастрофы — капитан "Булгарии" Александр Островский. Капитаны "Арбата" и "Дунайского-66" Юрий Тучин и Александр Егоров были приговорены к штрафам в размере 130 и 190 тыс. руб. соответственно. Директор Казанского речного порта Рашид Сафин был уволен со своей должности, поскольку допустил "выпуск теплохода "Булгария" в круиз". Капитан "Арабеллы" Роман Лизалин был награжден орденом Мужества и ведомственной медалью МЧС "За содружество во имя спасения". Кроме того, ему было присвоено звание "Почетный гражданин города Чистополь".

Речное наследие

Гибель 122 пассажиров теплохода "Булгария" на Волге привела к изменениям в государственном регулировании отрасли речных пассажирских перевозок. В июле 2012г. Госдума приняла поправки в закон о безопасности водного транспорта.

"Была подготовлена и внесена большая группа законодательных актов, изменился кодекс внутреннего водного транспорта. Есть и институциональные преобразования — создание системы контроля в бассейнах, звание капитанов речных бассейнов, создание службы капитанов речных бассейнов, Минтранс России работает по новой системе безопасности управления на внутреннем водном транспорте", — перечислил нововведения помощник президента союза транспортников России Владимир Чубков.

"Сейчас идет правоприменительная практика, вот эти службы капитанов речных бассейнов проводят системные плановые проверки, выявляются соответствующие нарушения законодательства. Капитаны и должностные лица береговых структур, руководители пароходств привлекаются к ответственности, виновные лица наказываются и в административном порядке и штрафуются. Кстати, объемы этих штрафов и объемы проверок очень существенные", — сказал Чубков в беседе с РБК-Татарстан. Он заявил, что аварийность за счет этого фактора снижается.

"После всех принятых государством мер на рынке в данный момент остались только те операторы, к которым можно обращаться и быть стопроцентно уверенными, что суда в надлежащем виде", — заявила региональный руководитель компании "Инфофлот" Оксана Орехова. По ее словам, требования к выходу судна в навигацию стали на порядок жестче, чем были.

При этом бывший директор Казанского речного порта Рашид Сафин считает, что все нововведения вносились только "для галочки", и положение дел в российском речном транспорте не изменилось. Он подчеркнул, что ключевая проблема речного флота по всей стране — преклонный возраст судов — так и не нашла разрешения.

"После трагедии объявили, что все суда старше 30 лет нужно остановить на Волге, а потом посмотрели: оказывается, на Волге после всех этих действий может остаться только одно судно, которому еще нет 30", — пояснил Сафин. Новые суда, по его словам, строятся, но стоят немалых денег. "Я как-то прикидывал, что если построить новый "омик" [теплоход "Озерный москвич"], он обойдется где-то в 100 млн руб., окупаться будет около 25 лет", — говорит он.

"Судно — это сложное инженерно-техническое сооружение, но дело в том, что оно же модернизируется, ремонтируется: двигатели меняются, корпус меняется, радионавигационные приборы можно внедрить, то есть хотя бы эти вещи элементарно, а этого не делается", — посетовал экс-директор речпорта.

Сафин не согласен с тем, что суда передаются в частные руки. "Речной транспорт — он же сезонный: полгода работает, полгода стоит. Вы же понимаете, что я не буду вкладывать столько, сколько буду иметь доход", — объяснил он.

Кроме того, Сафин пожаловался на падение престижа профессии. В речные техникумы, рассказал он, поступают "случайные люди", которые не смогли поступить в другие учебные заведения. Раньше, говорит Сафин, специалисты били очень сильные — "потомственные речники".

"Сегодня с порта увольняются прямо экипажами и, если есть где-то предложение, уходят к частнику, который платит в 2-3 раза больше. В порту остаются те, кто в транзит не может идти, потому что у него нет опыта плавания, а у молодых еще нет плавательского ценза, работают люди предпенсионного возраста и пенсионеры", — заключил экс-глава Казанского речного порта.

В начале лета 2014г. глава комитета по туризму Республики Татарстан Сергей Иванов рассказал журналистам, что "до определенных событий" в Казани наблюдался серьезный рост речного круизного туризма. После трагедии 2011г. турпоток упал вдвое, но в последние три года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества пассажиров, прибывающих в Казань "с воды".

По его данным, в 2013г. в Татарстан прибыло 105 тыс. круизных экскурсантов (против 74 тыс. в 2012г.), в 2014г. ожидается, что их число вырастет на 10-12%. "Мы надеемся, что порядка 120 тыс. человек посетят Казань именно с теплоходов", — сказал Иванов.

Поток клиентов, желающих купить путевки на речные круизы в Казани, до сих пор гораздо ниже, чем в Нижнем Новгороде, Самаре и Москве, рассказала РБК-Татарстан начальник отдела внутреннего туризма в Казани компании "Водоход" Наталья Кадырова. По ее словам, после трагедии на Волге изменилось не только количество посетителей, но и реакция людей: туристы, которые приходят за путевками, до сих пор спрашивают про безопасность, наличие средств спасения жизни и необходимых документов.

Сергей Канашевич, Гульназ Шарафутдинова

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
OKX резко ужесточила комплаенс. Это произошло после иска против KuCoin Крипто, 19:09
Экс-глава криптобиржи FTX Сэм Бэнкман-Фрид приговорен к 25 годам тюрьмы Крипто, 19:07
В Думе заявили о договоренности с Белоруссией о росте поставок топлива Экономика, 19:04
Студента из Таджикистана арестовали в Брянске за оправдание терроризма Политика, 19:01
Теракт в «Крокус Сити Холле». Главное Общество, 19:00
Отстраненному за ставки игроку «Ньюкасла» предъявили 50 новых обвинений Спорт, 18:56
В Казахстане основным источником кибермошенников назвали Украину Политика, 18:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
ЦСКА расторг контракт с вратарем Иваном Федотовым Спорт, 18:31
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета Политика, 18:25
Роскомнадзор заявил об отсутствии необходимости в блокировке Tеlegram Политика, 18:22
Террориста из «Крокуса» привезли на следственные действия к жилому дому Общество, 18:20
Товарно-сырьевая биржа запустит фьючерсы на бензин для частных инвесторов Инвестиции, 18:20
«Мосэнергосбыт» предупредил о предлагающих льготы мошенниках Недвижимость, 18:18
В каких квартирах будет больше света: на что обратить внимание при выборе РБК и ПИК, 18:13