Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Россияне переходят на дорогой шоколад

В то время как европейские шоколадные рынки стагнируют, российский "сладкий" рынок по-прежнему растет, хотя и так не быстро, как это прогнозировалось. Среднегодовой рост его объемов на протяжении последних 3-4 лет составил порядка 5%. На 2007г. эксперты также прогнозируют рост в 4,5-5%. Зато в денежном выражении отечественный шоколадный рынок увеличивается на 12-15% в год.
Россияне переходят на дорогой шоколад

Среднестатистический россиянин съедает в год 4,06 кг шоколадных изделий, при среднем уровне их потребления в США и Западной Европе 5,2 кг на человека и в странах Восточной Европе - 2,75 кг в год на душу населения. Правда, здесь статистика выделяет поляков, поглощающих 5,67 кг шоколадной продукции.

Сладкий годовой рацион одного россиянина состоит из 2 кг развесных конфет, 1 кг плиточного шоколада (черного, молочного и белого), а также по полкило конфет в коробках и шоколадных батончиков. Считается, что это немного, поскольку, по некоторым данным, швейцарцы и немцы съедают в год более 10 кг шоколадных изделий. Эксперты говорят о такой цифре, применительно к российскому потребителю, как о недостижимой, но соглашаются с тем, что запас для роста рынка, к радости его участников, еще возможен.

Специалисты отмечают, что речь идет о годовом потреблении именно шоколадных изделий, поскольку если взять весь рынок кондитерской продукции, то там среднестатистическое потребление составит примерно 16 кг на человека. Помимо шоколадной продукции, этот рынок включает выпечку – пряники, булочки, печенье, торты, рулеты и другие сладкие изделия, изготовленные из муки. Базой третьего компонента является сахар – карамели, зефиры, жевательные конфеты, помадки и т.д.

На рынке кондитерской продукции шоколад занимает 43%, в то время как среднем в мире - 60%. Поэтому дальнейшее перераспределение долей между тремя важнейшими сегментами общего "сладкого" рынка: сахара, муки и шоколада вполне возможно.

Интересно, что самое высокое потребление шоколадных изделий в России участники рынка отмечают в Северо-Западном регионе - 4,9 кг в среднем на одного жителя в год. Затем следуют Дальний Восток – 4,4 кг, Москва – 3,9 кг, Урал – 2,9 кг. И самое низкое потребление изделий из шоколада наблюдается в Сибири – 1,9 кг, хотя в холодном климате высокое потребление такого калорийного продукта было бы логичным.

В России сейчас происходит постепенный дрейф потребительских предпочтений в сторону более дорогой продукции, что связывают с увеличением доходов населения. Люди готовы платить за более качественный товар, а производители стремятся предложить им такую продукцию, отметила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов", управляющий директор по маркетингу кондитерского объединения "СладКо" Юлия Орловская. Причем если в нижнем ценовом сегменте шоколадного рынка цена за 1 кг продукции доходит до 180 руб., а в среднем колеблется в районе 180-400 руб., то в сегменте премиум 1 кг стоит 400-630 руб., а в суперпремиум – свыше 630 руб.

Два последних, по мнению экспертов, имеют наибольший потенциал роста и наиболее привлекательны для российских производителей. Таким образом, шоколадный рынок стремится к высшей ценовой границе. В 2006г. увеличение здесь может достигнуть 20%, а наибольшие темпы роста демонстрируют дорогие конфеты в коробках.

Сами видовые предпочтения покупателей не меняются и развесные конфеты долгое время еще будут держаться "в фаворе". Правда, внутри это сегмента тоже замечено перераспределение в сторону более дорогих и качественных конфет. В целом, на рынке развесные конфеты лидируют, занимая 46-48% от всей шоколадной продукции. Вопреки прогнозам о "затухании", этот сегмент продолжает расти на 6-7% в год, а его объем достигает 240 тыс. тонн. в год. Единственно, что происходит на этом рынке – "борьба" между развесными конфетами "россыпью" и развесными конфетами, упакованными в пакеты самими производителями.

При невысоких и склонных к замедлению темпах роста производители и продавцы шоколадных изделий неслучайно уповают на продукцию класса премиум, способную поддержать рынок. Так, на 2007г. запланировано открытие шоколадных бутиков "Конфаэль" в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, и вообще, компания собирается удвоить сети за счет открытия десяти новых магазинов в городах-миллионниках.

Настоящий шоколад должен состоять из натуральных ингредиентов – какао-масла, тертого какао и сахарного песка. По российским стандартам нельзя добавлять никаких добавок. По западному законодательству, шоколад - это продукт переработки какао-бобов и допускается только 5% заменителей какао-масла. По словам директора по качеству ОАО "Рот Фронт" Надежды Лукиновой, российские предприятия работают по отечественному ГОСТу и, естественно, используют только натуральные продукты, без заменителей. Благодаря строгому соблюдению стандартов качества российские производители и выигрывают у конкурентов.

Отечественный шоколадный рынок по-прежнему остается привлекательным, в том числе и для иностранных игроков. В первой пятерке игроков, суммарная доля которой в "шоколаде" составляет 63%, доминирует зарубежный капитал. Несмотря на лидирующие позиции российского холдинга "Объединенные кондитеры" (компании "Рот Фронт", "Красный Октябрь", "Бабаевский", 15 предприятий с общей долей на рынке 23%), его догоняют швейцарский концерн Nestle (15%), американские компании Mars (10,6%) и Kraft Foods (9,3%), а также холдинг "СладКо" (5,7%), контролируемый норвежской компанией Orkla ASA. Причем весной 2006г. норвежцы увеличили свою долю на рынке, приобретя более 75% акций питерского ЗАО "Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской".

Зарубежный капитал, видя перспективы российского шоколадного рынка, продолжает скупать отечественные компании, увеличивая свое влияние здесь. Россия для иностранцев - новый перспективный регион, представляющий интерес и потому, что свои рынки давно поделены и затраты там несравнимо больше. Внимание иностранных кондитеров к отечественному потребителю объясняется и финансовыми причинами. Так, по разным оценкам, в 2005г. шоколадный рынок России составил порядка 3 млрд долл.

Активность иностранцев не дает возможности расслабиться отечественным игрокам, заставляя их уделять больше внимания маркетингу и четкому позиционированию и продвижению брендов. Натиска региональных производителей "шоколадные" гранды не боятся. "На сегодня мы не испытываем сильных проблем от региональных производителей шоколадной плитки", - говорит директор департамента продаж холдинга "Объединенные кондитеры" Андрей Хомутянский - Этот рынок уже поделен крупными национальными игроками, в том числе иностранными".

Cреди тенденций, которые в ближайшее время будут характерны для российского шоколадного рынка эксперты выделяют - его перераспределение в сторону более дорогих продуктов, приход новых иностранных игроков и агрессивную рекламу.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46
В Курской области сработала система ПВО Политика, 19 апр, 23:40
В Липецкой области объявили об угрозе атаки дронов Политика, 19 апр, 23:21
В Сумах прогремели взрывы Политика, 19 апр, 23:12
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Над Белгородской областью сбили три дрона Политика, 19 апр, 22:58
Посольство России заявило об эрозии послевоенного примирения в Германии Политика, 19 апр, 22:55
Представитель Успенской опроверг информацию о плохом самочувствии Общество, 19 апр, 22:48
Корреспондент «Известий» погиб в зоне военной операции Политика, 19 апр, 22:39
МВД предложило дать следователям право приостанавливать денежные переводы Общество, 19 апр, 22:19
Мирра Андреева проиграла украинке в 1/4 финала турнира WTA во Франции Спорт, 19 апр, 22:15
Мужчина поджег себя у здания суда, где шел процесс над Трампом Политика, 19 апр, 22:15