Прямой эфир телеканала 

Прямой
эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает передачу
потокового видео.

Попробуйте установить

свежую версию Flash-плеера
Лента новостей 21:28 МСК
20:40 Бастрыкин впервые прокомментировал аресты в Следственном комитете 20:20 Квартал в Дамаске подвергся минометному обстрелу 19:57 Трамп пригрозил выходом США из ВТО 19:45 Тарпищев подтвердил участие российских теннисистов в Олимпийских играх 19:40 Сирийский беженец с мачете напал на прохожих на юге Германии 19:10 Российских синхронисток и прыгунов в воду допустили к Олимпийским играм 18:36 Исинбаева прокомментировала решение МОК по участию сборной России в Играх 18:31 Мутко поблагодарил МОК за решение о допуске россиян на Олимпиаду 18:28 МЧС предупредило москвичей о порывах ветра и грозе 18:25 Хоркина призвала российских спортсменов к осмотрительности на Олимпиаде 18:21 В Госдуме призвали наказать виновных в олимпийском скандале чиновников 18:02 Александр Карелин назвал справедливым решение МОК по российской сборной 17:49 Олимпийский комитет России опубликовал речь Жукова перед исполкомом МОК 17:37 «Хотелось побольней нас лягнуть»: российские политики о решении МОК 17:04 МОК отказался отстранить сборную России от Олимпиады 16:47 Большинство жертв мюнхенского стрелка были детьми мигрантов 16:19 Телеконференция главы МОК начнется в 17:00 15:42 В Одессе неизвестные попытались забросать яйцами Надежду Савченко 15:34 СМИ сообщили о принятом МОК решении по участию России в Олимпиаде 15:18 Мюнхенский стрелок планировал преступление в течение года 14:41 В Лозанне начали обсуждать вопрос об участии сборной России в Олимпиаде 14:21 G20 подготовит черный список не обменивающихся налоговыми данными стран 14:10 На борту следовавшего из Москвы в Краснодар самолета скончался мужчина 13:55 Полиция сообщила причины ДТП с туристическим автобусом под Ростовом 13:43 Украинский медиахолдинг рассказал о слежке за своими журналистами 13:19 Украина заявила о гибели в Донбассе шести военных за сутки 12:35 Глава ЛНР перенес местные выборы на 6 ноября
РБК
Катастрофа SSJ-100: летчиков подвели диспетчер и российский атлас
Расследование катастрофы российского лайнера Sukhoi SuperJet 100, который потерпел крушение 9 мая в Индонезии, фактически завершено. Коллеги погибших летчиков убеждены, что к трагедии привели несовершенства российского атласа, которым пользовался экипаж самолета. Однако Минтранс России фактически признал, что в столкновении SSJ-100 с горой виноваты сами пилоты. Об этом пишет во вторник, 3 июля, газета "Коммерсантъ".
Фото: ИТАР-ТАСС
В этом сюжете
Индонезия советует "Сухому" лучше готовить пилотов для демополетов 25.06.2012, 15:58 SSJ-100 мог потерпеть крушение из-за лихачества командира лайнера 07.06.2012, 11:00 "Сухой" заплатит $5 млн семьям индонезийцев, погибших на SSJ-100 06.06.2012, 13:54 Посмотреть все 70 материалов

Расследование катастрофы российского лайнера Sukhoi SuperJet 100, который потерпел крушение 9 мая в Индонезии, фактически завершено. Коллеги погибших летчиков убеждены, что к трагедии привели несовершенства российского атласа, которым пользовался экипаж самолета. Однако Минтранс России фактически признал, что в столкновении SSJ-100 с горой виноваты сами пилоты. Об этом пишет во вторник, 3 июля, газета "Коммерсантъ".

Вслед за Национальной комиссией по безопасности на транспорте Индонезии Минтранс РФ разослал главам авиакомпаний информационное сообщение, в котором, прямо не называя причин катастрофы Sukhoi SuperJet, фактически признал, что трагедия произошла из-за ошибки экипажа. В документе отмечается, что за последние несколько лет в результате "столкновения с землей в контролируемом полете" разбились несколько российских самолетов и вертолетов.

В министерстве уверены, что эти катастрофы произошли из-за ошибок летчиков, которые совершали полеты в опасной близости от препятствий, но при этом игнорировали сигналы предупредительных бортовых систем. К крушениям были косвенно причастны и диспетчеры, которые выдавали пилотам "разрешения на снижение в горной местности при отсутствии точного представления о фактическом местонахождении воздушного судна". Летчикам Минтранс предписал строго соблюдать навигационные требования, особенно при полетах в горной местности. Руководителей авиакомпаний транспортное ведомство обязало проверить подготовку пилотов.

Из текста письма Минтранса издание делает вывод, что в качестве причины крушения российского лайнера в Индонезии будет названа ошибка пилотов, проигнорировавших требование о безопасной высоте полета в горах. Во время демонстрационного полета 9 мая это требование действительно было нарушено, однако коллеги погибшего командира экипажа SSJ-100 Александра Яблонцева утверждают, что его решение о снижении не было опасным маневром.

Ограничение по высоте полета над западной частью острова Ява составляет 12 тыс. 300 футов. Его установила корпорация Jeppesen Airway Manual (США) - крупнейший производитель аэронавигационных баз для авиации. Однако внутри региона есть относительно безопасный коридор на высоте 10 тыс. футов: по нему летают самолеты индонезийских авиалиний, следующие по маршруту Джакарта - Амбон. Демонстрационный маршрут SSJ-100 длиной в 20 миль "укладывался в эту полосу", поэтому А.Яблонцев абсолютно обоснованно принял для первого полета эту высоту, отмечает газета.

Первый полет не очень понравился самому пилоту: он оказался довольно коротким, а снижаться на коротком участке с высоты 3 км пришлось слишком резко, что было некомфортно для пассажиров. А.Яблонцев внес изменения в план второго полета. На дальней от аэропорта Джакарты точке командир судна решил сделать не разворот, а дополнительный круг, чтобы снизиться на нем до 6 тыс. футов, "выиграв" таким образом и высоту для последующей более комфортной посадки, и общее время полета. Коллеги А.Яблонцева считают, что он был уверен в совершенстве установленной на SSJ-100 системы заблаговременного предупреждения об опасном сближении с землей T2CAS производства французской корпорации Thales Group.

В последнем рейсе лайнером управлял уже не экипаж, а автопилот. Сначала самолет двигался по контрольным точкам, координаты и высоты которых летчики заложили в память бортового компьютера перед началом полета. Перед вторым кругом экипажу пришлось перейти на другой режим работы автопилота - Select Heading ("Выбор курса"). Поворачивая регулятор, пилот провел самолет по кругу, а при выходе из него допустил ошибку, задав курс не на север, к аэропорту Халим-Перданакусума, а на юг, к горе Салак высотой 7 тыс. 254 фута.

Семь последних миль до перевала между двумя вершинами Салака Sukhoi SuperJet прошел за 2,5 минуты, и за это время, по данным бортовых самописцев, система T2CAS несколько раз предупредила экипаж об опасности. А.Яблонцев лично испытывал работу этой системы на Северном Кавказе и, составляя руководство по летной эксплуатации SSJ-100, написал, что при срабатывании сигнализации "незамедлительно начать набор высоты". Однако в Индонезии пилот почему-то не поверил системе: он был уверен, что летит над равниной к аэропорту и даже проигнорировал собственные рекомендации, снизившись на 800 футов. Лишь перед ударом о склон Салака А.Яблонцев заподозрил неладное и выключил автопилот.

Его коллеги, тем не менее, считают, что списывать всю вину на экипаж SSJ-100 было бы неправильно. К трагедии могла привести и невнимательность диспетчера полетов военного аэропорта Халим, который 9 мая принял большое количество международных рейсов, и у него не оставалось времени и сил на контроль полета российского лайнера. В крупном европейском или даже российском аэропорту внимание диспетчера к идущему аварийным курсом самолету было бы привлечено искусственно: метка проблемного самолета начала бы мигать. Однако установленное в Джакарте оборудование не позволяет заблаговременно отслеживать критические ситуации в воздухе, отмечает издание.

Кроме того, правильно оценить район полетов летчикам мог бы помочь атлас, в котором не только прорисован рельеф местности, но и указаны минимальные высоты пролета над препятствиями. Однако экипаж SSJ-100 для ориентирования на местности пользовался российским атласом, в котором эти высоты не указываются. 

Реклама

Подробно
Специальные предложения
Специальные предложения