Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:38 МСК
Российский гонщик попросил отдать ему место чемпиона мира в «Формуле-1» Спорт, 21:50 Иран пригрозил США ответными мерами на продление санкций Политика, 21:43 Снежная лавина сошла на автодорогу Ялта — Бахчисарай в Крыму Общество, 21:30 Столовую в Москве закрыли после отравления калининградских школьников Общество, 21:04 Эрдоган рассказал о предложении Путину перейти в торговле на рубли и лиры Политика, 20:50 В центре Москвы две женщины провалились в шахту лифта Общество, 20:39 «Реал» на последней минуте сравнял счет в матче против «Барселоны» Спорт, 20:26 Физика Стивена Хокинга выписали из больницы в Риме Общество, 20:04 Власти Крыма прокомментировали решение киевского суда по скифскому золоту Политика, 19:55 Силовики сообщили об уничтожении пяти боевиков в Дагестане Политика, 19:47 Повстанцы сбили самолет сирийских ВВС в восточном Алеппо Политика, 19:19 В Калифорнии девять человек погибли при пожаре во время вечеринки Общество, 18:36 Чемпионат Испании по футболу. «Барселона» — «Реал». Онлайн Спорт, 18:15 СМИ опубликовали видео визита Грефа в Сбербанк под видом инвалида Общество, 18:07 Калининградских школьников с признаками кишечной инфекции сняли с поезда Общество, 18:01 Пассажирский самолет L-410 выкатился за пределы взлетной полосы в Коми Общество, 17:35 Савченко обвинила Россию в готовности «дойти до Великобритании» Политика, 17:20 В Москве госпитализировали актера Вячеслава Шалевича Общество, 16:46 Сирийская армия освободила 60% восточного Алеппо Политика, 16:38 Акинфеев обошел Дасаева и установил рекорд российского футбола Спорт, 16:30 Путин поздравил нового короля Таиланда со вступлением на престол Политика, 16:17 ЦСКА забил четыре гола за тайм в матче против «Урала» Спорт, 15:56 Верховный суд Ирана оставил в силе смертный приговор миллиардеру Занджани Общество, 15:47 Китай выразил протест после разговора Трампа с президентом Тайваня Политика, 15:47 Лавров прокомментировал запрет Пентагону на сотрудничество с Россией Политика, 15:10 Российские саперы привлекут роботов к разминированию Алеппо Политика, 14:34 Лавров положительно оценил новые предложения США по Алеппо Политика, 14:15 Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Урал». Онлайн Спорт, 14:00
16 янв 2015, 00:06
Лола Тагаева, Анатолий Темкин, Степан Опалев
Отмена электричек в регионах подстегнула социальные протесты
Фото: ТАСС
Экономический кризис может вывести людей на улицу. Один из первых поводов – повсеместное сокращение электричек: жители населенных пунктов, где с нового года отменяют пригородное сообщение, уже угрожают протестными акциями, в том числе перекрытием дорог. Близкий к Кремлю эксперт говорит, что этот год будет «экзаменом на кризис»

Автобусы вместо электричек

В этом году появятся регионы, где произойдет полная отмена электричек, а в десятках регионах «дочки» РЖД резко снизят интенсивность пригородного сообщения. В январе запланирована приостановка 300 пригородных поездов в 39 регионах, уже отменено более 100 поездов, приводит последние данные пресс-служба РЖД. Причем 204 поезда отменяется по инициативе регионов, подчеркнул представитель РЖД.

В Вологодской и Псковской областях электрички отменяются полностью. Крупные сокращения идут в Тверской области (53 состава), Забайкальском крае (50), Нижегородской (37) и Тамбовской (19) областях, сообщил РБК представитель монополии.

В Вологодской и Псковской областях местные власти обещают заменить электрички автобусами. Для этого придется закупить транспорт, нанять дополнительный персонал, отремонтировать дороги в отдаленные поселки, признает губернатор Олег Кувшинников в своем декабрьском видеообращении. В Псковской области уже запущено 18 дополнительных автобусных маршрутов вместо отмененных электричек, сообщал 5 января сайт правительства области. По данным РЖД, в области было снято 14 электричек.

Тринадцать должников

Сокращения происходят из-за задолженности местных властей «дочкам» РЖД. В 2014 году регионы должны были компенсировать пригородным железнодорожным перевозчикам около 15 млрд руб., но выделили на эти цели только 8,7 млрд руб., рассказал РБК представитель РЖД. Цена билета на электричку для населения ниже себестоимости, ее по-прежнему нужно компенсировать из регионального бюджета, объясняет он.

В марте прошлого года правительство рекомендовало региональным властям использовать поступления от налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, говорит представитель РЖД. По подсчетам монополии, в 2014 году эти платежи составили около 12,5 млрд руб., прогноз на 2015 год – около 20 млрд руб. Таким образом, у регионов есть средства на «транспортные субсидии».

Пригородное сообщение в России в цифрах

15 млрд руб. должны были компенсировать регионы железнодорожникам за пригородные перевозки в 2014 году, по данным РЖД

8,7 млрд руб. выделили регионы на компенсации пригородным пассажирским компаниям в прошлом году

2 млрд руб. долг Забайкальского края перед железнодорожниками, является самым большим среди регионов

300 электричек могут быть отменены в 2015 году из-за отсутствия компенсаций

53 электрички отменены в Тверской области, самое большое число среди регионов

86,5 млн руб. Тверская область планирует ежегодно выплачивать железнодорожникам в качестве компенсации за пригородные перевозки

12,5 млрд руб. поступления от налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования в региональные бюджеты в 2014 году

20 регионов подписали с РЖД договоры об организации пригородного сообщения на 2015 год

По 80% выпадающих доходов пригородных компаний 20 регионов выплачивают компенсации с 2011 года

Тем не менее в наступившем году разрыв между потребностями перевозчиков и планами местных властей еще больше увеличится: по подсчетам РЖД, потери составят около 24 млрд руб., а регионы предусмотрели на их компенсацию только 7,9 млрд руб.

Самая сложная ситуация с долгами в Забайкальском крае, Вологодской, Псковской, Белгородской, Костромской и еще в восьми областях, рассказывает представитель железнодорожной монополии.

Так, Забайкальский край накопил около 2 млрд руб. долга перед железнодорожниками, сообщала в декабре газета «Забайкальский рабочий» со ссылкой на замминистра территориального развития края Дмитрия Палкина. У Тверской области не хватило 40 млн руб. для выплат компенсации за льготных пассажиров, передавал в начале января «Росбалт». С Вологодской области пригородная пассажирская компания требовала 240 млн руб., тогда как регион признал за собой только 22 млн руб. долга. По версии железнодорожников, Белгородская область должна им около 244 млн руб.

Губернаторы против РЖД

Региональные власти с претензиями перевозчиков не согласны. Кувшинников в своем видеоблоге обвинил монополию в «непрозрачности». «Мы не готовы компенсировать неэффективные затраты «дочки» РЖД. Примерно 80–85% расходов приходится на обслуживание подвижного состава и его аренду у материнской компании. Это непрозрачные для нас цифры, мы эти цифры не признаем», – сказал Кувшинников.  По его словам,  концепция пригородного транспортного обслуживания РЖД «противоречит интересам и регионов, и населения». В РЖД назвали заявления Кувшинникова «переваливанием с больной головы на здоровую».

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников

Глава Забайкалья Константин Ильковский выступил с похожих позиций: по его словам, пригородную компанию не удалось уговорить за два года «умерить аппетиты» (цитата по Чита.Ru). «Покупаю билет от Читы до Карымской – 240 руб. сидячий вагон. Беру их расчет на возмещение затрат из бюджета края – 1400 руб.», – возмущается Ильковский.

Первый заместитель главы правительства Забайкальского края Алексей Шеметов заявил РБК, что без федерального бюджета вопрос не решить, требуется участие руководства Минтранса и Минфина.

В переговорах с РЖД и федеральным центром Ильковский обвиняет госмонополию в том, что та берет себе только прибыль, а все убытки оставляет региональному бюджету, рассказал РБК региональный чиновник.

С подобными заявлениями постоянно выступают губернаторы Воронежской области Алексей Гордеев и Белгородской Евгений Савченко.  «В РЖД все, к сожалению, свелось к зарабатыванию денег, а я всегда считал, что это важнейшая социальная отрасль», – цитируют Гордеева «Новости Воронежа» (в области полностью отрезан от железнодорожного сообщения город Алексеевка).

Во вторник Гордеев напомнил о желании глав черноземных регионов создать своего железнодорожного перевозчика: иначе «дешевле возить на такси». Губернатор Липецкой области Олег Королев еще в мае прошлого года заявил о том, что региональные власти создадут свою компанию, которая займется пригородным сообщением.

Перекрыть Транссиб

Замминистра транспорта Алексей Цыденов, комментируя сложившуюся ситуацию, подчеркнул, что это существенно обострит социально-экономическую обстановку в регионах, при том что по законодательству ответственность за осуществление местных перевозок лежит на областных властях. 

Жители забайкальского села Харагун, куда электричка ходить перестала с 1 января, уже пригрозили перекрытием путей на Транссибирской магистрали: каждое утро из села более 80 человек выезжают на работу и учебу. В итоге правительство региона заявило о решении выплатить долги за 2014 год, которые были заложены в бюджет, а пригородная компания пообещала сохранить данную электричку, если министерство территориального развития региона внесет ее в заявку на 2015 год, сообщает «Тайга.инфо». Однако собеседник  РБК в администрации региона сомневается, что  все выплаты произойдут, проблема решена лишь временно – долги сли​шком большие.

В Вологодской области 10 декабря прошел митинг против отмены электрички. Новый запланирован на 15 февраля, рассказал РБК депутат заксобрания Евгений Доможиров. По его словам, его организует Партия прогресса и движение «Вместе». Критиковать собираются в первую очередь РЖД, которая должна нести социальные обязательства.  «Нам звонили ветеранская организация  из Череповца, люди возмущены и собираются приехать целым автобусом в Вологду и проводить пикеты и митинги в своих поселках», – говорит Доможиров.

«Жители поселка у станции Семигородняя полностью отрезаны, не могут добраться до своих рабочих мест, они готовы перекрыть дорогу, хотя правительство их успокаивает», – рассказал РБК депутат заксобрания от КПРФ Николай Журавин.​

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев отмечает, что к весне ситуация с электричками еще больше ухудшится. «Сейчас  это связано с работой, а весной добавятся те, кто ездит на дачу и отдых: в группе пострадавших будет дополнительный сегмент людей. Социальная значимость электрички очень высокая, рост цен на продукты люди могли бы компенсировать дачами», – отмечает эксперт​.

Глава близкого к Кремлю фонда развития гражданского общества Константин Костин отмечает, что для губернаторов этот год будет «экзаменом на кризис».  «Мы уже можем говорить, что половина респондентов в регионах ощущают на себе негативные последствия экономического кризис​а. В течение какого-то времени люди будут ждать: как отреагируют на происходящее региональные власти. Руководители субъектов должны сами проявлять инициативу и предлагать оптимальный вариант решения проблем, а не разводить беспомощно руками, «мы все понимаем, но денег нет», – говорит Костин. Он подчеркнул, что электрички – это очень чувствительный вопрос: «Даже когда в «тучные» годы в Новосибирске отменили льготы на проезд в общественном транспорте для пенсионеров, и это стало причиной большого количества протестов».

РЖД 31 декабря выпустило пресс-релиз, в котором анонсировало принятие правительственного закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Этот закон будет устанавливать понятную систему взаимоотношений государства и перевозчика, а также его бюджетное обеспечение при осуществлении как пригородных, так и дальних перевозок.