Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 13:04 МСК
В Нигерии при обрушении крыши церкви погибли не менее 160 человек Общество, 12:13 Число жертв теракта в Стамбуле увеличилось до 38 человек Общество, 12:02 Лучшие предложения рынка наличной валюты  12:00   USD НАЛ. Покупка 62,88 Продажа 62,88 EUR НАЛ. 66,59 66,55 СК возбудил уголовное дело после пожара в Нижнекамске Общество, 11:36 После приватизации Glencore заложит более 5% «Роснефти» Экономика, 11:09 Минобороны сообщило об уничтожении в Пальмире 300 боевиков ИГИЛ Политика, 10:55 В результате взрыва в Сомали погибли 29 человек Общество, 10:30 Число жертв пожара в Нижнекамске увеличилось до пяти Общество, 09:45 Республиканцы получили еще одно место в сенате США Политика, 09:34 СМИ сообщили о гибели трех человек при пожаре в цехе в Нижнекамске Общество, 09:21 В Турции объявили национальный траур после теракта в Стамбуле Общество, 08:49 Юнкер раскритиковал приостановку переговоров о вступлении Турции в ЕС Политика, 08:24 СМИ узнали о недовольстве США из-за встречи Путина и Абэ Политика, 08:09 СМИ узнали о роли российских ВКС и ВВС Сирии в обороне Пальмиры Политика, 06:55 Мэра Лондона попросили на время сделать общественный транспорт бесплатным Общество, 06:25 Макфол предложил считать журналистов RT и Sputnik иностранными агентами Политика, 06:00 Боб Дилан сравнил присуждение Нобелевской премии с полетом на Луну Общество, 05:35 Глава ExxonMobil посчитал за честь стать госсекретарем при Трампе Политика, 05:23 Взрывы у стадиона Vodafone Arena в Стамбуле. Фоторепортаж Фотогалерея, 05:02 Власти Турции заявили о гибели 27 полицейских при теракте в Стамбуле Политика, 04:40 Не менее десяти человек погибли при обрушении церкви в Нигерии Общество, 03:43 В Ярославле боец Росгвардии покончил с собой Общество, 02:55 Михалков объяснил свои претензии к Ельцин-центру Общество, 02:20 Трамп назвал связи с Россией преимуществом кандидата в главы Госдепа Политика, 02:12 Момент взрыва в Стамбуле засняли на видео Общество, 01:42 После ДТП в Оренбургской области возбудили уголовное дело Общество, 00:59 Жертвами теракта в Стамбуле стали не менее 13 человек Общество, 00:19 Сирийская армия заявила об отбитой атаке боевиков на Пальмиру Политика, 00:07
9 ноя 2015, 18:42
Анастасия Михайлова
За крупнейшую аварию в московском метро рабочие получили до шести лет
Обвиняемые по делу о крушении поезда в столичном метро 15 июля 2014 года, слева направо: директор фирмы-субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов — в ожидании приговора в Дорогомиловском суде Москвы Фото: «РИА Новости»
За крупнейшую в истории московского метро аварию ответили рядовые сотрудники метрополитена — бригадиры и мастера. Они получили по 5,5–6 лет лишения свободы. Менеджмент компании пока не пострадал

Сроки не для менеджмента

Дорогомиловский суд столицы в понедельник приговорил к срокам от 5,5 до 6 лет лишения свободы обвиняемых в аварии в метро на Арбатско-Покровской линии в июле 2014 года.

Самое строгое наказание — шесть лет — судья Антон Толстой назначил помощнику мастера Юрию Гордову. Замдиректора подрядной компании «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пут​​и Алексей Трофимов и старший мастер этого подразделения Валерий Башкатов проведут в заключении по 5,5 лет, следует из приговора суда. Все они будут отбывать наказания в колонии общего режима.

Суд признал их виновными в нарушении правил эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшего смерть более двух лиц (ч.3 ст.263 Уголовного кодекса).​ Суд также постановил взыскать с осужденных 15,2 млн руб., частично удовлетворив гражданские иски потерпевших. Изначально они просили солидарно взыскать с обвиняемых более 30 млн руб.

Судья Толстой согласился с версией следствия о том, что причиной аварии стал строящийся стрелочный перевод: работы по его установке проводились без необходимой документации. А бригадами рабочих сторонней подрядной компании руководили штатные сотрудники метрополитена, которые работали без трудовых договоров.

«Пока за аварию в метро отвечают стрелочники, а не менеджмент компании», — заявил РБК в день оглашения приговора ​адвокат Башкатова Сергей Князькин. Но защитник надеется, что после приговора ответственность понесут также и руководители подразделений, котор​ые сейчас находятся под следствием, так как суд установил нарушения в работе менеджеров компании.

«Все строительные работы выполнялись в ночное время, а должны были выполняться в дневные часы, и это установил суд, — поясняет Князькин. — Кроме этого судья указал, что руководство метрополитена должно было ограничить скорость движения поездов на этом участке до 40 км/ч на время проведения ремонтных работ». Согласно материалам дела, в туннеле была разрешена скорость 70 км/ч, поезд же шел со скоростью 64,8 км/ч.

В июле 2014 года, через неделю после трагедии, своего места лишился руководитель «Московского метрополитена» Иван Беседин, который возглавлял метрополитен с 2011 года. Но уже в феврале 2015 года Беседин был назначен начальником департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком РЖД.

Мигающие лампочки

Поезд «Русич» потерпел крушение в московском метро утром 15 июля 2014 года. Состав отправился со станции «Парк Победы», в туннеле поезд сошел с рельс и врезался в стену. Погибли 23 человека, еще 180 пассажиров получили травмы.

Машинист Сергей Осипов, управлявший поездом, остался жив. Но во время предварительного расследования уверял, что не помнит, как произошло крушение: все его воспоминания обрываются на том моменте, как незадолго до аварии он заступил на свою смену.

Выжившие пассажиры рассказывали, что непосредственно перед столкновением в вагонах начали мигать лампочки, а потом они почувствовали резкое торможение, следует из приговора суда.

С первых дней следствие сделало приоритетной версию о том, что причиной аварии стали нарушения при строительстве стрелочного перевода. За качеством работ должен был следить исполняющий обязанности мастера Юрий Гордов. По версии обвинения, еще 7 июля он увидел нарушение, но не стал его исправлять и разрешил движение поездов.

Согласно материалам дела, компания «Спецтехреконструкция», которой руководил Круглов, строила перевод с Арбатско-Покровской на Калининско-Солнцевскую линию. А строительными бригадами управляли сотрудники метрополитена Башкатов и Трофимов, которые работали на компанию Круглова по совместительству — без заключения трудовых договоров.

Спустя два дня после крушения поезда под арестом оказались Башкатов и Гордов, а еще через несколько дней — Трофимов и Круглов.

Башкатов и Трофимов в своих показаниях, которые они давали сразу же после трагедии, рассказывали, что работы по врезке стрелки начались в ночь на 6 июля. Они не отрицали, что уложили стрелочный перевод с нарушениями: только правый остряк стрелки закрепили должным образом, а левый оставили в отведенном положении, примотав на 3 мм проволоку к креплениям.

Железнодорожная техническая экспертиза, проводившаяся по поручению следствия в декабре 2014 года, подтвердила эту версию. Эксперты указали, что проволока, на которую был закреплен левый остряк, порвалась и произошло «самопроизвольное прижатие остряка к рамному рельсу». В результате колеса очередного поезда съехали в сторону, и состав врезался в стену.

Эксперты не установили какую-либо неисправность поезда и не нашли на путях посторонние предметы или следы взрывчатых веществ.

Фотогалерея Трагедия на синей ветке московского метро Утром 15 июля на Арбатско-Покровской линии сошел с рельсов поезд. В результате пострадало более сотни человек. Погибло, по предварительным данным, 21.  Показать 23 фотографии

Три версии подсудимых

Подсудимые и их защитники отрицали вину в суде и выдвигали несколько собственных версий аварии. Еще во время своего ареста Башкатов утверждал, что стрелка перевода не работала: на ней не были установлены тяги, и она не могла привести рельсы в движение. «Поезда могли ехать только прямо», — настаивал обвиняемый. При этом последние строительные работы по укладке стрелки проводились за сутки до аварии — в ночь на 14 июля, следует также из материалов дела.

По мнению обвиняемого Гордова и его адвоката Тимура Чанышева, настоящей причиной аварии могла стать неисправность поезда «Русич».

Согласно материалам дела, перед крушением поезд простоял ночь на расстановке — в перегоне между станциями, а его исправность техники проверяли только за сутки до этого. Во время своего ареста Гордов предполагал, что крушение могло произойти из-за неисправности колесной пары состава.

Версию о неисправности поезда подтвердило и техническое заключение специалистов Московского государственного института путей. Исследование проводилось по заказу департамента строительства Москвы. В нем специалисты пришли к выводу, что причиной аварии стали технические неполадки «между первой и второй тележками первого вагона». Они указывали, что еще за 100 м до стрелочного перевода внутри колеи были обнаружены сколы бетона, как будто от ударов металлическим предметом, свисающим с подвижного состава. При этом левый остряк стрелки во время аварии находился в правильном, отведенном положении, указывали специалисты.

Супруга Гордова Изабелла Юдина, работавшая восемь лет обходчиком путей, в свою очередь рассказывала РБК, что в метрополитене обсуждают еще одну версию — к крушению поезда могла привести большая скорость поезда. В это время в туннеле проводились взрывные работы и они могли повлиять на безопасность движения.

Еще одной версией стороны защиты был перебой в электроснабжении, который мог привести к крушению поезда. Но следствие настаивает, что отключение контактного рельса произошло в результате аварии, а не стало ее причиной.

По мнению стороны защиты, официальная версия трагедии очень удобна для руководства метрополитена, которое очень быстро открыло движение на синей​ ветке после аварии, что привело к уничтожению важных следов и вещественных доказательств, утверждал Гордов.

Расследование основного дела о трагедии в метро продолжается, сообщил в понедельник официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Среди обвиняемых шесть человек, в том числе начальник службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, руководитель дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент аварии Анатолий Казанцев.