Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 9:28 МСК
На деревообрабатывающем заводе в Челябинске произошел пожар Общество, 08:14 На сайте Белого дома будут обнародовать зарплаты сотрудников Политика, 07:28 Единороссы нашли альтернативу Неверову на пост главы генсовета партии Политика, 07:23 В США запустили ракету Atlas V со спутником GEO-3 Технологии и медиа, 06:58 В Турции одобрили пакет поправок о переходе к президентской республике Политика, 06:06 СМИ узнали о планах Трампа и Мэй провести встречу на следующей неделе Политика, 05:38 Пассажирский самолет вернулся во Владивосток из-за пожарной сигнализации Общество, 05:37 В Москве полицейские застрелили угрожавшего взорвать гранату мужчину Общество, 04:58 Apple потребовала от поставщика чипов Qualcomm через суд $1 млрд Бизнес, 04:37 Сенат США утвердил Келли на должность министра внутренней безопасности Политика, 03:40 Дональд Трамп подписал указ о реформе здравоохранения Политика, 03:37 Наркобарон Коротышка не признал свою вину в незаконном обороте наркотиков Общество, 03:24 Число задержанных протестующих после инаугурации Трампа достигло 217 Общество, 03:18 США попросили Южную Корею арестовать брата бывшего генсека ООН Политика, 02:45 СМИ сообщили об исчезновении с сайта Белого дома страницы о правах ЛГБТ Политика, 02:32 Сенат США утвердил первого министра в администрации Трампа Политика, 01:50 Украина завершила сотрудничество с российской авиакомпанией «Волга-Днепр» Бизнес, 01:30 Московская биржа провела переоценку акций своих эмитентов Финансы, 01:04 В Австрии арестовали подозреваемого в подготовке теракта в Вене Общество, 00:54 «Это какая-то шутка»: как Вашингтон встречал Трампа Политика, 00:27 Арендатору помещения обрушившегося конного клуба предъявили обвинение Общество, 00:14 Crédit Suisse назвал 10 «черных лебедей» для глобальной экономики Финансы, 00:10 «Новое видение»: что Трамп пообещал Америке Политика, Вчера, 23:44 В Стамбуле обстреляли офис правящей партии Общество, Вчера, 23:39 Полицейские задержали 95 протестующих в Вашингтоне Политика, Вчера, 23:39 Paramount Pictures получит от китайских инвесторов $1 млрд Бизнес, Вчера, 23:09 Бывший президент Гамбии отказался от власти после вторжения Сенегала Политика, Вчера, 22:57 Российская легкоатлетка рассказала о давлении со стороны WADA Спорт, Вчера, 22:36
9 ноя 2015, 18:42
Анастасия Михайлова
За крупнейшую аварию в московском метро рабочие получили до шести лет
Обвиняемые по делу о крушении поезда в столичном метро 15 июля 2014 года, слева направо: директор фирмы-субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов — в ожидании приговора в Дорогомиловском суде Москвы Фото: «РИА Новости»
За крупнейшую в истории московского метро аварию ответили рядовые сотрудники метрополитена — бригадиры и мастера. Они получили по 5,5–6 лет лишения свободы. Менеджмент компании пока не пострадал

Сроки не для менеджмента

Дорогомиловский суд столицы в понедельник приговорил к срокам от 5,5 до 6 лет лишения свободы обвиняемых в аварии в метро на Арбатско-Покровской линии в июле 2014 года.

Самое строгое наказание — шесть лет — судья Антон Толстой назначил помощнику мастера Юрию Гордову. Замдиректора подрядной компании «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пут​​и Алексей Трофимов и старший мастер этого подразделения Валерий Башкатов проведут в заключении по 5,5 лет, следует из приговора суда. Все они будут отбывать наказания в колонии общего режима.

Суд признал их виновными в нарушении правил эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшего смерть более двух лиц (ч.3 ст.263 Уголовного кодекса).​ Суд также постановил взыскать с осужденных 15,2 млн руб., частично удовлетворив гражданские иски потерпевших. Изначально они просили солидарно взыскать с обвиняемых более 30 млн руб.

Судья Толстой согласился с версией следствия о том, что причиной аварии стал строящийся стрелочный перевод: работы по его установке проводились без необходимой документации. А бригадами рабочих сторонней подрядной компании руководили штатные сотрудники метрополитена, которые работали без трудовых договоров.

«Пока за аварию в метро отвечают стрелочники, а не менеджмент компании», — заявил РБК в день оглашения приговора ​адвокат Башкатова Сергей Князькин. Но защитник надеется, что после приговора ответственность понесут также и руководители подразделений, котор​ые сейчас находятся под следствием, так как суд установил нарушения в работе менеджеров компании.

«Все строительные работы выполнялись в ночное время, а должны были выполняться в дневные часы, и это установил суд, — поясняет Князькин. — Кроме этого судья указал, что руководство метрополитена должно было ограничить скорость движения поездов на этом участке до 40 км/ч на время проведения ремонтных работ». Согласно материалам дела, в туннеле была разрешена скорость 70 км/ч, поезд же шел со скоростью 64,8 км/ч.

В июле 2014 года, через неделю после трагедии, своего места лишился руководитель «Московского метрополитена» Иван Беседин, который возглавлял метрополитен с 2011 года. Но уже в феврале 2015 года Беседин был назначен начальником департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком РЖД.

Мигающие лампочки

Поезд «Русич» потерпел крушение в московском метро утром 15 июля 2014 года. Состав отправился со станции «Парк Победы», в туннеле поезд сошел с рельс и врезался в стену. Погибли 23 человека, еще 180 пассажиров получили травмы.

Машинист Сергей Осипов, управлявший поездом, остался жив. Но во время предварительного расследования уверял, что не помнит, как произошло крушение: все его воспоминания обрываются на том моменте, как незадолго до аварии он заступил на свою смену.

Выжившие пассажиры рассказывали, что непосредственно перед столкновением в вагонах начали мигать лампочки, а потом они почувствовали резкое торможение, следует из приговора суда.

С первых дней следствие сделало приоритетной версию о том, что причиной аварии стали нарушения при строительстве стрелочного перевода. За качеством работ должен был следить исполняющий обязанности мастера Юрий Гордов. По версии обвинения, еще 7 июля он увидел нарушение, но не стал его исправлять и разрешил движение поездов.

Согласно материалам дела, компания «Спецтехреконструкция», которой руководил Круглов, строила перевод с Арбатско-Покровской на Калининско-Солнцевскую линию. А строительными бригадами управляли сотрудники метрополитена Башкатов и Трофимов, которые работали на компанию Круглова по совместительству — без заключения трудовых договоров.

Спустя два дня после крушения поезда под арестом оказались Башкатов и Гордов, а еще через несколько дней — Трофимов и Круглов.

Башкатов и Трофимов в своих показаниях, которые они давали сразу же после трагедии, рассказывали, что работы по врезке стрелки начались в ночь на 6 июля. Они не отрицали, что уложили стрелочный перевод с нарушениями: только правый остряк стрелки закрепили должным образом, а левый оставили в отведенном положении, примотав на 3 мм проволоку к креплениям.

Железнодорожная техническая экспертиза, проводившаяся по поручению следствия в декабре 2014 года, подтвердила эту версию. Эксперты указали, что проволока, на которую был закреплен левый остряк, порвалась и произошло «самопроизвольное прижатие остряка к рамному рельсу». В результате колеса очередного поезда съехали в сторону, и состав врезался в стену.

Эксперты не установили какую-либо неисправность поезда и не нашли на путях посторонние предметы или следы взрывчатых веществ.

Фотогалерея Трагедия на синей ветке московского метро Утром 15 июля на Арбатско-Покровской линии сошел с рельсов поезд. В результате пострадало более сотни человек. Погибло, по предварительным данным, 21.  Показать 23 фотографии

Три версии подсудимых

Подсудимые и их защитники отрицали вину в суде и выдвигали несколько собственных версий аварии. Еще во время своего ареста Башкатов утверждал, что стрелка перевода не работала: на ней не были установлены тяги, и она не могла привести рельсы в движение. «Поезда могли ехать только прямо», — настаивал обвиняемый. При этом последние строительные работы по укладке стрелки проводились за сутки до аварии — в ночь на 14 июля, следует также из материалов дела.

По мнению обвиняемого Гордова и его адвоката Тимура Чанышева, настоящей причиной аварии могла стать неисправность поезда «Русич».

Согласно материалам дела, перед крушением поезд простоял ночь на расстановке — в перегоне между станциями, а его исправность техники проверяли только за сутки до этого. Во время своего ареста Гордов предполагал, что крушение могло произойти из-за неисправности колесной пары состава.

Версию о неисправности поезда подтвердило и техническое заключение специалистов Московского государственного института путей. Исследование проводилось по заказу департамента строительства Москвы. В нем специалисты пришли к выводу, что причиной аварии стали технические неполадки «между первой и второй тележками первого вагона». Они указывали, что еще за 100 м до стрелочного перевода внутри колеи были обнаружены сколы бетона, как будто от ударов металлическим предметом, свисающим с подвижного состава. При этом левый остряк стрелки во время аварии находился в правильном, отведенном положении, указывали специалисты.

Супруга Гордова Изабелла Юдина, работавшая восемь лет обходчиком путей, в свою очередь рассказывала РБК, что в метрополитене обсуждают еще одну версию — к крушению поезда могла привести большая скорость поезда. В это время в туннеле проводились взрывные работы и они могли повлиять на безопасность движения.

Еще одной версией стороны защиты был перебой в электроснабжении, который мог привести к крушению поезда. Но следствие настаивает, что отключение контактного рельса произошло в результате аварии, а не стало ее причиной.

По мнению стороны защиты, официальная версия трагедии очень удобна для руководства метрополитена, которое очень быстро открыло движение на синей​ ветке после аварии, что привело к уничтожению важных следов и вещественных доказательств, утверждал Гордов.

Расследование основного дела о трагедии в метро продолжается, сообщил в понедельник официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Среди обвиняемых шесть человек, в том числе начальник службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, руководитель дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент аварии Анатолий Казанцев.