Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Би-би-си назвала лучшую комедию всех времен 10:39, Общество Уве Бергманн: «Послом устойчивого развития должен быть каждый сотрудник» 10:29, Партнерский материал Вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку в Иркутской области 10:23, Общество Адвокат офицеров ФСБ назвал «враньем» передачу ими США данных о хакерах 10:05, Политика Бывший вице-губернатор Приморья получил 2,5 года условно 10:05, Общество «Россия» назвала дату и время премьеры «Прямого эфира» с Малаховым 10:03, Технологии и медиа Полиция объявила награду за поиск убийцы чемпиона мира по пауэрлифтингу 10:01, Общество «Система» вновь попросила суд отложить слушание по иску «Роснефти» 09:46, Бизнес Ким Чен Ын поручил увеличить производство ракетных боеголовок 09:34, Технологии и медиа МЧС предупредило москвичей о ливне и шквалистом ветре 09:25, Общество Пострадавшим при пожаре в Ростове-на-Дону выделят около 600 млн руб. 09:18, Общество В США оценили активы россиян в офшорах 09:16, Экономика О трудовых правах должны знать все: работа – это не только обязанности 09:06, Партнерский материал РАНХиГС поручили подготовить 162 «кандидата в губернаторы» 09:04, Политика Минсельхоз и Минпромторг подвели итоги пятилетия России в ВТО 08:40, Экономика Трамп пригрозил «закрыть» правительство для постройки стены с Мексикой 08:40, Общество Советник Трампа призвал американцев отказаться от антивируса Касперского 08:37, Политика Люди-машины: анонс свежего номера журнала РБК 08:30, Бизнес «Известия» узнали о подготовке системы раннего метеомониторинга в Москве 08:20, Общество Российские рейтинги ударили по резервам банков 07:59, Финансы Режим КТО ввели в одном из поселений на северо-западе Ингушетии 07:54, Политика Медведев утвердил новую территорию опережающего развития на Южных Курилах 07:44, Экономика На Таганско-Краснопресненской линии метро произошел сбой движения поездов 07:23, Общество Медведев пообещал рыбакам изменить «исторические» нормы в отрасли 07:23, Бизнес Трамп заявил об «уважении к США» со стороны Ким Чен Ына 07:05, Политика Трамп высказался за упразднение соглашения о свободной торговле NAFTA 06:52, Политика Банки обяжут напоминать клиентам о балансе после каждой операции с картой 06:50, Деньги СМИ узнали об отказе США выделять Египту $95,7 млн из-за нарушений прав 06:25, Политика
За крупнейшую аварию в московском метро рабочие получили до шести лет
Политика, 09 ноя, 2015 18:42
0
За крупнейшую аварию в московском метро рабочие получили до шести лет
За крупнейшую в истории московского метро аварию ответили рядовые сотрудники метрополитена — бригадиры и мастера. Они получили по 5,5–6 лет лишения свободы. Менеджмент компании пока не пострадал
Обвиняемые по делу о крушении поезда в столичном метро 15 июля 2014 года, слева направо: директор фирмы-субподрядчика ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов, заместитель начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексей Трофимов — в ожидании приговора в Дорогомиловском суде Москвы (Фото: «РИА Новости»)

Сроки не для менеджмента

Дорогомиловский суд столицы в понедельник приговорил к срокам от 5,5 до 6 лет лишения свободы обвиняемых в аварии в метро на Арбатско-Покровской линии в июле 2014 года.

Самое строгое наказание — шесть лет — судья Антон Толстой назначил помощнику мастера Юрию Гордову. Замдиректора подрядной компании «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов, замначальника дистанции капитального ремонта службы пут​​и Алексей Трофимов и старший мастер этого подразделения Валерий Башкатов проведут в заключении по 5,5 лет, следует из приговора суда. Все они будут отбывать наказания в колонии общего режима.

Суд признал их виновными в нарушении правил эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшего смерть более двух лиц (ч.3 ст.263 Уголовного кодекса).​ Суд также постановил взыскать с осужденных 15,2 млн руб., частично удовлетворив гражданские иски потерпевших. Изначально они просили солидарно взыскать с обвиняемых более 30 млн руб.

Судья Толстой согласился с версией следствия о том, что причиной аварии стал строящийся стрелочный перевод: работы по его установке проводились без необходимой документации. А бригадами рабочих сторонней подрядной компании руководили штатные сотрудники метрополитена, которые работали без трудовых договоров.

«Пока за аварию в метро отвечают стрелочники, а не менеджмент компании», — заявил РБК в день оглашения приговора ​адвокат Башкатова Сергей Князькин. Но защитник надеется, что после приговора ответственность понесут также и руководители подразделений, котор​ые сейчас находятся под следствием, так как суд установил нарушения в работе менеджеров компании.

«Все строительные работы выполнялись в ночное время, а должны были выполняться в дневные часы, и это установил суд, — поясняет Князькин. — Кроме этого судья указал, что руководство метрополитена должно было ограничить скорость движения поездов на этом участке до 40 км/ч на время проведения ремонтных работ». Согласно материалам дела, в туннеле была разрешена скорость 70 км/ч, поезд же шел со скоростью 64,8 км/ч.

В июле 2014 года, через неделю после трагедии, своего места лишился руководитель «Московского метрополитена» Иван Беседин, который возглавлял метрополитен с 2011 года. Но уже в феврале 2015 года Беседин был назначен начальником департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком РЖД.

Мигающие лампочки

Поезд «Русич» потерпел крушение в московском метро утром 15 июля 2014 года. Состав отправился со станции «Парк Победы», в туннеле поезд сошел с рельс и врезался в стену. Погибли 23 человека, еще 180 пассажиров получили травмы.

Машинист Сергей Осипов, управлявший поездом, остался жив. Но во время предварительного расследования уверял, что не помнит, как произошло крушение: все его воспоминания обрываются на том моменте, как незадолго до аварии он заступил на свою смену.

Выжившие пассажиры рассказывали, что непосредственно перед столкновением в вагонах начали мигать лампочки, а потом они почувствовали резкое торможение, следует из приговора суда.

С первых дней следствие сделало приоритетной версию о том, что причиной аварии стали нарушения при строительстве стрелочного перевода. За качеством работ должен был следить исполняющий обязанности мастера Юрий Гордов. По версии обвинения, еще 7 июля он увидел нарушение, но не стал его исправлять и разрешил движение поездов.

Согласно материалам дела, компания «Спецтехреконструкция», которой руководил Круглов, строила перевод с Арбатско-Покровской на Калининско-Солнцевскую линию. А строительными бригадами управляли сотрудники метрополитена Башкатов и Трофимов, которые работали на компанию Круглова по совместительству — без заключения трудовых договоров.

Спустя два дня после крушения поезда под арестом оказались Башкатов и Гордов, а еще через несколько дней — Трофимов и Круглов.

Башкатов и Трофимов в своих показаниях, которые они давали сразу же после трагедии, рассказывали, что работы по врезке стрелки начались в ночь на 6 июля. Они не отрицали, что уложили стрелочный перевод с нарушениями: только правый остряк стрелки закрепили должным образом, а левый оставили в отведенном положении, примотав на 3 мм проволоку к креплениям.

Железнодорожная техническая экспертиза, проводившаяся по поручению следствия в декабре 2014 года, подтвердила эту версию. Эксперты указали, что проволока, на которую был закреплен левый остряк, порвалась и произошло «самопроизвольное прижатие остряка к рамному рельсу». В результате колеса очередного поезда съехали в сторону, и состав врезался в стену.

Эксперты не установили какую-либо неисправность поезда и не нашли на путях посторонние предметы или следы взрывчатых веществ.

Трагедия на синей ветке московского метро Еще 19 фото
Фотогалерея

Три версии подсудимых

Подсудимые и их защитники отрицали вину в суде и выдвигали несколько собственных версий аварии. Еще во время своего ареста Башкатов утверждал, что стрелка перевода не работала: на ней не были установлены тяги, и она не могла привести рельсы в движение. «Поезда могли ехать только прямо», — настаивал обвиняемый. При этом последние строительные работы по укладке стрелки проводились за сутки до аварии — в ночь на 14 июля, следует также из материалов дела.

По мнению обвиняемого Гордова и его адвоката Тимура Чанышева, настоящей причиной аварии могла стать неисправность поезда «Русич».

Согласно материалам дела, перед крушением поезд простоял ночь на расстановке — в перегоне между станциями, а его исправность техники проверяли только за сутки до этого. Во время своего ареста Гордов предполагал, что крушение могло произойти из-за неисправности колесной пары состава.

Версию о неисправности поезда подтвердило и техническое заключение специалистов Московского государственного института путей. Исследование проводилось по заказу департамента строительства Москвы. В нем специалисты пришли к выводу, что причиной аварии стали технические неполадки «между первой и второй тележками первого вагона». Они указывали, что еще за 100 м до стрелочного перевода внутри колеи были обнаружены сколы бетона, как будто от ударов металлическим предметом, свисающим с подвижного состава. При этом левый остряк стрелки во время аварии находился в правильном, отведенном положении, указывали специалисты.

Супруга Гордова Изабелла Юдина, работавшая восемь лет обходчиком путей, в свою очередь рассказывала РБК, что в метрополитене обсуждают еще одну версию — к крушению поезда могла привести большая скорость поезда. В это время в туннеле проводились взрывные работы и они могли повлиять на безопасность движения.

Еще одной версией стороны защиты был перебой в электроснабжении, который мог привести к крушению поезда. Но следствие настаивает, что отключение контактного рельса произошло в результате аварии, а не стало ее причиной.

По мнению стороны защиты, официальная версия трагедии очень удобна для руководства метрополитена, которое очень быстро открыло движение на синей​ ветке после аварии, что привело к уничтожению важных следов и вещественных доказательств, утверждал Гордов.

Расследование основного дела о трагедии в метро продолжается, сообщил в понедельник официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Среди обвиняемых шесть человек, в том числе начальник службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, руководитель дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент аварии Анатолий Казанцев.