Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

ЕГЭйм: как превратить в игру подготовку к экзаменам

Создатели онлайн-тренажера «Экзамер» предложили школьникам вместо зубрежки квесты и соревнования. И сейчас на ресурсе зарегистрирована половина одиннадцатиклассников России. Проблема в том, что платит только 1% из них
Создатели онлайн-тренажера «Экзамер»
Создатели онлайн-тренажера «Экзамер» (Фото: Владислав Шатило / РБК)

​Единый государственный экзамен (ЕГЭ), сдача которого в этом году началась 29 мая, кардинально изменил процесс подготовки абитуриентов и открыл возможности для новых видов заработка на образовании.

Услуги репетиторов, натаскивающих на ЕГЭ, в Москве стоят от 1 тыс. руб. в час, для сколько-нибудь серьезной подготовки требуется не менее 15–20 занятий по каждому предмету. Платить за частные уроки готовы не все родители, и разработчики онлайн-тренажера «Экзамер» увидели в этом свой шанс. Год подготовки на их сайте стоит 3–8 тыс. руб. За эти деньги пользователю предлагается персонализированный план подготовки, учитывающий его пробелы в знаниях. А чтобы школьникам не было скучно, сайт использует механизмы геймификации: можно проходить тесты индивидуально — как компьютерную ролевую игру, где герой «прокачивает» навыки, а можно соревноваться в знании школьных предметов с другими пользователями.

Выручка проекта в первом квартале 2017 года достигла 5,7 млн руб., прибыль — 2,8 млн руб.

Что представляет собой российский рынок образования

Согласно данным опубликованного в апреле «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», проведенного несколькими участниками и партнерами (East-West Digital News, ФОМ, «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, Rusbase и др.), сегмент дополнительного школьного образования в России оценивается в 130 млрд руб. Львиную долю занимают услуги репетиторов — 47% (58,1 млрд руб.). При этом доля онлайн-услуг весьма невелика — 2,7% (3,6 млрд руб). Для сравнения: доля онлайн-образования в сегменте языкового обучения составляет уже 7% (2,2 млрд руб. из 31 млрд руб.). Крупнейшие онлайн-сервисы, готовящие школьников к ЕГЭ, — «Экзамер», «Фоксфорд», InternetUrok, Maximum и бесплатный «Яндекс.ЕГЭ».

Детские игры

В 2015 году двое сотрудников интернет-магазина «Викимарт» — 28-летний аналитик Аркадий Итенберг и 26-летний разработчик Олег Емельянов — задумались о собственном бизнесе. К идее сделать проект в сфере онлайн-образования пришли почти случайно — в России оно переживало стремительный подъем, и многие предприниматели пытались создать отечественные клоны популярных западных платформ. Партнеры изучили зарубежные проекты, которым удалось получить инвестиции, и выбрали несколько образцов — сервисы для решения тестов Ready4 и Magoosh, геймификационный портал для подготовки к экзаменам Grockit и ресурс для изучения иностранных языков Duolingo. Но клонировать их на 100% не стали, а позаимствовали те механизмы и приемы, которые сочли лучшими. «Объединив персонализированную программу подготовки к экзаменам с геймификацией, мы получили «Экзамер», — рассказывает Итенберг.

В том, что их продукт будет востребован, партнеры были уверены, а вот в своих предпринимательских способностях не очень. Поэтому компаньоны предложили стать гендиректором проекта своему знакомому — владельцу IT-компании «Дунайс» 29-летнему Артему Дегтяреву. В прототип платформы партнеры вложили 2 млн руб. собственных накоплений.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Сняв за 35 тыс. руб. в месяц офис в Долгопрудном, в феврале 2015 года друзья засели за прототип сервиса. Его удалось запустить всего через месяц. «Это была некая витрина, куда пользователь приходил и бесплатно решал пять задач, — вспоминает Аркадий. — Мы строили для него план подготовки и просили ответить на вопросы, что ему на сайте понравилось, а что — нет».

Предпринимателям удалось избежать распространенной ошибки разработчиков онлайн-образовательных порталов, тратящих бюджет на самостоятельное производство видеолекций и учебных материалов. Вместо этого партнеры заключили лицензионные соглашения с издательством «Легион» и порталом «ЛитРес», занимающимися распространением книг для подготовки к ЕГЭ, и стали делать на основе этих пособий интерактивные задания. Собрав отзывы от первых пользователей, к началу июня того же года они запустили рабочую версию с двумя предметами — русским и математикой. «То есть люди уже отстрелялись по всем предметам, и тут как раз мы со своим продуктом! — смеется Аркадий. — Но, несмотря на то что было лето, у нас пошли первые оплаты».

Сервис устроен так: пользователь заходит в систему, выбирает себе предмет и желаемый балл на экзамене, а затем проходит бесплатный тест, чтобы система могла оценить его знания. В зависимости от результатов теста сервис формирует план подготовки и предлагает первый модуль заданий. После этого «бесплатный сыр» заканчивается — необходимо выбрать тариф и оплатить занятия. После перевода средств пользователю предстоит решать в срок учебные модули и сдавать контрольные работы, наблюдая за своим прогрессом на специальном графике подготовленности к экзамену.

Владельцы «Экзамера» много экспериментировали, пытаясь добиться максимальной выручки от проекта. Сперва на сайте было три тарифных плана — на месяц, три месяца и до ближайшей даты ЕГЭ. «Чуть позже мы добавили тариф на один день для тех, кто хотел протестировать систему, убедиться, что это не обман, — говорит Итенберг. — По количеству предметов было две опции — «Один предмет» и «Все предметы». Но уже в начале следующего года выяснилось, что те, кто покупает тарифы на три и шесть месяцев, редко покупают следующий период. В итоге компаньоны решили предлагать только два тарифных плана — «до ближайшего 1 июля» и «до следующего 1 июля» (для десятиклассников, решивших готовиться загодя). Зато с количеством предметов поступили демократичнее — сейчас выбирать можно от одного (3290 руб.) до четырех предметов (8390 руб.). При этом ближе к экзаменам цены снижаются — например, в мае занятия по одному предмету стоят всего 1900 руб., по четырем — 4900 руб.

Экзамен для «Экзамера»

Еще до запуска сервиса его разработчикам предстояло ответить на непростой вопрос — кого он должен «цеплять», детей или их родителей. Знакомые предприниматели, занимающиеся онлайн-образованием, уверяли: конечно, родителей, ведь именно они выбирают, как готовить к экзаменам своих отпрысков, и оплачивают их обучение. Но когда сервис уже начал работу, партнеры убедились, что этот подход ошибочен. «Заставить ребенка заниматься из-под палки невозможно, а значит, нужно сделать так, чтобы сперва он сам заинтересовался сайтом, — говорит Аркадий. — Покупка доступа на «Экзамер» обычно выглядит так: ученик узнает о нашем сайте, проходит бесплатный модуль, а потом дергает родителя, который буквально за три минуты оценивает сервис и принимает решение о покупке».

По этой же причине пришлось менять систему привлечения пользователей: вместо акцента на полезности сервиса увеличивать число игровых механик. Помимо стандартного набора «очки-награды-рейтинги», который используют все геймификационные платформы, владельцы сайта придумывали множество других фишек. Среди них — многочисленные бонусы для тех, кто достиг определенного рейтинга: продвинутые пользователи могут общаться в «секретном чате», получать недоступные для новичков аватарки, собирать коллекции наград. Дети, особенно мальчишки, любят хвастаться друг перед другом, кто круче, и игра на этом сработала.

С другими инструментами было похуже — например, учеников совершенно не заинтересовала опция, позволяющая просматривать рейтинги своих друзей и сравнивать их со своим собственным. Применялись и маркетинговые ходы в духе «приведи друга»: например, школьник, уговоривший купить обучение нескольких друзей, мог получить собственную программу обучения со скидкой.

При всем этом конверсия была и остается небольшой — занятия на сайте покупает всего 1% от зарегистрированных пользователей. Увеличить этот процент так и не удалось, и партнерам пришлось идти по пути наращивания аудитории: в мае 2015 года на портале заработала бесплатная «ЕГЭ-арена», где пользователи вступают друг с другом в «дуэли», поочередно отвечая на вопросы и зарабатывая очки. Такой подход способен увлечь не только школьников: корреспонденты РБК несколько часов сражались со старшеклассниками — по русскому языку и литературе им удавалось побеждать, в физике и математике школьники обычно оказывались успешнее.

В начале 2016 года партнеры сделали мобильное приложение на Android, которое сейчас насчитывает около 200 тыс. скачиваний в год. Весной того же года заработала подготовка к общегосударственным экзаменам (ОГЭ), которые школьники сдают по окончании 9-го класса.

Создатели онлайн-тренажера «Экзамер»
Создатели онлайн-тренажера «Экзамер»

Уже в сентябре 2015-го «Экзамер» вышел на операционную прибыль — 40 тыс. руб. в месяц. До января 2016-го на портале зарегистрировалось 120 тыс. человек, а линейка предметов выросла с двух до семи. Выручка за 2015 год составила 1,5 млн руб., прибыль — около 700 тыс. руб. По словам владельцев проекта, «Экзамер» принес пользу и клиентам. Благодаря игровым механикам удалось добиться высокой вовлеченности подростков в проект — средний пользователь просиживает на сайте 8,5 часа в неделю, за все время подготовки решая 1,5 тыс. задач. Когда в июле 2016 года выпускники сдали ЕГЭ, владельцы сервиса связались со всеми пользователями, оплатившими доступ, и попросили их высказаться: сколько баллов, по их мнению, добавила им подготовка на «Экзамере»? Выяснилось, что в среднем сервис добавлял к результатам 18 баллов.

Взрослая жизнь

Лишь 25% пользователей «Экзамера» из Москвы и Санкт-Петербурга, остальные 75% — из регионов. По мнению основателей, это связано с тем, что в столицах родители готовы больше тратить на подготовку детей. Частные курсы, дополнительные услуги в школах и репетиторов создатели «Экзамера» считают своими главными конкурентами, в отличие от других онлайн-проектов. «Мы закрываем разные потребности пользователей», — утверждает Аркадий. Например, сервис «Фоксфорд» делает акцент на видеолекциях именитых университетских преподавателей, портал Maximum — на онлайн-занятиях с преподавателями. Все это удорожает процесс, а для «Экзамера» важно не выбиваться из своей ценовой ниши. «Около половины наших пользователей платно не занимаются больше нигде — просто потому, что не могут себе этого позволить», — говорит Аркадий Итенберг.

В прошлом году владельцы сервиса сосредоточились на его технологическом улучшении. Провели исследование, выявившее интересный факт: чем больше разделов посетил пользователь, тем выше вероятность, что он оплатит программу подготовки. В сентябре 2016 года партнеры провели масштабный редизайн, благодаря которому пользователям стало легче изучать возможности сайта. Доля пользователей, оплачивающих подготовку, выросла на 27%.

Не все технические новшества оказались удачными, например, по многочисленным просьбам пользователей на сайт были добавлены видеолекции по разным предметам. Школьникам они понравились, но к увеличению количества оплат не привели. Эксперимент оказался убыточным: на производство видеоконтента было потрачено 60 тыс. руб.

Сейчас из 700 тыс. российских одиннадцатиклассников пользователями сервиса является половина — в 2016/17 учебном году в системе зарегистрировались 350 тыс. человек. Выручка «Экзамера» за 2016 год составила 8,7 млн руб. При этом один лишь март 2017 года принес 2 млн руб. Однако бизнес носит яркий сезонный характер: на март приходится пик продаж, после сдачи ЕГЭ и до начала нового учебного года — полный штиль. И все же владельцы проекта рассчитывают на выручку в 21 млн руб. по итогам 2017 года.

ЕГЭйм: как превратить в игру подготовку к экзаменам

Эксперименты с тарифными планами и увеличение числа предметов уже позволили поднять средний чек с 2,3 тыс. руб. в марте 2016 года до 4,3 тыс. руб. в марте нынешнего. Удалось серьезно увеличить и маржу: в 2015 году она не превышала 5% от выручки, в 2016 году выросла до 35%, а в первом квартале 2017 года достигла 60%. У компании низкие расходы, в штате всего три основателя, остальные 15 сотрудников — фрилансеры. Большая часть расходов тратится на продвижение в интернете.

Экспериментируя с опциями, владельцы «Экзамера» не всегда руководствуются соображениями монетизации — порой важнее привлечь новые сегменты аудитории. Так, в феврале этого года подготовка к ОГЭ на сайте стала бесплатной — поскольку экзамен является своего рода «репетицией» ЕГЭ и ни на что в жизни учеников не влияет, платить за него школьники в массе не готовы. Зато, готовясь к сдаче ОГЭ, девятиклассники привыкнут к сайту и вернутся на него через два года, в преддверии действительно значимых тестов.

Взгляд со стороны

«Сервисы вполне дополняют друг друга»

Евгений Лебедев, руководитель маркетинга компании «Фоксфорд»

— «Экзамер» — интересный проект в сегменте подготовки к ЕГЭ с игровыми механиками. Мы знаем, что некоторые ученики «Фоксфорда» дополнительно занимаются и на «Экзамере», поэтому сравнивать проекты не стоит. Они вполне дополняют друг друга. «Фоксфорд» дает фундаментальные знания по всем предметам с 3-го по 11-й класс, а «Экзамер» — возможность дополнительной отработки конкретных типов задач при подготовке к ЕГЭ.

«Экзамер» решает только одну из множества проблем»

Михаил Мягков, генеральный директор Maximum

— Мы в Maximum убеждены, что сегодняшние тренажеры, даже красиво оформленные, не являются достаточными для подготовки к экзаменам. «Экзамер» решает только одну из множества проблем, которые стоят перед выпускниками. Он не переживает за успехи или неудачи своих учеников, в то время как нашей основной целью является именно личный успех каждого ученика как на ежедневном уровне, так и на финальном экзамене.

«Инвестировать в проект я бы не стал»

Алексей Соловьев, управляющий партнер венчурного фонда Prostor capital:

— Если оценивать сервис с точки зрения пользователя, он мне нравится. Я знаю, что ученикам недостаточно только школьной подготовки к ЕГЭ. В этом смысле «Экзамер» полезен. Но инвестировать в него я бы не стал. Во-первых, инвесторам интересны проекты, имеющие перспективу как минимум десятикратного роста с достижением чистой выручки в 1 млрд руб. Я не вижу таких денег на рынке онлайн-образования. Во-вторых, мне не понятно, кто впоследствии может купить этот бизнес.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00
Число назначенных иноагентам штрафов за год выросло в 20 раз Политика, 00:00
Киносети отказались от пиратских фильмов после ультиматума прокатчиков Технологии и медиа, 00:00
Миранчук помог «Аталанте» впервые в истории выйти в полуфинал еврокубка Спорт, 18 апр, 23:54
Крупнейший банк США подал в суд на ВТБ Финансы, 18 апр, 23:43
В Москву направилась военная техника для участия в параде Победы Политика, 18 апр, 23:41