Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Одноразовый офис: сколько приносит специализированный коворкинг

Два предпринимателя привезли из Петербурга в Москву идею коворкинга-технохаба для программистов. Выручка их сети за 2016 год составила 30 млн руб.
Иван Наумов, Владимир Масляков, Павел Федоров (cлева направо)
Иван Наумов, Владимир Масляков, Павел Федоров (cлева направо) (Фото: из личного архива)

«Все началось с питерского бара для гиков «Ключ», — вспоминает гендиректор сети коворкингов Павел Фед​оров. «Ключ» — это первый в России тематический бар и ночной клуб для компьютерщиков, открытый IT-предпринимателями Татьяной Швецовой и Аидой Фазыловой весной 2014 года. Днем здесь можно было работать, вечером — слушать лекции по веб-дизайну и системному администрированию, а ночью — отплясывать на техно-вечеринках.

Однажды в «Ключе» оказались Иван Наумов и Владимир Масляков, знакомые еще со школьной скамьи — в 1990-х они вместе учились в специализированной математической школе им. Колмогорова, а затем окончили МГУ: Наумов — мехмат, Масляков — факультет вычислительной математики и кибернетики. В 2011 году друзья, которым тогда было по 27, основали инвестиционную компанию Exante и приняли участие в создании одноименного инвестфонда, который успел вложиться в биткоин, когда цена на него была минимальной. «Ключ», в котором они побывали во время поездки в Петербург, им настолько понравился, что они выкупили в нем контрольную долю (объем инвестиций они не раскрывают). «Такого IT-бара, который притягивал бы всех, кто интересуется программированием, алгоритмами, технологиями, до «Ключа» не было», — поясняет Масляков.

После покупки доли в «Ключе» друзья всерьез задумались о новом для себя виде бизнеса. У них возникла идея расширить бар и превратить его в коворкинг для разработчиков — с переговорными, лекторием и арт-пространством, сохранив при этом ночную жизнь и вечеринки.

Бар «Ключ»
Бар «Ключ»

Но в Петербурге дело не пошло. «Возникли технические сложности: не удалось найти подходящую площадку», — объясняет Масляков. В итоге бар для гиков партнеры решили закрыть, а концепцию IT-коворкинга повезли в столицу.

Логово разработчика

Сперва бизнес-интересы не были главными: предприниматели не скрывают, что за счет открытия нового места в Москве в первую очередь хотели решить вопрос с офисом своей компании. «Мы посидели в других коворкингах и нигде не нашли дружелюбной атмосферы. В результате решили создать рабочее место, где часть площади арендовали бы сами, а остальное сдавали. Чтобы можно было и спокойно расширяться, и посадить рядом друзей-единомышленников», — рассказывает Масляков.

Пустующие заводские площади можно было снять задешево. Подходящее помещение — недалеко от центра, с высокими потолками, большими окнами и окруженное необходимой для жизни инфраструктурой — нашлось на Трехгорной мануфактуре. Аренда обошлась партнерам в 15 тыс. руб. за 1 кв. м. в год, но здание было заброшенным и требовало ремонта. Однако партнерам очень нравилась возможность свободной планировки — как раз то, что они искали. «Мы вдохновлялись аналогичными проектами в Кремниевой долине. Я, к примеру, лично знаком с основателем Hacker Dojo — гигантского рабочего пространства для технарей в долине. Нечто похожее мы пытались сделать на Трехгорке», — говорит Масляков.

В Москве к Ивану и Владимиру присоединился еще один партнер, Владимир Губер, которого они знали со школьной скамьи и который учился классом младше. В тот момент он занимал должность исполнительного директора в московском офисе Goldman Sachs, и поверить в коворкинговый проект ему помог пример родной компании: в 2014 году Goldman Sachs инвестировала в самую крупную сейчас сеть коворкингов в мире WeWork (общая капитализация — около $20 млрд.). Втроем партнеры вложили в ремонт «Ключа» на Трехгорной мануфактуре 35 млн руб. собственных сбережений.

На поиск площадки и ремонт ушло девять месяцев. «Ошибок, конечно, мы не избежали, — признается Иван Наумов. — На ремонт ушло слишком много денег и сил. Расположение зон можно было сделать гораздо удачнее с точки зрения функциональности: в дальнейшем нам пришлось их переделывать».

Друзья решили позвать управлять проектом своего старого друга Павла Федорова. Тоже выпускник МГУ, молекулярный биолог, он в то время искал, куда уйти из австрийской фармацевтической компании EBEWE, которой из-за кризиса стало сложно работать в России и СНГ. «Я подумал, почему бы и нет: проекту как раз требовался человек с опытом в продажах и маркетинге», — вспоминает Федоров.

Фото: из личного архива

О своем решении Федоров не пожалел. Оказалось, что формат узкоспециализированного рабочего пространства для небольших компаний настолько востребован, что офисы в первом «Ключе» были укомплектованы на 100% за две недели до официального открытия в апреле 2016 года. «Всё за счет сарафанного радио, — говорит Федоров. — Мы просто рассказали о своей идее всем знакомым, а они — своим знакомым. На вечеринку-открытие к нам пришли около 500 человек. Были все, начиная от венчурных инвесторов и профильных чиновников и заканчивая музыкантами и художниками. После этого о «Ключе» узнала IT-тусовка Москвы».

Сеть коворкингов «Ключ» в цифрах

Начальные инвестиции — 35 млн руб.

Средняя стоимость аренды помещений для «Ключа» — 15 тыс. руб. за 1 кв. м в год

Фиксированное рабочее место — 15 тыс. руб. в месяц (13 тыс. руб. при аренде более трех месяцев)

Нефиксированное рабочее место — 12 тыс. руб. в месяц (10 тыс. руб. при аренде более трех месяцев)

Число площадок — шесть общей площадью 7 тыс. кв. м

Доля мини-офисов в выручке сети — 85%

Выручка в 2016 году — 30 млн руб.

Ожидаемая выручка по итогам 2017 года — 150 млн руб.

Москва коворкинговая

В Москве, по расчетам портала kovorkingi.ru, работает 103 коллективных офиса, хотя три года назад их насчитывалось всего 15. Бурный рост рынка объясняется тем, что для начинающих и небольших компаний офис в коворкинге выгоднее аренды помещения, где нужно решать административные проблемы, закупать мебель и расходные материалы, подключаться к интернету, организовывать ремонт и уборку.

Кроме того, на поиск нужного помещения может уйти немало времени. И нет гарантий, что эти поиски увенчаются успехом. «Мы работали на разных площадках, но найти такую, которая стала бы для нас домом, никак не могли, — рассказывает Денис Курек из компании Future Biotech, которая разрабатывает контент для научно-популярных и отраслевых мероприятий в области биотехнологий и биомедицины. — Когда узнали об открытии «Ключа» на Трехгорной мануфактуре, решили попробовать поработать здесь. Нас, в частности, привлекло, что тут есть собственный лекторий. И вот мы уже здесь полтора года».

Готовность резидента быстро арендовать место в коворкинге, а затем быстро его покинуть — одна из основных проблем в этом бизнесе. При этом основатели «Ключа» считают, что рынок еще далек от насыщения. Однако, по мнению Федорова, выжить могут только сети с четко продуманной концепцией и ориентированные на узкую аудиторию. «Большинство коворкинг-центров предлагают в аренду рабочие места всем подряд и не ориентируются на достаточно устойчивые профессиональные сообщества, — говорит предприниматель. — Они не учитывают, что в одном пространстве сложно работать представителям разных специализаций, к примеру продажникам, которые постоянно сидят на телефоне, и IT-разработчикам, предпочитающим работать в тишине». Конкурентное преимущество «Ключа» было в том, что он уже в первые месяцы стал известным и даже модным местом в сообществе программистов.

Смена концепции

Поначалу на Трехгорной мануфактуре все шло, как и планировали создатели: днем — работа, вечером — лекции и кино, а ночью — музыка и танцы. «Но постепенно мы поняли, что не можем обеспечить полноценную работу ночного клуба. Третий этаж, не первая линия — все это играло против нас, — говорит Федоров. — К тому же был нужен отдельный бюджет, чтобы раскачивать этот клуб и каждое утро проводить в нем уборку. Мы осознали, что это отдельный бизнес, на который уходит масса денег и усилий». Теперь вечеринки, по словам Федорова, проводятся редко.

Преимущественно за счет аренды первый «Ключ» вышел на окупаемость уже через два месяца работы. За это время партнеры пришли к выводу, что делать ставку нужно не на рабочие места в зоне коворкинга, а именно на отдельные помещения для небольших команд. «В этом наше принципиальное отличие от других аналогичных проектов. Плюс офисного формата еще и в том, что он не предполагает сезонных колебаний выручки», — говорит Федоров.

Фото: из личного архива

За полтора года офисы разного размера, от 10 до 400 кв. м, стали основным продуктом «Ключа»: на них приходится 85% продаж. Всего на сегодняшний момент партнеры открыли шесть площадок в центре Москвы общей площадью почти 7 тыс. кв. м. Маржинальность по каждому объекту составляет от 10 до 40%. Для того чтобы ускорить процесс, предприниматели решили отказаться от кардинального ремонта и переделки помещений, а искать уже готовые площадки, требующие минимума вложений. «Если бы мы остановились на одном проекте, то, скорее всего, сейчас бы балансировали на грани рентабельности, — считает Масляков. — Единственный выход — увеличивать число площадок. Поэтому летом 2016 года мы приняли решение выходить за рамки помещения на Трехгорной мануфактуре. На нашей стороне был спрос и выстроенный канал продаж».

Своей главной удачей партнеры считают то, что, несмотря на активный рост, у них получается сохранять первоначальную идею узкоспециализированного пространства для профессионалов-коллег. У каждого нового «Ключа» есть своя специализация: на Трехгорной мануфактуре сидят разработчики, на «Красном Октябре» — специалисты в области финансовых технологий и блокчейна, в коворкинге «Шелк», открывшемся в Большом Саввинском переулке весной этого года, занимаются виртуальной реальностью, 3D-дизайном и архитектурными проектами. Площадка на Патриарших прудах объединяет компании, работающие в сфере маркетинга и коммуникаций.

Сила сообщества

Если верить Федорову, сейчас заполненность площадок «Ключа» рекордная — 95% (без учета недавно открывшихся). «Наши первые площадки заполнены на 100%, другие на 90%», — говорит предприниматель. Несмотря на то что арендная ставка мини-офисов «Ключа» не самая низкая — она доходит до 65 тыс. руб. за 1 кв. м в год, такая популярность, по мнению партнеров, объясняется достаточно просто: «Ключ», в отличие от других, предлагает резидентам удобный и понятный сервис. «Когда ты начинаешь работать где-то, то тебе совсем не хочется заниматься ни уборкой, ни настройкой интернета, ни другими хозяйственными вопросами. Это дополнительные траты и дополнительное время», — объясняет Иван Наумов.

Сейчас в офисах «Ключа», как правило, размещаются команды от четырех до 20 человек, но в планах компании расширить предложение, чтобы в офисах могли работать в среднем до 50 человек. Это нужно, в частности, для того, чтобы разместить корпоративных клиентов. Этот тренд сейчас захватывает рынок коворкинговых услуг. «Так, например, уже поступают Альфа-банк, Сбербанк и многие крупные игроки интернет-индустрии», — говорит Федоров.

В планах команды «Ключа» в течение ближайших двух-трех лет развернуть дело на площади в 80 тыс. кв. м и разнообразить бизнес-модели: помимо стандартной сдачи помещений в аренду брать в управление готовые офисные помещения, деля прибыль с собственником. «Сейчас вся наша прибыль уходит на развитие новых площадок. Мы себя не ограничиваем. Хотим открыть несколько десятков коворкингов и привлекаем инвестиции на их открытие, чтобы окончательно захватить эту нишу, — говорит Федоров. — Проблема многих коворкингов в том, что они не знают, на кого они ориентируется и кто к ним в итоге придет. А мы знаем».

Фото: из личного архива

В 2016 году выручка сети «Ключ» составила 30 млн руб., а к концу этого года, по прогнозам предпринимателей, должна увеличиться в пять раз — до 150 млн руб. Сейчас у компании три основных владельца — Наумов, Масляков и Губер (у партнеров равные доли, точные цифры которых они не раскрывают) и трое инвесторов (среди них Федоров), получивших долю в «Ключе» на условиях опциона.

В гостях у Березовского

Пока главной статьей расходов для проекта остаются арендные платежи. По словам Федорова, «Ключ» ищет помещения, где арендная ставка не превышает 16 тыс. руб. за 1 кв. м в год, и предприниматели стремятся эту цифру сокращать. «Мы объясняем арендодателям, что сами зарабатываем на аренде и в наших интересах удерживать клиента как можно дольше, — поясняет Федоров. — Кроме того, когда кто-то из резидентов коворкинга собирается переезжать в отдельный офис, мы в первую очередь рекомендуем ему услуги нашего арендодателя».

Однако договориться не всегда просто. «Наш формат, который давно уже стал привычным на Западе, в России сталкивается с суровой девелоперской действительностью, — вздыхает Масляков. — Нужно много усилий, чтобы выстроить систему продаж, управления и привлечения аудитории. А многие считают, что надо просто деньги вложить и оно само будет работать».

Следующий этап развития, по замыслу команды «Ключа», — партнерские программы, которые были бы интересны привлеченному ими сообществу программистов. Первым опытом станет запуск сервиса, который подбирает персонал для разработчиков. «Мы будем продавать нашим партнерам доступ к нашей аудитории и получать комиссию за то, что они заработали, — объясняет Федоров. — Есть набор услуг, который всем нашим резидентам нужен и полезен. Вот мы и подумали: а почему бы нам не зарабатывать еще и на этом?»

Одна из будущих площадок «Ключа» в скором времени, возможно, разместится в бывшем доме приемов «Логоваза» — экс-резиденции Бориса Березовского у станции метро «Павелецкая». Площадка требует кардинального ремонта, поэтому пока предприниматели медлят с ее освоением. Однако сама идея приводит их в воодушевление. «Эта смена парадигмы и мышления — вместо резиденции Березовского — коворкинг для технологических предпринимателей — позволяет нам почувствовать себя причастными к эволюции бизнеса в России», — заключает Федоров.

Взгляд со стороны

«Маленьким командам даже психологически тяжело без общения»

Юрий Балашов, партнер проекта kovorkingi.ru

«Рынок сейчас активно растет: становится больше и самих коворкингов, и желающих их открыть, увеличивается число запросов от владельцев недвижимости, готовых дать площадку, и от заинтересованных предпринимателей. Спрос на коворкинги также растет. Рынок аренды недвижимости — сейчас вообще рынок покупателя: есть из чего выбрать.

Однако открытие коворкинга всегда сопряжено с рисками. Даже хорошая локация — в центре Москвы, вблизи от метро — не гарантирует успеха. Участники рынка ориентируются на такие проекты, как «Ключ», «Рабочая станция», «Мир», Union Place, у которых почти полная заполняемость и которые активно расширяются. Но на рынке столько же, если не больше, проектов, которые провалились. Еще часть находится на грани рентабельности.

Основная проблема в том, что не все умеют привлечь клиентов. Делают красивый дизайн, ставят столы, открываются и ждут, что люди сами придут. Но так не происходит. Нужна регулярная работа по привлечению резидентов: реклама, мероприятия. Надо помнить, что маленьким командам даже психологически тяжело сидеть в офисе, где нет социализации, общения. Большой плюс для коворкинга — возможность завязать там деловые знакомства. Чем разнообразнее те услуги и сервисы, которые предлагает коворкинг, тем выше шансы на окупаемость. Вот сейчас, к примеру, набирает популярность тренд на совмещение коворкинга и мини-гостиницы или хостела».

«В среднем коворкинги окупаются в течение двух лет»

Михаил Комаров, генеральный директор сети коворкингов «Рабочая станция»

«В последние несколько лет большие корпоративные компании начали переводить в коворкинги часть своих подразделений. Для них это выгодно и не требует значительных затрат. По нашим оценкам, в ближайшем будущем треть рынка бизнес-центров класса С (офисные помещения, имеющие непрезентабельный вид и отличающиеся невысоким уровнем предоставляемых услуг. — РБК) перейдет именно в подобный формат.

Организаторы коворкингов не страдают от высокой конкуренции — большинство игроков сумели занять свою нишу, работают в определенном ценовом диапазоне и в некоторых случаях на определенную аудиторию. Все эти факторы способствуют общему развитию рынка, что, безусловно, делает их привлекательным проектом для инвестиций. По нашему опыту, в среднем подобные площадки полностью окупаются в течение двух лет».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52