Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

«Гараж» для менеджеров: сколько приносит кроссфит-клуб в центре Москвы

Основатели сети Boy Cut одними из первых подхватили моду на барбершопы в России, а теперь решили сыграть на ажиотаже вокруг нового спортивного направления — кроссфита
Андрей Шубин, Александр Гудков и Назим Зейналов (слева направо)
Андрей Шубин, Александр Гудков и Назим Зейналов (слева направо) (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Андрей Шубин и Назим Зейналов раскрутили одну из самых крупных сетей мужских парикмахерских в России, Boy Cut, и завели свою рубрику в шоу Ивана Урганта на «Первом канале». Когда компания начала приносить «слишком много денег», предприниматели решили запустить новый бизнес в спортивной сфере. Как раз тогда до Москвы дошла мода на кроссфит — функциональные тренировки высокой интенсивности, популярные в США. Партнеры задумали вывести американскую «гаражную» культуру в топовый сегмент и открыли кроссфит-клуб на 1000 кв. м в самом центре столицы, потратив на запуск 25 млн руб. Москвичи не сразу оценили идею: первые три месяца клуб приносил убытки, но сегодня его выручка достигает 2,5 млн руб. в месяц, а четверть посетителей зала — иностранцы.

Стрижка мужика

Андрей Шубин и Назим Зейналов познакомились на первом курсе Высшей школы бизнеса МГУ. Зейналов после выпуска из института в 2012 году устроился в Metro Cash & Carry специалистом по развитию бизнеса. Чтобы попробовать себя в бизнесе, с друзьями открыл две круглосуточные аптеки в Химках и Куркино, но быстро понял, что фармацевтика не его тема, и продал свою долю партнерам.

Андрей Шубин поступил в магистратуру Лондонской школы экономики и политических наук и уехал в Англию, где увлекся КВН. Студенческая лига неожиданно стала популярной среди российской диаспоры в Лондоне: «Нам менеджер театра, где мы играли, говорил: не знаю, что у вас за «Кей-Би-Эйч», но в первом антракте весь бар высосали, будем работать». Вместе с одногруппниками он организовал международный фестиваль КВН. Там Шубин познакомился со своим третьим партнером — Александром Гудковым, лидером команды КВН «Федор Двинятин».

Вернувшись в Москву, Шубин вспомнил, что в Лондоне видел парикмахерскую, в которой «все было не так»: в зале одни мужчины, клиентов бреют опасной бритвой, наливают виски. Он рассказал об идее Зейналову и Гудкову, вместе они решили открыть в России такой же брутальный салон. «Нам казалось, что мы первыми до этого додумались, мы собирались делать революцию», — вспоминает Шубин. Оказалось, в Москве в 2013 году уже работали барбершопы Chop-Chop и Mr. Right, а Boy Cut стал третьим игроком на этом рынке.

За год партнеры открыли два барбершопа в центре Москвы и начали получать заявки на покупку франшизы. Раскрутиться помогли связи Гудкова в шоу-бизнесе, который тогда был соведущим программы «Вечерний Ургант» и продюсером Comedy Woman. Он стал автором рубрики «Стрижем на «Первом» в рамках «Вечернего Урганта», где мастера Boy Cut стригут добровольцев из зала в стиле российских и голливудских звезд.

К настоящему времени сеть Boy Cut разрослась до 14 парикмахерских в девяти городах. Совокупная выручка в первом полугодии 2018-го составила около 50 млн руб., прибыль, по расчетам РБК, — около 12 млн руб.

ООО «Упал отжался»

«Денег слишком много скопилось, надо было куда-то их деть», — смеется Андрей Шубин. Идею для бизнеса на кроссфите Шубину и Зейналову подсказал клиент одного из барбершопов. Предприниматели решили протестировать новый вид спорта и записались в один из первых в Москве кроссфит-клубов — ARMA S.M.C. «Вместо того чтобы три часа тупить в телефоне в тренажерном зале, ты за час в группе выкладываешься так, что с тебя течет ручьем, — говорит Андрей Шубин. — Тратишь минимум времени и получаешь максимум эффекта».

Затею вновь поддержал Александр Гудков. «Со своими слабыми ручками я далек от темы тяжелых нагрузок, а вот Андрей и Назим были помешаны на кроссфите. Они мне рассказали, что это нестандартный и модный сейчас вид спорта, растущая ниша, а в Москве всего пара приличных клубов, заточенных под кроссфит. И я согласился вписаться», — рассказывает он.

Александр Гудков
Александр Гудков

Барбершопы партнеры открывали как ИП, а вот деятельность спортивного клуба требовала регистрации ООО. Название юрлица выбрали тематическое — «Упал отжался». «Смеялись все, даже девушка в регистрационной конторе», — вспоминает Шубин. По данным СПАРК, новой компанией владеют в равных долях он и Зейналов, Гудков в совладельцах не числится. «У меня 10% в структуре бизнеса, но это на бумаге не зафиксировано, мы работаем по джентльменскому соглашению и доверяем друг другу так, что даже страшно становится», — поясняет он.

«Гараж» для менеджеров: сколько приносит кроссфит-клуб в центре Москвы

В названии клуба предприниматели хотели использовать слово «Москва», чтобы привлекать иностранцев, но это оказалось запрещено ассоциацией кроссфита. Тогда они выбрали Master Success Key (последние два слова переводятся с английского как «ключ к успеху»), сократили и получили нужную аббревиатуру в названии — MSK CrossFit & Fight Club.

Спорт для жизни

Кроссфит — разновидность спортивных тренировок, объединяющих элементы тяжелой атлетики, гимнастики и аэробики. «Многие вещи в кроссфите взяты из реальной жизни: гребля, лыжи, велосипед — все это может пригодиться. Если на тренировках ты таскаешь мешки с песком по 25 кг, то и невесту из загса вынесешь на руках без труда», — рассказывает Андрей Шубин. Основная часть тренировки — несколько видов упражнений, которые выполняются несколько раз по кругу. Каждый участник группы стремится выполнить больше кругов за отведенное время. Их количество записывают и в финале сравнивают результаты.

Эту систему физической подготовки придумал и запатентовал американский тренер Грег Глассман. В 2000 году он основал корпорацию CrossFit Inc., зарегистрировал систему упражнений и термин CrossFit как торговую марку. Теперь каждый клуб, желающий работать по этой системе и использовать слово CrossFit в названии, должен получить лицензию американской ассоциации. Это стоит $3 тыс. в год, главный тренер клуба должен быть ее членом.

В США интерес к кроссфиту рос бешеными темпами: если в 2005 году было зарегистрировано всего 13 официальных кроссфит-залов, то в 2015-м — 13 тыс. До России мода дошла в 2010-х годах: в Москве начали открываться небольшие кроссфит-студии «гаражного» типа, а в 2013 году запустился первый крупный зал ARMA S.M.C. у станции метро «Курская», однако в этом месяце он был закрыт. Шубин считает, что ключевой проблемой стало то, что для владельца это был побочный бизнес, которым он недостаточно занимался. Сам владелец отказался рассказать РБК о причинах провала, так как это могло бы помешать его текущей работе в крупной корпорации.

Сегодня, по данным сервиса 2GIS, в Москве работают восемь специализированных кроссфит-клубов и около ста фитнес-залов и спортивных студий с зонами для кроссфита. В Нескучном саду, парке Победы, на территории «Хлебозавода» и на ВДНХ в теплое время года проводятся бесплатные тренировки от Reebok и спортивных ассоциаций.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Жим с видом на Кремль

Партнеры хотели открыть клуб в центре, но в пределах Садового кольца найти 1000 кв. м с подведенными коммуникациями и высокими потолками, чтобы уместилось оборудование, оказалось непросто. На поиски ушло несколько месяцев. Подходящее помещение подвернулось случайно — на «Красном Октябре», в 50 м от флагманского Boy Cut. В объявлении было указано, что потолки там 2,9 м, чего было недостаточно, однако в реальности оказалось, что максимальная высота доходит до 4 м.

Предприниматели договорились об арендных каникулах на два месяца, за которые нужно было сделать ремонт, закупить оборудование и набрать персонал. «И тут нас как ошпарило: мы не знали, как подступиться ко всему этому, — говорит Назим Зейналов. — Набили руку на барбершопах по 70 «квадратов», а махина в тысячу метров — это совсем другое дело». Помогла конкурентная разведка.

За полгода тренировок в клубе ARMA Шубин и Зейналов не только подкачались, но и прошли школу бизнеса: «Мы подмечали все изъяны и понимали, что хотим сделать иначе: например, полотенца должны ждать клиента в шкафчике, а не доставаться при нем из-под стойки». Чтобы узнать оптимальную глубину шкафчиков для одежды, они купили лазерную рулетку и проводили замеры, пока в раздевалке никого не было. Заказывать оборудование на глаз тоже не хотелось, и партнеры ориентировались на ARMA. «Мы решили сфотографировать стеллаж с оборудованием, и чтобы не вызывать лишних вопросов, я делал вид, что снимаю Андрюху на фоне снарядов. Он позирует, но в кадр не попадает, зато попадают все до единого тренажеры, — вспоминает Зейналов. — Дома мы посчитали количество гирь, грифов и коробок и заказали ровно столько, сколько нужно».

Назим Зейналов
Назим Зейналов

12-тонный контейнер с американским оборудованием, которое обошлось в 6 млн руб., шел через океан полтора месяца. Всего на старт вместе с покупкой лицензии CrossFit Inc. партнеры потратили порядка 25 млн руб. «Мы заняли около 10 млн руб., а остальное вынули из прибыли барбершопов», — объясняет Шубин.

Клуб MSK CrossFit & Fight Club открылся 1 апреля в прошлом году. Чтобы привлечь больше клиентов и разнообразить тренировки, кроме кроссфита решили преподавать еще несколько дисциплин — боевые искусства, TRX (тренировки с использованием петель) и растяжку.

На рекламе решили сэкономить. «У нас было 4,5 тыс. постоянных клиентов Boy Cut, мы планировали развесить афиши на входах в барбершопы, разослать СМС с приглашением в новый клуб и принимать звонки», — рассказывает Назим Зейналов. Звонков действительно было много, люди просили убрать их из рассылки. На деле ни один клиент барбершопов в первый месяц не пришел в MSK CrossFit. «Мы реально испугались: вложили все заработанное за три года, заняли 10 млн и сидели в пустом клубе», — вспоминает Зейналов.

В первый месяц основатели сами работали администраторами. «Выходить нужно было в семь утра, поэтому я спал в клубе: на дорогу времени не тратил и на первую тренировку успевал», — рассказывает Зейналов. К лету ситуация начала улучшаться: к делу подключился Александр Гудков, который снял юмористическое видео в клубе и рассказал об открытии знакомым знаменитостям. На руку MSK CrossFit сыграло и закрытие расположенного поблизости конкурента — клуба Neskuchnui CrossFit. «У людей сгорали абонементы, и мы организовали акцию «Побег»: компенсировали пропавшие тренировки при условии покупки хотя бы минимального пакета у нас», — рассказывают предприниматели. Так им удалось продать несколько десятков абонементов и выйти в ноль на третий месяц работы. До этого клуб приносил по 500 тыс. руб. убытков в месяц.

Андрей Шубин
Андрей Шубин

Братская коммуна

«Если в прошлом году нас спас закрывшийся конкурент, то в этом рассчитывать приходилось только на себя», — признаются предприниматели. Лето — мертвый сезон для классических фитнес-клубов: посетители замораживают карты и разъезжаются в отпуска. Но только не любители кроссфита. «Кроссфит — это образ жизни, выпадать из ритма тренировок нельзя. К тому же это сильное комьюнити, международный братский клуб, членов которого принимают как своих в любой стране. Поэтому даже в отпуске люди стараются ходить в клубы там, где они отдыхают», — уверяет Шубин. Подлинные фанаты кроссфита ходят только в лицензированные клубы, список которых висит на официальном сайте CrossFit.Inc. «Российские предприниматели не привыкли платить за то, чего нельзя пощупать, поэтому покупать какую-то неосязаемую лицензию все еще кажется дикостью», — рассуждает Андрей Шубин. Однако на деле оказалось, что причастность к американскому бренду приносит клиентов: разовые абонементы составляют около трети в структуре продаж. Помог и чемпионат мира по футболу: по итогам десяти дней четверть посетителей MSK CrossFit & Fight Club составили иностранцы.

Годовой безлимитный абонемент в MSK CrossFit & Fight Club стоит 78 тыс. руб. Для специализированного клуба это дорого: за такие деньги можно купить абонемент в большой универсальный фитнес-клуб с бассейном. «Мы ориентируемся на обеспеченных москвичей — топ-менеджеров и предпринимателей, которым близка философия кроссфита, но которые ценят комфорт», — объясняет Зейналов.

«Гараж» для менеджеров: сколько приносит кроссфит-клуб в центре Москвы

Сейчас клуб приносит около 2,5 млн руб. выручки и до 500 тыс. руб. чистой прибыли в месяц. 10% получает Гудков, остальное Шубин и Зейналов делят между собой пополам. «Я отвечаю за раскрутку и маркетинг, в основном использую свои дружеские связи в шоу-бизнесе. Затащить «селеб» подстричься бесплатно было нетрудно, а вот заставить их тренироваться уже сложнее. Поэтому я просто рассказываю знакомым и коллегам о клубе, предлагаю использовать его в качестве площадки для съемок, рекламы, тимбилдинга. В общем, работаю лицом», — комментирует Гудков.

Превращать кроссфит-клубы в сеть по примеру барбершопов предприниматели не планируют: второй зал в Москве вряд ли будет рентабельным, а до регионов мода явно еще не дошла. «Мы выбрали очень узкую нишу: кроссфит — далеко не самый популярный вид спорта даже в Москве, что уж говорить о регионах», — признает Гудков.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Зато парикмахерский бизнес растет: в мае открылась первая собственная точка нового формата Boy Cut Lite у станции метро «Академическая», а в июне — франчайзинговая, у станции метро «Университет». Средний чек здесь чуть ниже за счет меньшей арендной ставки (стандартная «стрижка мужика» стоит 1,4 тыс. вместо 1,8 тыс. руб.). Сейчас партнеры собираются развивать еще и ресторанный бизнес. Чтобы попробовать себя в общепите, купили франшизу кофейни Surf Coffee. «Каждый раз мы говорим друг другу: пожалуйста, хватит, не надо больше ничего открывать. Но потом в голову приходит очередная идея — и понеслось», — говорит Шубин.

Взгляд со стороны

«Интерес к кроссфиту похож на хайп»

Владимир Старков, владелец компании — разработчика мобильных приложений для фитнес-клубов Mobifitness

«Сегодня открывается очень много узкопрофильных студий: сайкл, йога, пилатес, кроссфит. Этому способствует более низкий порог входа на рынок, чем в случае с классическим фитнесом. Но кроссфит — это не самая прибыльная модель отраслевой студии. Среди наших клиентов за последнее время закрылось несколько кроссфит-студий. Проблема в том, что этот вид спорта подразумевает тяжелую работу над собой, он не ставит в приоритет красоту тела, как это происходит в фитнесе. Отыскать своих клиентов профессиональным кроссфит-студиям очень сложно. Вторая причина — методика тренировок. Для комфортных занятий кроссфитом одному человеку нужно не менее 6 кв. м, зал должен быть оборудован инвентарем, в группах у одного тренера профессиональных студий редко бывает больше десяти человек.

Интерес к кроссфиту в России велик, но это больше похоже на хайп. Многие слышали о кроссфите, считают его модным и хотят попробовать. Кроссфит-студиям в Москве стоит ориентироваться на состоявшуюся и обеспеченную аудиторию. В кроссфит-клубах очень развито чувство сообщества и некой элитарности».

«Москвичи ценят красоту, а не выносливость»

Александр Филимонов, фитнес-консультант компании по продажам спортивного и здорового питания NL International

«В условиях современного мегаполиса сил на высокоинтенсивную тренировку после тяжелого рабочего дня хватает не у всех. Потому кроссфит-студия как бизнес-модель не самая удачная идея в условиях современного ритма жизни. Бóльшую часть рынка кроссфита занимают классические фитнес-клубы с выделенными зонами. Есть несколько залов подвального типа в спальных районах, но платежеспособность там невысокая, а оборудование дорогое, так что эта модель нерациональна. Есть несколько студий премиум-класса, но они могут конкурировать только за счет высокого уровня сервиса и центрального местоположения, на чем и выезжает MSK CrossFit. Рынок действительно разогрет модой на новое направление, но бóльшую часть клиентов перехватывают залы, предлагающие функциональные тренировки — по сути, тот же кроссфит, только без лицензии».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
ABC сообщил о ракетном ударе Израиля по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50