Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Воздушная тревога: зачем российские дроны полетели в США

Основатели стартапа Traceair создали алгоритм, который позволяет контролировать процесс строительства с помощью дронов. Бизнес успешно стартовал в России, но развивать его компания предпочла в США
Сооснователи ​Traceair Никита Ушаков, Дмитрий Королев и Мария Хохлова
Сооснователи ​Traceair Никита Ушаков, Дмитрий Королев и Мария Хохлова (Фото: из личного архива)

​В 2014 году по Парку Горького летали дроны: они доставляли стаканчики с кофе. Его варили бариста кофейни Coffee and the City, а за управление дронами отвечал Karlsson Project, основанный 30-летним Дмитрием Королевым.

Промоакция с Coffee and the City понравилась посетителям парка и привлекла внимание городских СМИ, но денег особых не принесла. Зарабатывал Karlsson Project на аэрорекламе, фото- и видеосъемке с дронов. Выручка проекта за 2014 год не превысила 2 млн руб. «Это был бизнес в лучших традициях российского технологического предпринимательства — сначала делаем, а потом думаем, кому это нужно», — вспоминает Королев. Быстро стало понятно, что нужно это немногим: Karlsson Project не взлетел.

Но предпринимателю все-таки удалось найти свою нишу: его следующий проект с дронами — Traceair — оказался успешным.

Стройка 2.0

Королев давно увлекается полетами. Учебу на физфаке МГУ он совмещал с соревнованиями по парапланеризму: Дмитрий — мастер спорта и дважды чемпион России. На спортивных соревнованиях он впервые и начал применять беспилотники, оснащенные камерами.

В 2015 году, уже после неудачи с Karlsson Project, Королев с женой Марией Хохловой поехали посмотреть Кремниевую долину просто как туристы. Там они познакомились с Никитой Ушаковым, выпускником Колумбийского университета, который прилетел в долину из Нью-Йорка. «В США мы поняли, что бум на дроны не проходит и нужно продолжать копать в этом направлении», — рассказывает Дмитрий. Ушаков вызвался помочь.

Стартаперы вернулись в Москву и начали делать новый проект. Изначально команда думала о применении дронов на двух рынках — в строительстве и сельском хозяйстве. Данные, полученные с дронов, можно было, например, применить для точного земледелия — контроля посевов, мониторинга состояния растений и пр. Однако партнеры решили, что сельхозкомпании в России еще не созрели для использования дронов и денег в этой отрасли немного, поэтому решили сосредоточиться на строительстве.

На первых порах бизнес жил за счет доходов другого проекта Марии Хохловой — Global Info. Эта компания занималась разработкой научного софта на заказ в США и России и приносила около 7–10 млн руб. прибыли в год. Когда дела у Traceair пошли в гору, в стартап перешли IT-команда Global Info и сама Мария.

Софт, разработанный Traceair, помогает сравнить изначальный план строительства и фактическое положение дел, показать, где есть отклонения от замысла. «Это единственный стартап в России, который предлагал подобное, но не единственный в мире. Они усовершенствовали западную идею: действительно написали свой софт и предложили конструктивные решения», — признает совладелец агентства по фотосъемке с дронов High Level Photo Александр Лаврентьев.

Традиционно строители контролируют процесс лично, используя геодезические инструменты. «Но если мы мониторим обычными способами, например, десять точек, то можем не заметить, что происходит в других местах. Полной картины все равно нет», — объясняет руководитель центра дистанционного зондирования «Проектно-изыскательский институт ГЕО» Александр Пация. «По нашему опыту, дроны используют для более точных расчетов, или, когда работают субподрядчики, генподрядчик хочет их проконтролировать», — объясняет Лаврентьев.

В 2015 году на рынке не было дронов, которые могли бы сделать точные снимки для нужд строителей. Поэтому стартаперы стали собирать собственные беспилотники в офисе в Москве. «Мы начинали с того, что все делали сами, даже корпуса», — вспоминает Дмитрий. Всего команда собрала десять дронов, которые распределялись между строительными площадками. Затем от собственной сборки отказались: мировой лидер в производстве дронов из Китая DJI стал выпускать подходящие беспилотники.

Фото стройплощадки, сделанное дроном Traceair
Фото стройплощадки, сделанное дроном Traceair

В отличие от Karlsson Traceair быстро взлетел — первым клиентом стала крупная компания-застройщик «Мортон» (сегодня входит в группу компаний ПИК). «Мы действительно с Traceair запускали пилотный проект на одном из микрорайонов в Ленинском районе Московской области», — подтверждает бывший PR-директор «Мортон» Игорь Ладычук. По его словам, программа Traceir позволяла следить за стройкой в реальном времени, в частности за количеством людей на площадке, прямо из кабинета. Ладычук не смог вспомнить, сколько сэкономил «Мортон» с помощью Traceair. По словам Королева, «Мортон» на двух проектах за четыре месяца сэкономил 30 млн руб., заплатив Traceir ​около 2 млн руб.

После этого Traceir подписала контракты с ПИК, «Промстрой-групп», НИПИГАЗом и др. Руководитель направления проектного офиса «Строительство Амурского ГПЗ» НИПИГАЗа Игорь Борисов говорит, что Traceair дает возможность оперативно мониторить строительные работы и, следовательно, минимизировать ошибки. «Полученные в ходе съемки данные обрабатывает программа, которая преобразует их в фотографический план местности, рассчитывает значения площади и периметра, объемы насыпи и выемки грунта, автоматически сравнивает с проектной поверхностью, находит расхождения, — рассказывает Борисов. — Кроме того, система помогает ориентироваться, насколько точно ведется работа относительно границ участка».

Дроны в цифрах

65% мирового рынка производства дронов контролирует китайская DJI

Более 4000 компаний в США получили лицензии на осуществление полетов беспилотников

$673,79 млн составил объем мирового рынка дронов в сельском хозяйстве в 2015 году, прогнозируется рост до $2,9 трлн в 2021 году

Около $40 стоят самые простые дроны в США, $300 тыс. обходятся самые дорогие

150 минут могут летать некоторые дроны на одной зарядке

Источники: Zion Market Research, Drone Industry Insights, Drones.specout.com

Перспективы важнее денег

В конце апреля 2015 года команду Traceair позвали в Кремниевую долину, в один из самых известных стартап-акселераторов мира — 500 startups. Произошло это случайно. Российские стартаперы не пытались поступить в Y Combintor или другие бизнес-инкубаторы. Просто основатель 500 startups Дейв Макклюр ​узнал от знакомого из российского офиса Autodesk (крупнейший поставщик софта для строительства, архитектуры и пр.) о существовании русского проекта и решил пригласить его команду.

«Нам прислали офер из 500 startups за неделю до начала программы. Говорили: что вы тупите, приезжайте! А у нас и в России дела шли хорошо, мы медлили», — вспоминает Королев. В России Traceair тоже звали — в «Сколково», но стартаперы не хотели ввязываться к «окологосударственную движуху» и связываться с бюрократией.

В итоге решили все-таки съездить в США — и обучение в 500 startups изменило их картину мира. «Мы очень поверхностно представляли, как правильно делать бизнес», — говорит Королев. Он решил, что важнее найти «уникальную боль у клиента и сделать такой продукт, который решает эту боль», чем зарабатывать деньги здесь и сейчас.

Обучаясь в США, основатели Traceair начали и пытались вести продажи на две страны, но в конечном счете отказались от активного развития в России. С сентября 2016 года Traceair сосредоточен на американском рынке — с прежними российскими клиентами продолжает работать, но новых не ищет. «Мы выбрали США, здесь объем рынка $1,2 трлн», — говорит Дмитрий.

По итогам 2016 года Traceair принес $500 тыс. выручки и стал прибыльным. Однако сейчас компания вновь убыточна, в 2017 году планирует заработать в США всего $250 тыс. Перспективы важнее, поясняет Королев. К тому же пошли инвестиции. По окончании программы 500 startups в августе 2016 года Traceair получил $125 тыс. от фонда 500 startups, $15 тыс. от знакомого инвестбанкира, $0,5 млн добавил частный инвестор из строительного бизнеса. Всю компанию оценили в $7 млн.

Сейчас в России у Traceair работает 24 сотрудника, в США — еще пять человек, которые в основном занимаются развитием бизнеса. «Разработчики в России круче и умнее, чем в Долине, поэтому наша разработка остается в России», — говорит Королев.

Небесный прораб

У многих строительных компаний в США есть собственные беспилотники, которые делают фотографии и помогают контролировать ход стройки. Тем же занимаются и многочисленные американские конкуренты Traceair — прежде всего пионер в этой области Skycatch, а также DroneDeploy. Airware, Kespry, RVR.

Traceair старается выделиться за счет продвинутого алгоритма. «Мы считаем, и это подтверждается клиентскими кейсами, что строителям не нужны просто данные, им нужны конкретные инсайты. Им нужно понимать, что здесь подрядчику нужно заплатить столько-то, а здесь ошибка на 2 см. И мы предоставляем аналитику, заточенную под стройку», — говорит Королев.

Работа построена так. Клиент загружает в Traceair чертежи проекта. Затем строители отправляют дрон на площадку. Когда фото с дрона получены, в дело вступает «хитрый 54-шаговый алгоритм» Traceair. Из фотографий складывается 3D-модель. Она сравнивается с чертежами, загруженными в систему. На выходе — готовая аналитика. В среднем алгоритм выдает данные за три-четыре часа. Клиент получает уведомление обо всех косяках, допущенных строителями.

Пока компания подписала контракты с четырьмя клиентами в США, среди которых Balfour Beatty (крупный строительный подрядчик в Техасе) и Independent Construction (крупнейший подрядчик по земляным работам в Калифорнии). Стартап также закрывает сделку с Lennar (штаб-квартира в Майами), одной из крупнейших фирм США, занимающейся строительством жилых домов во многих штатах.

«Наш продукт сейчас очень гибкий. Мы должны слушать сигналы рынка и подстраиваться под них. Пока мы хотим на стадии пилотных продаж получить первые кейсы. В прошлую пятницу, например, один из клиентов сказал, что сэкономил с нами $47 тыс. за месяц использования. Нам нужно набрать 10–15 таких кейсов к концу 2017 года», — говорит Королев.

В итоге Traceair рассчитывает стать IT-платформой, которую смогут использовать и девелоперы, и строители. «Сейчас мы решаем только часть задач — подсказываем, где копать, где добавить песка. А хотим, чтобы девелопер купил землю, кликнул на строительную площадку, а софт собрал людей и технику и автоматически проконтролировал, чтобы они все это построили», — мечтает Королев.

Лазерная альтернатива

В том, что будущее строительства за такими технологиями, опрошенные РБК специалисты не сомневаются. Совладелец High Level Photo Александр Лаврентьев тестирует софт для создания 3D-моделей с воздуха: «Получается с очень высокой точностью, дешевле и быстрее, чем если бы это делали 3D-визуализаторы». С каждым годом качество камер повышается, алгоритмы становятся лучше, поэтому это направление Лаврентьев считает «очень перспективным». Подобного мнения придерживается и Александр Пация из Центра дистанционного зондирования.

Самый близкий аналог технологии Traceair — это лазерное сканирование, но оно обходится дороже. «Цифровой сканер стоит порядка €300 тыс., а беспилотник, получающий схожую картину, — от 1,5 млн руб.», — поясняет Пация. При этом дроны могут залетать в места, недоступные для сканера.

«Все сейчас пытаются чертежи и карты обрабатывать в мозгах дрона. Кто это сделает раньше и быстрее других, тот и выиграет. Traceair важно добиться того, чтобы их алгоритм нельзя было повторить», — говорит партнер венчурного фонда Impulse VC Кирилл Белов.

Рынок дронов в России и за рубежом

Продажи дронов растут быстрыми темпами и, по прогнозам аналитиков, будут увеличиваться год от года. В 2014 году в мире было продано 4,9 млн беспилотников, а к 2025 году продажи должны вырасти до 90 млн, пишет ABI Research. В ближайшие несколько лет этот рынок будет расти в среднем на 30,4% в год. Согласно отчету компании PwC, объем международного рынка коммерческих дронов к 2020 году достигнет $127 млрд.

С использованием дронов в разных сферах экспериментируют военные, крупные корпорации и стартапы. Пионером гражданского применения дронов считается Amazon. Глава компании Джеф Безос заявил о планах обеспечить доставку товаров дронами еще в 2013 году, в декабре 2016 года Amazon впервые выполнил коммерческий заказ с помощью беспилотника. Компания обкатывает специальную программу Prime Air, первый публичный тест которой прошел в марте этого года. С помощью Prime Air компания обещает сократить время доставки товаров до получаса. Alibaba, а также крупные транспортные и логистические компании DHL и UPS, тоже экспериментируют с беспилотниками.

Беспилотники используются в сельском хозяйстве, энергетике и добыче полезных ископаемых, строительстве, фото- и видеосъемке и спорте. Некоторые компании фокусируются на узких нишах и поставляют сразу и технические средства, и инструменты, и программное обеспечение. Так поступают, например, Sky Futures в нефтегазовой отрасли и Avetics в сфере аэросъемок. Оригинальные идеи продолжают множиться. Например, стартап ONAGOfly научил дрон распознавать улыбки и делать жизнерадостные селфи.

Российский рынок дронов J’son & Partners Consulting оценили в 2016 году в $147 млн с потенциалом роста до $224 млн к 2020 году. На Россию, по оценкам агентства, приходится 2% мировых продаж дронов. Свыше 50% беспилотников используе​тся в России для аэросъемки, считают аналитики. В России также пытаются создавать собственные беспилотники: первые оригинальные модели летом 2015 года представила компания «РТИ аэрокосмические системы» («дочка» АФК «Система»). Производство комплексов воздушной разведки также осуществляется в Рыбинске на базе конструкторского бюро «Луч».​

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
В Краснодаре загорелась кровля строящегося ЖК. Видео Общество, 16:27
Рыбакина с трудом обыграла Кудерметову на крупном турнире в Штутгарте Спорт, 16:20
Часть регионов России отменит парад Победы Общество, 16:11
Почему так дорого: как получить от ИИ рабочие скрипты для продажников Pro, 16:08
Испытания импортозамещенного SJ-100 в статике завершатся в 2025 году Технологии и медиа, 16:03
Иран пригрозил ответным ударом по ядерным объектам Израиля Политика, 15:59
Крупнейший в мире суверенный фонд не смог достичь цели по доходности Инвестиции, 15:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Российский игорный бизнес заплатил ₽730 млн налогов за первый квартал Пресс-релиз, 15:55
Убивший мужчину из-за замечания о парковке находился в России нелегально Общество, 15:55
В ипотеку включат мебель. Это снизит затраты на обустройство жилья Недвижимость, 15:54
Захарова пообещала решительный ответ на конфискацию активов России Политика, 15:53
Самые несчастные в компании — менеджеры среднего звена. Как это исправить Pro, 15:46
Доля биткоина на рынке выросла перед халвингом до максимума за три года Крипто, 15:34
Ларионов заявил об избавлении «Торпедо» от «токсичных людей» Спорт, 15:34