Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Маска-шоу. Тест-драйв Peugeot 408 11:47, Авто Суд признал банкротом банк из первой сотни 11:42, Финансы Навальный обжаловал судебное решение по иску Усманова 11:36, Политика Кремль заявил о предстоящей встрече Путина и главы МИД ФРГ 11:33, Политика Депутат рассказал о задании Порошенко изменить статус Крыма в Конституции 11:21, Политика Как защититься от вирусной атаки 11:17, Технологии и медиа Дискотека голограмм: event-индустрия переходит на новые технологии 11:05, Партнерский материал Макет дроида R2-D2 продали на аукционе за $2,75 млн 11:02, Общество Анатолий Сердюков вошел в состав совета директоров КамАЗа 11:00, Бизнес Подруга экс-солиста «Иванушки International» назвала причину его смерти 10:48, Общество Каждый десятый россиянин признался в нехватке денег на еду 10:46, Политика На Ямале двое человек погибли на перевернувшейся лодке 10:34, Общество Медведев ввел правила оплаты для выключающих устройство «Платон» 10:31, Общество Путин наградил президента Туркменистана орденом Александра Невского 10:14, Политика Главного тренера сборной России по конькобежному спорту сбила машина 10:06, Спорт Глава «Российского капитала» Михаил Кузовлев купит 25% в банке «Пойдем!» 10:06, Финансы Сотрудников закрытой по указу Путина свалки уволили 09:53, Общество Госдеп США установил новые критерии для выдачи виз гражданам шести стран 09:38, Политика Роналду досрочно покинул Кубок конфедераций из-за рождения детей 09:13, Спорт Пентагон признал отсутствие химатаки в Сирии своей заслугой 09:11, Политика В центре Москвы археологи нашли надгробную плиту приближенной Петра I 09:10, Общество Решение ЕС о продлении санкций против России до 2018 года вступило в силу 09:05, Политика Доля лоукостеров в России удвоилась за два последних года 09:00, Бизнес Умер экс-солист группы «Иванушки International» Олег Яковлев 08:58, Общество Средняя продолжительность жизни россиян достигла рекордного показателя 08:37, Общество Советника папы римского обвинили в сексуальных домогательствах 08:07, Общество В сенате предложили запретить программы Касперского в армии США 07:54, Политика «Ведомости» узнали стоимость проекта о повышении производительности труда 07:47, Экономика
Дополненное детство: как виртуальная реальность меняет привычные игры
Свое дело, 24 мар, 11:17
0
Дополненное детство: как виртуальная реальность меняет привычные игры
Случайный визит в магазин игрушек вдохновил Михаила Семенкова на открытие детского, но при этом высокотехнологичного бизнеса — он создает «оживающие» настольные игры, пазлы и раскраски
Михаил Семенков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

​Основатель компании Unibora Михаил Семенков считает, что интерес к IT-технологиям следует прививать с детства. Новые игры на стыке привычной полиграфической продукции и мобильных приложений помогают детям развиваться, а предпринимателям — находить новые ниши.

Игра Pokemon Go, которая вышла летом 2016 года и стала всемирно популярной, закрепила технологии дополненной реальности в числе модных мировых трендов. По прогнозам европейских экспертов Digi-Capital, к 2020 году проникновение AR/VR-технологий (дополненная и виртуальная реальности) в повседневную жизнь составит порядка 80%.

Семенков нашел возможность использовать эти технологии уже сейчас.

«Живые» игрушки

Год назад Михаил Семенков увидел детскую книгу Disney с «оживающими» рисунками: наводишь на них смартфон — и на экране появляется 3D-изображение. «Живые» картинки настолько увлекли Семенкова, что осенью 2016 года он продал свой интернет-магазин воздушных шаров «Лилитоп», которым занимался последние шесть лет, заручился поддержкой трех партнеров и с головой окунулся в дополненную реальность.

К разработке предприниматель приступил в апреле 2016 года: готовил рисунки, программное обеспечение, которое их распознает и трансформирует в 3D-модель, встраивал технологию в мобильное приложение. В этом ему помогал друг — разработчик Александр Сергеев.

Первые попытки чуть было не обернулись провалом. Изначально предприниматель готовил раскраски и иллюстрации к сказкам для малышей. Первую партию рисунков Семенков протестировал на своей трехлетней дочке, но понял, что ошибся с целевой аудиторией. Дочь «Колобок» уже не очень интересовал, а пользоваться гаджетом так, как было нужно для появления объемной картинки, она еще не умела. Да и сами картинки интереса у нее не вызвали.

Предприниматель понял, что создал прототип, который мало пригоден на практике. Пришлось сменить концепцию и сместить фокус на детей постарше, школьников начальных классов. Семенков разработал универсальную серию раскрасок: динозавры для мальчиков, принцессы для девочек и экзотические животные для тех и других. Принцип работы такой: ребенок наводит телефон на картинку, и на экране появляется 3D-модель, которой можно управлять.

Похожие проекты на рынке уже были, но предприниматель пошел дальше конкурентов и придумал еще пазлы и карточную игру. На вид это обычная колода карточек с теми или иными изображениями. Игроки выставляют их друг против друга. И если навести на них гаджет, то картинки «оживают» и начинается «битва»: например, если выпали два слона, то они приветствуют друг друга, если слон и дерево, то слон ест дерево, а слон и бегемот вступают в схватку, исход которой непредсказуем.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Рынок дополненной реальности

Технология Virtual reality (VR, виртуальная реальность) предполагает полное погружение человека в искусственную реальность с помощью специальных устройств, воздействующих на органы чувств, — шлема, контроллеров и т.п. Augmented reality (AR, дополненная реальность) смешивает виртуальные объекты и реальные. Например, Pokemon Go накладывает образы виртуальных персонажей на реальное изображение.

«По разным оценкам, мировой рынок VR/AR уже составляет $2–3 млрд, российский рынок меряется скорее сотнями миллионов рублей, но к 2020 году ожидается рост в денежном выражении на два порядка», — говорит Дмитрий Калаев, руководитель акселератора ФРИИ. По его оценке, в России от 200 до 300 компаний занимаются VR/AR, при этом разработкой массовых продуктов заняты несколько десятков.

«Детские товары с дополненной реальностью находятся на стыке нескольких технологий — традиционного книгоиздания, дополненной реальности и приложений для смартфонов», — говорит Анна Белова, сооснователь российского AR-издательства ГК Devar. Эта компания с 2015 года выпускает раскраски и книги в технологии дополненной реальности. Аналогичную продукцию выпускают российские компании Fibrum и PlayDisplay, а также зарубежные Crayonpang, Quiver и Disney.

Британское агентство Hidden Creative провело исследование, в котором сравнивались результаты продаж одного и того же продукта с использованием дополненной реальности и без нее. Исследователи показали 100 родителям печатную рекламу детской игрушки, и еще стольким же эта же игрушка была презентована с использованием дополненной реальности. Затем всех 200 респондентов спросили, собираются ли они купить эту игрушку и сколько готовы за нее заплатить. В результате оказалось, что собираются купить 45% родителей, видевших печатную рекламу, и 74% тех, кто видел дополненную реальность; а желательная цена — £5,99 у тех, кто видел печатную рекламу, и £7,99 у тех, кто наблюдал AR.

Теория и практика

Технологический процесс подготовки книги с AR-технологией кажется простым. Художник готовит иллюстрации, они оцифровываются, загружаются в приложение. В результате, когда смартфон или планшет наводят на картинку, приложение подключается к камере, распознает объект и картинка «оживает» — включается 3D-модель или короткое видео.

Однако просто только сказка сказывается, убедился Семенков. Самой сложной частью проекта оказалась не разработка приложения или сертификация товаров, а поиск подрядчика для печати «оживающих» картинок. Семенков думал, что типографский бизнес в стране развит и выбор не займет много времени. На практике все вышло иначе.

Предприниматель вспоминает, что некоторые компании не отвечали на его запросы или пропадали после первого звонка, другие оказывались медлительными, третьи — заламывали цены. Некоторые плохо печатали или не справлялись с объемом работ. Путем проб и ошибок Семенков выбрал нескольких подрядчиков из разных регионов, убедившись в том, что одна типография не может одинаково хорошо напечатать и раскраску, и пазлы, и настольную игру.

На разработку и выпуск первой партии, включая софтверную часть и печать, ушло в общей сложности 3 млн руб.

Игра в продажи

Перед выходом на массовый рынок предприниматель решил протестировать спрос. «Мы подумали: 1 сентября через две недели. Почему бы не сделать простой продукт, который уже сегодня можно попробовать продать?» — вспоминает Семенков. Так появилось расписание занятий под брендом Unibora. Это лист формата A4 с изображениями динозавров, принцесс или африканских животных. Так же как и в раскрасках, они «оживают». Предприниматель обзвонил десять магазинов и нашел первого покупателя.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Тестовые продажи помогли найти и устранить ошибки в приложении. Из-за особенностей экрана некоторых марок телефонов приложение отображалось некорректно, кто-то из покупателей забывал ввести код активации. Большинство проблем удалось решить за пару недель. Сейчас у приложений Unibora чуть больше 20 тыс. скачиваний.

В сентябре 2016 года на выставке «Мир детства» предприниматель презентовал свою продукцию дистрибьюторам. Семенков вспоминает, что публика обступила стенд со всех сторон — посыпались заказы. Первым крупным покупателем стал оптовый продавец игрушек, компания «Бумбарам».

«Продукция с точки зрения продаж очень интересная. На рынке есть похожие компании, но Unibora сделала шаг вперед — выпустила настольные игры и пазлы с дополненной реальностью», — рассказывает Екатерина Дубова, директор по продажам «Бумбарам». По ее мнению, современных детей сложно чем-то удивить и вовлечь в игру, а продуктам Михаила Семенкова это удается. Родителям же нравится, что модные игрушки производятся в России и стоят дешевле импортных аналогов.

От сотрудничества с некоторыми крупными сетями пришлось отказаться. Во время переговоров обе стороны понимали, что у неподготовленных покупателей товар не будет пользоваться спросом. «Оживающие» раскраски и пазлы стоят на 30% дороже обычных, но при этом их достоинства неочевидны: мало кто читает инструкции прямо в магазине, а продавцам в универмагах некогда рассказывать и показывать каждому покупателю, как работают «живые» игрушки.

И это ключевая проблема нового товара. Даже в некоторых специализированных магазинах игрушки не произвели на покупателей особого впечатления. Стали разбираться, почему нет спроса, — оказалось, что продавцы не знали, чем товары Семенкова отличаются от остальных, поэтому и покупатели о 3D-свойствах даже не догадывались. Теперь предприниматель регулярно выпускает видеоролики, проводит мастер-классы для продавцов и посетителей магазинов, показывая возможности «оживающих» игрушек. Это обязательный элемент маркетинга, по словам Михаила, именно он является залогом продаж. Как правило, люди, увидев технологию в действии, быстро принимают решение о покупке. Благо товар не очень дорогой: пазлы, самые дорогие, в рознице стоят около 600 руб., самые дешевые расписания — около 100 руб.

Зачастую взрослым товары с AR-технологиями интереснее, чем детям. Полтора года назад предприниматель Павел Горелов начал продавать в интернете раскраски и книги с дополненной реальностью. Но бизнес не пошел. «Продукт изначально был интересен, но интересен взрослым, ведь у нас с вами в детстве такого не было. Взрослые смотрели на это и думали, что раскраски понравятся детям. Но фактически это нравилось только им самим», — комментирует Горелов. В прошлом году Горелов перестал заниматься раскрасками и переключился на проектирование жилых интерьеров — это еще одна сфера применения дополненной реальности.

Реальная экономика

Массовые продажи стартовали в ноябре и принесли предпринимателю 5 млн руб. выручки к марту 2017 года, причем 2 млн руб. пришлись на предпраздничный декабрь. Сейчас продукция под брендом Unibora продается в сетях канцелярских магазинов «Комус» и Silwerhof, в специализированных магазинах игрушек «Мосигра», «Неокуб», «Бегемотик», MyToys, а также в небольших интернет-магазинах и офисах региональных дистрибьюторов — всего около 700 торговых точек.

«Товар пока достаточно новый, сложно сказать, какое у него будущее. У нас он продается в формате эксперимента в одном магазине, если пойдет хорошо — расширим присутствие», — говорит Дмитрий Кибкало, основатель компании «Мосигра». По словам Дмитрия Шаброва, генерального директора магазина игрушек «Думка», спрос на товары с дополненной реальностью стабильно растет.

Фото: Владислав Шатило / РБК

Доходы идут на печать новых тиражей, маркетинг, зарплаты шести сотрудников и разработку новых продуктов с элементами дополненной реальности: Семенков также стал выпускать маски, которые «оживают» при наведении смартфона.

Прибыль появится на больших масштабах, уверен он. «Если ты печатаешь тираж 10 тыс. штук, ты получаешь одну цену, если 30 тыс. штук — совершенно другую. Соответственно, математика разная», — говорит Семенков. Он рассчитывает выйти на зарубежные рынки — приложение уже работает на семи языках. Недавно он съездил на выставку детских товаров в Германию и привез заказы от клиентов из Германии, Чехии и стран Балтии.

Если что-то пойдет не так, у предпринимателя есть план Б: Семенков готовит проект для «оживления» иллюстраций в СМИ. Газеты с движущимися картинками, как в саге про Гарри Поттера, можно выпускать уже сейчас.

Взгляд со стороны

«Рост рынка придает оптимизма»

Дмитрий Калаев, руководитель акселератора ФРИИ:

«Несмотря на то что AR-технологии известны давно, приложения с дополненной реальностью еще находятся в стадии проникновения на рынок. Очень редко выходят феноменально успешные продукты, как Pokemon Go. В целом дополненная реальность не вошла в повседневное использование. Unibora как раз отличный пример применения технологии для отстраивания от конкурентов и получения дополнительной прибыли.

Областей применения у AR/VR гораздо больше, чем заметная нам всем игровая индустрия. Это образование, строительство, промышленность, ретейл и много других традиционных индустрий. ФРИИ в этом году даже запустил специальную образовательную программу по VR/AR. Помимо финансовой поддержки мы предоставляем оборудование для разработки решений, которое стартап не всегда может себе позволить.

Рост рынка придает оптимизма инвесторам и стартапам — здесь делать компанию легче, чем там, где все уже поделено».

«Никто не заходит в магазин и не спрашивает, есть ли у вас раскраска с дополненной реальностью?»

Яна Григорян, руководитель Агентства изучения трендов и бенчмарок:

«Для покупателей AR — это экзотика, нечто не очень привычное, но очень увлекательное, во что интересно «поиграть». Если такой товар попадется на глаза покупателю и будет правильно представлен, он его купит в девяти случаях из десяти. Однако пока никто не заходит в магазин и не спрашивает, есть ли у вас раскраска с дополненной реальностью, покупатели еще не вошли во вкус.

AR увеличивает продажи почти в два раза, а «воспринимаемую» стоимость товара — в полтора раза. Однако востребованность таких игрушек со стороны родителей будет связана с двумя вещами: простотой использования и отношением родителей к проникновению гаджетов в жизнь их детей. Товары с AR требуют телефонов, планшетов, и стремление ограничить использование этих гаджетов своими детьми будет предопределять уровень спроса и распространения. С одной стороны, подобные игрушки значительно развивают пространственное мышление, дают иной опыт изучения реальности, с другой — поднимают вопрос сохранения чувства реальности. Выигрывать будут решения, заложившие безопасность в свойства продукта.

Однако есть области, где подобные игровые решения не только не будут отвергнуты, но будут набирать обороты: образование, изучение языков, групповая коммуникация, профессиональная деятельность. В целом рынок виртуализируется, и это неизбежный тренд. Кейс с покемонами был всего лишь первой ласточкой».

«По книгам с дополненной реальностью дети в несколько раз быстрее учат алфавит»

Анна Белова, сооснователь российского AR-издательства группы компаний Devar:

«Несколько лет назад потребитель совсем не знал, что такое дополненная реальность, но сегодня он уже знаком с технологией. Мы начали с выпуска раскрасок в 2015 году, это были первые эксперименты. Сегодня линейка уже значительно расширена, в том числе лицензионным ассортиментом. Естественно, это вызвано и растущим спросом на рынке.

Динамика спроса связана с некоторыми факторами: расширением ассортиментного ряда, необычностью продукции и осознанием практической пользы для конечного пользователя. По результатам наших исследований, по книгам с дополненной реальностью дети в несколько раз быстрее учат алфавит, стихи, у них повышается интерес к исследовательской деятельности, ведь задействуются одновременно три способа восприятия информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Игровой элемент является самой сильной мотивацией к обучению.

Дополненная реальность — это новое качество продукта, без нее он неполноценен. Всем придется адаптироваться. Это новая отрасль, которая позволит выйти на рынок новым игрокам».