Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Анимация за полмиллиарда: как заработать на сети «домов пионеров»

В сети детских центров «Мастерславль» Виталия Сурвилло и дошкольники, и подростки могут играючи обучаться множеству профессий – от сантехника и строителя до пилота и следователя. Вложения в проект превысили 550 млн руб., которые предприниматель надеется вернуть за семь лет
Виталий Сурвилло
Виталий Сурвилло (Фото: Екатерина Кузьмина / РБК)

«Мастерславль» – настоящий город мастеров, в котором все «взрослые функции» выполняются детьми. На площади 6 тыс. кв. м в одной из башен комплекса «Москва-сити» они самостоятельно, под наблюдением педагогов, лечат и чинят, учат и торгуют, следят за порядком и чистотой. Дети в возрасте от 5 до 15 лет могут играючи освоить 150 профессий. В городе действует своя валюта – «талант», которую можно как заработать на мастер-классах, так и потратить. Единовременно «Мастерславль» может вместить около 1,2 тыс. детей. Стоимость за стандартное четырехчасовое пребывание составляет для детей 1,1 тыс. руб. в будни и 1,4 тыс. руб. в выходные, для родителей – 700 руб.

На 2015 год запланировано открытие еще трех «Мастерславлей» в Москве и Санкт-Петербурге, к 2017 году сеть должна расшириться до семи центров и охватить Уфу, Екатеринбург и Краснодарский край, рассказывает Сурвилло.

Франшиза не подошла

О создании центров для профессионального обучения с детства Сурвилло задумался, когда в его компанию Espro Development, строящую складские помещения, стали приходить рабочие, ничего не смыслящие в кладке. Четверо его детей, рассказывает Сурвилло, просят вызвать сантехника, когда в квартире текут трубы, поскольку ничего не знают о водоснабжении. Узнав об интересе бизнесмена к трудовому воспитанию, его португальские партнеры по Espro Development рассказали ему о мексиканской сети KidZania (см. справку).

KidZania – один из пионеров сегмента edutainment – обучения, совмещенного с развлечениями. Первый город KidZania, где нет взрослых и дети сами стирают вещи, ловят преступников, пекут булки и чинят авто, появился 15 лет назад в Мехико, сейчас по всему миру существует 16 таких городов. «В 2008-м я поехал в Мадрид на переговоры о покупке франшизы, но столкнулся с несколькими проблемами, – рассказывает Сурвилло. – KidZania везде работает одинаково: дети приходят, надевают форму врачей, что-то узнают, а когда придут через месяц, через год, ничего не изменится. А мы хотели сделать «дом пионеров» с кружками, с нашей архитектурой, чтобы дети ходили сюда постоянно, потому что российские родители озабочены не столько развлечением, сколько тем, чтобы в голове их чад что-то осталось. Этот вариант не проходил, KidZania не позволяла ничего менять». Кроме того, по условиям франшизы необходимо было вложить не менее $20 млн (примерно 1,3 млрд руб. по курсу ЦБ на 19 января 2015 года) в запуск проекта и выплачивать 5% роялти от выручки. Сурвилло посчитал, что собственный проект будет выгоднее.

В 2011-м он приступил к созданию «Мастерславля»: 25 августа был зарегистрирован домен проекта, а 1 сентября – ЗАО «Мастерславль». Примерно в этом время Сурвилло успел поработать помощником советника президента по социальной политике Евгения Юрьева, но на господдержку больше не рассчитывает: «Министерство образования в курсе того, что мы делаем, но поддерживает нас только на словах. Все говорят о государственно-частном партнерстве, но на самом деле оно нигде не реализуется. Убежден: я делаю то, чем должно заниматься государство».

Кто владеет «Мастерславлем»?

По словам автора идеи, девелопера Виталия Сурвилло, 100% акций ЗАО «Мастерславль» принадлежит кипрской компании Gorod Masterov Ltd. Она, в свою очередь, на 90% принадлежит Millport Finance Ltd. (Британские Виргинские острова), а на 10% – кипрской Tablion Ltd., которая принадлежит португальской компании Inoengenharia, предоставляющей услуги в области недвижимости. Своих партнеров Сурвилло не раскрывает, но говорит, что «все инвесторы – это физические лица».

Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец присутствовала на открытии «Мастерславля» в ноябре 2014-го, говорит Сурвилло. В аппарате Голодец на запрос РБК не ответили.

Долларовые кредиты

По словам предпринимателя, общие инвестиции в проект на начало 2015 года превысили 550 млн руб., большинство кредитов, взятых на реализацию проекта, – долларовые. Банки-кредиторы он не называет, но рассказывает, что получить деньги было очень сложно.

На старте он пытался привлечь кредиты в размере до 80% необходимых вложений – около $15 млн (примерно 978 млн руб. по курсу ЦБ на 19 января 2015 года), но даже банки, знакомые с работой Espro Development, предлагали максимум 20%.

Около года Сурвилло потратил на достижение договоренностей с IFC: корпорация согласилась профинансировать 30% проекта, но сделка сорвалась – причины он не называет. «Это первая наша инвестиция в развлекательно-образовательный проект такого типа, – говорилось в сообщении IFC два года назад. – Инвестиции в «Мастерславль» являются частью стратегии IFC в России, направленной на поддержку частного сектора и содействие экономическому росту».

Не получив достаточного внешнего финансирования, Сурвилло попытался привлечь спонсоров мастерских, чтобы, например, пилотов учил «Аэрофлот», а автомехаников – АвтоВАЗ. В итоге к проекту все-таки присоединились Сбербанк и сеть одежных магазинов Henderson: они профинансировали свои мастерские – «банк» и «дом моды» соответственно. «Сумма финансовой поддержки составила несколько десятков тысяч долларов, – подтвердил президент Henderson Рубен Арутюнян. – Мы посчитали, что вложение в развитие будущего наших детей необходимо, и согласились поддержать «Мастерславль».

Представитель Сбербанка объяснил, что спонсорская поддержка «Мастерславля» – часть программы повышения финансовой грамотности населения.

Подобрать место оказалось тоже нелегко, делится Сурвилло: после срыва соглашений с торгово-развлекательными центрами River Mall и «Афимолл» удалось арендовать помещение в Evolution Tower – два этажа на галерее, связывающей мост «Багратион» и станцию метро «Выставочная». Открытие должно было состояться еще в сентябре 2013-го, но из-за задержек с финансированием и переработкой архитектуры проекта состоялось лишь годом позже. «Мы занимались «Мастерславлем» больше года, – рассказывает руководитель архитектурного бюро Nefa Project Гарольд Мосолов. – Интерьер каждой мастерской разрабатывался индивидуально, но темпы замедлялись из-за проблем с финансированием».

«Мастерславль» в цифрах

90 млн руб. заработал «Мастерславль» в 2014 году

550 млн руб. составили общие вложения в проект

1100 руб. стоимость 4-часового пребывания ребенка в «Мастерславле» в будни

150 профессий можно изучить 
в городе мастеров

1200 детей могут посещать 
город мастеров единовременно

500 тыс. детей должны посещать «Мастерславль» ежегодно, чтобы проект стал рентабельным

2,1 млн детей в возрасте 5–15 лет живут 
в Москве и Подмосковье

Источник: «Мастерславль»

Помещение обходится в $500 (около 32,6 тыс. руб.) за 1 кв. м в год, и это основная часть затрат, зависящая от валютного курса. Треть расходов – около 7 млн руб. – приходится на оплату труда 180 аниматоров, работающих с детьми. Расходы на содержание офиса и маркетинг – это еще примерно 20% затрат, рассказывает Сурвилло.

Рынок пока свободен

В ноябре, то есть в первый же месяц полноценной работы, удалось продать 21 тыс. билетов, из них 70% – детских, это принесло около 20,6 млн руб. выручки, говорит Сурвилло. Дополнительные доходы принесла организация праздников и платежи спонсоров, их размер в «Мастерславле» не раскрывают.

До девальвации рубля бизнесмен планировал окупить вложения до 2018 года: для этого «Мастерславль» должны были ежегодно посещать не менее 500 тыс. детей. Теперь Сурвилло рассчитывает вернуть деньги только через 7–9 лет.

Московский рынок edutainment пока почти свободен, считает предприниматель, в 2015 году он собирается открыть в Манеже и Музее Москвы еще два центра, площади которых будут меньше, чем у стартового «Мастерславля». Также на этот год намечено открытие города мастеров на 5,4 тыс. кв. м в петербургском торгцентре «Питерлэнд» – ему уже выплачен депозит. «В ближайшее время компания должна выйти на стройку, согласно договору», – рассказала руководитель отдела продаж «Питерлэнда» Александра Никонова. В Уфе, Екатеринбурге и Краснодарском крае «Мастерславли» должны заработать в 2017 году. В других городах-миллионниках Сурвилло готов выступать соинвестором таких центров.

Впрочем, конкуренты у «Мастерславлей» появляются: петербургская компания «Кидбург» открыла одноименные центры в Питере (за три года его посетило около 500 тыс. детей) и Ростове-на-Дону. В Москве «Кидбург» должен открыться весной 2015 года в обновленном «Детском мире» на Лубянке. «На данный момент заключено три договора франшизы: «Кидбург» в Брянске и Воронеже запускается в 2015 году, в Ярославле – в 2016-м», – рассказала Мария Карамышева, директор по развитию «Кидбурга». По ее словам, ориентировочная сумма инвестиций в региональные проекты, включая паушальный взнос, – 50 млн руб. при площади в 2 тыс. кв. м.

«Мы также ведем переговоры о франшизе в России и странах СНГ, – утверждает руководитель отдела франшиз «Мастерславля» Клим Коротков. – Франчайзинговые точки будут называться, к примеру, «Мастерокан», «Мастеробат», «Мастерши». Паушальный взнос – €100 тыс (примерно 7,6 млн руб.), роялти предполагаются в размере 3–5% дохода.

В сентябре 2015-го в России появится и KidZania: центр площадью 10 тыс. кв. м откроется в торговом комплексе «Авиа парк» на Ходынском поле и, как предполагается, будет продавать около 1 млн билетов в год. Как сообщал консультант проекта компания Knight Frank, эксклюзивные права на развитие сети в России получила компания «Иннова».​

Проект KidZania

Первый edutainment-проект KidZania был открыт в 1999 году в Мехико Хавьером Лопесом Анконой. В настоящее время в мире действует 16 KidZania в 13 странах, 17-я будет открыта в Москве в сентябре 2015 года. Финансовые показатели и структура собственности мексиканской компании не раскрываются.

По оценкам Nielsen, исследовавшей изменения индекса лояльности к брендам после контакта с ним в KidZania, показатель Top of Mind (первый названный респондентам бренд) в отношении Toyota вырос в пять раз среди детей и в шесть раз среди взрослых посетителей KidZania.

Владельцем франшизы KidZania на всей территории России стала компания Innova. По словам операционного директора KidZania в России Артура Хачатурова, Innova уже заключила более десяти контрактов с локальными и международными брендами, будущими спонсорами каждого из модулей KidZania в Москве (названия их пока не раскрываются). «Мы строим уменьшенный аналог Большого театра и будем развивать темы того, чем действительно гордится Россия: не совок и лубок, а, к примеру, космос, – рассказал РБК Хачатуров. – У нас впервые появятся профессия «космонавт» и настоящие космические капсулы».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 16:37
Слуцкого признали лучшим тренером месяца в чемпионате Китая Спорт, 17:58
До ₽10 млрд: как выглядят самые дорогие продающиеся в Москве особняки Недвижимость, 17:44
Австралийская TIG решила продать угольный бизнес в России Бизнес, 17:40
С актера-иноагента Трескунова суд взыскал ₽10 тыс. долгов по коммуналке Общество, 17:36
Google уволила 28 сотрудников за бунт против сотрудничества с Израилем Политика, 17:34
Аргентина решила стать партнером НАТО Политика, 17:24
СК задержал отца и друга подозреваемого в убийстве москвича на парковке Общество, 17:16
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Москве нашли еще одну машину подозреваемого в убийстве из-за парковки Общество, 17:05
В Москве умер режиссер РАМТ Александр Пономарев Общество, 16:58
УЕФА оштрафовал «Барселону» за расистское поведение фанатов в матче с ПСЖ Спорт, 16:54
Tether представила обновленную концепцию развития компании Крипто, 16:53
В Москве арестовали украинского агента за покушение на экс-сотрудника СБУ Политика, 16:51
В машине подозреваемого в убийстве из-за парковки нашли нож и пистолет Общество, 16:47
Пресс-секретарь Meta не признал вину в призывах к терроризму Политика, 16:43