Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Кавказский стол: как создать спрос на осетинскую мебель

Тимур Губаев оказался на грани краха, когда взлетели цены на импортную косметику и хозяйственные товары, которыми он торговал. Спасло умение мастерить и Instagram — и сейчас мебельный бизнес приносит его компании 20 млн руб. в год
Тимур Губаев
Тимур Губаев (Фото: Магомед Хадисов для РБК)

У североосетинской мебельной компании Guticher нет своих магазинов и даже сайта. Ее основатель Тимур Губаев не тратится на рекламу. Все, что ему нужно для продвижения своей продукции, — это аккаунт в Instagram.

При этом мастерскую по производству дизайнерской мебели в среднем ценовом сегменте Губаев запустил в 2014 году от безысходности — его прежние бизнес-проекты оказались на грани краха из-за обвала рубля. И, как показало время, не прогадал — покупать мебель за рубежом многие перестали, и его продукция оказалась востребована. Выручка ООО «ТГВ ГРУПП» Губаева за 2016 год составила 20 млн руб., чистая прибыль — 6,7 млн руб.

Вынужденный старт

Тимур Губаев родился в небольшом поселке Сергино в Тюменской области. Когда ему исполнилось три года, родители вернулись на родину — в Северную Осетию.

С детства Губаев любил мастерить, в школе увлекся черчением, думал после нее изучать архитектуру. Но после получения аттестата в 1997 году пошел обучаться таможенному делу в Владикавказский институт управления. Тимур признает, что поддался общему ажиотажу — специальность считалась модной, а близкая граница с Грузией манила перспективами. К концу учебы он разочаровался в выборе, да и найти работу по специальности без связей оказалось непросто.

Побороть нахлынувшую апатию помогла одноклассница, которая убедила вместе с ней поступать в университет в Гамбурге. Пришлось учить немецкий практически с нуля, собирать кипу документов, готовиться к переезду, но, как бы то ни было, в 2003 году Губаев снова стал студентом, начал изучать маркетинг.

В то время Германия переживала непростые времена. Официально на работу без образования и должного знания языка иностранцу было не устроиться. А денег, которые присылали родные, хватало только на оплату жилья. Губаев подрабатывал то грузчиком, то уборщиком, то официантом.

В 2006 году у Губаева серьезно заболел отец, и теперь уже его родным понадобилась финансовая поддержка. И он придумал, как заработать: закупил микрофибру (обычно ее используют при изготовлении салфеток для уборки) и привез в Северную Осетию. Пробная партия разошлась довольно быстро, потому что тогда на российском рынке аналогов было мало. Через год отец умер. Губаев вернулся во Владикавказ, закончив обучение, зарегистрировал ИП и начал всерьез заниматься торговым бизнесом — нашел оптового покупателя, организовал склад. К 2012 году он поставлял микрофибру в местные торговые сети «Макшел» и «Золушка». К 2014 году выручка бизнеса Губаева достигла 14,5 млн руб., прибыль — около 3 млн руб.

Тогда он решил попробовать себя в чем-то еще. Губаев заметил, что спрос на хозяйственные товары растет зимой и летом, а весной и осенью падает. Знакомый из сферы косметологии рассказал, что у него все ровно наоборот. Так молодой человек занялся косметологией — начал с поставок профессиональных препаратов для ухода за кожей, а затем организовал свой косметологический центр.

Однако когда в конце 2014 года обвалился рубль, оба бизнеса оказались на грани краха. Ведь и средства для уборки, и косметику он закупал за стремительно дорожающую валюту, а оптовые клиенты с ним расплачивались через три месяца в дешевеющих рублях. Кассовые разрывы достигли губительных размеров, а всю маржу съела инфляция.

Рынок падает, интернет-продажи растут

По данным «РБК Исследования рынков», в 2015 году объем продаж мебели в России сократился на 9,9% по сравнению с 2014 годом, составив 419,8 млрд руб. В 2016 году объем розничных продаж продолжил снижение — он упал на 5,3%, до 397,6 млрд руб. При этом снижение идет за счет падения импорта, тогда как некоторые местные производители наращивают объемы.

Самый быстрорастущий канал продаж мебели — это интернет. По итогам первого полугодия 2016 года объем интернет-продаж увеличился на 46,9%, до 974 млн руб. Сегодня 21,6% россиян покупают мебель в интернете, а в специализированных магазинах — 48,2%.

Фото: Магомед Хадисов для РБК

Лесные мучения

«Я сидел и думал — либо сейчас все потеряю, либо надо выкручиваться как-то. Это был самый сложный в моей жизни период», — вспоминает Губаев. Чтобы хоть как-то оставаться на плаву, он торговал самыми разными товарами, цеплялся за возможности, которые сулили хоть какую-то прибыль.

Осенью 2014 года предприниматель затеял ремонт своего дома. Сотрудничавший с ним мебельщик рассказал, что можно выгодно купить дубовый лес, который вот-вот, по его мнению, подорожает. Времени на анализ рынка совсем не было, и Губаев решил рискнуть. Закупил 50 куб. м сухого кавказского дуба на всю оставшуюся наличку — 600 тыс. руб. Шло время, но цена не росла. Перепродать дерево было сложно, и тогда он решил, что надо самому использовать материал.

К тому же он заметил, что на мебельном рынке образовалась свободная ниша: импортная мебель резко подорожала, и ее перестали покупать. Значит, можно попробовать работать в среднем ценовом сегменте, подумал Губаев и решил заняться импортозамещением. В январе 2015 года он подыскал помещение и начал выкупать станки у местных мастеров. На старт бизнеса — ремонт цеха и закупку оборудования — ушло 800 тыс. руб., которые он откладывал на ремонт.

Работать руками Губаеву было не впервой, так что обустройство помещения и подготовка к запуску легли на его плечи. Первое время помогали друзья. Затем к команде присоединился мастер по покраске. На территории промзоны уже были мастерские по работе с металлом и др. Тимур договорился с ними о сотрудничестве. Бренд придумал незамысловатый — Guticher — от Губаев Тимур Черменович.

В марте 2015 года включили первый станок, за который встал сам Тимур и его друзья. Они стартовали с производства мебели для себя, а первыми сторонними клиентами стали знакомые. Покупали по мелочи — то тумбочку, то дверь. Спрос, пусть и небольшой, придавал уверенности. Губаев решил принять участие в майской отраслевой выставке «Сделано в Осетии».

Тимур Губаев
Тимур Губаев

Специально для нее команда подготовила комплект мебели. Сроки поджимали. «Круглые сутки — ночью и днем — бесперебойно работали вчетвером, чтобы сделать несколько моделей», — вспоминает Губаев. Он не прогадал — после выставки пришли первые клиенты, которых он лично не знал. Но нужно было придумать более стабильный канал привлечения клиентов.

Экономное продвижение

В июне 2015 года предприниматель завел «мебельный» аккаунт в Instagram. Это решение подсказал опыт работы с косметологией. Еще в 2012 году Губаев создал страницу для продажи косметики. Тогда раскрутка компаний и продажи через Instagram были в новинку, и параллельно он размещал рекламу в местных глянцевых изданиях. Но к 2014 году понял, что дорогая реклама уступает Instagram по эффективности привлечения клиентов. И теперь это для него основной канал. По оценке Губаева, Instagram сейчас приводит 90% покупателей, а остальные 10% — сарафанное радио.

Аккаунт предприниматель ведет сам — выкладывает туда фото своих работ, фотографии с производства, картинки интерьеров и видеоролики. У аккаунта сейчас 9,9 тыс. подписчиков. Единственная статья расходов — профессиональные фотосъемки мебели, на что уходит около 5 тыс. руб. в месяц.

В итоге за два с половиной года существования компания Губаева выполнила порядка 200 заказов, конверсия составила около 2% от общего числа подписчиков в Instagram. Это отличный результат — по данным платформы для персонализации интернет-магазинов Retail Rocket, средний показатель конверсии интернет-магазинов колеблется около отметки 1%.

В 70% случаев заказчики, направляя заявку, сразу знают, чего именно хотят, и показывают примеры, рассказывает Губаев. В остальных случаях подключаются дизайнеры, которых предприниматель переквалифицировал в проектировщиков мебели. «Меня подкупили горящие глаза Тимура. Все проекты, которые мы реализовали, мне кажутся достойными», — рассказывает один из первых клиентов предпринимателя, дизайнер Марина Уртаева.

Тимур Губаев
Тимур Губаев

В основном заказывают мебель для дома. Средний чек на шкаф — 100 тыс. руб., кухню — 300 тыс. руб., разработка комплекта дизайнерской мебели обойдется в среднем в 700 тыс. руб. Максимальный заказ у Губаева был на сумму 1,3 млн руб.

Самое приятное для Губаева в мебельном бизнесе — то, что здесь не бывает кассовых разрывов — он берет предоплату в размере 70%.

Один из самых необычных и серьезных для него заказов поступил от Тамары Хугаевой, владелицы ресторана национальной кухни «Къона» (в переводе с осетинского — «домашний очаг»). Хугаева попросила обставить все заведение в соответствии с национальным канонами. Губаеву пришлось перерыть городские архивы, но с заказом он справился. «Он сразу начал разбираться, как правильно это сделать, а не искать причины, почему это невозможно», — вспоминает Хугаева. Команда Губаева изготовила мебель для зала, рассчитанного на 100 посетителей, двери и декоративные элементы для стен и потолка. По словам владелицы заведения, гости ресторана постоянно хвалят интерьер.

Среди значимых работ предприниматель также называет шкаф для футболиста ЦСКА Алана Дзагоева, интерьеры для гостиницы в Абхазии и салона красоты в центре «Грозный-Сити». Несколько заказов было и из Москвы. «Есть сложные проекты, за которые никто в регионе не берется. В этом случае единственный выход — это прийти к нам. Что-то дизайнерское, мудреное, сложное, где сочетаются металл и дерево. Это наша ниша», — объясняет предприниматель.

Кавказский стол: как создать спрос на осетинскую мебель

Конвейерные мечты

К концу 2018 года Губаев планирует увеличить производственные мощности в 2,5 раза. Сейчас объемы производства позволяют выпускать 80 кв. м деталей в месяц (а в среднем один проект занимает 4–12 недель). Но спрос уже превышает предложение, и компания ищет способы для масштабирования бизнеса. Чтобы не подводить заказчиков, приходится постоянно расширять штат и часть рутинной работы вроде напила досок отдавать на аутсорсинг. Сейчас компания перестала браться за мелкие работы, теперь минимальный чек — 20 тыс. руб.

За два года команда выросла до 18 человек, и, по словам предпринимателя, это не предел. Из-за нехватки кадров на работу принимают бывших юристов и экономистов. Проблема в том, что работой с деревом в Северной Осетии занимаются в основном мастера, некоторым из которых 60 лет. Люди среднего возраста эту профессию в свое время обходили стороной. Предприниматель сравнивает: на вакансию в косметологии откликались в среднем 30 человек, в производстве мебели — один звонок в лучшем случае. К Губаеву обычно идут молодые предприимчивые мужчины без опыта в столярном мастерстве чуть старше 20 лет, которые видят перспективы в этой отрасли. На переквалификацию и подготовку одного специалиста уходит до полугода. «Могу сказать с уверенностью, что раза в два обороты я мог бы свои увеличить, если бы у меня были специалисты», — сокрушается предприниматель.

Тимур Губаев
Тимур Губаев

​«Производство росло быстрее, чем я успевал организовать внутренние производственные процессы. Все делалось на бегу», — говорит Губаев. Он сам собирал мебель вплоть до прошлого года, но сейчас фокусируется на стратегических вопросах и ведении Instagram. Его цель — запустить еще и конвейерное производство. «Мы делаем все изделия практически в единичном экземпляре. Два одинаковых шкафа или два одинаковых стола мы еще не изготовили. В этом наша изюминка, но мне бы хотелось иметь модели, запущенные в серийное производство», — делится планами Губаев.

Взгляд со стороны

«В Instagram проще найти общий язык с аудиторией»

Елена Пискарева, автор проекта по продвижению в Instagram Naoblakax

«Instagram — уже часть жизни многих людей. Здесь проводят досуг, делают покупки и учатся. Здесь проще найти общий язык с аудиторией и показать себя с лучшей стороны. Результаты предпринимателя говорят сами за себя.

На мой взгляд, при правильной и регулярной работе это долгоиграющий проект. Чем дольше существует аккаунт, тем больше доверия к нему и со стороны самого Instagram, и со стороны пользователей. Главный риск в том, что Instagram — чужая площадка и правила устанавливаем не мы. И если вдруг завтра площадку решат закрыть — с этим придется смириться. Поэтому я бы советовала всегда иметь некий запасной аэродром (сайт, рассылка, что угодно), вести базу подписчиков и клиентов».

«Кейс компании Guticher уникален»

Павел Игнатьев, генеральный директор Агентства развития РСО — Алания

«Ключевая цель нашего агентства — улучшение инвестиционного климата региона, поэтому мы ведем работу как по привлечению внешних инвесторов, так и по поддержке местного бизнеса. Как правило, предприниматели обращаются за помощью в решении земельных вопросов, налоговых преференций, при необходимости использовать наши финансовые возможности.

Кейс Guticher уникален — им нужны сотрудники. Поэтому мы начали работу над проектом переквалификации трудоспособного неработающего населения. Не секрет, что после 30–35 лет у многих наступает профессиональное выгорание, когда работа зачастую уже не в радость, людям нужна возможность кардинально изменить жизнь, получить новую специальность. На деле — это новые рабочие места, люди, которые занимаются интересным делом и видят качественный, осязаемый результат своей работы, это расширение производства в будущем, а значит, увеличение поступлений в республиканский бюджет».

«Понятно, почему производство не справляется с заказами»

Андрей Рогозин, основатель компании по производству «умных» столов Tabula Sense

«Выглядит мебель очень хорошо, понятно, почему производство не справляется с заказами. Это просто качественное изготовление мебели на заказ с хорошим аккаунтом в Instagram. По масштабированию все уже придумано до нас — либо кредит, либо инвестиции. У нас сработал второй вариант. Не думаю, что ему надо сильно беспокоиться о конкурентах — в нашей действительности достаточно просто качественно и в срок делать свою работу, большинство конкурентов останутся за кормой уже на этом этапе».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
В перечень жизненно важных лекарств включили еще пять препаратов Общество, 12:38
Непомнящий вышел в лидеры на турнире претендентов в Торонто Спорт, 12:34
Пожарные третий день борются с огнем в здании биржи XVII века в Дании Общество, 12:25
Упавший накануне в Калужской области аэростат успешно обезвредили Политика, 12:21
«Ъ» узнал причину отказа страховщиков в выплате за разрушение Nord Stream Политика, 12:15
Прокуратура начала проверку после массовой гибели дельфинов в Анапе Общество, 12:12
Прокуратура Германии подтвердила задержание бывшего ополченца ДНР Политика, 12:10
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В CryptoQuant заявили о рекордном накоплении биткоинов перед халвингом Крипто, 12:10
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек прибыл в Киев с необъявленным визитом Политика, 12:05
Мосгорсуд утвердил штраф Макаревичу за отсутствие плашки иноагента Политика, 12:03
Ozon — о влиянии маркетплейса на экономику и корпоративной культуре РБК Компании, 12:00
22 апреля пройдет форум молодых предпринимателей «Создай НАШЕ» РБК Events, 11:53
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим Pro, 11:50
Греция приблизилась к восстановлению экономики до уровня 2009 года Экономика, 11:46