Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 14:51 МСК
Ролдугин пообещал отдать виолончель Страдивари государству Политика, 14:34 Кремль предложил исключающие давление на бизнес поправки в законы Политика, 14:30 Сахаровский центр не стал обращаться в полицию из-за облитых краской фото Общество, 14:30 Футболист ЦСКА стал претендентом на приз лучшему молодому игроку в Европе Спорт, 14:18 Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 63,40 Продажа 63,47 EUR НАЛ. 71,10 71,17 Сулейман Керимов вновь избран сенатором от Дагестана Политика, 13:55 Shazam впервые за 17 лет получила прибыль Бизнес, 13:51 Песков не увидел в экономических трудностях помех для операции в Сирии Политика, 13:50 Медведев подарил министру транспорта «оружие должностного лица» Политика, 13:42 Путин поздравил Берлускони с 80-летием Политика, 13:40 Ликсутов анонсировал решение о расширении платных парковок через месяц Общество, 13:24 Более половины россиян никогда не совершали покупки в интернет-магазинах Общество, 13:00 Кремль назвал неуклюжим заявление Госдепа США об угрозе терактов в России Политика, 12:56 Мужчина объяснил стрельбу по вагону метро в Москве «проверкой пистолета» Общество, 12:46 Импорт легковых автомобилей в Россию вырос впервые за три года Экономика, 12:42 Несбывшиеся надежды: как считали голоса на думских выборах Андрей Бузин политолог, сопредседатель движения «Голос» Мнение, 12:33 Россия стала последней в рейтинге эффективности здравоохранения Bloomberg Общество, 12:28 Трамп обвинил поисковик Google в сговоре с Клинтон Политика, 12:26 В Ростове в матче Лиги чемпионов на поле бросили банан Спорт, 12:09 Бастрыкин заявил о тысяче погибших после ошибок врачей россиян за 2 года Общество, 12:03 Курс евро на завтра  12:01 EUR ЦБ 70.8823 -0.6915 Курс доллара на завтра  12:01 USD ЦБ 63.1581 -0.7928 ФАС заявила о контроле государства над 70% российской экономики Экономика, 11:59 Москва назвала «шантажом» угрозу США прекратить сотрудничество по Сирии Политика, 11:48 МИД отказался принимать предложенное США перемирие в Сирии на семь дней Политика, 11:44 В Москве на фиолетовой ветке обстреляли поезд метро Общество, 11:32 Крупнейший порт России приостановил выплату дивидендов из-за рисков Бизнес, 11:16 В квитанциях за услуги ЖКХ в 2017 году появится строка за «вывоз мусора» Общество, 11:15
Деньги из любопытства: как сделать малый бизнес на больших данных
11 авг 2015, 00:54
Валерия Житкова
Деньги из любопытства: как сделать малый бизнес на больших данных
Предприниматели Дмитрий Самородов, Виктор Андриенко и Руслан Корниенков (слева направо) Фото: Предоставлено пресс-службой
На старте
Все в кассу: как Cassby желает заработать на сервисе для малого бизнеса 26 апр, 01:23 Квартира-онлайн: сможет ли стартап заменить агентов по недвижимости 18 апр, 22:46 Еще 24 материала
Предприниматели из Краснодара потратили 17,5 млн руб. на то, чтобы сделать статистическую карту крупных городов России. Теперь они рассчитывают продать ее бизнесменам и исследователям

​Идея

Идея создать сайт с полезной и простой для понимания статистикой пришла на ум краснодарскому бизнесмену Виктору Андриенко в 2012 году. У него уже было несколько компаний, и он собирался выходить на девелоперский рынок. Виктор стал искать данные о рынке недвижимости в разных городах России, но это оказалось не так просто: информацию приходилось собирать из разных источников, выуживая ее из громоздких таблиц, — ушло несколько недель. Поговорив со знакомыми бизнесменами, он решил, что сбор и анализ статистики сам по себе может стать доходным делом.

Своей идеей Андриенко заразил друга — Дмитрия Самородова (у него уже был бизнес по устройству освещения) и сотрудника московского digital-агентства Руслана Корниенкова, который так вдохновился, что уволился и переехал в Краснодар. Так появилась «Градотека» — ресурс, который собирает, анализирует и отображает в виде инфографики полезные статистические данные по городам России. Такой сервис нужен и любопытным горожанам, и профессионалам, уверен Андриенко. «Ваш ребенок в выпускном классе, и вы думаете, в какой вуз ему стоит поступить. На «Градотеке» можно посмотреть, где находятся лучшие университеты страны, сколько там стоит аренда жилья, продуктовая корзина, — рассуждает Андриенко. — Или вы всей семьей решили сменить место жительства и хотите знать, к чему готовиться». А профессионально использовать данные «Градотеки» могут предприниматели, которые хотят развивать бизнес в незнакомом городе или регионе, а также социологи, маркетологи и другие специалисты, проводящие собственные исследования.

Реализация

В России сервисов городской статистики до «Градотеки» просто не было, утверждают основатели. А за границей были — например, американский City-data.com. Изучив мировой опыт, команда «Градотеки» приступила к делу. В 2013 году Андриенко, Самородов и Корниенков зарегистрировали ООО «Градотека», разработали бизнес-план и наняли еще троих сотрудников: программиста, дизайнера и контент-специалиста. Последний отвечал за всю работу с информацией — поиск, сортировку, ранжирование. Сейчас этот отдел самый большой в компании: в нем шесть человек. Всего над проектом трудятся 15 человек, включая основателей.

Главная трудность — извлечь из огромного массива открытых статистических данных те, что нужно. Для начала бизнесмены отобрали 200 показателей, которые пользуются особой популярностью у пользователей. «На первом этапе мы ориентировались на горожан, которым просто интересно узнать об уровне жизни в их регионе. Выбирали такие показатели, которые бы активно шэрились в Сети и позволили проекту вирусно развиваться», — объясняет Корниенков. В мае прошлого года сервис открылся для пользователей.

Из источников «Градотека» начала с Росстата, потом добавились «Росриэлт», «Автостат», данные муниципалитетов, рейтинги Forbes и т.д. (сегодня источников уже 300). ​Сотрудники компании находят эти данные вручную, а потом в дело вступает специальная программа, которая подгружает их в систему. Данные «Градотека» не покупает, говорит Корниенков.

На сайте эти данные отражаются в виде таблиц, схем и инфографики с возможностью сортировки по городам и показателям (численность населения, плотность населения, автомобилизация, продажа алкоголя, количество абортов за год и т.д.).

Сегодня «Градотека» охватывает 166 городов. Месячная аудитория сайта — около 100 тыс. человек, из них регулярно пользуются сервисом 15 тыс.

Экономика

В «Градотеку» вложено 17,5 млн руб., 12 млн из них — средства Андриенко и Самородова, полученные от других бизнесов, еще 5,5 млн руб. инвестировал старший партнер компании (как выяснил РБК, это один из фондов под управлением «Апрель капитала» Анатолия Милюкова, см. врез).

«Нам принадлежит 51% в этом проекте»

Основатели «Градотеки» не назвали РБК своего инвестора. Согласно ЕГРЮЛ, 51% ООО «Градотека» принадлежит ООО «Феникс инвестиции», а та — ЗПИФу «Феникс траст», которым управляет компания «Апрель инвестиции». Гендиректор последней — Валерия Данильченко — одновременно является замгендиректора компании «Апрель капитал» (это указано на сайте последней). Как писал «Коммерсантъ», в конце 2014 года «Апрель капитал» (тогда называлась «Альянс инвестиции») была куплена «Эйприл групп» выходца из Газпромбанка Анатолия Милюкова (он входит в совет директоров «Апрель капитала»). Милюков подтвердил РБК, что компания инвестирует в проект «Градотека» через один из ЗПИФов, которым управляет компания. «Нам принадлежит 51% в этом проекте», — уточнил он.

По большей части эти деньги ушли на зарплату. По словам Андриенко, старший партнер намерен инвестировать в компанию еще 14,5 млн руб.

На сайте работает два раздела: базовый и «Градотека плюс». Первый бесплатный, он дает общую информацию о городе: площадь, история, численность населения, стоимость продуктовой корзины, метра недвижимости, уровень преступности, количество браков и разводов и пр. Второй платный, он дает информацию более чем по 10 000 показателей, причем эти показатели можно сравнивать за разные периоды и с другими городами. «Фактически мы создали инструмент для дальнейшей работы с этими данными: на информации о том, как менялся тот или иной показатель, можно построить собственное исследование», — считает Андриенко.

Баннерную рекламу «Градотека» не размещает — чтобы не оттолкнуть пользователей, объясняет Андриенко. Монетизируется проект исключительно за счет платного доступа. Сейчас доступ к одному показателю из платного раздела стоит 50 руб., полный доступ — 5,9 тыс. руб. в месяц, на год — 60 тыс. руб. «Мы не продаем данные — они публичны и открыты, — говорит Корниенков. — Мы продаем сервис: обычному пользователю, чтобы добыть нужный показатель, понадобится несколько недель. Поиск на сайте «Градотеки» займет не более 10 минут».

Цифры «Градотеки»

166 городов занесено в базу «Градотеки»

300 источников предоставляют открытые данные для проекта

10 тыс. показателей используются при заполнении страницы каждого города

17,5 млн руб. инвестировано в проект

14,5 млн руб. будет инвестировано в проект

2016 год — предполагаемый срок выхода компании в операционный ноль

$16,1 млрд — объем мирового рынка big data в 2014 году

$340 млн — объем российского рынка big data в 2014 году

Источник: «Градотека», IDC

Часть сайта с платным контентом заработала с февраля 2015 года. Бизнесмены говорят, что продажами они еще даже не начинали заниматься, тем не менее к концу июля нашлись 106 человек, которые заплатили «Градотеке» около 0,8 млн руб. Скромный результат не мешает бизнесменам надеяться на то, что к середине 2016 года проект выйдет в ноль. Большие надежды они возлагают на новую рубрику: структурированные по городам данные о компаниях (виды деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и отчетность).

Взгляд со стороны

Пользователи

Елена Луценко, маркетолог, сооснователь консалтинговой компании Uplift.Club

«Про сервис «Градотека» я знаю и изредка на него захожу, но по большей части из непрофессионального интереса. Для конкретных проектов зачастую нужны очень специализированные данные по конкретному сегменту целевой аудитории, что публичные сервисы предоставить не могут. В ежедневной работе я пользуюсь профессиональным сервисом Brand Analytics, подписками на общедоступные и в большинстве своем бесплатные ресурсы, инсайтами от коллег и партнеров. Чтобы использовать «Градотеку» чаще, мне не хватает понимания того, как это будет работать конкретно в моих проектах. Перед тем как оплатить подписку, необходимо убедиться, что сервис мне действительно нужен. Часто такая проблема решается благодаря бесплатному ограниченному доступу, чего я в сервисе пока не увидела».

Иван Алексеев, владелец рекламной компании «Ticket com юг»

«Мои клиенты — владельцы малого бизнеса в самых разных сферах. Чтобы понять, насколько перспективен тот или иной город для проведения в нем рекламных кампаний, мы анализируем информацию о количестве салонов красоты, стоматологических, ветеринарных клиник и других возможных клиентов в нем. Сейчас эти данные я получаю бесплатно с помощью сервиса 2gis. Проверку контрагентов осуществляю через СПАРК или просто захожу в ЕГРЮЛ. Зачем менять качественный сервис, который предоставляют мне эти порталы, на нечто новое, я не понимаю. Платную бизнес-подписку за указанную сейчас сумму я бы приобрел только в том случае, если бы владельцы «Градотеки» согласились на сильный торг. Очень помогла бы функция «прямой контакт руководителя»: рабочий день наших менеджеров начинается с холодных звонков по номерам, указанным на сайтах компаний, что отнимает много времени и душевных сил».

Инвесторы

Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям венчурного фонда LETA Capital

«Для венчурной инвестиционной привлекательности компания должна быть способна выйти на выручку хотя бы в $10 млн в год, что при текущей модели работы «Градотеки» составит примерно 10 000 платных годовых подписчиков. То есть компания должна вырасти примерно в 400 раз за 3–5 лет. С ходу назвать такой план реалистичным сложно, нужно внимательно изучать модель привлечения клиентов. А интерфейс и внутреннее наполнение сайта мне нравятся. Подход к ценообразованию тоже — логичным выглядит брать понемногу с разовых посетителей и вводить подписку для постоянных. Так же очень грамотно сделаны CTA (call to action) к платной подписке — ребята нигде не забывают предложить заплатить денег. Стоимость бизнес-подписки исходя из величины среднего чека оправданна. А вот сможет ли компания выйти на крупный оборот (хотя бы окупающий операционную деятельность) — большой вопрос».

Алексей Тукнов, инвестиционный директор Maxfield Capital

«Ценность решения от «Градотеки» строится на обработке и агрегации открытых данных. Сервис может быть востребован для поддержки принятия управленческих решений, например связанных с трудовой мобильностью. Причем как для корпоративного клиента, так и для частного лица. Решение о переезде на работу в другой регион или о выборе города для открытия call-центра можно принимать, используя «Градотеку». Мы регулярно наблюдаем запуск новых компаний по работе с open-data по всему миру. Например, аналогичные проекты есть во Франции (Datafrance.info) и Латвии (PlaceILive). «Градотека» имеет перспективы роста и потенциал для захвата высокой доли рынка в своем сегменте, но успех во многом зависит от темпов роста, удачно выбранной ценовой модели, а также стоимости привлечения платящего пользователя. Однако Maxfield Capital не стал бы инвестором «Градотеки» при любых финансовых показателях компании: мы вкладываемся только в B2B-проекты, а «Градотека» пока выглядит как сервис для частных пользователей».

При участии Альберта Кошкарова