Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

«Бременский музыкант»: как немец заработал $1,5 млрд на концертах

Немецкий бизнесмен Клаус-Петер Шуленберг со студенческих лет занимался организацией концертов в городках Северной Германии. В XXI веке его хобби превратилось в публичную корпорацию, принесшую Шуленбергу первый миллиард
Миллиардер Клаус-Петер Шуленберг
Миллиардер Клаус-Петер Шуленберг (Фото: AP)

​В марте 2015 года Клаус-Петер Шуленберг вошел в число 290 новичков ежегодного списка миллиардеров по версии Forbes. На 2 марта издание оценивало состояние немца на уровне $1,5 млрд. Месяц спустя счетчик Forbes «в реальном времени» говорит уже о $1,64 млрд, что соответствует примерно €1,5 млрд. Состояние Шуленберга — производная от курса акций CTS Eventim — компании, которую он основал и превратил в ведущего игрока на рынке тикетинга. На 9 апреля рыночная капитализация фирмы на Франкфуртской бирже составляет €2,94​ млрд. Контрольный пакет в 50,2% акций принадлежит Шуленбергу, остальные бумаги находятся в свободном обращении, за исключением небольшой доли в 8 тыс. акций (0,008%) во владении операционного директора Александра Руоффа.

Международная корпорация, главным акционером и председателем правления которой является Шуленберг, стала результатом двух увлечений его юности — музыки и предпринимательства. Бизнесмен родился в 1952 году в ФРГ в семье коммерсанта из вестфальского городка Липпштадт. Его школьные годы пришлись на середину 1960-х годов — начало массовой популярности рок-музыки и авторской песни. В это время Шуленберг с приятелями организовал небольшой ансамбль, но позднее все же решил сконцентрироваться на учебе.

В 2003 году в интервью немецкой Handelsblatt Шуленберг признавался, что в то время действительно решил избрать для себя деловую карьеру. Он поступил в Бременский университет, где начал изучать юриспруденцию и науку об организации производства. По окончании университета молодой немец видел себя корпоративным юрисконсультом. «Но затем внезапно появился этот парень с губной гармошкой, — вспоминает Шуленберг, — прямо с какой-то сцены недалеко от города Минден».

Этим парнем оказался молодой певец Бернд Клювер. Услышав в 1971 году его выступление, Шуленберг решил организовать ему несколько концертов, в надежде, что рано или поздно талант Клювера «выстрелит». Так и произошло: через пару лет певец выпустил дебютную пластинку «Парень с губной гармошкой», которая полгода держалась на первом месте в хит-парадах Швейцарии и ФРГ. К 1980-м годам Клювер стал одним из ведущих исполнителей немецких шлягеров.

Деловая жилка

По тогдашним западногерманским законам 19-летний Шуленберг был еще несовершеннолетним, поэтому контракт с Клювером подписывал его отец. Тем не менее свою долю от проданных билетов молодой бизнесмен получил, и в 1973 году, едва достигнув совершеннолетия, вложил эти средства в собственную компанию. Учебу в университете он к тому моменту забросил.

Первым крупным контрактом Шуленберга стал концерт британской группы Rolling Stones в Бремене в 1977 году. В организационных вопросах бизнесмену помогал известный немецкий концертмейстер Фриц Рау. Начало представления было запланировано на 20 часов, но музыканты прибыли в гримерные лишь в 22:30. Все билеты были раскуплены, и толпа поклонников в зале бушевала, но в конечном итоге британцы вышли на сцену, и концерт удался.

Примерно в то же время Шуленберг, вероятно вспоминая лекции по организации производства, загорелся идеей создания единого диверсифицированного бизнеса. Он организовал группу компаний KPS (названную по первым буквам его имени) и занялся скупкой различных компаний. Первым элементом структуры KPS в 1979 году стало концертное бюро, год спустя он приобрел несколько выставочных площадок, позднее в KPS появился собственный кол-центр и даже региональная газета Weser Report.

Но главным приобретением Шуленберга, которое формально не входит в группу KPS, стало агентство по продаже билетов Computer Ticket Service (CTS). Фирма была основана в Мюнхене в 1989 году несколькими влиятельными концертмейстерами: Мареком Либербергом, Матиасом Хоффманном и другими. В 1997 году Шуленберг выкупает их доли в предприятии и начинает перестройку убыточной на тот момент фирмы.

Человек Старого Света

Как отмечает Die Welt, быстрое развитие компании и последующий удачный выход на биржу отражает сдвиг в музыкальной индустрии, в который повезло влиться Шуленбургу. Дело в том, что как раз с конца 1990-х годов концерты и представления стали вытеснять продажу альбомов как основной источник доходов в отрасли. В 2012 году PricewaterhouseCoopers прогнозировал, что к 2017 году продажи музыки во всем мире на звуконосителях упадут до $23 млрд, а выручка от продажи билетов на выступления живьем вырастет до $31 млрд.

В 1999 году CTS впервые вышла за пределы Германии и купила 75% австрийского предприятия Ticket-Express. В начале следующего года компания Шуленберга была переименована в CTS Eventim и сразу же вышла на Франкфуртскую биржу. От продажи акций Шуленберг выручил порядка $65 млн. Все эти 15 лет бумаги фирмы входили в индекс SDAX, составляемый из 50 немецких фирм со средней капитализацией. С апреля 2015 года акции компании торгуются на уровень выше — в списке индекса MDAX. В нем CTS Eventim заняла место туроператора TUI, который в марте объявил о намерении провести делистинг.

Рынок впечатлений

Компания Клауса-Петера Шуленберга CTS Eventim работает по двум основным направлениям: организация представлений и собственно продажа билетов. По данным немецкого исследовательского института GfK, в 2013 году в одной только Германии выручка в сегменте представлений составила €3,82 млрд. За тот же год общая выручка CTS Eventim по всем странам присутствия выросла на 20%, до €628,3 млн. В 2014 году выручка концерна составила уже €690,3 млн, из которых €319,2 млн приходилось на сегмент продажи билетов, остальные €371,1 млн — на организацию мероприятий.

Продажами билетов занимаются дочерние компании CTS Eventim в 21 европейской стране. Австрийское отделение является первым и одним из важнейших в структуре концерна: в 2014 году оно продало свыше 10 млн билетов — около 10% от общего количества реализованных концерном Шуленберга. Кроме того, австрийская «дочка» организовала четверть из 200 тыс. мероприятий, которыми в прошлом году занимался концерн. В России немецкая фирма представлена порталом Parter.ru, который вошел в империю CTS Eventim в 2006 году.

В ходе строительства своей империи Шуленберг столкнулся с желанием американских корпораций получить свою долю «европейского пирога». Основной «партнер-конкурент» CTS Eventim на европейском рынке — калифорнийская корпорация Live Nation. В 2007 году две фирмы подписали договор о сотрудничестве на десять лет. По нему американцы могли использовать интернет-технологии CTS Eventim по продаже билетов, а компания Шуленберга — работать в различных странах Европы, где присутствует Live Nation. «Мы заключили эксклюзивное соглашение с Live Nation, по которому можем начинать работу в некоторых странах, не покупая там местных предприятий», — говорил Шуленберг еженедельнику Wirtschafts Woche весной 2010 года.

За несколько месяцев до этого Live Nation объявила о слиянии с американской Ticketmaster. Тем самым Live Nation заполучила в своей структуре собственную компанию по распространению билетов и более не нуждалась в услугах CTS Eventim. Контракт с немцами действительно был скоро разорван. В ответ Шуленберг подал жалобу в Международный арбитражный суд в Париже (ICC International Court of Arbitration), однако в июне 2013 года суд вынес решение в пользу Live Nation, освободив ее от любой ответственности перед CTS Eventim. По оценкам экспертов Stifel Nicolaus, в противном случае неустойка могла составить до $210 млн.

По времени судебное решение совпало с другой новостью, на этот раз приятной для Шуленберга. В конце июня Bloomberg объявило, что немецкий бизнесмен впервые для себя стал долларовым миллиардером. Этому помогли, во-первых, высокие продажи билетов на турне группы Depeche Mode по Германии тем летом. Во-вторых, Шуленбергу помогла Олимпиада в Сочи: незадолго до того структуры CTS Eventim получили эксклюзивное право распространения билетов на зимние Игры 2014 года.

Положение компании нередко вызывает вопросы антитрастовых регуляторов. Последний подобный случай произошел в феврале 2015 года. Тогда СМИ сообщили о проверке CTS Eventim Федеральным управлением по картелям — немецкой антимонопольной службой. Проверка началась еще в ноябре и касается «некоторых деловых практик», применяемых компанией.

В то же время фирма Шуленберга делает шаги по расширению бизнеса за пределы европейской «вотчины»: этой осенью она была утверждена официальным дилером билетов на летнюю Олимпиаду 2016 года в Бразилии. До прошлогодних Игр в Сочи позицию эксклюзивного распространителя билетов на олимпийские представления занимала конкурирующая Ticketmaster. Несмотря на то что международная корпорация Шуленберга базируется в Мюнхене, сам бизнесмен по-прежнему проводит большую часть времени в Бремене, на берегу Северного моря, где началась его музыкальная и де​ловая карьера.

CTS Eventim в цифрах

В $1,64 млрд оценивал состояние Клауса-Петера Шуленберга журнал Forbes по состоянию на 9 апреля 2015 года

24 млн немецких марок составила выручка CTS в 1997 году

Более 20 тыс. точек продажи билетов сотрудничают с CTS Eventim в Европе

€3,5 млн Шуленберг заработал на чемпионате мира по футболу 2006 года в ФРГ

На 40% за полгода подорожали акции CTS Eventim после объявления фирмы официальным партнером Олимпиады в Сочи

Источники: Die Welt, Forbes, Handelsblatt, Statista, Weser Kurier, 
данные компании

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00