Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Кофейный конвейер: сколько приносит франшиза кофе-баров Coffee Like

Coffee Like — главный бенефициар роста спроса на «кофе с собой» в России. За три года открылось более 200 франчайзинговых точек. Но бум, по крайней мере в Москве, подходит к концу — новым игрокам сложно найти клиентов
Сооснователь сети кофе-баров Coffee Like Зуфар Гарипов
Сооснователь сети кофе-баров Coffee Like Зуфар Гарипов (Фото: Евгений Князев)

Кофейная авантюра

24-летний Аяз Шабутдинов — неутомимый стартапер. Он совладелец более чем 20 компаний (хостелы, барбершопы, «кофе с собой», языковая школа и пр.), восемь из которых развиваются по франшизе. Шабутдинов сделал ставку на социальный капитал — новых партнеров и франчайзи он привлекает с помощью публикаций в бизнес-блоге «ВКонтакте» (176 тыс. подписчиков) и роликов на канале YouTube (103 тыс. подписчиков).

Бизнес в каждой новой сфере Шабутдинов открывает совместно с партнерами. «Во всем быть экспертом нельзя, поэтому в каждом бизнесе есть партнер, который погружен в дело», — рассказывает Аяз. По такой же схеме работает и сеть точек «кофе с собой» Coffee Like — один из первых проектов семейства Like. Его Шабутдинов запустил в 2013 году вместе с ижевским предпринимателем Зуфаром Гариповым.

Гарипов тогда как раз продал свою компанию по производству антигравийных наклеек на автомобили и искал новую идею для бизнеса. Выбор пал на кофе-бары. Это сейчас Ижевск, по данным 2GIS, насчитывает 27 экспресс-кофеен, а в 2012 году там работала всего одна такая точка. «Я сидел в машине напротив этой кофейни и загибал пальцы — считал, сколько человек проходит мимо, сколько стаканов в день продается», — вспоминает Зуфар.

Три месяца Гарипов изучал рынок, искал помещение и договаривался с поставщиками. А потом узнал, что у него появился конкурент — Аяз Шабутдинов, уже раскрутивший сеть хостелов Like, планировал запускать кофейный бизнес в Ижевске. Предприниматели встретились, решили, что в небольшом городе им будет тесно, и договорились о сотрудничестве. В 2013 году Гарипов и Шабутдинов зарегистрировали ООО «Кофе Лайк» с равными долями владения.

Кофе-бар в отличие от классической кофейни продает напитки только навынос: посадочных мест нет, ассортимент ограничивается только кофе и иногда небольшой линейкой десертов. Рынок «кофе с собой» в России делят около 50 сетевых компаний. Лидер по количеству работающих кофе-баров — сеть Гарипова и Шабутдинова Coffee Like, которая состоит из 238 точек. За ней следует «Бодрый день» со 143 точками, Red Cup (55 точек), Coffee and the City (44 кофейни), Take & Wake (22 кофе-бара).

Условия открытия точек во всех сетях сопоставимы. Так, стандартный паушальный взнос в московской сети Coffee and the City составляет 290 тыс. руб., роялти — 3% с выручки, как и в Coffee Like. В Red Cup франчайзинговый пакет стоит 490 тыс. руб., но включает в себя закупку оборудования (245 тыс. руб.), которое потом остается в собственности партнера, роялти фиксировано — 10 тыс. руб. в месяц. «Бодрый день» предлагает два пакета: за 100 тыс. руб. и 490 тыс. руб. (включает в себя оборудование, изготовление стойки и двухнедельный запас сырья для кофе), роялти отсутствует. Take & Wake демократичнее остальных: паушальный взнос для Москвы составляет 160 тыс. руб., для регионов — 80 тыс. руб., роялти — 3 тыс. руб. в месяц, или 3% от выручки, если она превышает 250 тыс. руб.

Фото: Евгений Князев

Первые три точки «кофе с собой» предприниматели открыли сами и уже через пару месяцев после старта начали продавать франшизы. «Гиганты вроде McDonald’s и KFC годами работали только у себя в штате, а мы сразу же охватили пол-России, — гордится Зуфар. — Мы говорили ребятам, что никаких гарантий не даем».

Ключевой фактор популярности франшизы — дешевизна, первое время она стоила всего 80 тыс. руб. За первый год в компанию поступило около 300 заявок, в основном от молодых людей 19–25 лет. Партнеры практически никому не отказывали. В погоне за объемами страдало качество, признает Зуфар: франчайзи экономили на кофе-машинах, вместе с кофе продавали чебуреки, шаурму и журналы. Из открытых за первый год 164 точек закрылось 44.

Изначально франчайзингового пакета у Coffee Like как такового не было, вспоминает франчайзи Coffee Like в Волгограде Данил Прокофьев: управляющая компания предоставляла только логотип, шрифты для оформления и контакты поставщиков. «Не хватало инструкции от «А» до «Я», мы действовали во многом по интуиции», — признает предприниматель. Только затем в сети появились прописанные стандарты работы.

Печальная статистика выживаемости точек заставила пересмотреть стратегию — Гарипов перестал раздавать франшизу кому попало. Франчайзи Coffee Like — уже не студенты без опыта работы, а менеджеры среднего и высшего звена, которые решили попробовать себя в бизнесе, уверяет Зуфар. Более того, в последние полгода основатели проводят «чистку» внутри сети — закрывают точки, которые работают не по стандартам. Таких франчайзи отключают от ERP-системы и предлагают им сменить название. Соглашаются не все — сейчас компания судится с двумя бывшими партнерами.

Стоимость франшизы Coffee Like в 2016 году выросла до 300 тыс. руб.: это работает как дополнительный фильтр при отборе партнеров, говорит Гарипов. Александр Кузьмин, генеральный директор холдинга Rusholts, специализирующегося на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС, считает такую цену завышенной: «Чтобы запустить успешный кофе-бар, достаточно закупить профессиональную кофемашину, которую будет обслуживать сервисная организация, качественное зерно и расходные материалы. И варить вкусный кофе, чтобы люди возвращались. Сколько стоит такая информация? Нисколько».

Кофейный бизнес не так прост, не согласны в Coffee Like. Перед тем как открыть кофе-бар, франчайзи проходят двухэтапное обучение: сначала основам управления бизнесом, а потом уже вместе с шеф-бариста теории и практике приготовления кофе.

Головная компания заключает с франчайзи два договора — лицензионный и договор программы поддержки. Заключать договор коммерческой концессии, который регистрируется в Роспатенте, Coffee Like не может: компания все еще не зарегистрировала свой бренд. «После подачи первой заявки нам пришел отказ, пришлось немного видоизменить торговый знак», — объясняет Гарипов. «Отказывая в регистрации, экспертиза исходила из того, что заявленный товарный знак сходен с рядом ранее зарегистрированных товарных знаков, а также включает в себя потенциально неохраняемый элемент — Coffee», — комментирует заведующий отделением товарных знаков и промышленных образцов Федерального института промышленной собственности Роман Захаров. По словам Захарова, новая заявка «Кофе Лайк», поступившая в Роспатент в феврале 2016 года, имеет шансы на одобрение: товарный знак скорректирован. Пока что компания работает на основе зарегистрированного в торгово-промышленной палате торгового обозначения.

Кофейный конвейер: сколько приносит франшиза кофе-баров Coffee Like

Как открыть кофе-бар

Процесс открытия кофе-бара занимает в среднем 62 дня: за это время нужно сделать ремонт, изготовить стойку, настроить кофемашину, подобрать персонал. Некоторые франчайзи пренебрегают помощью головной компании, чтобы открыться побыстрее — сами разрабатывают дизайн-проект интерьера и вывески: договор не запрещает.

Точку «кофе с собой» можно открыть на улице, в торговом или бизнес-центре. Открываться в ТЦ обычно дешевле — стойка, оборудование, сырье для кофе, оплата труда бариста за первый месяц и оплата паушального взноса обойдутся в 400–600 тыс. руб., при открытии в уличном павильоне — в 700–1100 тыс. руб. Основные затраты приходятся на оборудование: кофемашина и кофемолка нужного качества обходятся в 220 тыс. руб., изготовление стойки, витрин и стеллажей — от 200 тыс. до 450 тыс. руб. в зависимости от формата.

В договоре есть пункт, который позволяет франчайзи в течение года запустить в работу еще две точки без повторной выплаты паушального взноса. По факту эта рекомендация носит обязательный характер: контракт заключается только с теми, кто уже в первые полгода готов открыть три-пять кофеен. Сейчас у каждого франчайзи в среднем работают по пять-шесть точек.

Кофейную смесь франчайзи по новым правилам обязаны закупать у головной компании. Сам Like покупает кофе на ижевской фабрике, где зерна обжариваются. Расходными материалами — стаканчиками и трубочками — франчайзи тоже обеспечивает центральный офис.

Экономика чашки

Выручка кофе-бара не зависит от формата точки, утверждает Зуфар: «Главное здесь — трафик: выручка зависит от того, сколько человек в день упираются лбом в нашу вывеску».

Торговый центр показывает лучшие результаты, когда на улице идет дождь или снег, стрит-точка, наоборот, популярна при хорошей погоде, а спрос в бизнес-центре стабилен: по будням заказов много, на выходных — меньше. Сначала Coffee Like активно открывались на вокзалах, но быстро прогорали. «В потоке людей на вокзалах, особенно в провинции, нет нашей целевой аудитории, хотя трафик огромный», — признает Гарипов.

Общего рекламного фонда в сети нет: маркетинг в этом деле вообще не нужен, уверяет Зуфар, хотя некоторые франчайзи, по его словам, умудряются «сливать на рекламу огромные суммы». «Кофе с собой» — очень спонтанная покупка: флаер или баннер не заставит человека поехать за напитком на другой конец города», — говорит он. Стандартную рекламу ижевских точек основатели заменяют на продвижение в соцсетях и специальные акции. Так, при запуске одной из кофеен покупатели могли заплатить за кофе любую сумму от 1 руб. «По 30 человек стояло в очереди, — вспоминает Аяз Шабутдинов. — Взамен покупатели должны были указать свои контакты. В итоге почти все совершали повторные покупки». 

Цифры Coffee Like

238 точек Coffee Like работают на территории России и СНГ

100 франшизных кофе-баров закрылось за три года работы сети

300 тыс. руб. составляет паушальный взнос за вступление в сеть

346 млн руб. — совокупная выручка группы компаний «Кофе Лайк» в 2015 году

15,5 млн руб. от 25 частных инвесторов привлекли основатели Coffee Like

Источник: Coffee Like

После падения рубля стоимость сырья для кофе взлетела в два раза, но розничные цены почти не изменились: чашка кофе — продукт очень высокомаржинальный. Так, до кризиса себестоимость стакана капучино, который продается в Coffee Like по 80 руб. (на 30–50 руб. дешевле, чем в стационарных кофейнях), составляла 23 руб., после — 28 руб. Например, себестоимость зерен кофе в 200 мл капучино всего 6,6 руб., молока -- 7,2 руб.

Выручка управляющей компании делится на три части: от работы собственной сети кофеен (десять точек в Ижевске, принадлежат ИП Гарипову), от продажи франшиз и роялти (управляющая компания ООО «Кофе Лайк») и от поставок кофейных зерен и расходных материалов в точки партнеров (ООО «Логистика Кофе»). По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году выручка ООО «Кофе Лайк» составила 11,2 млн руб., чистая прибыль — 5,4 млн руб., выручка ООО «Логистика Кофе» — 34,6 млн руб., чистый убыток — 678 тыс. руб.

Кофейный конвейер: сколько приносит франшиза кофе-баров Coffee Like

Москва против регионов

Бизнес «кофе с собой» хорош тем, что начинает быстро приносить деньги. Coffee Like обещает своим франчайзи, что на операционную прибыль они выйдут за один–три месяца, а отобьют инвестиции за 6–18. Реальный опыт франчайзи показывает, что точка в хорошем месте действительно быстро выходит в плюс, но прибыль совсем небольшая — 18–70 тыс. руб. в месяц. Чтобы заработать на кофе-барах, нужно открывать сразу несколько заведений.

«Я постоянно читал блог Аяза и очень хотел купить франшизу», — рассказывает владелец трех точек Coffee Like в Волгограде Данил Прокофьев. В июне 2014 года Прокофьев вместе с другом Николаем Смяцким открыл точку Coffee Like в одном из бизнес-центров Волгограда. Стартовые вложения составили около 320 тыс. руб. личных накоплений. Точка стала приносить прибыль 50 тыс. руб. уже в первый месяц работы, а инвестиции окупились через восемь месяцев.

Через семь месяцев после старта Прокофьев открыл еще одну точку в торговом центре, еще через полгода — кофе-бар в павильоне на улице. Выручка каждого бара составляет 180–200 тыс. руб. в месяц в зависимости от сезона. Предприниматель работает на вмененной системе налогообложения: это выгоднее благодаря небольшой площади точки, к тому же так можно обойтись без кассового аппарата.

Рекордсменами по выручке и количеству франшизных точек Coffee Like стали Петр Жилин и Александр Семаков: у них девять кофе-баров в Архангельске. Свою первую кофейню партнеры открыли в начале 2014 года, тоже вдохновившись блогом Шабутдинова. На открытие ушло 400 тыс. руб. собственных накоплений. Партнеры расположились на 6 кв. м в одном из центральных ТЦ.

Новый для города продукт «кофе с собой» пользовался популярностью. За 2014 год они запустили шесть точек — по одному кофе-бару в два месяца. Сейчас каждая кофейня приносит в среднем 250 тыс. руб. выручки в месяц, но иногда показатель переваливает за 600 тыс. руб. Архангельская специфика: все точки открывались в торговых центрах. «У нас весь центр города состоит из ТЦ: парковых зон мало, да и погода не располагает к долгим прогулкам: зима холодная», — говорит Петр.

Фото: Евгений Князев

Константин Сафарян из Мурманска прежде, чем открыть свой бизнес, больше десяти лет проработал в продажах кондитерских изделий, бытовой химии, косметики и элитного алкоголя. На старт в апреле 2016 года Константин потратил рекордные 1,3 млн руб. Ощутимую часть затрат составила стоимость аренды островка площадью 10 кв. м, сопоставимая с московскими ставками. «Я открывался в самом большом на всем Кольском полуострове ТЦ, — говорит предприниматель. — За это удовольствие пришлось платить».

Зато точка начала приносить прибыль в первый же месяц. Сейчас мурманский кофе-бар приносит ему по 500 тыс. руб. выручки в месяц, рентабельность по чистой прибыли составляет 20%. По словам Сафаряна, такие высокие показатели обеспечила хорошая проходимость в ТЦ и растущая популярность «кофе с собой».

А вот москвич Кирилл Костарев разочаровался в бизнес-модели Coffee Like. Свой первый кофе-бар в Москве Кирилл открыл в 19 лет, сразу после того, как отчислился с третьего курса университета. Островок площадью 7 кв. м в прикассовой зоне экспресс-супермаркета на Садовом кольце он вместе с партнером арендовал в апреле 2015 года. На запуск понадобилось 650 тыс. руб. На операционную прибыль точка вышла на второй месяц работы, но денег приносила мало. В низкий для кофе сезон (январь-февраль) точка приносила предпринимателям 90 тыс. руб. выручки за месяц, в высокий (осенью)  — 180 тыс. руб. В январе предприниматели продали эту точку за 700 тыс. руб.

Кирилл предпринял вторую попытку — в апреле 2016 года предприниматели открыли второй кофе-бар в Москве, но финансовые результаты опять не впечатлили. Сейчас они выставили и ее на продажу. «Рынок «кофе с собой» переполнен, темпы развития замедлились, — считает Кирилл. — Мечты об огромной сети кофе-баров в Москве разбились об отсутствие подходящих площадок и дичайшую конкуренцию». Сейчас Кирилл открывает в Москве собственный барбершоп, на сей раз он не стал покупать франшизу и все делает сам. ​

«Бизнес «кофе с собой» получил большую популярность из-за простой на первый взгляд бизнес-модели: люди видят в этом шанс урвать куш, — говорит основатель московской сети Take & Wake Константин Кузьминых. — Когда становится ясно, что не все так просто, кофейни закрываются».

Похоже, московский рынок «кофе с собой» и правда близок к насыщению, а вот в регионах еще есть куда расти. ​Петр Жилин из Архангельска считает, что в регионах, куда столичные новшества доходят позже, «кофе с собой» переживает бум. В ближайшее время он планирует открыть еще две точки, доведя количество своих кофе-баров до 11.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
МЧС отчиталось о спасении двух человек и 12 кур в зоне паводка Общество, 16:06
«Локомотив» в большинстве не смог обыграть «Рубин» в чемпионате России Спорт, 15:56
ФСБ задержала на границе с Грузией украинца по подозрению в шпионаже Политика, 15:50
Власти Грузии назвали условие отказа от закона об иноагентах Политика, 15:45
Зеленский запретил военным играть в онлайн-казино Политика, 15:31
Джокович снялся с «Мастерса» в Мадриде Спорт, 15:25
Путин поручил направить на зарплаты врачам полученные от ОМС деньги Общество, 15:12
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Дюплантис восьмой раз в карьере побил мировой рекорд в прыжках с шестом Спорт, 15:11
Бастрыкин поручил найти ответственных в гибели журналиста Еремина Политика, 14:46
Галактионов ответил на вопрос о будущем Дзюбы в «Локомотиве» Спорт, 14:45
Британия объявила о начале производства «самого смертоносного» танка Политика, 14:34
Российская теннисистка вышла в финал турнира WTA в Штутгарте в парах Спорт, 14:34
Санкт-Петербург накрыл апрельский снегопад. Видео Общество, 14:15
Маск отложил встречу с премьером Индии из-за «серьезных обязательств» Бизнес, 13:57