Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке

Американский стартап с российскими корнями Grabr — это Uber для любителей заграничных товаров. Какие перспективы у сервиса, в который инвестировали совладелец «Русагро» Вадим Мошкович и основатель «Р‑Фарм» Алексей Репик?
Основатели Grabr Дарья Ребенок и Артем Федяев
Основатели Grabr Дарья Ребенок и Артем Федяев (Фото: Eric Bannasch/Grabr)

«Из своего путешествия по Америке я привезла восемь заказов — чай, крема, какие-то особые пластиковые шнурки, которые не нужно завязывать. Было не сложно бросить в чемодан эти мелочи, зато я заработала $125, окупила традиционные сувениры родным», — рассказывает пользователь сервиса Grabr Дарья Сурская.

Grabr.io — семейный проект Дарьи Ребенок и Артема Федяева, которые 15-летними подростками познакомились на пляже в Барселоне. В 16 лет Артем уехал учиться в Нью-Йорк, а Дарья осталась в Москве. Она окончила факультет мировой политики и экономики в ВШЭ, выучила четыре языка, успела поработать в Pirelli и Ernst & Young.

Артем, поступив в Bryant University в Род-Айленде, мечтал работать на Уолл-стрит, но увлекся венчурным бизнесом. За несколько месяцев он научился писать код и вместе с другом создал свой первый стартап, сервис Mywebroom — личные онлайн-комнаты, где можно хранить контент (ссылки на сайты, закладки на понравившиеся товары). Американский бизнес-ангел Клаус Дорнер инвестировал в сервис первые $200 тыс. (всего в проект вложено сейчас $4,5 млн). Чтобы быть ближе к Артему и помогать в его начинании, Дарья бросила работу в Ernst & Young в Москве и переехала в Сан-Франциско. Тогда же, в 2012 году, молодые люди поженились.

В Калифорнии Ребенок и Федяев скучали по любимой Испании. «Как-то вечером нам вдруг дико захотелось настоящего гаспачо. Мы были готовы заплатить в несколько раз дороже, лишь бы завтра съесть его на ужин, — вспоминает Дарья. — Каждый день сотни человек летают из Мадрида в Сан-Франциско, и им ничего не стоило захватить для нас этот холодный суп, еще и заработать на этом». Молодые люди сами часто путешествовали и постоянно получали подобные заказы от друзей. Так родилась идея Grabr — сервиса по доставке товаров из любой точки мира в чемоданах путешественников.

Команду решили собрать российскую: на родине хорошие разработчики стоили дешевле, чем в Кремниевой Долине. Стартовали с командой из шести человек: двое основателей, знакомый проектный менеджер Илья Колмогоров и трое разработчиков из BookMate, которых в компанию привел Колмогоров.

Первые инвестиции $500 тыс. Федяев и Ребенок получили от одного из инвесторов Mywebroom Константина Николаева. «Он сказал нам: мне все равно, как вы это сделаете. Я готов инвестировать, потому что идея потрясающая, и никто пока этого не сделал на хорошем уровне», — вспоминает Дарья.

Без посредников

С начала 2000-х в Америке и Европе стали появляться проекты, меняющие правила игры на, казалось бы, самых консервативных рынках. Концепция совместного пользования товарами и услугами (sharing economy) повлияла на такие индустрии, как гостиничный бизнес (Airbnb), такси (Uber), междугородние перевозки (BlaBlacar) и даже инвестирование (Kickstarter). «Главный принцип здесь — доверие. Задача таких сервисов — помочь пользователям найти друг друга и максимально обезопасить обе стороны сделки», — говорит сооснователь сервиса «Туда? Туда!» Максим Сатлер. По его словам, ниша краудшипинга (от англ. crowd — толпа, shipping — доставка) в России находится в стадии формирования. «Объем рынка европейских посылок составляет около 900 млн шт., российского — 18 млн шт. в год. По нашим расчетам, краудшипинг может рассчитывать как минимум на 5% от этого пирога», — считает Сатлер.

Как это работает

Проблем в области «личной доставки» было много, и основатели Grabr первым делом обратились к юристам. Люди чаще всего хотят передавать запечатанные посылки и документы, но как тогда можно гарантировать, что в посылке, например, не наркотики или оружие? «В этом случае мы должны были сами обеспечивать безопасность таких перевозок, организовывать систему проверки каждой посылки, что на первом этапе было невозможно», — поясняет Ребенок. Эту услугу пришлось отложить. По условиям сервиса, путешественник сам должен покупать заказанный товар.

Оплата заказов стала еще одним испытанием для стартаперов. Предоплата? Тогда путешественник мог скрыться с деньгами и больше не выйти на связь. Оплата по факту доставки? В таком случае купленный на деньги путешественника товар мог никто не забрать. Чтобы максимально обезопасить обе стороны сделки от обмана, основатели ввели схему с «заморозкой» оплаты. Оговоренная сумма бронируется на карте заказчика: так путешественник гарантированно получит потраченные на покупку деньги и свое вознаграждение. Но списываются деньги вместе с вознаграждением только в тот момент, когда заказчик подтверждает, что товар получен.

Чтобы разместить или принять заказ на Grabr, нужно зарегистрироваться на сайте или скачать приложение, указать тип товара, его стоимость, размер вознаграждения и желаемый срок доставки. Размещенные заказы появляются в общей ленте, и начинается открытый аукцион: путешественники рассказывают, когда и где они смогут товар забрать и как быстро его доставить, заказчик — как срочно вещь ему нужна и сколько он готов заплатить за доставку. В идеале заказчик подробно описывает, где и как товар можно забрать или дает ссылку в интернет-магазине. Если путешественнику придется бегать по незнакомому городу в поисках редкого сорта сладостей или нового смартфона, его услуги будут стоить в разы дороже.

Сам Grabr в сделке не участвует, предоставляет только площадку, на которой встречаются продавец и покупатель, и берет за это комиссию — 7% от стоимости транзакции. Дополнительной статьей доходов стало партнерство с интернет-магазинами (Amazon, eBay, Best Buy, Abercrombie and Fitch, Sephora — всего 15 партнеров), которые отдают сервису 6–10% от стоимости заказа, если покупатель пришел в магазин через Grabr. Такие заказы составляют 50–​​60% от общего объема заявок.

Фото: Eric Bannasch/Grabr

Основатели проекта изначально решили создать платформу, которая быстро адаптируется под разные языки, и запускаться сразу в нескольких странах. Глобальный подход требовал серьезных вложений. В 2015 году основателям удалось привлечь в проект двух знаковых партнеров — $3 млн инвестировали основатель группы «Русагро» Вадим Мошкович и председатель совета директоров группы компаний «Р‑Фарм» Алексей Репик. С ними основателей Grabr познакомил первый инвестор Константин Николаев. «Константин представил нас широкому кругу российских инвесторов, в том числе Алексею и Вадиму, сначала мы познакомились с их личными представителями, а потом и с самими бизнесменами, — вспоминает Дарья. — Мы понимали, что Россия — один из перспективных рынков, поэтому искали инвестиции здесь». В собственности основателей осталось около 50% компании.

Чтобы определить самые выгодные для себя рынки, Ребенок и Федяев протестировали 20 стран. «Мы запускали тестовую рекламу в поисковиках и социальных сетях, тратили на это по $5–10 в день. Через пять дней анализировали, какие рынки дали нам самый большой отклик», — рассказывает Ребенок. В сентябре 2015 года Grabr запустил альфа-версию (тестовый вариант с небольшим набором функций). А в апреле 2016 года заработала уже полноценная версия одновременно в России, США, Аргентине, Бразилии, Перу, Таиланде и Вьетнаме, с сентября — в Гонконге и Сингапуре.

По итогам полугода работы самыми активными заказчиками оказались бразильцы, аргентинцы, перуанцы и россияне, заказы выполняют чаще всего европейцы и американцы. «Там идея sharing economy уже давно известна и любима, — объясняет Дарья. — Кроме того, там намного глубже уровень проникновения новых технологий». В планах Grabr осваивать Индию, Китай, Бангладеш и Южную Америку.

Основные каналы продвижения — контекстная реклама в поисковиках и социальных сетях, сотрудничество с лидерами мнений. В России это, например, телеведущая Ирена Понарошку и блогер Артем Королев.

За полгода работы сервис получил около $53 тыс. выручки на комиссии с заказчиков и $22 тыс. на комиссии с ретейл-партнеров, выручка растет на 30% в месяц и по итогам 2016 года должна составить $120 тыс. На конец ноября 2016 года на сервисе было размещено заказов больше чем на $17 млн. «Мы работаем на рост аудитории и расширение нашего присутствия, поэтому расходы превышают доходы», — признает Дарья. Все заработанные деньги уходят на зарплаты, аренду офисов, налоги и маркетинг. Пока привлечение одного клиента обходится в $22,3, а приносит он компании около $25, по расчетам РБК.

Grabr в цифрах

$3,5 млн вложено в разработку сервиса

10–20% от цены товара составляет обычно вознаграждение путешественника

$250 — средний чек одного заказа в мире

$140 — средний чек заказов из России

20% заказов делают россияне

35% пользователей повторно используют сервис

iPhone и «запрещенка»

Через Grabr чаще всего заказывают электронику: смартфоны, ноутбуки, гаджеты. После презентации iPhone 7 в сентябре 2016 года смартфон держался в топе заказов со всего мира на протяжении двух месяцев. На втором месте — национальная еда и дизайнерская одежда, особенно после выхода брендовых коллекций (например, H&M и Kenzo), продающихся не во всех странах и в ограниченном количестве. Россияне часто покупают сыры, хамон и другие продукты, попавшие под санкции.

Заказать можно далеко не все, предупреждает Ребенок. В каждой стране есть список товаров, которые ввозить запрещено вовсе или на которые наложено ограничение по объему. Так, например, в Россию нельзя ввозить больше пяти литров алкоголя. В США можно беспошлинно провезти только один литр алкоголя и 200 сигарет — все, что свыше, облагается налогом.

«Grabr — это решение для тех, кто любит заказывать какие-то единичные вещицы из-за границы: например, не может жить без тайских шампуней или настоящих французских пирожных», — говорит Дарья. За доставку таких небольших заказов через стандартные курьерские службы приходится платить до 100–150% от стоимости самого товара. В Grabr же комиссия фиксирована, а о вознаграждении всегда можно договориться с путешественником. Дорогие товары (электронику, бытовую технику, редкие коллекционные вещи) имеет смысл заказать скорее ради быстрой доставки — путешественник может привезти MacBook в своем чемодане уже на следующий день.

Привозить из-за рубежа крупные партии товаров для перепродажи не получится. По словам Ребенок, именно это отличает Grabr от аналогов, например, известного российского сервиса Passenger.me, который закрылся в прошлом году. «Выжить на этом рынке можно только за счет доступа к каким-то очень редким товарам, вероятно, из очень нишевых западных источников», — рассказал РБК бывший совладелец Passenger.me Александр Бабарыко.

Взгляд со стороны

Инвесторы

«Наценка сравнима с ценами в DHL»

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке
Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям венчурного фонда LETA Capital

Я не очень верю в большое будущее модели sharing economy в логистике. Приоритетами в логистике являются цена, скорость и безопасность доставки. Эффективно наладить и оптимизировать эти показатели могут только профессионалы рынка. Возможно, личная доставка будет успешно работать с определенными товарами и не очень популярными направлениями. Но в стандартных случаях наценка в 17–27% сравнима с ценами в DHL.

Экономика проекта Grabr выглядит неплохо. Но чтобы выйти на десятки миллионов выручки по имеющейся модели, сервис должен иметь 0,5–1 млн платящих клиентов в год, что непросто. Если заработок с каждой сделки уже сейчас превышает стоимость привлечения клиента, то ребятам действительно надо как можно скорее собирать инвестиционный раунд на быстрое масштабирование. В противном случае это станет прожиганием денег.

«Проекту не стоит распыляться»

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке
Галина Дегтярева, старший аналитик Maxfield Capital

Прямыми конкурентами Grabr выступают не только интернет-магазины с доставкой, но и социальные сети с внутренними объявлениями среди друзей. В то же время «дружественная» вовлеченность, которую продвигает Grabr, позволяет привлечь и удержать пользователя.

Работа на международном уровне принесет компании ощутимые показатели. Но проекту не стоит распыляться: разумнее сосредоточиться на двух-трех локациях и занять там лидирующие позиции.

Пользователь

«Просили передать таз с вареньем и овечьи шкуры»

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке
Дарья Сурская, старший медицинский представитель отдела развития продаж американской фармацевтической компании

Летом 2016 года мы с мужем готовились к путешествию в Чикаго и решили — а почему бы не попробовать? Я зарегистрировалась на сайте, откликнулась на 14 заказов, из которых в итоге осталось восемь — остальные не были готовы ждать месяц до моего возвращения.

Потом я еще несколько раз выступала в роли путешественника в Grabr, когда ездила за границу и в командировки по России. Внутри страны это тоже работает, но больше напоминает историю именно с пересылкой вещей из одного места в другое — просили, например, передать таз с вареньем, овечьи шкуры, просто рюкзак с вещами. В роли заказчика я выступала только однажды — просила привезти протеиновые батончики, на которые подсела по время путешествия по Америке.

Grabr — отличное решение для доставки недорогих товаров из-за границы. Многие интернет-магазины (Amazon, eBay) просто не доставляют некоторые вещи в Россию. И тогда Grabr становится единственным способом добыть желанную вещь. Есть курьерские службы вроде DHL, но если посылка единичная и недорогая, то оплата услуг курьера обойдется в половину стоимости товара. Не могу сказать, что для путешественника сервис может стать полноценным источником заработка. На что-то более или менее существенное можно рассчитывать, если собирать сразу 10–15 заказов.

Конкуренты

«Grabr — это перспективный, но нишевый продукт»

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке
Алексей Крикунов, глава отдела логистики в проекте по доставке товаров из США «Бандеролька»

«Бандеролька», в отличие от Grabr, — целостный инструмент для онлайн-шопинга. Наш сервис позволяет проверить покупки до того, как они покинут страну происхождения, консолидировать неограниченное количество покупок из разных магазинов в одну посылку, чтобы сэкономить на доставке.

Grabr — это не столько шопинг, сколько новый социальный опыт, который может оказаться даже ценнее, чем просто возможность доставки товара из-за границы. В этом их изюминка. Но это точно не повседневная история для подавляющего большинства любителей шопинга. Grabr — это перспективный, но нишевый продукт, который найдет своих поклонников, но не сможет сколько-нибудь потеснить массовые сервисы экспресс-доставки.

«Народная доставка» займет свое место на международном рынке»

Привези из-за границы: как заработать на «народной» доставке
Максим Сатлер, основатель народной почты «Туда? Туда!»​

Главное наше отличие от Grabr в том, что мы доставляем не только покупки, но и обычные посылки. Мы ориентируемся на русскоговорящих клиентов, тем самым увеличивая свои возможности на маршрутах, популярных у наших соотечественников. В остальном стратегии очень схожи. И в нашем случае, и в случае с Grabr социальная составляющая очень важна. Ведь курьерскую службу не попросишь зайти в маленькую аптеку на юге Тель-Авива, чтобы купить именно там продающееся лекарство, а транспортная компания не возьмется перевозить породистых аквариумных рыбок. Мы верим, что «народная» доставка займет свое место на международном рынке, это идея всей нашей жизни.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
«Деловые Линии» расширили географию автоперевозок в Казахстан Пресс-релиз, 18:06
Баку и Ереван предварительно договорились о границах Политика, 18:03
Три продукта, которые нужно есть для густых и блестящих волос РБК и Мистраль, 18:03
G7 заявила о способности России завершить конфликт на Украине «сегодня» Политика, 18:02
Страны НАТО дадут Украине больше систем ПВО⁠ Политика, 18:01
ЦБ заявил о росте ипотеки в марте на треть за счет льготных программ Недвижимость, 18:00
Главы МИД G7 призвали Россию соблюдать мораторий на ядерные испытания Политика, 17:59
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Задержание и допрос подозреваемого в убийстве в Люблино. Видео Общество, 17:56
Какими будут последствия ночного удара Израиля по иранской авиабазе Политика, 17:52
Президент ЦАР допустил создание российской военной базы на востоке Политика, 17:46
«Манчестер Сити» отреагировал на информацию об интересе к Пиняеву Спорт, 17:39
Молдавия отказала в почетном карауле для перезахоронения советских солдат Политика, 17:37
Единственный турбинный завод на Украине решили перенести из Харькова Политика, 17:20
Страны G7 отвергли причастность Украины к теракту в «Крокусе» Политика, 17:18