Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Чайные мечтания: как сделать торговлю элитным чаем прибыльной

Моряк Андрей Алмазов хотел открыть чайный бутик и дегустировать элитные сорта вместе с покупателями. Но такая бизнес-модель пошла ко дну. Зато чайный магазин попроще и поменьше быстро начал приносить прибыль
Андрей Алмазов
Андрей Алмазов (Фото: Екатерина Кузьмина для РБК)

​Морские чаяния

Жизнь 31-летнего Андрея Алмазова всегда была связана с морем. Он родился в Новороссийске, там же окончил мореходное училище, а затем Морской университет им. адмирала Ушакова, получив специальность штурмана. За десять лет работы по профессии Алмазов побывал практически во всех портах Европы, Африки, Азии, Южной и Северной Америки и отовсюду привозил местный чай.

«Как-то раз прямо в индийском порту накупил всяких безделушек, среди них было 200 г чая в золоченом холщовом мешочке с золотыми завязками. Подарил его родителям. Они были просто счастливы: чай выпили меньше чем за неделю», — вспоминает Алмазов.

В 2009 году Алмазов в качестве третьего помощника капитана вел танкер из Европы в Бразилию. Как-то раз к нему на вахту поставили впередсмотрящим кадета Бина из Китая. «Неожиданно мы выяснили, что он, коренной китаец, вообще ничего не знает о чайной культуре своей родины и вряд ли сможет отличить зеленый чай от белого», — вспоминает Андрей. Алмазов сбегал в каюту и принес мешочки с разными сортами китайского чая, чем очень удивил кадета. А следующие пару часов объяснял Бину тонкости китайской чайной культуры, а после вахты показал свое мастерство на практике, заварив на пробу сразу несколько сортов. С тех пор интернациональная команда постоянно просила Андрея поить ее чаем.

«Приходить из рейса и сразу уходить в запой, как часто делают моряки, мне было неинтересно», — вспоминает Алмазов. Он получал около $4 тыс. в месяц и мог позволить себе не работать между рейсами, но каждый раз на суше старался найти работу, хоть как-то связанную с чаем, — торгового представителя чайной компании или продавца. «Я стал адептом чая», — говорит он.

В 2012 году Алмазов окончательно решил уйти из флота: «Полгода в плавании, потом полгода приходишь в себя — никакой семейной жизни. Да и чаем некогда заниматься».

Крах «Чайной Мекки»

Плавания Алмазова нередко завершались в Санкт-Петербурге, и он обратил внимание, что хорошего чая в городе нет. В 2013 году Алмазов переехал в Санкт-Петербург и стал подыскивать помещение под чайный магазин. Подходящее, в 30 кв. м, нашлось в центре города. Аренда составляла около 50 тыс. руб. в месяц, надо было сразу оплатить первый и последний месяцы, а также оставить депозит.

Андрей Алмазов
Андрей Алмазов

Для чайных церемоний Алмазов приобрел специальные чайные доски из грушевого дерева, чайные столики, чайники из фиолетовой исинской глины и гайвань (чашки для заваривания с блюдцем и крышкой). Он купил у дистрибьюторов 50 премиум-сортов китайского чая — зеленого, бирюзового, красного, желтого и белого.

Запуск магазина «Чайная Мекка» обошелся моряку в 1 млн руб. «Все было как нужно, я был доволен и ждал клиентов», — вспоминает Андрей.

Ждать пришлось долго.

Оттенки настоящего чая

Бирюзовым чаем называют улунские полуферментированные чаи (ферментация — основной этап обработки чайного листа, состоящий из прожарки и окисления), они производятся в Китае лишь в трех местах.

Красный чай — сильноферментированный, именно его в Европе и называют черным.

Белый чай — слабоферментированный, название получил по виду чайной почки, густо покрытой белым ворсом.

Желтый — самый редкий и дорогой вид китайского чая. Раньше пить желтый чай могли только императорская семья и знать.

«Для большинства людей существует только два вида чая — черный и зеленый, — говорит Андрей Алмазов. — А такие тонкости, как желтый или бирюзовый чай, интересны лишь узкой прослойке людей, но именно они и есть наши покупатели».

Алмазов совершил типичную ошибку начинающих предпринимателей. «Я был уверен, что лучше всего продаваться будет тот чай, что нравится мне самому, а ароматизированными сортами и так торгуют на каждом углу», — вспоминает он, объясняя свой отказ от пользующихся массовым спросом ароматизированных чаев (типа популярной «Земляники со сливками») и ставку на премиум-чай.

Очень быстро выяснилось, что Андрей плохо представлял собственного покупателя. Первый вопрос, который задавали заходившие в магазин, был обычно таким: «А где у вас тут «Эрл Грей» и «Ночь Клеопатры»? Не обнаружив желаемого, люди уходили. «Магазины в торговых центрах приучили к тому, что ароматизированные сорта — это и есть настоящий чай, — возмущается Алмазов. — Поэтому люди не понимают, как это: магазин чая, а «Клеопатры» там нет».

Но Алмазов решил не сдаваться. Он запасся терпением и каждому клиенту объяснял достоинства настоящего восточного чая. А для пущей убедительности превратил процесс общения с клиентом в настоящий перформанс: посередине магазина поставил чайный столик из черного дерева на 12 человек и встречал клиентов, сидя в кимоно с чашкой чая в руках. Но и такой ход не сработал: вошедшие в магазин люди чаще всего не решались отвлекать чаевничающего Алмазова и быстро уходили.

Андрей Алмазов
Андрей Алмазов

Экономя средства, Алмазов работал сам, без выходных, с утра до вечера. Но до прибыли дело так и не дошло. В лучшем случае ему удавалось отбивать аренду и текущие расходы. «В таком режиме я продержался два года. Жил на сбережения, пока не понял, что ни физических, ни моральных сил нет, организм на нуле», — вспоминает Андрей.

В 2015 году Алмазов решил продать бизнес. Ему повезло — покупатель нашелся быстро: им стал один из постоянных клиентов, которому нравилась атмосфера и ассортимент. «Чайную Мекку» Алмазов продал «по цене остатков товара», за 500 тыс. руб., потеряв на эксперименте почти 1,5 млн руб.

Владелец столичного дома чая и мороженого «Чайная высота» Виктор Енин говорит, что причина закрытия множества маленьких чайных проектов — в некомпетентности их владельцев, которые недостаточно хорошо разбираются не только в чае, но в и особенностях спроса. Со стороны бизнес кажется простым и интересным, но реальность разочаровывает многих.

После сделки Алмазов отбыл в родной Новороссийск — думать, что делать дальше. В итоге решил пробовать снова.

Мир чая

В 2016 году в России было выпущено 102,6 тыс. т зеленого и черного чая — на 5% меньше, чем в 2015 году. В этот объем входят все виды чая: пакетированный, гранулированный, листовой, скрученный. Большинство производителей просто упаковывают импортный чай.

Спад производства чая наблюдается последние три года, говорят в российской ассоциации «РосЧайКофе». Против рынка играла дорожавшая валюта: за последние три года цены выросли почти в два раза, в среднем с 226 тыс. до 404 тыс. руб. за тонну. Крупнейшие игроки российского рынка производства чая — «Орими», «Штраус», «Фес продукт», Яковлевская чаеразвесочная фабрика, «Кубань-Ти», «Санти» и др.

В Москве и Петербурге в общей сложности работают больше 500 розничных магазинов чая, более половины — сетевые игроки. В числе крупнейших российских сетей — «Кантата», «Унция», «Заварка», «Чайный дворик».

Источник: Alto Consulting Group, российская ассоциация «РосЧайКофе»

Бизнес в стиле дзен

В начале 2016 года Алмазов снял помещение буквально на соседней с «Чайной Меккой» улице. Но он был полон решимости не наступать на прежние грабли. ​Помещение удалось арендовать всего за 25 тыс. руб. в месяц, но и было оно в два раза меньше прежнего. Близкое соседство с собственным бывшим магазином Алмазова не смущало: «Наоборот, близость конкурентов лишь подогревает интерес к новому игроку».

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК

Новый магазин Андрей назвал DzenTea. И как следует поработал над ошибками. Прежде всего он существенно расширил чайный ассортимент. В первую очередь за счет тех самых нелюбимых ароматизированных сортов — они заняли 30% линейки. «В Китае о таких ароматизированных чаях ничего не слышали, но в России на них высокий спрос, пришлось с этим смириться, — признает Алмазов. — Хотя ароматизированные сорта — это не чай, а чайный напиток». Кроме того, он добавил в ассортимент кофе в зернах (итальянский, эфиопский и бразильский): его спрашивает каждый второй покупатель.

Внутри небольшого помещения — дубовые прилавки, на полках жестяные коробки с чаем и антикварная чайная утварь. Единственный продавец не торопится: он невозмутимо взвешивает чай, пересыпает в фирменные пакетики, подписывает и параллельно заваривает чай в глиняном или стеклянном чайничке. Клиенты медленно дегустируют.

Чайные мечтания: как сделать торговлю элитным чаем прибыльной
В DzenTea продается сто сортов зеленого, красного, белого, бирюзового, желтого чая (каждого — несколько видов), так что в общей сложности ассортимент превышает 200 чайных позиций. На дорогой китайский чай приходится 35% ассортимента. Оставшиеся 30% делят между собой индийский, тайваньский и японский чаи.

Плюс все необходимое для чайной церемонии — чайные доски (от 3,9 тыс. руб.), разнообразная чайная посуда и чайные столики (их стоимость доходит до 18 тыс. руб.). А вот шоколада, конфет и других сладостей, которые часто входят в ассортимент обычных чайных магазинов, на полках нет. Конкуренты считают, что напрасно. «Выжить на одной торговле премиальным чаем невозможно, такие энтузиасты закрываются через год, — считает владелец небольшого московского чайного магазина «Улун» Олег Карлов. — Не удивлюсь, если в ассортименте DzenTea все-таки появятся сласти: у нас на них приходится 30% от всей выручки».

Свой новый магазин Алмазов предпочитает называть бутиком. «Покупка чая — это процесс, требующий хоть какого-то времени. Мы понимаем, что большинство наших гостей всегда куда-то бегут, поэтому очень радуемся, если они не только дегустируют и покупают чай, но и проводят в общении с продавцом несколько минут. Мы ведем бизнес в стиле дзен, и это обязывает к неспешному ритму», — говорит Алмазов.

Беседа за чашкой чая помогает покупателям смириться с бутиковыми ценами. Стоимость 25 г зеленого «бай хао ин джень» — 395 руб., за те же 25 г «я-бао» (почки «пуэра») просят 420 руб., за слабоферментированный белый улунский чай «бо джун» — 350 руб. Но и это не предел. Самый дорогой чай — желтый, 25 г стоят 1250 руб. У Алмазова всего один вид такого чая: «Он очень редкий, дорогой и малоизвестный, держать несколько видов мы не готовы».

Для сравнения: 100 г столь популярной у россиян «Земляники со сливками» или «Ночи Клеопатры» стоят около 150 руб. Запасы чая Алмазов пополняет по мере расходования, в среднем раз в месяц. Основные поставщики — московские компании-дистрибьюторы китайского чая Wintergreen и «Слон». Часть ассортимента Алмазов закупает непосредственно в Китае через местных партнеров — бывших россиян. Розничная маржа — около 100%.

Вторая заварка

Если идти по Колокольной улице в сторону Владимирского проспекта, магазинчик DzenTea можно и не заметить — на «колониальный» ассортимент намекают лишь тяжелая резная дверь с восточными узорами и традиционный колокольчик над ней. Но Алмазова такая незаметность не смущает: «Если это действительно наши гости, мимо нас они не пройдут».

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК

Алмазов почти не тратится на продвижение своего проекта: «Премиальный чай сложно рекламировать, время на раскрутку магазина может составлять от года и больше. В основном гости к нам приходят по рекомендации, «сарафанное радио» отлично работает». Тем не менее он обзавелся сайтом и продвигает его в соцсетях, на что уходит порядка 20 тыс. руб. в месяц.

Андрей наконец-то нашел продавца-единомышленника — Михаила Дудина, который так же глубоко погружен в чайную культуру. Это позволило Алмазову провести прошлое лето на плантациях компании «Мацеста» в Сочи: «Посмотрел весь цикл производства чая — от сбора до сушки чайного листа. Теперь мечтаю о такой же поездке на плантации Китая».

Более грамотная ассортиментная политика и отказ от перформансов принесли свои результаты. В отличие от первого магазина, где было несколько покупателей в неделю, в DzenTea каждый день покупки делают до 20 клиентов, средний чек — 1,2 тыс. руб. На операционную окупаемость бутик вышел спустя четыре месяца после открытия. Выручка за 2016 год — 3 млн руб. Ежемесячная прибыль сейчас — около 80 тыс. руб.

В начале 2017 года Алмазов открыл второй бутик, дальше от центра, в еще более скромном по размеру помещении. И снова сам встал за прилавок. Так что поездка в Китай откладывается минимум до следующего лета.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Ритейлеры заявили о мошенниках, портящих технику ради компенсации Бизнес, 11:46
В CryptoQuant оценили спад продаж биткоинов майнерами перед халвингом Крипто, 11:46
«Газпромбанк Лизинг» на FinAuto рассказал об адаптации рынка лизинга Пресс-релиз, 11:46
В WADA заявили, что пока не получили от России взнос за 2023 год Спорт, 11:45
Вице-канцлер Германии спустился в убежище из-за тревоги в Киеве Политика, 11:40
Названы мегаполисы России с максимальным ростом цен на машино-места Недвижимость, 11:40
Президент Литвы сообщил о задержании подозреваемых в нападении на Волкова Политика, 11:35
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Швед повторил достижение Овечкина по самой быстрой шайбе в овертайме Спорт, 11:31
Доктор зло: как страны пытаются удержать в узде искусственный интеллект Pro, 11:29
В Институте русского языка сменили ректора Политика, 11:28
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Что нужно сегодня для успешной работы в e-com РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59