Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:38 МСК
Путин выразил соболезнования в связи с кончиной экс-президента Израиля Политика, 11:19 СКР возбудил дело по факту гибели девочки после посещения стоматолога Общество, 11:18 Инвесторы начали менять песо на рубли на случай победы Трампа на выборах Финансы, 11:15 В Москве откроется филиал Ельцин-центра Политика, 11:12 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 64,20 Продажа 64,17 EUR НАЛ. 71,80 71,86 BlaBlaCar начал брать комиссию с российских пользователей Бизнес, 10:55 СМИ назвали основание для прекращения дела владельца Домодедово Политика, 10:39 Кадыров прокомментировал информацию о чеченцах на польской границе Политика, 10:23 Предложившего россиянам меньше есть единоросса обязали уничтожить диплом Политика, 10:22 СМИ сообщили об обысках и задержаниях в столичном Ространснадзоре Политика, 10:15 Samsung назвала дату запуска в России собственной платежной системы Технологии и медиа, 09:46 Суд утвердил мировое соглашение между Альфа-банком и Уралвагонзаводом Бизнес, 09:41 Шимон Перес стал донором после смерти Политика, 09:23 СМИ узнали о переговорах «Русской платины» Бажаева и Сбербанка о кредите Бизнес, 08:53 В Минфине подтвердили план взыскания с «Газпрома» 170 млрд руб. Финансы, 08:10 Правительство поддержало законопроект Мизулиной о запрете беби-боксов Политика, 07:53 Продавцам фальсификата в школьных столовых пригрозили миллионным штрафом Бизнес, 07:32 Операторы пожаловались Дворковичу на размер компенсации «Ростелекому» Бизнес, 07:31 Нетаньяху выразил соболезнования в связи со смертью экс-главы Израиля Политика, 07:18 СМИ узнали о разработанных мерах по развитию несырьевого экспорта Экономика, 06:19 Канадцы выиграли первый финальный матч Кубка мира Спорт, 05:50 Умер Шимон Перес. Фотогалерея Фотогалерея, 05:10 Умер экс-президент Израиля Шимон Перес Политика, 05:05 Хоккей. Кубок мира. Финал. Канада — Европа. Онлайн Спорт, 05:00 Обама выдвинул кандидатуру первого за 55 лет посла США на Кубе Политика, 04:55 Белый дом допустил введение новых санкций против России из-за Сирии Политика, 04:51 СМИ сообщили о попытках ЦБ договориться о доступе банков к базе СНИЛС Финансы, 04:16 Три автомобиля сгорели на парковке в центре Москвы Общество, 03:44
19 ноя 2015, 13:31
Отрезаны от мира: как Крайний Север деградирует без дорог
Олег Курилов, мэр Норильска
Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта

Первым делом — самолеты

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере всегда была и будет малая авиация. В советский период в стране было единственное авиапредприятие, и внутри него высокая себестоимость перевозок малой авиацией компенсировалась прибылью, получаемой отраслью от магистральных авиаперевозок. Так, в 1990 году стоимость билета на самолет при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы по стране. Для используемых на Крайнем Севере легких самолетов типа L410 и Ан-2 действовавшие тарифы были в три раза ниже себестоимости. Но уже к 2000 году стоимость полета на легком самолете на дальность 300 км достигла примерно 1/3 величины средней заработной платы.

Летать северянам стало не по карману, и авиапредприятия свернули убыточные направления своей деятельности, большинство поселков остались без авиасообщения. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского, в экстренных случаях используются вертолеты, но их дальность полета ограничена 300–500 км, а стоимость часа полета составляет до 120 тыс. руб. Воспользоваться самолетом стоит чуть дешевле — 40–50 тыс. руб. за час полета.

Очень плохо обстоят дела с выпуском новых самолетов для Арктики. Практически отсутствуют отечественные разработки современных топливноэффективных и готовых к массовому изготовлению воздушных судов. На смену списываемым Ан-24 и Ил-14 появляются единичные экземпляры новых отечественных машин (Ан-74, Ан-3, Ан-38 и Ан-140) или зарубежные самолеты, часто уже б/у.

Большинство эксплуатируемых в советский период аэродромов в северных городах и поселках находится в тяжелом состоянии, их материальная база (наземная техника, здания и сооружения, ВПП и РД) требует практически полного обновления или модернизации. Частным собственникам зачастую это не по карману, судьбой аэропортов должно заниматься государство.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях бездорожья и больших расстояний невозможно обойтись без малой авиации. Например, на Аляске аэродромы для малых самолетов есть практически в каждом поселке, где проживает хотя бы два-три десятка жителей. В этом американском штате насчитывается более 450 аэропортов. Для сравнения, по всей России, включая Москву, их около 300.

Для развития Арктики необходимы транспортные связи. Например, сейчас слетать из Норильска в Нарьян-Мар, который находится на расстоянии 1,4 тыс. км, можно только через Москву. На путь туда и обратно с учетом пересадок надо потратить 30 часов, а покрываемое расстояние составляет почти треть окружности Земли.

Сейчас Норильск должен провести ремонт единственной взлетной полосы. Но закрывать аэропорт нельзя — это оставит город со 170 тыс. населения без связи с материком. Малые самолеты на время ремонта ВПП могли бы доставлять людей до других ближайших аэропортов.

Ворота в никуда

Сейчас много говорится и делается для развития Северного морского пути (СМП), строительства новых ледоколов, судов ледового класса и портовой инфраструктуры.

Но чтобы загрузить СМП, необходимы транспортные коридоры, ведущие от океанских и речных портов в континентальную часть Сибири. В частности, речь идет о строительстве Северо-Сибирской магистрали, которая станет продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута, а также о проекте строительства Северного широтного хода (СШХ)  — железной дороги от Чум (Коми) через Салехард, Надым, Уренгой до Игарки. Эта магистраль стала бы частью подъездной инфраструктуры к порту Сабетта на Ямале и позволила бы значительно увеличить направляемый через него грузопоток. Проект оценивается в 150 млрд руб.

Железные дороги в отличие от автотранспорта всепогодные. А только в нынешнем октябре автотрасса от порта Дудинки до Норильска дважды перекрывалась из-за штормового предупреждения. Ранее между портом и городом курсировали электрички, которым нипочем сильные порывы ветра. Сейчас железная дорога используется только для перевозки грузов и не отвечает требованиям к организации пассажирских перевозок.

В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги от Норильска до Игарки. Его реализация позволит резко ускорить разработку природных богатств Таймыра, где имеются богатейшие месторождения золота, никеля, платины, меди, крупнейшее в России месторождение коксующихся углей и половина мирового запаса технических алмазов.

Большинство автомобильных дорог в северных районах зимники. Всесезонных дорог с твердым покрытием крайне мало, и их протяженность растет очень медленно, в основном за счет технологических дорог вдоль газо- и нефтепроводов. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) менее 2 тыс. км, а в штате Аляска, который в два раза меньше по площади, — свыше 20 тыс. км.

В районах, где отсутствуют железные и автодороги, а это почти вся территория Сибири, основные объемы перевозок обеспечивает водный транспорт. Количество речных судов в России за четверть века сократилось в два раза — к счастью, за последние три года тенденция остановилась. Каждый год в стране сдается в эксплуатацию около 180 судов всех типов. Проблема состоит в специализации флота, так как больше половины крупных судов предназначено для перевозки нефти.

Освоение Арктики невозможно без развития транспортной инфраструктуры — если все эти проблемы не решить, Россия физически потеряет доступ к значительной части своих природных ресурсов.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.