Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Россия снизила добычу нефти сверх требований по сделке с ОПЕК 15:02, Экономика В Москве прошел митинг ученых. Фоторепортаж 15:02, Фотогалерея Минобороны согласовало эскизный проект перспективного эсминца «Лидер» 14:59, Политика В Роскомнадзор поступило три ложных уведомления о регистрации Telegram 14:59, Технологии и медиа Кремль призвал «адекватно» отнестись к мемориальной доске Сталину в МГЮА 14:38, Общество Евросоюз продлил на полгода секторальные санкции против России 14:31, Политика Власти оценили ущерб от закрытой по поручению Путина свалки в Подмосковье 14:29, Общество Минобороны пообещало спроектировать новый авианосец до 2025 года 14:25, Технологии и медиа Кремль заявил о «занимающих годы» поисках заказчиков убийства Немцова 14:22, Политика В «Почте России» раскрыли мошенническую схему на «сотни миллионов» рублей 14:17, Общество Сенаторы поддержали создание реестра чиновников-коррупционеров 14:06, Политика Два футболиста сборной России перешли в «Зенит» 14:04, Спорт Разработчик пообещал «Адмиралу Кузнецову» 20 лет службы после ремонта 13:59, Политика Сенатор предложил блокировать в России иностранные СМИ на русском 13:59, Общество Совфед поддержал закон о реновации 13:56, Политика Кремль заявил об устойчивой работе президентского ресурса после кибератак 13:48, Политика Совфед одобрил назначение прокурора Бурятии главным военным прокурором 13:40, Политика На митинге ученых потребовали прекратить «удушение науки» 13:31, Общество Депутаты Госдумы предложили отменить роуминг внутри России 13:23, Технологии и медиа Три страны Евросоюза увеличат расходы на оборону 13:22, Политика В ЛНР ответили на сообщения о пленении на Украине российского разведчика 13:21, Политика Поразивший Европу вирус Petya распространился на Индию и Китай 13:19, Общество В центре Москвы снимут часть дорожных знаков 13:14, Авто Власти Подмосковья отказались от создания мусорных полигонов у жилья 13:12, Общество Илья Ковальчук начал переговоры с клубом НХЛ 13:03, Спорт Эксперты исключили связь атаковавшего сети вируса с «семейством Petya» 12:57, Общество
Отрезаны от мира: как Крайний Север деградирует без дорог
Общество, 19 ноя, 2015 13:31
0
Олег Курилов Отрезаны от мира: как Крайний Север деградирует без дорог
Несмотря на все разговоры о грядущем развитии Арктики, регион живет в условиях острого дефицита железных и автомобильных дорог, самолетов и водного транспорта

Первым делом — самолеты

Ключевым элементом транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере всегда была и будет малая авиация. В советский период в стране было единственное авиапредприятие, и внутри него высокая себестоимость перевозок малой авиацией компенсировалась прибылью, получаемой отраслью от магистральных авиаперевозок. Так, в 1990 году стоимость билета на самолет при полете на дальность 300 км составляла менее 5% от средней заработной платы по стране. Для используемых на Крайнем Севере легких самолетов типа L410 и Ан-2 действовавшие тарифы были в три раза ниже себестоимости. Но уже к 2000 году стоимость полета на легком самолете на дальность 300 км достигла примерно 1/3 величины средней заработной платы.

Летать северянам стало не по карману, и авиапредприятия свернули убыточные направления своей деятельности, большинство поселков остались без авиасообщения. По словам заместителя председателя правительства Красноярского края Юрия Захаринского, в экстренных случаях используются вертолеты, но их дальность полета ограничена 300–500 км, а стоимость часа полета составляет до 120 тыс. руб. Воспользоваться самолетом стоит чуть дешевле — 40–50 тыс. руб. за час полета.

Очень плохо обстоят дела с выпуском новых самолетов для Арктики. Практически отсутствуют отечественные разработки современных топливноэффективных и готовых к массовому изготовлению воздушных судов. На смену списываемым Ан-24 и Ил-14 появляются единичные экземпляры новых отечественных машин (Ан-74, Ан-3, Ан-38 и Ан-140) или зарубежные самолеты, часто уже б/у.

Большинство эксплуатируемых в советский период аэродромов в северных городах и поселках находится в тяжелом состоянии, их материальная база (наземная техника, здания и сооружения, ВПП и РД) требует практически полного обновления или модернизации. Частным собственникам зачастую это не по карману, судьбой аэропортов должно заниматься государство.

Зарубежный опыт показывает, что в условиях бездорожья и больших расстояний невозможно обойтись без малой авиации. Например, на Аляске аэродромы для малых самолетов есть практически в каждом поселке, где проживает хотя бы два-три десятка жителей. В этом американском штате насчитывается более 450 аэропортов. Для сравнения, по всей России, включая Москву, их около 300.

Для развития Арктики необходимы транспортные связи. Например, сейчас слетать из Норильска в Нарьян-Мар, который находится на расстоянии 1,4 тыс. км, можно только через Москву. На путь туда и обратно с учетом пересадок надо потратить 30 часов, а покрываемое расстояние составляет почти треть окружности Земли.

Сейчас Норильск должен провести ремонт единственной взлетной полосы. Но закрывать аэропорт нельзя — это оставит город со 170 тыс. населения без связи с материком. Малые самолеты на время ремонта ВПП могли бы доставлять людей до других ближайших аэропортов.

Ворота в никуда

Сейчас много говорится и делается для развития Северного морского пути (СМП), строительства новых ледоколов, судов ледового класса и портовой инфраструктуры.

Но чтобы загрузить СМП, необходимы транспортные коридоры, ведущие от океанских и речных портов в континентальную часть Сибири. В частности, речь идет о строительстве Северо-Сибирской магистрали, которая станет продолжение БАМа на запад от Усть-Илимска до Сургута, а также о проекте строительства Северного широтного хода (СШХ)  — железной дороги от Чум (Коми) через Салехард, Надым, Уренгой до Игарки. Эта магистраль стала бы частью подъездной инфраструктуры к порту Сабетта на Ямале и позволила бы значительно увеличить направляемый через него грузопоток. Проект оценивается в 150 млрд руб.

Железные дороги в отличие от автотранспорта всепогодные. А только в нынешнем октябре автотрасса от порта Дудинки до Норильска дважды перекрывалась из-за штормового предупреждения. Ранее между портом и городом курсировали электрички, которым нипочем сильные порывы ветра. Сейчас железная дорога используется только для перевозки грузов и не отвечает требованиям к организации пассажирских перевозок.

В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги от Норильска до Игарки. Его реализация позволит резко ускорить разработку природных богатств Таймыра, где имеются богатейшие месторождения золота, никеля, платины, меди, крупнейшее в России месторождение коксующихся углей и половина мирового запаса технических алмазов.

Большинство автомобильных дорог в северных районах зимники. Всесезонных дорог с твердым покрытием крайне мало, и их протяженность растет очень медленно, в основном за счет технологических дорог вдоль газо- и нефтепроводов. Для сравнения, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) менее 2 тыс. км, а в штате Аляска, который в два раза меньше по площади, — свыше 20 тыс. км.

В районах, где отсутствуют железные и автодороги, а это почти вся территория Сибири, основные объемы перевозок обеспечивает водный транспорт. Количество речных судов в России за четверть века сократилось в два раза — к счастью, за последние три года тенденция остановилась. Каждый год в стране сдается в эксплуатацию около 180 судов всех типов. Проблема состоит в специализации флота, так как больше половины крупных судов предназначено для перевозки нефти.

Освоение Арктики невозможно без развития транспортной инфраструктуры — если все эти проблемы не решить, Россия физически потеряет доступ к значительной части своих природных ресурсов.

Об авторах
Олег Курилов мэр Норильска
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.