Перейти к основному контенту
Крах «Трансаэро» ,  
0 
Михаил Соколов

Сгоревшая путевка: как банкротство «Трансаэро» повлияет на рынок туризма

Цены на авиабилеты вырастут на 20%, спрос продолжит падение, но туристический рынок спасут новые бизнес-модели и интернет

Жесткая посадка

Рынок туризма в России переживает не лучшие времена: в прошлом году индустрия пережила серию банкротств крупных офлайн-туроператоров, теперь банкротство «Трансаэро», второй по объемам перевозок авиакомпании в России. Добавить к этому рост евро и доллара — и вот уже отпуск в Европе не кажется такой хорошей идеей для многих сограждан, которые могли это себе позволить в недалеком прошлом. Ростуризм говорит, что в первом полугодии этого года выездной туризм упал на 33,8%. Это рекорд за последние 20 лет.

Банкротство крупной авиакомпании — не беспрецедентный случай. Конечно, это неприятно, но рынок туризма переваривал и не такое. В разное время через процедуру банкротства прошли PanAmerican, Swissаir, Alitalia, Malev Hungarian Airlines. В России банкротились авиакомпании «Татарстан», «Авианова», «Калининградские авиалинии» — и это, конечно, неполный список. И не было ни одной ситуации, с которой рынок бы не справился.

Что будет дальше с клиентами «Трансаэро»? Всех, у кого билеты с вылетом и возвращением до 15 декабря, перевезет сама «Трансаэро», а в случае отмены рейсов перевозку выполнят компании группы «Аэрофлот» или другие российские авиаперевозчики. Пассажирам прямых рейсов из Москвы и обратно перевозка обеспечивается в первую очередь, а транзитным пассажирам отмененных рейсов будет обеспечена доставка в новый пункт вылета. Всем остальным, чьи рейсы отменят, а альтернативу не предложат, вернут деньги. Это вряд ли будет быстрый процесс, но я уверен, что ситуация в конце концов будет урегулирована. Люди потратят нервы, но не деньги.

Все клиенты находятся в равных условиях независимо от того, где они приобрели билет — напрямую у авиакомпании или у онлайн-агентов. В конечном итоге авиабилет — это договор пассажирской перевозки между авиакомпанией и пассажиром, поэтому ответственность за возврат средств клиентам лежит исключительно на перевозчике и его правопреемнике. Функции агентов в данном случае технические — обработка заявок на возврат денежных средств по приобретенным билетам с последующей передачей этой информации в авиакомпанию, а также своевременное и верное информирование пассажиров о ситуации.

Мы уже сталкивались с возвратами в похожих ситуациях: чуть меньше двух лет назад обанкротилась АК «Татарстан». Деньги всем в итоге вернули — правда, возврата ждали больше трех месяцев. Сложнее было, когда банкротом объявили Malev Hungarian: они своих пассажиров никуда не пересаживали — другие авиакомпании не принимали к перевозке. Деньги Malev возвращала сама сначала через свой офис в Москве, а после его закрытия — через Венгрию. Но опять же всем все вернули.

Цены на взлет

На что банкротство «Трансаэро» наверняка повлияет, это на общий уровень цен на авиабилеты в России.

Пока еще билеты относительно недорогие: на международных направлениях цены на билеты выросли в 2015 году на 10–20%, на внутренних же пока почти не изменились, несмотря на инфляцию и девальвацию. Рост цен мог быть гораздо большим, но его сдерживает падение спроса.

На примере «Трансаэро» мы видим, что есть и обратная сторона этого явления: компания слишком сильно демпинговала и работала в итоге в убыток довольно долго. Так что, я считаю, в ближайшее время нас ожидает существенный рост цен на билеты — до 20% по зарубежным направлениям. На это нужно смотреть как на нормализацию ситуации, ведь никто не хочет банкротства авиакомпаний или банков, которые их кредитуют, цепочка может быть очень длинной.

Среди популярных направлений у российских граждан теперь Сочи и другие российские города. Если посмотреть наши данные, то зимой 2013–2014 года на международные поездки приходилось 70% спроса, на внутрироссийские — 30%, а год спустя была ровно обратная ситуация. К августу текущего года доля путешествий за рубеж снова поднялась до 55–60%, но из-за последовавшего роста курса валют внутрироссийское направление вновь стало доминировать. Внутренний туризм будет развиваться ускоренными темпами.

Все и сразу

При этом структура игроков рынка изменится. Порядка 25% пользователей интернета в России сегодня бронируют поездки в онлайне, и через пару лет их уже будет более 50%. В нынешней ситуации российские путешественники будут пересматривать свои тревел-бюджеты в сторону экономии вне зависимости от целей поездки. И онлайн будет им в этом сильно помогать. Например, онлайн-агентства позволяют комбинировать рейсы разных авиакомпаний, чтобы итоговая стоимость перелета получилась меньше. Поэтому если кто-то еще думает, что мы можем вернуться к бумажным билетам, то это, конечно, утопия.

На рынке тревела очень много игроков: авиакомпании, отельеры, туроператоры, турагенты, онлайн-агентства путешествий. От текущей ситуации больше всех пострадают туроператоры и турфирмы, которые были сфокусированы на зарубежных турах, особенно на дальнем зарубежье — Таиланде, Бали и др. Поскольку турпакеты по России продавались гораздо реже и этот сегмент рынка развит слабо, то агентства внутреннего туризма получат стимул для развития.
Несмотря на спад в отрасли, никто не отменял эволюционных изменений, в результате которых некоторые бизнес-модели умирают, как это, например, происходит сейчас с офлайном, доля которого продолжает снижаться. Появляются новые ниши и платформы, новые технологии, интересные и необычные предложения вроде тематических путешествий или спонтанного туризма.

В условиях кризиса будут появляться выгодные для пользователя предложения. Появятся новые программы лояльности, новые механики. Например, мы сейчас предлагаем отели по специальным ценам всем, кто покупает у нас авиабилеты. А недавно начали продавать еще и билеты на поезда без наценок — пока только в приложении для iOS, но скоро и на сайте, и в Android появится такая возможность. Другие игроки тоже будут крутиться. В итоге выживут те, кто сможет адаптироваться и построить наиболее понятный для пользователей бизнес в удобном интерфейсе, кто будет диверсифицировать бизнес-риски по вертикалям (бронирование отелей, аренда машин и т. д.) и географически, держать себя в отличной финансовой форме — не работать в убыток и не забирать деньги из оборота. Я уверен, что модель мультипродуктового онлайн-агентства путешествий — самая эффективная.

Если же посмотреть чуть шире, то мировой тревел-рынок не просто не падает — он растет. По данным последнего отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2014 году туристический рынок составлял 9,8% глобального ВВП (это $7,6 трлн) и, по прогнозам, к 2025 году эта доля увеличится до 10,5%. Так что всем нам — авиакомпаниям, отелям, агентствам путешествий, турфирмам и другим игрокам рынка — есть к чему стремиться.

Об авторе
Михаил Соколов Михаил Соколов СЕО онлайн-сервиса для путешествий OneTwoTrip
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20