Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 11:02 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  10:00   USD НАЛ. Покупка 62,94 Продажа 62,80 EUR НАЛ. 66,64 66,55 Число жертв пожара в Нижнекамске увеличилось до пяти Общество, 09:45 Республиканцы получили еще одно место в Сенате США Политика, 09:34 СМИ сообщили о гибели трех человек при пожаре в цехе в Нижнекамске Общество, 09:21 В Турции объявили национальный траур после теракта в Стамбуле Общество, 08:49 Юнкер раскритиковал приостановку переговоров о вступлении Турции в ЕС Политика, 08:24 СМИ узнали о недовольстве США из-за встречи Путина и Абэ Политика, 08:09 СМИ узнали о роли российских ВКС и ВВС Сирии в обороне Пальмиры Политика, 06:55 Мэра Лондона попросили на время сделать общественный транспорт бесплатным Общество, 06:25 Макфол предложил считать журналистов RT и Sputnik иностранными агентами Политика, 06:00 Боб Дилан сравнил присуждение Нобелевской премии с полетом на Луну Общество, 05:35 Глава ExxonMobil посчитал за честь стать госсекретарем при Трампе Политика, 05:23 Взрывы у стадиона Vodafone Arena в Стамбуле. Фоторепортаж Фотогалерея, 05:02 Власти Турции заявили о гибели 27 полицейских при теракте в Стамбуле Политика, 04:40 Не менее десяти человек погибли при обрушении церкви в Нигерии Общество, 03:43 В Ярославле боец Росгвардии покончил с собой Общество, 02:55 Михалков объяснил свои претензии к «Ельцин Центру» Общество, 02:20 Трамп назвал связи с Россией преимуществом кандидата в главы Госдепа Политика, 02:12 Момент взрыва в Стамбуле засняли на видео Общество, 01:42 После ДТП в Оренбургской области возбудили уголовное дело Общество, 00:59 Жертвами теракта в Стамбуле стали не менее 13 человек Общество, 00:19 Сирийская армия заявила об отбитой атаке боевиков на Пальмиру Политика, 00:07 Период распада: последний декабрь Союза. 11 декабря 1991 года Политика, 00:00 Церемония награждения лауреатов Нобелевской премии. Фотогалерея Фотогалерея, Вчера, 23:54 У автобуса с полицейскими в Стамбуле взорвалась заминированная машина Политика, Вчера, 23:40 Новак рассказал об этапах сокращения добычи нефти в России Политика, Вчера, 23:03 В Стамбуле произошел взрыв у футбольного стадиона Политика, Вчера, 22:58 «Роснефть» раскрыла детали сделки по продаже 19,5% акций Экономика, Вчера, 22:37
16 окт 2015, 11:52
Сгоревшая путевка: как банкротство «Трансаэро» повлияет на рынок туризма
Михаил Соколов, СЕО онлайн-сервиса для путешествий OneTwoTrip
Другие мнения автора
Миф о балалайке: как развивать туризм в России? 29 мар, 16:33 Запретный турпродукт: где мы будем путешествовать в 2016 году 3 дек 2015, 12:05 Еще 1 материал
Цены на авиабилеты вырастут на 20%, спрос продолжит падение, но туристический рынок спасут новые бизнес-модели и интернет

Жесткая посадка

Рынок туризма в России переживает не лучшие времена: в прошлом году индустрия пережила серию банкротств крупных офлайн-туроператоров, теперь банкротство «Трансаэро», второй по объемам перевозок авиакомпании в России. Добавить к этому рост евро и доллара — и вот уже отпуск в Европе не кажется такой хорошей идеей для многих сограждан, которые могли это себе позволить в недалеком прошлом. Ростуризм говорит, что в первом полугодии этого года выездной туризм упал на 33,8%. Это рекорд за последние 20 лет.

Банкротство крупной авиакомпании — не беспрецедентный случай. Конечно, это неприятно, но рынок туризма переваривал и не такое. В разное время через процедуру банкротства прошли PanAmerican, Swissаir, Alitalia, Malev Hungarian Airlines. В России банкротились авиакомпании «Татарстан», «Авианова», «Калининградские авиалинии» — и это, конечно, неполный список. И не было ни одной ситуации, с которой рынок бы не справился.

Что будет дальше с клиентами «Трансаэро»? Всех, у кого билеты с вылетом и возвращением до 15 декабря, перевезет сама «Трансаэро», а в случае отмены рейсов перевозку выполнят компании группы «Аэрофлот» или другие российские авиаперевозчики. Пассажирам прямых рейсов из Москвы и обратно перевозка обеспечивается в первую очередь, а транзитным пассажирам отмененных рейсов будет обеспечена доставка в новый пункт вылета. Всем остальным, чьи рейсы отменят, а альтернативу не предложат, вернут деньги. Это вряд ли будет быстрый процесс, но я уверен, что ситуация в конце концов будет урегулирована. Люди потратят нервы, но не деньги.

Все клиенты находятся в равных условиях независимо от того, где они приобрели билет — напрямую у авиакомпании или у онлайн-агентов. В конечном итоге авиабилет — это договор пассажирской перевозки между авиакомпанией и пассажиром, поэтому ответственность за возврат средств клиентам лежит исключительно на перевозчике и его правопреемнике. Функции агентов в данном случае технические — обработка заявок на возврат денежных средств по приобретенным билетам с последующей передачей этой информации в авиакомпанию, а также своевременное и верное информирование пассажиров о ситуации.

Мы уже сталкивались с возвратами в похожих ситуациях: чуть меньше двух лет назад обанкротилась АК «Татарстан». Деньги всем в итоге вернули — правда, возврата ждали больше трех месяцев. Сложнее было, когда банкротом объявили Malev Hungarian: они своих пассажиров никуда не пересаживали — другие авиакомпании не принимали к перевозке. Деньги Malev возвращала сама сначала через свой офис в Москве, а после его закрытия — через Венгрию. Но опять же всем все вернули.

Цены на взлет

На что банкротство «Трансаэро» наверняка повлияет, это на общий уровень цен на авиабилеты в России.

Пока еще билеты относительно недорогие: на международных направлениях цены на билеты выросли в 2015 году на 10–20%, на внутренних же пока почти не изменились, несмотря на инфляцию и девальвацию. Рост цен мог быть гораздо большим, но его сдерживает падение спроса.

На примере «Трансаэро» мы видим, что есть и обратная сторона этого явления: компания слишком сильно демпинговала и работала в итоге в убыток довольно долго. Так что, я считаю, в ближайшее время нас ожидает существенный рост цен на билеты — до 20% по зарубежным направлениям. На это нужно смотреть как на нормализацию ситуации, ведь никто не хочет банкротства авиакомпаний или банков, которые их кредитуют, цепочка может быть очень длинной.

Среди популярных направлений у российских граждан теперь Сочи и другие российские города. Если посмотреть наши данные, то зимой 2013–2014 года на международные поездки приходилось 70% спроса, на внутрироссийские — 30%, а год спустя была ровно обратная ситуация. К августу текущего года доля путешествий за рубеж снова поднялась до 55–60%, но из-за последовавшего роста курса валют внутрироссийское направление вновь стало доминировать. Внутренний туризм будет развиваться ускоренными темпами.

Все и сразу

При этом структура игроков рынка изменится. Порядка 25% пользователей интернета в России сегодня бронируют поездки в онлайне, и через пару лет их уже будет более 50%. В нынешней ситуации российские путешественники будут пересматривать свои тревел-бюджеты в сторону экономии вне зависимости от целей поездки. И онлайн будет им в этом сильно помогать. Например, онлайн-агентства позволяют комбинировать рейсы разных авиакомпаний, чтобы итоговая стоимость перелета получилась меньше. Поэтому если кто-то еще думает, что мы можем вернуться к бумажным билетам, то это, конечно, утопия.

На рынке тревела очень много игроков: авиакомпании, отельеры, туроператоры, турагенты, онлайн-агентства путешествий. От текущей ситуации больше всех пострадают туроператоры и турфирмы, которые были сфокусированы на зарубежных турах, особенно на дальнем зарубежье — Таиланде, Бали и др. Поскольку турпакеты по России продавались гораздо реже и этот сегмент рынка развит слабо, то агентства внутреннего туризма получат стимул для развития.
Несмотря на спад в отрасли, никто не отменял эволюционных изменений, в результате которых некоторые бизнес-модели умирают, как это, например, происходит сейчас с офлайном, доля которого продолжает снижаться. Появляются новые ниши и платформы, новые технологии, интересные и необычные предложения вроде тематических путешествий или спонтанного туризма.

В условиях кризиса будут появляться выгодные для пользователя предложения. Появятся новые программы лояльности, новые механики. Например, мы сейчас предлагаем отели по специальным ценам всем, кто покупает у нас авиабилеты. А недавно начали продавать еще и билеты на поезда без наценок — пока только в приложении для iOS, но скоро и на сайте, и в Android появится такая возможность. Другие игроки тоже будут крутиться. В итоге выживут те, кто сможет адаптироваться и построить наиболее понятный для пользователей бизнес в удобном интерфейсе, кто будет диверсифицировать бизнес-риски по вертикалям (бронирование отелей, аренда машин и т. д.) и географически, держать себя в отличной финансовой форме — не работать в убыток и не забирать деньги из оборота. Я уверен, что модель мультипродуктового онлайн-агентства путешествий — самая эффективная.

Если же посмотреть чуть шире, то мировой тревел-рынок не просто не падает — он растет. По данным последнего отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2014 году туристический рынок составлял 9,8% глобального ВВП (это $7,6 трлн) и, по прогнозам, к 2025 году эта доля увеличится до 10,5%. Так что всем нам — авиакомпаниям, отелям, агентствам путешествий, турфирмам и другим игрокам рынка — есть к чему стремиться.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.