Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Сотрудницу Минздрава уволили из-за критики поста о тяжелобольной девушке 00:19, Общество В Госдуме предложили снизить курортный сбор 00:00, Экономика Главный редактор издания «Страна.ua» задержан по делу о вымогательстве 22 июн, 23:57, Общество Fox News узнал об испытании КНДР двигателя для баллистической ракеты 22 июн, 23:32, Политика В офисе украинской интернет-редакции «Страна» начались обыски 22 июн, 23:26, Общество Правительство решило повысить штрафы за продажу некачественного топлива 22 июн, 23:12, Экономика Сборная Германии потеряла очки в матче с Чили на Кубке конфедераций 22 июн, 22:58, Спорт Помощник президента России возглавил совет директоров «Роснефти» 22 июн, 22:49, Бизнес Манипуляции с пенсионными накоплениями граждан решили перекрыть 22 июн, 22:46, Финансы Кремль решил не менять избирательные законы к президентским выборам 22 июн, 22:38, Политика Трамп «увлекся шоу»: почему инвесторы решили ставить на евро 22 июн, 22:35, Экономика МВД Израиля заявило о 79 тыс. нелегально оставшихся в стране туристов 22 июн, 22:09, Политика СПЧ, МВД и Росгвардия решили изменить закон о массовых мероприятиях 22 июн, 21:57, Политика Спикер конгресса США призвал принять закон о санкциях против России 22 июн, 21:38, Политика Трамп заявил об отсутствии у него «записей» разговоров с Коми 22 июн, 21:31, Политика Вексельбергу удалось выдавить из Petropavlovsk основателя компании 22 июн, 21:26, Бизнес Киев заявил об аресте €15 млн гарантий на проведение «Евровидения» 22 июн, 21:26, Политика СК отменил отказ в возбуждении дела об избиении Непомнящих в колонии 22 июн, 21:17, Политика Евросоюз договорился продлить санкции против России 22 июн, 21:08, Политика В МИДе назвали «позорным глумлением» польский законопроект о памятниках 22 июн, 21:03, Политика СК Белоруссии завел новое дело против арестованных авторов Regnum 22 июн, 21:01, Политика Футбол. Кубок конфедераций. Германия — Чили. Онлайн 22 июн, 21:00, Спорт Идем на Восток: как изменение индекса MSCI EM повлияет на китайские акции 22 июн, 20:58, Деньги В Госдуме предложили арестовывать на 15 суток за мат в семье 22 июн, 20:47, Политика «Роснефть» направит $2,27 млн на вознаграждение членам совета директоров 22 июн, 20:34, Бизнес Лавров напомнил Тиллерсону о предложениях России по нормализации связей 22 июн, 20:29, Политика Контракт не для всех: почему концессию нельзя путать с госзаказом 22 июн, 20:01, Мнение Мэрия отвергла нарушения при закупках по программе «Моя улица» 22 июн, 19:55, Общество
Сгоревшая путевка: как банкротство «Трансаэро» повлияет на рынок туризма
Крах «Трансаэро», 16 окт, 2015 11:52
0
Михаил Соколов Сгоревшая путевка: как банкротство «Трансаэро» повлияет на рынок туризма
Цены на авиабилеты вырастут на 20%, спрос продолжит падение, но туристический рынок спасут новые бизнес-модели и интернет

Жесткая посадка

Рынок туризма в России переживает не лучшие времена: в прошлом году индустрия пережила серию банкротств крупных офлайн-туроператоров, теперь банкротство «Трансаэро», второй по объемам перевозок авиакомпании в России. Добавить к этому рост евро и доллара — и вот уже отпуск в Европе не кажется такой хорошей идеей для многих сограждан, которые могли это себе позволить в недалеком прошлом. Ростуризм говорит, что в первом полугодии этого года выездной туризм упал на 33,8%. Это рекорд за последние 20 лет.

Банкротство крупной авиакомпании — не беспрецедентный случай. Конечно, это неприятно, но рынок туризма переваривал и не такое. В разное время через процедуру банкротства прошли PanAmerican, Swissаir, Alitalia, Malev Hungarian Airlines. В России банкротились авиакомпании «Татарстан», «Авианова», «Калининградские авиалинии» — и это, конечно, неполный список. И не было ни одной ситуации, с которой рынок бы не справился.

Что будет дальше с клиентами «Трансаэро»? Всех, у кого билеты с вылетом и возвращением до 15 декабря, перевезет сама «Трансаэро», а в случае отмены рейсов перевозку выполнят компании группы «Аэрофлот» или другие российские авиаперевозчики. Пассажирам прямых рейсов из Москвы и обратно перевозка обеспечивается в первую очередь, а транзитным пассажирам отмененных рейсов будет обеспечена доставка в новый пункт вылета. Всем остальным, чьи рейсы отменят, а альтернативу не предложат, вернут деньги. Это вряд ли будет быстрый процесс, но я уверен, что ситуация в конце концов будет урегулирована. Люди потратят нервы, но не деньги.

Все клиенты находятся в равных условиях независимо от того, где они приобрели билет — напрямую у авиакомпании или у онлайн-агентов. В конечном итоге авиабилет — это договор пассажирской перевозки между авиакомпанией и пассажиром, поэтому ответственность за возврат средств клиентам лежит исключительно на перевозчике и его правопреемнике. Функции агентов в данном случае технические — обработка заявок на возврат денежных средств по приобретенным билетам с последующей передачей этой информации в авиакомпанию, а также своевременное и верное информирование пассажиров о ситуации.

Мы уже сталкивались с возвратами в похожих ситуациях: чуть меньше двух лет назад обанкротилась АК «Татарстан». Деньги всем в итоге вернули — правда, возврата ждали больше трех месяцев. Сложнее было, когда банкротом объявили Malev Hungarian: они своих пассажиров никуда не пересаживали — другие авиакомпании не принимали к перевозке. Деньги Malev возвращала сама сначала через свой офис в Москве, а после его закрытия — через Венгрию. Но опять же всем все вернули.

Цены на взлет

На что банкротство «Трансаэро» наверняка повлияет, это на общий уровень цен на авиабилеты в России.

Пока еще билеты относительно недорогие: на международных направлениях цены на билеты выросли в 2015 году на 10–20%, на внутренних же пока почти не изменились, несмотря на инфляцию и девальвацию. Рост цен мог быть гораздо большим, но его сдерживает падение спроса.

На примере «Трансаэро» мы видим, что есть и обратная сторона этого явления: компания слишком сильно демпинговала и работала в итоге в убыток довольно долго. Так что, я считаю, в ближайшее время нас ожидает существенный рост цен на билеты — до 20% по зарубежным направлениям. На это нужно смотреть как на нормализацию ситуации, ведь никто не хочет банкротства авиакомпаний или банков, которые их кредитуют, цепочка может быть очень длинной.

Среди популярных направлений у российских граждан теперь Сочи и другие российские города. Если посмотреть наши данные, то зимой 2013–2014 года на международные поездки приходилось 70% спроса, на внутрироссийские — 30%, а год спустя была ровно обратная ситуация. К августу текущего года доля путешествий за рубеж снова поднялась до 55–60%, но из-за последовавшего роста курса валют внутрироссийское направление вновь стало доминировать. Внутренний туризм будет развиваться ускоренными темпами.

Все и сразу

При этом структура игроков рынка изменится. Порядка 25% пользователей интернета в России сегодня бронируют поездки в онлайне, и через пару лет их уже будет более 50%. В нынешней ситуации российские путешественники будут пересматривать свои тревел-бюджеты в сторону экономии вне зависимости от целей поездки. И онлайн будет им в этом сильно помогать. Например, онлайн-агентства позволяют комбинировать рейсы разных авиакомпаний, чтобы итоговая стоимость перелета получилась меньше. Поэтому если кто-то еще думает, что мы можем вернуться к бумажным билетам, то это, конечно, утопия.

На рынке тревела очень много игроков: авиакомпании, отельеры, туроператоры, турагенты, онлайн-агентства путешествий. От текущей ситуации больше всех пострадают туроператоры и турфирмы, которые были сфокусированы на зарубежных турах, особенно на дальнем зарубежье — Таиланде, Бали и др. Поскольку турпакеты по России продавались гораздо реже и этот сегмент рынка развит слабо, то агентства внутреннего туризма получат стимул для развития.
Несмотря на спад в отрасли, никто не отменял эволюционных изменений, в результате которых некоторые бизнес-модели умирают, как это, например, происходит сейчас с офлайном, доля которого продолжает снижаться. Появляются новые ниши и платформы, новые технологии, интересные и необычные предложения вроде тематических путешествий или спонтанного туризма.

В условиях кризиса будут появляться выгодные для пользователя предложения. Появятся новые программы лояльности, новые механики. Например, мы сейчас предлагаем отели по специальным ценам всем, кто покупает у нас авиабилеты. А недавно начали продавать еще и билеты на поезда без наценок — пока только в приложении для iOS, но скоро и на сайте, и в Android появится такая возможность. Другие игроки тоже будут крутиться. В итоге выживут те, кто сможет адаптироваться и построить наиболее понятный для пользователей бизнес в удобном интерфейсе, кто будет диверсифицировать бизнес-риски по вертикалям (бронирование отелей, аренда машин и т. д.) и географически, держать себя в отличной финансовой форме — не работать в убыток и не забирать деньги из оборота. Я уверен, что модель мультипродуктового онлайн-агентства путешествий — самая эффективная.

Если же посмотреть чуть шире, то мировой тревел-рынок не просто не падает — он растет. По данным последнего отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2014 году туристический рынок составлял 9,8% глобального ВВП (это $7,6 трлн) и, по прогнозам, к 2025 году эта доля увеличится до 10,5%. Так что всем нам — авиакомпаниям, отелям, агентствам путешествий, турфирмам и другим игрокам рынка — есть к чему стремиться.

Об авторах
Михаил Соколов СЕО онлайн-сервиса для путешествий OneTwoTrip
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.