Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Глава РСПП назвал ошибкой ситуацию вокруг поставки турбин Siemens в Крым 19:29, Бизнес Антикоррупционное бюро Украины пришло с обысками в офис «Укрнафты» 19:29, Общество По гамбургскому счету: что ждет в Германии участников июльских протестов 19:24, Политика Дело в отношении Алексея Улюкаева подготовили для передачи в суд 19:12, Общество Глава ДНР назвал презентацию Малороссии предложением дискуссии 18:58, Политика Путин поинтересовался здоровьем Грефа 18:57, Политика Задержанный в Греции россиянин оказался основателем крупной биткоин-биржи 18:51, Общество Прохоров получил 1 руб. за роль в «О чем говорят мужчины-3» 18:45, Общество «Сафмар» выкупил 24,6% акций «М.Видео» у миноритариев 18:43, Бизнес В Киеве объяснили лишение Саакашвили украинского гражданства 18:33, Политика Акционеры «Сафмара» продали онлайн-гипермаркет на Урале 18:24, Бизнес СМИ узнали о планах Белого дома ввести санкции против сотрудников PDVSA 18:21, Политика Удар по Европе: как союзники США восприняли новые санкции против России 18:10, Мнение Племянница пропавшего в СССР шведского дипломата подала в суд на ФСБ 18:10, Общество Недельная инфляция впервые за два месяца замедлилась до нулевого уровня 18:06, Экономика Названа дата прощания с первым советским легальным миллионером Тарасовым 18:03, Общество Цена барреля Brent впервые с начала июня поднялась выше $51 17:58, Экономика Подконтрольная Минобороны компания поставила Росгвардии несъедобные пайки 17:56, Политика Союз страховщиков предложил решение проблемы с покупкой ОСАГО в Крыму 17:49, Финансы Ростовский СК начал проверку после гибели сторожа и 13 лошадей при пожаре 17:39, Общество ФНС не смогла запустить сервис с данными о доходах и налогах компаний 17:38, Экономика Европейский университет попросил Рособрнадзор аннулировать лицензию 17:34, Общество Порошенко лишил Саакашвили украинского гражданства 17:26, Политика На участке трассы Москва-Санкт-Петербург разрешат разогнаться до 130 км/ч 17:22, Авто Орешкин заявил о негативном влиянии санкций США на европейский бизнес 17:18, Политика В Киеве в многоэтажном доме прогремел взрыв 17:13, Общество Трамп запретил трансгендерам служить в вооруженных силах США 17:08, Политика «Пари Сен-Жермен» предъявил ультиматум Неймару 17:07, Спорт
Как не стать жертвой карточного СМС-мошенничества
Деньги, 16 фев, 21:03
0
Павел Хлюстов Как не стать жертвой карточного СМС-мошенничества
В 2016 году активизировались мошенники, которые рассылают СМС-сообщения якобы от банков о блокировке карт и под видом их разблокировки снимают чужие средства. Как определить мошенников и что предпринять в такой ситуации?

На днях в​ ходе IX Уральского форума «Информационная безопасность финансовой сферы» замначальника главного управления информационной безопасности и защиты информации Центробанка Артем Сычев ​рассказал, что в 2016 году появился новый вид СМС-мошенничества. Его суть заключается в том, что на телефон приходит сообщение, что по карте совершена покупка и заблокирована определенная сумма. Чтобы ее разблокировать, нужно позвонить по указанному номеру. «После того как человек звонил по указанному номеру, у него либо пытались выяснить номер счета и другие данные, либо убеждали пройти к банкоматам и совершить перевод», — рассказал он. Сычев также отметил, что такой СМС-рассылкой часто занимаются люди, находящиеся в местах лишения свободы. «Это осложняет расследование таких преступлений», — сказал он.

Вряд ли кто-то точно скажет, когда появилась эта схема, но то, что в 2016 году она стала гораздо чаще использоваться, это факт. Недавно такая история случилась с моим знакомым — пилотом в крупной авиакомпании.

Возвратившись из очередного рейса в Москву, он получил от банка СМС, в котором сообщалось, что его банковская карта заблокирована. Поскольку совсем недавно на карту поступила зарплата, он забеспокоился и позвонил по телефону горячей линии, указанной в сообщении. Вежливый женский голос попросил назвать реквизиты карты, после чего подтвердил неприятную информацию о блокировке карты, заверив, что это было вызвано неудавшимися попытками ввода PIN-кода через банкомат.

Мой знакомый стал переживать еще сильнее, ведь он уже несколько дней не пользовался картой. Значит, пока он летел, кто-то попытался украсть его деньги, подумал он. Чтобы не стать жертвой мошенников, он решил снять деньги со злополучной карты. Но для этого как можно быстрее карту нужно разблокировать. Оператор горячей линии сказала ему, что дистанционная разблокировка карты займет всего несколько минут. Для этого, по ее словам, нужно подойти к ближайшему банкомату и следовать инструкции. К счастью, в аэропорту было несколько банкоматов. Следуя указаниям по телефону, пилот вставил карту в банкомат. «Сначала необходимо ввести старый PIN-код и выбрать опцию смены PIN-кода», — сказал оператор. Потом установить временный новый PIN-код, а после того как карта разблокируется, будет действовать прежний. При этом временный PIN-код оператор попросила сказать ей, мотивируя тем, что в программе банка он не отразился. После получения кода девушка заверила, что алгоритм по разблокировке карты успешно запущен, но весь процесс займет несколько минут, в течение которых необходимо оставаться на линии. После десяти минут ожидания пилот услышал, что разблокировка карты прошла успешно, но вновь воспользоваться ей можно будет только через пару часов.

Однако после того как мой знакомый выждал отведенное время и решил снять деньги, он обнаружил, что его счет практически пуст. Телефон горячей линии, содержащийся в СМС, был недоступен. В отделении банка ему пояснили, что никакой блокировки карты не было, а деньги с его счета несколько часов назад были сняты неизвестными лицами через банкомат.

Последующие попытки вернуть украденные средства не увенчались успехом. Банк отказался это делать, поскольку вины кредитной организации в произошедшем не было, а клиент стал жертвой собственной доверчивости и невнимательности. Правоохранительные органы также не смогли помочь. В процессе расследования выяснилось, что во время телефонного разговора подставной оператор банка находился где-то в районе Самары, а деньги сняли в банкомате в Санкт-Петербурге. Уголовное дело было возбуждено, но установить личности преступников так и не удалось. Итог истории неутешителен: мой знакомый потерял более 400 тыс. руб., а мошенники избежали наказания. Впрочем, даже те единичные случаи, когда мошенников удается найти и осудить, свидетельствуют, что получить деньги в полном объеме с них вряд ли получится. Обычно преступникам удается их надежно спрятать либо попросту потратить.

Как не попасть в аналогичную ситуацию? Рецепт также прост, как и схема мошенников. Во-первых, не будьте слишком самонадеянными. Большинство людей уверены, что их-то уж точно не обманут, но это заблуждение. Самонадеянность притупляет бдительность. Во-вторых, будьте хладнокровны. Что бы ни было написано в СМС, какая бы сумма не находилась у вас на счету, не поддавайтесь волнению. Человек в состоянии стресса — легкая добыча для преступников. В приведенной истории именно отсутствие холодной головы во многом сыграло на руку мошенникам. В-третьих, внимательно изучайте СМС. Как правило, номер мошенников сильно отличается от номера, с которого приходят сообщения от банка, в котором вы обслуживаетесь. Номер для обратной связи также не совпадает с официальным номером, используемым банком. Наконец, встречаются грубые ошибки. Например, сообщение о блокировке карты приходит от ЦБ РФ, хотя этот орган в принципе не занимается обслуживанием физических лиц.

Сами по себе такие сообщения не несут опасности, поэтому удалять их или оставить на память — личное дело каждого. Главное помнить, что нельзя звонить на содержащейся в СМС номер или переходить по интернет-ссылке. Лучше потратить немного времени и найти официальный телефон банка либо обратиться в его ближайшее отделение для проверки информации о блокировке​. Наконец, никогда не сообщайте реквизиты своей банковской карты и уж тем более PIN-код. Настоящим сотрудникам банка эта информация неинтересна. Реквизиты вашей карты находятся в базе данных, а сведения о PIN-коде сотрудникам банка спрашивать запрещено.

Об авторах
Павел Хлюстов адвокат, партнер коллегии «Барщевский и партнеры»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.