Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:28 МСК
СМИ рассказали об уклонении Роналду от налогов через офшоры Финансы, 04:13 Хворостовский отменил свои выступления в Большом театре по совету врачей Общество, 03:05 На входящем в «Российские космические системы» заводе прошли обыски Общество, 02:19 Креативный директор «Афиши» сообщил о закрытии печатного журнала Технологии и медиа, 01:50 Около Стамбула село на мель российское судно Общество, 01:05 Суд отклонил иск Минфина к Потанину на $68 млн Бизнес, 00:33 Полиция отпустила задержанного на Кубани журналиста «Дождя» Общество, Вчера, 23:52 Порошенко заявил о желании «похоронить» Советский Союз «в головах» Политика, Вчера, 23:38 Полиция Парижа сообщила об освобождении заложников из здания турагентства Общество, Вчера, 23:27 Физика Стивена Хокинга госпитализировали в Риме Общество, Вчера, 22:46 Сечин написал в журнал «Русский пионер» колонку о джазе Общество, Вчера, 22:37 Леонид Федун — РБК: «Мы проиграли, ушли и забыли про «Башнефть» Интервью, Вчера, 22:26 В Париже вооруженный мужчина захватил заложников Общество, Вчера, 22:25 Российские саперы отправились разминировать освобожденные районы Алеппо Политика, Вчера, 22:07 Конгресс США запретил Пентагону сотрудничать с Россией Политика, Вчера, 21:42 Путин передал главе МИД Японии послание для Абэ Политика, Вчера, 21:31 «Ростелеком» отменил тендер на создание e-commerce платформы Технологии и медиа, Вчера, 21:18 Глава «Газпром нефти» назвал способ снижения добычи нефти компанией Бизнес, Вчера, 20:57 Путин попрощался со строителями автомагистрали в Петербурге по-итальянски Политика, Вчера, 20:56 ФИФА назвала трех лучших футболистов года Спорт, Вчера, 20:32 Похищенные ворота концлагеря Дахау нашли в Норвегии Политика, Вчера, 20:30 Освободившиеся кабинеты Госдумы передадут женщинам-депутатам Общество, Вчера, 20:12 Киев отказался выплачивать компенсацию за инцидент с самолетом «Белавиа» Политика, Вчера, 20:06 В Госдуме не справились с рекордным количеством законопроектов Политика, Вчера, 20:01 Президент Филиппин рассказал о приглашении Трампа посетить Белый дом Политика, Вчера, 19:42 Конституционный суд освободил ИП от переплаты страховых взносов Экономика, Вчера, 19:37 Власти рассказали о возможности веселиться в Чечне без алкоголя Общество, Вчера, 19:31 «НТВ-Плюс» поспорит за право вещания на Дальнем Востоке Технологии и медиа, Вчера, 19:25
12 янв, 12:31
Восстание машин: почему авторынок не спасет нефть от падения
Владимир Сидорович, директор Института энергоэффективных технологий в строительстве
Другие мнения автора
Уже не игрушки: как альтернативная энергетика становится выгодной 29 июн, 15:45 Миф о «грязном» электромобиле: угрожают ли новые технологии природе? 1 июн, 16:07 Еще 1 материал
Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет около 65%, а рынок автомобилей будет неминуемо расти за счет развивающихся стран. Поможет ли это нефтяным компаниям выжить?

Все больше машин

В 2006 году на киноэкраны вышла документальная лента «Кто убил электромобиль?», повествующая о печальной судьбе EV1, модели General Motors 1996 года. Несмотря на интерес потребителей, проект был похоронен в результате договоренностей нефтяников и автопроизводителей. Дело в том, что успех альтернативных транспортных технологий означает смерть нефтяного рынка и высокую степень угрозы для автомобильных концернов.

Нефть нужна и важна, поскольку она обеспечивает мобильность людей и грузов. Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет примерно 65%, в развитых странах — 70–80%. Причем больше половины этой доли приходится на легковые и малотоннажные грузовые автомобили.

Насколько устойчиво положение нефти в данном сегменте — ключевой для нефтяной отрасли вопрос. Сегодня в мире насчитывается порядка 1,2 млрд единиц легкого транспорта. По многочисленным прогнозам, их число вырастет до 1,9–2,4 млрд к 2035–2040 году. На основе данных прогнозов рисуются кривые роста потребления нефти. ОПЕК в недавно вышедшем World Oil Outlook 2015 полагает, что оно скакнет с нынешних 92 млн баррелей в день до 110 млн в 2040 году. Рост потребления предсказывают также Международное энергетическое агентство (IEA) и аналитики нефтяных концернов.

При этом все эксперты признают, что использование нефти в развитых странах будет сокращаться. Существовавшая ранее корреляция между экономическим ростом и потреблением углеводородов здесь уже нарушена, наталкивается на демографические ограничения и повышение энергоэффективности. Поэтому рост транспортного сектора и нефтяного рынка придется на страны Азии и — в меньшей степени — Африки.

Размышления о причинах азиатско-африканского бума потребления нефти логичны. Население растет, где-то растут ВВП и благосостояние людей, соответственно повышаются доступность автомобилей, объемы перевозок и потребление нефти.

Технологическая структура автомобильного парка, по мнению нефтяных аналитиков, не претерпит существенных изменений: нефть останется главным мировым движителем и в 2040 году. Да, будет повышаться эффективность двигателей внутреннего сгорания: по прогнозам BP, расход топлива на 100 км пробега легковых автомобилей будет сокращаться в среднем на 2–3% в год. По мнению специалистов Navigant Research, более половины легких транспортных средств будет к 2035-му оснащено системой «Старт-стоп». Тем не менее эти новшества не смогут серьезно скорректировать спрос на сырье. Альтернативные, неуглеродные виды транспорта, хоть и будут развиваться, не завоюют существенной доли — они пока слишком дороги, несовершенны и непопулярны у потребителей, считают эксперты от нефтянки.

Кто «убьет» двигатель внутреннего сгорания

В начале 1980-х годов консультанты McKinsey прогнозировали, что на рубеже тысячелетий объем рынка мобильных телефонов составит примерно 900 тыс. штук. Прогноз, мягко говоря, не сбылся: в 2000 году на руках было уже более 100 млн мобильников. Сегодня, несмотря на очевидные тренды развития технологий и изменение потребительских предпочтений в транспортном секторе, мы наблюдаем такую же недооценку противника.

Очевидно, в ближайшие годы электромобиль станет конкурентоспособен по цене (в текущем году планируется выход на рынок Tesla 3 стоимостью $35 тыс.). Аккумуляторы станут не только дешевле, но и совершеннее, обеспечивая большие дистанции пробега. Станции зарядки электромобилей будут везде, а время ее сократится. Большинство автопроизводителей заявляют о создании полных продуктовых линеек в электрическом и гибридном исполнении к концу десятилетия. На автомобильный рынок выходят Apple и Google. Ставящая сегодня на водородные технологии Toyota собирается прекратить выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Даже глава Aston Martin, производителя спортивных бензиновых автомобилей, признается, что будущее за электромобилями — они обеспечивают лучшие динамические характеристики.

В то же время главные рынки надежды нефтяной отрасли — Китай и Индия — сталкиваются с колоссальными экологическими вызовами. Загрязнение воздуха в Китае стало притчей во языцех. Основная причина — угольная генерация электроэнергии, но и автомобильный транспорт добавляет в городскую «смесь для дыхания» весомую долю опасных ингредиентов. На Рождество в Пекине были отменены сотни авиарейсов — настолько загрязнение воздуха ограничило видимость. Во время пекинского смога в декабре власти на несколько дней запрещали движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и даже гибридов (количество обращений к дилерам электромобилей возросло в эти дни в десять раз). Экологическая обстановка в Индии не лучше. В Дели почти половина школьников страдают от необратимых изменений в легких. Поэтому развитие электрического транспорта необходимо здесь для решения экологических проблем. Существуют госпрограммы строительства сотен тысяч зарядных станций и финансового стимулирования приобретения электромобилей. Китай уже в 2015-м стал мировым лидером по их годовым продажам, и, например, Geely планирует к 2020 году получать 90% доходов за счет реализации электрических и гибридных авто.

Будущее без нефти

Важно отметить, что распространение электромобилей в Азии (как и в остальном мире) происходит параллельно с развитием ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — только так обеспечивается экологическая чистота электрификации транспорта.

Таким образом, крупнейшие азиатские экономики, на которые с надеждой смотрят нефтяники, становятся лидерами в области конкурирующих с нефтью технологий. Их усилия находятся в ключе мировой климатической политики, направленной на борьбу с глобальным потеплением и требующей все более жестких ограничений в части расхода топлива и автомобильных выбросов.

Сегодня наблюдается появление множества законодательных и общественных инициатив, направленных на ограничение использования бензиновых и дизельных двигателей. Международный альянс экологически чистого транспорта ZEV (Zero Emission Vehicle), в который входят Германия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, канадская провинция Квебек и восемь американских штатов, продвигает запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году. Стратегия развития Ванкувера предусматривает полный отказ от использования нефтепродуктов на транспорте к этому сроку. Швеция планирует обеспечить переход на электромобили и автомобили на биотопливе уже к 2030 году. Число подобных примеров быстро множится. Цель ЕС на 2050 год — снижение выбросов СО2 в секторе транспорта на 60% от уровня 1990 года.

Несмотря на двузначные ежегодные темпы роста, доля электромобилей и других видов альтернативного транспорта сегодня все еще ничтожно мала — менее 0,5% в глобальных продажах. Очевидно, в течение ближайших десяти лет не произойдет каких-либо фундаментальных изменений в объеме потребления нефти, а ее цена будет подвержена «обычным» колебаниям, может быть, несколько усиленным из-за нервного новостного фона. В то же время будет происходить накопление технологий, которые к 2025 году достигнут критической массы, достаточной для того, чтобы начать опрокидывать нефтяной рынок. За всю историю нефть, пожалуй, впервые сталкивается со столь серьезным вызовом, грозящим перевести черное золото в категорию обычных природных ресурсов.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.