Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 1:57 МСК
Победитель чемпионата Англии по футболу уволил главного тренера Спорт, 01:17 «Ростов» впервые в истории вышел в 1/8 финала Лиги Европы Спорт, 01:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  01:00   USD НАЛ. Покупка 58,07 Продажа 58,07 EUR НАЛ. 61,40 61,35 Трамп заявил о намерении наращивать ядерный потенциал США Политика, 00:49 Трамп пожаловался на развертывание Россией ракет вопреки договору с США Политика, 00:11 В Подмосковье мужчина обстрелял из ружья бригаду скорой помощи Общество, Вчера, 23:46 Парламент Нидерландов поддержал ратификацию ассоциации Украины с ЕС Политика, Вчера, 23:25 Лига Европы по футболу. «Спарта» — «Ростов». Онлайн Спорт, Вчера, 23:05 Гол на последней минуте выбил «Зенит» из Лиги Европы Спорт, Вчера, 22:57 Канцлер Австрии призвал к пересмотру антироссийских санкций Политика, Вчера, 22:48 В Москве госпитализировали актера Алексея Баталова Общество, Вчера, 22:33 В Лондоне выставили на продажу квартиру Маргарет Тэтчер Общество, Вчера, 22:09 Украинского депутата заподозрили в попытке шантажа помощника Трампа Политика, Вчера, 21:31 В Москве на антивоенном фестивале задержали 60 человек Общество, Вчера, 21:30 В Узбекистане на химическом заводе произошел взрыв Общество, Вчера, 21:04 Лига Европы по футболу. «Зенит» — «Андерлехт». Онлайн Спорт, Вчера, 21:00 На Украине запретили вещание российского телеканала «Охотник и рыболов» Политика, Вчера, 20:48 Устюгов принес сборной России медаль на чемпионате мира по лыжам Спорт, Вчера, 20:32 В Томске мальчик погиб после падения на него снега с гаража Общество, Вчера, 20:19 ВТО отклонила апелляцию России на решение по торговому спору с ЕС Общество, Вчера, 20:04 В Амстердаме пассажирский самолет выкатился за пределы взлетной полосы Общество, Вчера, 20:02 КНДР обвинила Малайзию в незаконном вскрытии своего гражданина Политика, Вчера, 19:35 Собянин исключил отправление «на выселки» жителей пятиэтажек Общество, Вчера, 19:33 Украинский депутат назвал имя заказчика своего похищения Политика, Вчера, 18:31 Футболист «Зенита» подписал контракт с «Амкаром» Спорт, Вчера, 18:04 Путин назвал сирийский поход «Адмирала Кузнецова» личной инициативой Политика, Вчера, 18:02 Суд в Вене отказался арестовывать Дмитрия Фирташа по запросу Испании Общество, Вчера, 18:02 Экс-глава МВФ получил 4,5 года тюрьмы за мошенничество с кредитками Общество, Вчера, 17:42
12 янв 2016, 12:31
Восстание машин: почему авторынок не спасет нефть от падения
Владимир Сидорович, директор Института энергоэффективных технологий в строительстве
Другие мнения автора
Энергетика Трампа: почему Америку нельзя вернуть в эпоху угля и нефти 6 фев, 18:45 Уже не игрушки: как альтернативная энергетика становится выгодной 29 июн 2016, 15:45 Еще 2 материала
Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет около 65%, а рынок автомобилей будет неминуемо расти за счет развивающихся стран. Поможет ли это нефтяным компаниям выжить?

Все больше машин

В 2006 году на киноэкраны вышла документальная лента «Кто убил электромобиль?», повествующая о печальной судьбе EV1, модели General Motors 1996 года. Несмотря на интерес потребителей, проект был похоронен в результате договоренностей нефтяников и автопроизводителей. Дело в том, что успех альтернативных транспортных технологий означает смерть нефтяного рынка и высокую степень угрозы для автомобильных концернов.

Нефть нужна и важна, поскольку она обеспечивает мобильность людей и грузов. Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет примерно 65%, в развитых странах — 70–80%. Причем больше половины этой доли приходится на легковые и малотоннажные грузовые автомобили.

Насколько устойчиво положение нефти в данном сегменте — ключевой для нефтяной отрасли вопрос. Сегодня в мире насчитывается порядка 1,2 млрд единиц легкого транспорта. По многочисленным прогнозам, их число вырастет до 1,9–2,4 млрд к 2035–2040 году. На основе данных прогнозов рисуются кривые роста потребления нефти. ОПЕК в недавно вышедшем World Oil Outlook 2015 полагает, что оно скакнет с нынешних 92 млн баррелей в день до 110 млн в 2040 году. Рост потребления предсказывают также Международное энергетическое агентство (IEA) и аналитики нефтяных концернов.

При этом все эксперты признают, что использование нефти в развитых странах будет сокращаться. Существовавшая ранее корреляция между экономическим ростом и потреблением углеводородов здесь уже нарушена, наталкивается на демографические ограничения и повышение энергоэффективности. Поэтому рост транспортного сектора и нефтяного рынка придется на страны Азии и — в меньшей степени — Африки.

Размышления о причинах азиатско-африканского бума потребления нефти логичны. Население растет, где-то растут ВВП и благосостояние людей, соответственно повышаются доступность автомобилей, объемы перевозок и потребление нефти.

Технологическая структура автомобильного парка, по мнению нефтяных аналитиков, не претерпит существенных изменений: нефть останется главным мировым движителем и в 2040 году. Да, будет повышаться эффективность двигателей внутреннего сгорания: по прогнозам BP, расход топлива на 100 км пробега легковых автомобилей будет сокращаться в среднем на 2–3% в год. По мнению специалистов Navigant Research, более половины легких транспортных средств будет к 2035-му оснащено системой «Старт-стоп». Тем не менее эти новшества не смогут серьезно скорректировать спрос на сырье. Альтернативные, неуглеродные виды транспорта, хоть и будут развиваться, не завоюют существенной доли — они пока слишком дороги, несовершенны и непопулярны у потребителей, считают эксперты от нефтянки.

Кто «убьет» двигатель внутреннего сгорания

В начале 1980-х годов консультанты McKinsey прогнозировали, что на рубеже тысячелетий объем рынка мобильных телефонов составит примерно 900 тыс. штук. Прогноз, мягко говоря, не сбылся: в 2000 году на руках было уже более 100 млн мобильников. Сегодня, несмотря на очевидные тренды развития технологий и изменение потребительских предпочтений в транспортном секторе, мы наблюдаем такую же недооценку противника.

Очевидно, в ближайшие годы электромобиль станет конкурентоспособен по цене (в текущем году планируется выход на рынок Tesla 3 стоимостью $35 тыс.). Аккумуляторы станут не только дешевле, но и совершеннее, обеспечивая большие дистанции пробега. Станции зарядки электромобилей будут везде, а время ее сократится. Большинство автопроизводителей заявляют о создании полных продуктовых линеек в электрическом и гибридном исполнении к концу десятилетия. На автомобильный рынок выходят Apple и Google. Ставящая сегодня на водородные технологии Toyota собирается прекратить выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Даже глава Aston Martin, производителя спортивных бензиновых автомобилей, признается, что будущее за электромобилями — они обеспечивают лучшие динамические характеристики.

В то же время главные рынки надежды нефтяной отрасли — Китай и Индия — сталкиваются с колоссальными экологическими вызовами. Загрязнение воздуха в Китае стало притчей во языцех. Основная причина — угольная генерация электроэнергии, но и автомобильный транспорт добавляет в городскую «смесь для дыхания» весомую долю опасных ингредиентов. На Рождество в Пекине были отменены сотни авиарейсов — настолько загрязнение воздуха ограничило видимость. Во время пекинского смога в декабре власти на несколько дней запрещали движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и даже гибридов (количество обращений к дилерам электромобилей возросло в эти дни в десять раз). Экологическая обстановка в Индии не лучше. В Дели почти половина школьников страдают от необратимых изменений в легких. Поэтому развитие электрического транспорта необходимо здесь для решения экологических проблем. Существуют госпрограммы строительства сотен тысяч зарядных станций и финансового стимулирования приобретения электромобилей. Китай уже в 2015-м стал мировым лидером по их годовым продажам, и, например, Geely планирует к 2020 году получать 90% доходов за счет реализации электрических и гибридных авто.

Будущее без нефти

Важно отметить, что распространение электромобилей в Азии (как и в остальном мире) происходит параллельно с развитием ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — только так обеспечивается экологическая чистота электрификации транспорта.

Таким образом, крупнейшие азиатские экономики, на которые с надеждой смотрят нефтяники, становятся лидерами в области конкурирующих с нефтью технологий. Их усилия находятся в ключе мировой климатической политики, направленной на борьбу с глобальным потеплением и требующей все более жестких ограничений в части расхода топлива и автомобильных выбросов.

Сегодня наблюдается появление множества законодательных и общественных инициатив, направленных на ограничение использования бензиновых и дизельных двигателей. Международный альянс экологически чистого транспорта ZEV (Zero Emission Vehicle), в который входят Германия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, канадская провинция Квебек и восемь американских штатов, продвигает запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году. Стратегия развития Ванкувера предусматривает полный отказ от использования нефтепродуктов на транспорте к этому сроку. Швеция планирует обеспечить переход на электромобили и автомобили на биотопливе уже к 2030 году. Число подобных примеров быстро множится. Цель ЕС на 2050 год — снижение выбросов СО2 в секторе транспорта на 60% от уровня 1990 года.

Несмотря на двузначные ежегодные темпы роста, доля электромобилей и других видов альтернативного транспорта сегодня все еще ничтожно мала — менее 0,5% в глобальных продажах. Очевидно, в течение ближайших десяти лет не произойдет каких-либо фундаментальных изменений в объеме потребления нефти, а ее цена будет подвержена «обычным» колебаниям, может быть, несколько усиленным из-за нервного новостного фона. В то же время будет происходить накопление технологий, которые к 2025 году достигнут критической массы, достаточной для того, чтобы начать опрокидывать нефтяной рынок. За всю историю нефть, пожалуй, впервые сталкивается со столь серьезным вызовом, грозящим перевести черное золото в категорию обычных природных ресурсов.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.