Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:00 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  04:00   USD НАЛ. Покупка 57,25 Продажа 57,20 EUR НАЛ. 61,80 61,80 Россия и США оценили обстановку в небе над Сирией Политика, 03:28 Россия внесла в Совбез ООН резолюцию против попадания химоружия боевикам Политика, 02:40 Кадыров заявил о своей вине в нападении на бойцов Росгвардии в Чечне Политика, 02:38 Полиция отпустила шестерых задержанных по делу о теракте в Лондоне Общество, 01:52 При возгорании на пороховом заводе в Казани погиб пожарный Общество, 01:15 В Англии потерпел крушение вертолет Общество, 00:36 Сбербанк опроверг неудачную попытку продажи своей «дочки» на Украине Финансы, 00:02 СМИ узнали возможную причину пожара на пороховом заводе в Казани Общество, Вчера, 23:32 Пенсионный фонд Украины прекратил выплаты через «дочки» российских банков Общество, Вчера, 23:15 Трамп отозвал законопроект об отмене Obamacare Политика, Вчера, 23:09 Минпромторг обнулит налог на добычу олова и редкоземельных металлов Бизнес, Вчера, 22:54 Лукашенко допустил продление безвизового срока пребывания в Белоруссии Политика, Вчера, 22:45 В Латвии сотрудника железной дороги обвинили в шпионаже в пользу России Политика, Вчера, 22:13 СМИ узнали о версии об «иллюзорном состоянии» пилота при крушении Ту-154 Общество, Вчера, 22:11 Станислав Черчесов назвал причину поражения от Кот-д’Ивуара Спорт, Вчера, 22:00 В Казани в районе порохового завода произошел пожар Общество, Вчера, 21:22 На Навального попытались напасть возле его штаба в Волгограде Политика, Вчера, 21:13 Хорватия решила спасти свою экономику от краха должника Сбербанка Экономика, Вчера, 20:59 Сборная России по футболу впервые в истории проиграла команде из Африки Спорт, Вчера, 20:55 В Подмосковье обстреляли съемочную группу телеканала «Авто 24» Общество, Вчера, 20:54 Погибших в Чечне бойцов Росгвардии наградят посмертно Общество, Вчера, 20:48 Бывший глава «Вымпелкома» обратился к редакции «Ведомостей» Технологии и медиа, Вчера, 20:45 США ввели санкции против 30 лиц и компаний за поддержку Ирана Политика, Вчера, 20:44 Проект стадиона в Самаре упростят в попытке успеть к ЧМ по футболу Бизнес, Вчера, 20:43 В Нью-Йорке сошел с рельсов пассажирский поезд Общество, Вчера, 19:46 На Украине потушили пожар на крупнейшем военном складе Общество, Вчера, 19:18 Росгвардия ответила на заявление ИГИЛ об ответственности за атаку в Чечне Политика, Вчера, 19:16
8 фев 2016, 14:54
Поход на кустарей: как власти пытаются дотянуться до «гаражной экономики»
Александр Павлов, фонд поддержки социальных исследований «Хамовники»
Другие мнения автора
Вопреки государству: что помогает населению выжить в кризис 26 янв 2016, 14:43
Поиск новых источников бюджетных доходов заставляет власти пересмотреть неформальную систему отношений с теми, кого не замечает официальная статистика, и пытаться взять их под контроль

Армия промысловиков

Значительная доля населения страны нашла себе занятие самостоятельно, без помощи государства. В гаражах. Исследование, проведенное в 12 российских городах, показало, что количество гаражников весьма велико: в Тольятти мы насчитали более 20 тыс. человек, в Ульяновске — более 80 тыс., в Набережных Челнах — почти 10 тыс. человек. В некоторых городах гаражные кооперативы превращаются в огромные производственные и торговые базы, которые живут собственной жизнью, но при этом оказываются весьма важной составляющей региональной экономики. Например, в Ульяновске на гаражников приходится более 80% трехмиллиардного оборота мебельной промышленности. В Самарской области в гаражных условиях производится до 40% запчастей для магазинной продажи, в Краснодарском крае и Ханты-Мансийске более 70% гаражей превращено в жилье для сдачи в аренду. Всем этим занимается огромная армия промысловиков — торговцев, кустарей и ремесленников, которая для государства невидима только на первый взгляд.

«Дают выживать, но не дают разбогатеть»

На муниципальном уровне чиновники знают о гаражниках все необходимое: чем занимаются, какой оборот, кто платит налоги, а кто нет, причем знают как о тех, кто работает в условно легальном поле, так и о тех, кто предпочитает оставаться в тени.

До недавнего времени отношения между властью и гаражниками регулировались негласным пактом о ненападении: «Вы не трогаете нас, мы не трогаем вас». Представления гаражников описываются так: выживать необходимо самостоятельно, власть никакой вменяемой альтернативы предложить не может, а следовательно, и не имеет права (пусть и негласного) активно мешать.

Со стороны власти мотивация несколько иная. Муниципалы хорошо понимают, что любое давление на гаражников может вызвать социальный взрыв, чего у нас боятся больше всего. Впрочем, когда гаражная деятельность развивается настолько, что выходит за рамки выживания, власть получает неформальное право давления. В зависимости от города пограничная черта колеблется в пределах от 300 тыс. до 900 тыс. руб. месячного оборота гаражного предпринимателя — не важно, официально зарегистрированного или нет. После прохождения этой условной границы начинается активное давление с помощью разнообразных проверок, рейдов, предписаний, ограничений, жалоб правоохранителям и т.д. Цель — восстановление социальной справедливости, которую можно описать фразой одного из гаражников: «Дают выживать, но не дают разбогатеть».

«Надо делиться!»

Через неформального лидера гаражного сообщества (чаще всего это председатель гаражно-строительного кооператива, ГСК) власть доносит до «поднявшегося» гаражника простую мысль: «Надо делиться!» Далее сценарии различаются: кого-то обкладывают неформальной данью «на нужды района», «на благоустройство», «на выборы», кого-то заставляют легализовывать деятельность, а кого-то — «создавать рабочие места» или показывать «рост производства» для достижения необходимых показателей работы власти. Все это происходит при поддержке неформального лидера гаражников, который выступает посредником при достижении необходимых договоренностей и зачастую гарантом справедливости.

Если «выживающих» власть обычно о чем-то просит, от «поднявшегося» власть требует прямо, причем просят вполне конкретные люди: деньги дают тем, кто зарекомендовал себя как человек справедливый и кто действительно потратит их на обозначенные цели, а не положит себе в карман. Остальным могут и отказать.

Гаражная справедливость

Подобные неформальные механизмы взаимоотношений, сложившиеся в «гаражных» городах наподобие Ульяновска, Тольятти, Анапы или Москвы, до недавнего времени работали без сбоев. До тех пор пока гаражники не стали интересны властям более высокого уровня. Причина этого интереса — в банальном дефиците ресурсов, который вовсе не всегда является следствием кризиса. Скорее речь идет об исчерпании ресурсной базы, связанной с бюджетными взаимоотношениями, и необходимости включения независимых предпринимателей в пространство управления власти.

До недавнего времени власти обычно ограничивались работой с очевидным объектом, который принято называть малым бизнесом. Новые объекты управления создавались путем нашествия на разного рода ларечников, рекламщиков и пр. и перераспределения активов в пользу надежных «бизнесменов», связанных с властью. Гаражников этот процесс несильно затрагивал. Более того, их армия активно пополнялась как раз за счет бывших ларечников, рыночных торговцев, арендаторов рекламных щитов и прочих.

Ситуация изменилась с приходом того, что принято называть кризисом. Очевидный федеральный сигнал об усилении администрирования и поиске новых источников бюджетных доходов дошел до уровня региональной власти. С этого уровня тонкости взаимоотношений местных властей и промысловиков оказались не видны, а справедливость выглядит уже сугубо распределительной. Распределение исключает наличие независимых объектов, которые не попадают в пространство прямого воздействия власти. На этом фоне и начались попытки включить гаражников в понятное пространство управления, а в случае если это не получается — искоренить.

Механизмы воздействия

Где-то территорию ГСК начинают рассматривать как земельные участки благодаря интересу застройщиков, активность которых невозможно отделить от активности региональной власти. Где-то происходит процесс монополизации рынков, которые связаны с гаражниками, на основе правила «Кто не с нами, тот против нас». Где-то гаражников пытаются объединить в ассоциации.

Когда такие действия воспринимаются гаражниками как нарушение негласного пакта справедливости, возникает активное противодействие. Например, в Нижнем Новгороде борьбу гаражников против околовластных застройщиков возглавил местный депутат — председатель ГСК, вся деятельность которого основывается именно на отстаивании негласной гаражной справедливости. В Москве, в знаменитом ГСК «Наука», больше известном как «Шанхай», в ответ на угрозу «разогнать всех» стали действовали еще проще — выгоняли или не пускали проверяющих. В Пензе попрятали деятельность, вернув гаражам вид гаражей, за закрытыми воротами которых продолжили производство.

С учетом соблюдения негласного пакта власть стала действовать лишь в Ульяновске, пообещав гаражникам в обмен на легализацию в определенный срок и прозрачность деятельности конкретную помощь и поддержку, а также «гаражную амнистию» — упрощение процедуры оформления гаражных строений в собственность. Пока процесс не вызвал активного отторжения, что для города, где в гаражах занят каждый четвертый мужчина, немаловажно.

Как будет развиваться ситуация, напрямую зависит от того, на каком уровне власти будут проявлять интерес к гаражникам. В случае если он дойдет до федерального уровня и регионам придется реагировать и пытаться разрушить устоявшуюся систему взаимоотношений, последствия могут быть непредсказуемыми.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.