Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В Израиле упала выпущенная из Сектора газа ракета 02:25, Политика Госдеп пообещал исполнить иммиграционный указ Трампа через 3 три дня 02:07, Общество Минпромторг заявил о уничтожении 99% запасов химоружия России 01:32, Политика США подписали военный контракт с Индией на $366 млн. 01:16, Политика Сечин рассказал о планах «Роснефти» увеличить добычу на 500 млн т. 01:11, Бизнес Эксперты составили «дорожную карту» улучшения отношений России и США 00:49, Политика Фигуранту «Болотного дела» Непомнящих продлили срок содержания в ШИЗО 00:29, Общество Минпромторг разрешил продажу алкоголя по водительским правам 26 июн, 23:52, Общество Путин внес в Госдуму конвенцию СЕ о борьбе с финансированием терроризма 26 июн, 23:35, Политика «Центробанк центробанков» предупредил о рисках для мировой экономики 26 июн, 23:22, Экономика Вам Telegram: почему мессенджер Павла Дурова не угодил российским властям 26 июн, 23:14, Технологии и медиа «Роснефть» заявила о возможной замене ареста акций АФК на другую меру 26 июн, 23:05, Бизнес Лавров поговорил с Тиллерсоном об урегулировании кризиса в Сирии 26 июн, 22:19, Политика Time назвал Навального и Трампа среди самых влиятельных людей в интернете 26 июн, 22:05, Общество Роскомнадзор исключил доступ к переписке при включении Telegram в реестр 26 июн, 22:04, Технологии и медиа СМИ узнали о плане сократить иностранное владение точками обмена трафиком 26 июн, 21:54, Технологии и медиа Полиция в Подмосковье пресекла встречу воров в законе 26 июн, 21:37, Общество Мосгорнаследие предписало остановить снос конструктивистского памятника 26 июн, 21:33, Общество В Швейцарии построили самый высокий в Европе однопролетный арочный мост 26 июн, 21:14, Технологии и медиа Интерес иностранцев к коммерческой недвижимости вырос впервые с 2013 года 26 июн, 21:14, Бизнес Трамп заявил о «чистой победе» в Верховном суде 26 июн, 21:14, Политика Членов ЛДПР исключат из партии из-за присоединения к «Открытой России» 26 июн, 20:57, Политика Эксперты выявили дискриминацию каждой пятой женщины в бизнесе 26 июн, 20:55, Экономика Бумаги «Системы» и МТС упали после объявления об аресте активов 26 июн, 20:36, Бизнес Аналитики указали на риски повышения спроса на валюту со стороны банков 26 июн, 20:34, Финансы «Манчестер Юнайтед» согласовал трансфер футболиста «Челси» за €46 млн 26 июн, 20:28, Спорт МЧС объявило в Москве штормовое предупреждение 26 июн, 20:26, Общество «Роснефть» назвала арест акций МТС «не последним» по иску к АФК «Система» 26 июн, 20:24, Бизнес
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Экономика, 02 сен, 2015 17:38
0
Николай Уланов Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая

Об авторах
Николай Уланов Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.