Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Лента новостей 21:51 МСК
«36,6» попросила у дистрибьюторов простить до половины долга Бизнес, 21:18 Путину на экономическом совете предложили запустить «печатный станок» Экономика, 21:14 Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 65,80 Продажа 65,77 EUR НАЛ. 73,49 73,50 Порошенко предложили назначить Савченко президентом Украины Общество, 20:57 США признали за Россией выполнение «важной части» минских соглашений Политика, 20:50 Заглянуть за горизонт: что предложили Путину на экономическом совете Экономика, 20:29 Сотрудника ВЭБа приговорили в США к 2,5 годам тюрьмы Политика, 20:09 Председатель Верховного суда в 2015 году заработал 11,7 млн руб. Политика, 20:06 Тим Кук разглядел iPhone на картине XVII века Технологии и медиа, 19:51 Экс-глава РФС Фурсенко зарегистрировал бренд Sergio Elefante Бизнес, 19:49 Ирландский лоукостер заявил о второй волне падения турпотока в Европу Общество, 19:49 Парламент Швеции одобрил договор с НАТО по допуску сил альянса в страну Политика, 19:36 В Подмосковной Ивантеевке мужчина открыл стрельбу у шиномонтажа Общество, 19:24 Вице-спикер Рады раскрыла детали передачи Савченко Политика, 19:09 Глава Азербайджана подарил Рамзану Кадырову именной пистолет Политика, 18:55 Четыре российские компании выбыли из списка крупнейших по версии Forbes Бизнес, 18:40 Citigroup выплатит $425 млн за манипуляции со ставками Финансы, 18:40 Сбербанк изменил прогноз по стоимости доллара почти на 10 руб. Финансы, 18:13 Путин продлил льготы для IT-компаний до 2023 года Технологии и медиа, 18:07 Мизулина допустила снижение возраста уголовной ответственности Общество, 18:03 Создатели «Лентача» вложат в новостную сеть во «ВКонтакте» $1 млн Технологии и медиа, 17:57 Adidas доверит производство кроссовок в Германии роботам Бизнес, 17:57 Акции «Квадры» Михаила Прохорова подорожали на 15% на Московской бирже Бизнес, 17:57 Рада пообещала к лету хорошие новости еще по двоим осужденным в России Политика, 17:48 ЦБ увидел риски для системы страхования вкладов в 77 банках Финансы, 17:34 «МегаФон» запустил мессенджер с платными звонками Технологии и медиа, 17:28 СМИ узнали о планах Китая выяснить сроки повышения ставки ФРС Экономика, 17:26
2 сен 2015, 17:38 Экономика
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Николай Уланов, Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Другие материалы по теме
Дорогая жизнь: из чего складывается цена за квадратный метр жилья
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на молоко