Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:18 МСК
«Росатом» подал заявку на строительство АЭС в ЮАР Экономика, 15:55 В ЦБ рассказали об опасности быстрого снижения ключевой ставки Финансы, 15:53 Кадыров присвоил Александру Маслякову звание народного артиста Чечни Общество, 15:47 Власти Москвы прокомментировали идею перехватывать радиоэфир для скорых Общество, 15:41 Банкира приговорили к пяти годам лишения свободы за хищение 240 млн руб. Финансы, 15:39 Суд оставил захватившего заложников в банке бизнесмена под стражей Общество, 15:37 Европейскому университету пригрозили принудительным выселением Общество, 15:21 Бразильский волейболист потребовал отобрать у России золото ОИ-2012 Спорт, 15:13 ФСБ сообщило о 70 млн кибератак против России «в течение года» Политика, 15:05 Володин пояснил необходимость декриминализировать побои в семьях Общество, 15:01 «Газпром» предсказал рост экспортной цены на газ выше прогноза Экономика, 14:54 Верховный суд пересмотрит приговор Ильдару Дадину Общество, 14:44 МАК сообщил об исправности всех систем разбившегося в Киргизии Boeing Общество, 14:41 Порошенко ответил на предложение Трампа снять санкции с России Политика, 14:26 Роскомнадзор объяснил блокировку поста с цитатой Ремарка Общество, 14:22 Замдиректора московской школы ответил на обвинения в домогательствах Общество, 14:21 Аэропорт Дубая стал первым в мире по международным перевозкам пассажиров Общество, 14:19 Суд заочно арестовал экс-главу таможни Внуково за контрабанду из Турции Общество, 14:14 «Я просто ухожу»: Берни Экклстоун покинул пост главы «Формулы-1» Фотогалерея, 14:13 Безвозмездные поступления из бюджета России в Крым выросли на 20,5% Финансы, 13:57 Кремль ответил на сообщения об отдыхе губернатора Приморья в Дубае Политика, 13:49 Правительство Великобритании ответило на решение суда по Brexit Политика, 13:44 Число пользующихся соцсетями россиян за пять лет выросло на 19% Технологии и медиа, 13:38 Эксперты назвали единственную альтернативу структурным реформам в России Экономика, 13:20 Курс евро на завтра  13:16 EUR ЦБ 63.6225 -0.3199 Курс доллара на завтра  13:16 USD ЦБ 59.2168 -0.2866 ВТБ получил возможность выдавать кредиты аграриям под 5% годовых Финансы, 13:14 Верховный суд поддержал жителей Подмосковья в споре с застройщиком Политика, 13:12
2 сен 2015, 17:38
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Николай Уланов, Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.