Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 23:32 МСК
СКА победил «Локомотив» в третьем матче полуфинала Кубка Гагарина Спорт, 22:29 В США пригрозили урезать гранты для укрывающих нелегалов городов Политика, 22:24 ВЭБ подтвердил встречу своего руководства с зятем Трампа Политика, 22:13 Разочарование в Трампе остановило ралли доллара Экономика, 22:07 Россия вошла в тройку самых читающих стран мира Бизнес, 22:05 Минобрнауки выступило против втягивания школьников в политические акции Общество, 21:59 Песков прокомментировал информацию об отставке главы ФИДЕ Илюмжинова Общество, 21:57 Медведев назначил краснодарского министра замглавы Минобрнауки Политика, 21:57 Часть Пушкинской площади в Москве перекрыли для ремонтных работ Общество, 21:47 Как результат выборов в Болгарии повлияет на отношения страны с Россией Политика, 21:45 Саудовская Аравия снизила налоги для крупнейшей энергокомпании Финансы, 21:19 Скончалась младшая сестра Фиделя Кастро Общество, 21:16 Посольство подтвердило задержание на акции в Москве подданного Британии Общество, 21:06 Илюмжинов потребовал удалить запись о его отставке с сайта ФИДЕ Спорт, 20:52 Роднина и Пушкина внесли в Госдуму законопроект о бэби-боксах Общество, 20:41 В Ярославской области поисковый отряд нашел тело солдата-срочника Общество, 20:37 Один из крупнейших продуктовых ретейлеров откроет собственные аптеки Бизнес, 20:32 Главу избирательного штаба Навального арестовали на 10 суток Общество, 20:21 В «Азове» заявили о приостановке блокады «дочек» российских банков Политика, 20:08 Минобрнауки предложило ужесточить правила выдачи субсидий фонду Ролдугина Общество, 20:00 Uber возобновила испытания беспилотных такси в Сан-Франциско Технологии и медиа, 19:53 Глава МИД Италии анонсировал приезд руководства страны в Москву Политика, 19:43 Аресты и обыски: чем обернутся массовые протесты для фонда Навального Общество, 19:31 Украинского генерала приговорили к 7 годам за сбитый под Луганском Ил-76 Политика, 19:27 США заявили об отсутствии возможности отказаться от ядерного оружия Политика, 19:25 Reuters сообщил о планах делистинга АвтоВАЗа в 2017 году Бизнес, 19:19 МТС откажется от тарифов с безлимитным интернетом Технологии и медиа, 19:18 Алексея Пичугина увезли из СИЗО «Лефортово» в неизвестном направлении Политика, 19:10
2 сен 2015, 17:38
Дорогая жизнь: из чего складывается цена на авиабилет
Николай Уланов, Председатель Совета директоров авиакомпании «Руслайн»
Люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов. Но даже в успешный год выручка колеблется в пределах 1–2%

​В новом цикле статей для РБК предприниматели, члены «Деловой России», объясняют, из чего складывается конечная цена на товар или услугу и как инфляция влияет на стоимость этих продуктов.

Объем авиационных перевозок на внутренних воздушных линиях растет из года в год, однако внушительная часть россиян по-прежнему не пользуются этим видом транспорта из-за стоимости авиаперевозок. Считается, что авиакомпании в погоне за прибылью задирают цены.

Стоимость авиабилета определяется прежде всего себестоимостью авиаперевозки — прямыми и косвенными затратами, необходимыми для выполнения полетов и работы компании. На стоимость авиабилета влияет и коммерческая политика компании.

В мировой практике — Россия здесь не исключение — рентабельность авиакомпаний весьма низкая. В среднем в стабильных авиакомпаниях в хороший год она колеблется в пределах 1–2%.

При этом чем меньше самолет, тем больше себестоимость пассажирского кресла. То есть самые затратные — это региональные перевозки на самолетах вместимостью 30–50 человек.

Основные статьи расходов, формирующие себестоимость авиабилета, составляет обслуживание пассажиров, багажа и воздушных судов в аэропорту — 26%. Примерно столько же тратится на авиационное топливо. Затраты на ремонт и техническое обслуживание воздушных судов, страхование и лизинг занимают 16%. Следующая статья расходов — фонд оплаты труда, он составляет примерно 10%. Половину от фонда оплаты труда занимают затраты на рекламу и административные расходы — по 5%. Столько же тратится на комиссии и сборы. Аэронавигационные сборы и метеообеспечение составляют 4%. Оставшиеся 8% приходятся на амортизацию.

Кроме того, при формировании тарифа на внутреннюю перевозку к себестоимости прибавляется НДС (с 1 июля 2015 года — 10%). Международные перевозки НДС не облагаются. Это значит, что при одинаковой себестоимости внутренней и международной авиаперевозки тариф на внутреннем рынке будет на 10% выше.

Часть вышеперечисленных расходов авиакомпаний номинирована в валюте. В случае внутренних перевозок для авиакомпаний, эксплуатирующих иностранную технику, как правило, траты в валюте приходятся на лизинговые платежи, страховку воздушного судна, его запчасти и техническое обслуживание, если оно выполняется за границей.

В среднем доля валютных платежей в общих затратах на деятельность в авиакомпаниях составляет 25–35%. Из этого следует, что увеличение курса валют по отношению к рублю в два раза увеличивает себестоимость перевозки, примерно на 12–18%.

Косвенно удорожание иностранной валюты влияет и на другие расходы. Поставщики услуг также поднимают стоимость, ссылаясь на свои выросшие валютные расходы. Рост цен у поставщиков в условиях резкого колебания курса в среднем достигает 15–20% в течение года.

На стоимость авиабилетов оказывают влияние еще два дополнительных фактора: конкуренция и платежеспособный спрос населения. На линиях с большим количеством перевозчиков (например, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Ростов-на-Дону, Москва — Краснодар) авиабилеты зачастую могут продаваться ниже себестоимости ради удержания позиций компании на рынке. Убытки перекрываются увеличением маржи на других маршрутах авиаперевозчика.

При спаде экономики и снижении уровня доходов люди в первую очередь начинают экономить на отдыхе и авиаперелетах. Разумеется, авиакомпании стараются не выбиваться из рынка и максимально сдерживать рост тарифов, используя свои резервы, чтобы сохранить минимально необходимый уровень выручки.

По экспертным оценкам, средний рост тарифов во втором полугодии 2015 года превысит 10%. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране основная задача авиакомпаний — удержать минимально возможный уровень стоимости билета, обеспечивая себе хотя бы окупаемость.

Читайте также другие материалы серии
Из чего складывается цена на хлеб
Из чего складывается цена за проезд на маршрутке
Из чего складывается цена на молоко
Из чего складывается цена чая


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.