Перейти к основному контенту
Мнение⁠,
0
Павел Алешин

Покупки в интернете: как кризис изменил поведение потребителей

В скором будущем для покупателей исчезнет разница между онлайн-магазинами и обычными форматами торговли

В первом квартале 2016 года «Яндекс.Маркет» впервые раскрыл квартальную выручку: 1 млрд руб., рост на 55% к прошлому году. Не секрет, что существенная часть этого роста связана с затишьем, которое царило на рынке в начале 2015-го. На волне ажиотажа вокруг курса валют россияне скупили в магазинах все, что могли себе позволить, и вошли в 2015 год с изрядными запасами бытовой техники, но без свободных денежных средств. За год рынок постепенно начал восстанавливаться, многие товарные категории вновь ожили, а люди стали возвращаться к привычному ритму покупок. Однако некоторые вещи изменились безвозвратно — как на самом рынке, так и в поведении покупателей. Кризис научил нас по-другому смотреть на деньги, необходимые и спонтанные покупки. Менять смартфон раз в полгода уже не такая жизненная необходимость, как казалось раньше.

Что же нового появилось в онлайн-ретейле за 2015 год? Раз уж речь зашла об электронике, то в целом ее продажи ожидаемо упали. По данным Romir, в традиционном ретейле — на 37%, в сегменте e-commerce — на 25% (на «Яндекс.Маркет» при этом всего на 3%). Однако для ряда товарных категорий непростая ситуация стала поводом для роста продаж в онлайн-торговле. Так, категория товаров для дома и дачи впервые обошла по суммарной выручке на «Яндекс.Маркет» потребительскую электронику, которая многие годы являлась лидером. Строить и ремонтировать что-то самостоятельно вновь становится у нас доброй традицией.

Пока в традиционном ретейле товары для спорта и отдыха проседают, спрос на них в интернет-магазинах растет — ведь здесь у покупателей больше возможностей сравнить товары, выбрать лучшую цену и сэкономить. Если, по данным Romir, в 2015 году продажи товаров для спорта и отдыха в обычных магазинах упали на 21%, то на «Маркете» они выросли на 24%.

Сильно оживились категории товаров для красоты и здоровья, а также детские товары. Интерес к первым (то есть пользовательский трафик) увеличился за год в два раза. Спрос на детские товары на «Маркете» вырос примерно в 1,5 раза.

Закономерно изменилось и поведение покупателей онлайн-магазинов. Цена во многих случаях стала еще более значимым фактором. По данным исследования GFK и «Яндекс.Маркет», цена, наличие скидки в конкретном магазине, а также его репутация стали для покупателей важнее, чем раньше. При этом удобство оплаты товара или наличие срочной доставки уже не так принципиальны.

Заметно расширилась и география покупок — как в сторону Китая, США и других стран, так и внутри России, то есть люди уже не опасаются заказывать товары из другого города.

Общая ориентация на экономию пока оставляет место для спонтанных покупок. Особенно располагает к быстрым покупкам под настроение наличие смартфона. 18% покупающих товары с помощью смартфона отмечают именно спонтанность своего решения. А 48% считают, что покупать со смартфона быстрее, чем с компьютера.

Интересным открытием в поведении покупателей стал тот факт, что спрос на товары высокой ценовой категории остался практически без изменений. Тот, кто покупал дорогие товары, продолжает их покупать. Сильнее всех пострадал средний ценовой сегмент: покупатели из него переместились в сторону более дешевых товаров (которые с учетом роста цен уже не так дешевы).

Для рынка онлайн-торговли все эти наблюдения — сигнал к тому, что пора отказываться от старых привычек и делать ставку не только на проверенные товарные категории. Кризис помог многим тенденциям ярче заявить о себе. Если сегодня сравнить структуры товарных категорий в онлайн- и офлайн-торговле, они стали гораздо ближе друг к другу, чем два-три года назад. За короткое время рынок электронной торговли сильно повзрослел и все больше приближается к классическому ретейлу, избавляясь от перекосов в сторону отдельных товаров. Пройдет еще совсем немного времени, и он станет отражением структуры классического ретейла и общих потребностей людей, которые ищут в интернете уже не 100-дюймовые телевизоры, а товары для семьи и создания уюта в доме.

Для покупателей же в недалеком будущем сотрутся границы между онлайн- и физическим магазином. Покупка будет делаться там, где удобнее, быстрее и дешевле. Уже сейчас 70% людей, выбиравших товар онлайн, в итоге приобретали его в обычном магазине, а 80% оформивших покупку онлайн ранее подбирали товар в «офлайновом» магазине. Рано или поздно этот поток покупателей станет единым.

Об авторе
Павел Алешин Павел Алешин Генеральный директор «Яндекс.Маркет»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 18:57
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 18:57
Путин предложил «не размахивать мечом» в законе об иноагентах Политика, 19:06
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 18:56
Насколько сильная магнитная буря накроет Землю. Инфографика Общество, 18:51
Роль системных интеграторов в цифровизации бизнеса в России. Исследование РБК х Ростелеком, 18:45
Биржевые цены на серебро впервые в истории превысили $60 за унцию Инвестиции, 18:44
Пять российских судов заметили неподалеку от берегов Исландии Политика, 18:41
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
«Эффект Долиной». Опасно ли покупать жилье на вторичном рынке? ВидеоПодписка на РБК, 18:39 
«Билайн бизнес» упростил предпринимателям доступ к популярным нейросетям Отрасли, 18:37
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:35
«Пауза, а не разворот». Когда биткоин прервет затишье Крипто, 18:35
Путин рассказал, что иногда ездит «по-тихому» без кортежа Политика, 18:35
Британия ввела санкции против Дугина и телеграм-канала «Рыбарь» Политика, 18:27
Малкин выбыл на несколько недель из-за травмы Спорт, 18:25