Лента новостей
Российский теннисист победил на старте «Мастерс» в Мадриде 19:09, Статья Создатель самого успешного болида в истории «Формулы-1» покинет Red Bull 18:54, Статья Путин обсудит запрет на работу в госорганах из-за судимостей в семье 18:52, Новость Трейдеры стали реже откупать биткоин на просадках. Почему так происходит 18:51, Статья Следствие попросило заочно арестовать блогера Kamikadze Di 18:35, Новость Путин анонсировал поездку в Китай в мае 18:31, Новость Врачи напомнили о порочной практике после решения властей по антибиотикам 18:27, Статья В Брянской области дрон ВСУ попал в автобус, четверо пострадали 18:23, Статья Путин высказался по поводу перегрева на рынке жилья 18:21, Статья Потолки и окна в пол, ванна у окна: о новостройках в Петербурге 18:21 Путин поручил сократить время пути от Москвы до черноморских курортов 18:17, Новость Суд арестовал счета бывшего замминистра обороны Тимура Иванова 18:13, Статья Россия решила выслать двух латвийских дипломатов 18:06, Статья Гол Роналдо принес клубу Карпина победу над «Уралом» 18:00, Статья АвтоВАЗ предупредил о скором росте цен 18:00, Статья Путин пообещал «навести порядок» в Донбассе 17:59, Статья Путин заявил, что «народный ВПК» работает вовсю 17:47, Новость МЧС назвало причину пожара на востоке Москвы 17:44, Новость
Газета
Президенту отдали на попечение закон о сиротах
Газета № 201 (3159) (1212) Политика,
0

Президенту отдали на попечение закон о сиротах

Какие предложения члены СПЧ представили на встрече с Владимиром Путиным
Президенту России переданы предложения экспертов, как реорганизовать систему семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В них допускается изъятие взрослых из семьи и возможность временного устройства
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Изъятие родителя из семьи

10 декабря во время ежегодной встречи Владимира Путина с членами президентского Совета по правам человека ему были переданы предложения фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», как реформировать систему опеки и семейного устройства людей, оставшихся без попечения родителей. В этом документе (есть у РБК) предлагается создать единый алгоритм для профилактики социального сиротства.

Эксперты предлагают изменить законодательство следующим образом.

  • Изъятие ребенка из семьи сделать крайней мерой, применяемой, «только если угроза исходит от родителя и неустранима».
  • Функции помощи семье и выявления нарушения прав детей организационно разделить.

  • Ориентировать органы опеки на помощь семье в преодолении кризиса, устранение угрозы и на возвращение ребенка в семью, если родители не совершали преступлений против его жизни, здоровья или половой неприкосновенности. Сейчас Семейный кодекс при изъятии ребенка из семьи предусматривает только возможность в семидневный срок подать иск о лишении родительских прав, о помощи семье в нем ничего не сказано, пояснила РБК заместитель председателя комитета Госдумы по делам семьи Оксана Пушкина.
  • Удалять из семьи не ребенка, а взрослого, который представляет для него угрозу, или переместить ребенка с родителем, который для него угроз не представляет. «Нормы по изъятию родителя сейчас нет, и даже когда мы пытаемся выселить из квартиры родителя-алкоголика, лишенного прав, суды отказывают в принудительном выселении», — прокомментировала это предложение Пушкина.
  • В случае если ребенка все же изъяли из семьи, перемещать его не в детский дом, а к родным и близким семьи, а если таковых нет, то во временную приемную семью, пока ведется работа с его кровной семьей.
  • Решение о перемещении ребенка должно приниматься в течение 12 часов.

Спустя полтора дня после публикации материала в пресс-службе фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» пояснили, что считают термин «изъятие родителя» из семьи некорректным, так как реализовать это невозможно юридически и технически. «Изъятие — это конкретная норма и процедура, — сообщили они РБК. — Такой нормы в отношении взрослого просто не может существовать, и мы ее не предлагаем». В документе, по их словам, присутствовал термин «удалять» — предположение о том, что лучше удалять из семьи не ребенка, а взрослого в том случае, если он представляет для него реальную угрозу. Пресс-служба сообщила, что фонд поддерживает идею о механизмах, защищающих жертву, в том числе и ребенка, от агрессора.

На фоне новой драмы

Дискуссия о работе органов опеки активизировалась после публикации онлайн-ресурса «Медуза» о пятилетней девочке, которая с рождения живет в перинатальном центре «Мать и дитя». Ее мать Татьяна Максимова считает ребенка неизлечимо больным, однако врачи утверждают, что девочка совершенно здорова. Несмотря на соответствующее решение суда, родители девочку так и не забрали, хотя формально она выписана. По данным «Медузы», родители пять лет оплачивали услуги нянь и нахождение ребенка в отдельной палате.

После публикации в департаменте труда и социальной защиты Москвы заявили, что подадут исковое заявление об ограничении отца и матери ребенка в родительских правах. Столичные власти подготовили ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы ребенка и ее родителей и направили в перинатальный центр специалистов опеки и попечительства.

Родители девочки после этого обратились к уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой с просьбой повлиять на органы опеки и помешать им вмешиваться в семью. Омбудсмен посчитала, что у родителей были основания сделать такое заявление, потому что «они не лишены родительских прав, все обязательства исполняют и заботятся о своем ребенке». Кузнецова уверена, что мать девочки искренне тревожится за ее здоровье, поэтому «поместила ее в одну из лучших больниц и продолжает заботиться».

Профессиональные замещающие семьи

Правозащитники предлагают также разработать отдельные программы подготовки и сопровождения для создания профессиональных замещающих семей.

Замещающие семьи должны будут проходить специальную подготовку для работы со сложными детьми и обеспечивать их контакты с родственниками, если они перемещены во временную семью на ограниченный срок. Как считают в фонде, необходимо выстроить систему сопровождения таких семей, доступную по всей стране.

Потенциальные усыновители и опекуны должны будут проходить полноценное обследование у психиатра в амбулаторном режиме, а не краткую проверку. Подготовка людей, готовых принять ребенка в семью, должна будет различаться в зависимости от того, временно или постоянно его планируется переместить. Подготовку опекунов также нужно варьировать в зависимости от особенностей ребенка — возраста, здоровья и так далее.

Также фонд предложил наладить подготовку и переподготовку специалистов, работающих с оказавшимися в кризисной ситуации детьми. Их подготовка должна быть практико-ориентированной, сказано в документе. В общеобразовательных учреждениях предлагается ввести для педагогов курсы и модули по работе с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Вопрос квалификации работников органов опеки и попечительства стоит крайне остро, сказал РБК депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, в 2009–2019 годах уполномоченный по правам детей в Москве. «В отличие от учителей, которые получают образование, непонятно, кто работает в органах опеки и попечительства, — пояснил он. — Нет ни одного учебного заведения, которое готовит такого рода людей, социальных работников, в органы опеки и попечительства, которые решают серьезнейшие вопросы для ребенка и семьи». По словам Бунимовича, в столице открылись курсы переподготовки для сотрудников опеки, но в других регионах пока такого обучения нет. «Но это не заменяет базового образования людей, связанных с социальными вопросами», — уверен эксперт.

Также, по мнению Бунимовича, необходимо работать с общественным мнением, формируя верный образ социальных работников. «Очень часто они воспринимаются как эрзац-прокуратуры — пришли, отняли ребенка, залезли в холодильник, хотя сегодня главная задача эти служб — профилактика и сопровождение», — пояснил он. По словам Бунимовича, необходимо сделать так, чтобы люди понимали, что опека — «это те, кто первым придет на помощь в случае чего».

Руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская пояснила РБК, что документ — это «концептуальная идея, которую мы разработали достаточно давно и долго предлагали на обсуждение общественникам». «У нас, безусловно, есть очень серьезная проблема с тем, как сегодня выглядит вмешательство в семью, когда в семье есть какие-то сложности, и как выглядит невмешательство в семью, — сказала она. — У нас нет нормальной системы, которая позволяла бы дифференцировать насилие в отношении ребенка и проблемы в семье, когда у семьи есть дефициты, есть пробелы в понимании, как осуществлять уход за ребенком».

По словам Альшанской, в России также нет системы профилактики кризисных ситуаций в семье. «Мы предлагаем сесть и разработать эти изменения, — пояснила она. — Этот документ еще не изменения, а наши концептуальные предложения». Пример неработающей системы опеки — ситуация с содержащейся в перинатальном центре пятилетней девочкой, считает эксперт. «В рамках текущего законодательства очень сложно найти инструменты, которые позволят оценить эту ситуацию как неправильную, — сообщила она. — Нужно уже начать работу над настоящими изменениями в законодательство».

Что еще СПЧ обсуждал с президентом

Владимир Путин встретился с представителями СПЧ в День прав человека. Это была первая встреча в новом составе и с новым главой Валерием Фадеевым. Во время мероприятия обсуждались дело «Нового величия», ликвидация движения «За права человека» правозащитника Льва Пономарева, ситуация в Донбассе.

Путин согласился с идеей наказывать чиновников, которые оскорбляют граждан. Отвечая на реплику Фадеева: «брошенный в сторону полиции бумажный стаканчик не должен приводить к тюремному сроку», президент заявил, что каждый имеет право высказывать свою точку зрения, но только законными средствами. «Бросил какой-то там стаканчик в представителя органов власти. Бросил — ничего, потом пластиковую бутылку — опять ничего, потом уже бросит и стеклянную бутылку, а потом и камень, а потом стрелять начнут и громить магазины. Мы не должны допустить вот этого», — прокомментировал «московское дело» глава государства.

Новый глава СПЧ заявил также, что летние акции оппозиции в Москве привели к массовым беспорядкам и он выступил против внесения фигурантов «московского дела» в списки на амнистию к 75-летию Победы, как предлагали члены совета.