Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
В Калифорнии запустили ракету Atlas V со спутником-разведчиком 10:48, Технологии и медиа Федерер и Надаль впервые сыграли совместный матч в паре 10:38, Спорт В Башкирии двое туристов из Екатеринбурга сорвались с горы 10:14, Общество Lufthansa предложила за лопнувшую Air Berlin €200 млн 09:58, Бизнес Пятничные рейсы «ВИМ-Авиа» прибыли в Благовещенск 09:48, Общество Организация разъединенных наций: история конфликтов в ООН 09:16, Политика  Число жертв землетрясения в Мексике превысило 300 человек 09:12, Общество В Германии открылись избирательные участки для выборов в парламент 09:03, Политика В Приморском океанариуме во Владивостоке погибла белуха 08:54, Общество Футбольный ЦСКА вышел на прибыль впервые с 2009 года 08:36, Бизнес СМИ узнали о планах Японии развернуть комплексы ПРО на западном побережье 08:25, Политика Ирак попросил ядерные державы помочь с созданием атомного реактора 07:53, Общество Эксперты назвали четыре интриги выборов в Германии 07:37, Политика Трамп ответил на выпад министра КНДР словами «долго не протянут» 06:53, Политика Рейтинг одобрения Макрона вырос впервые за два месяца 06:11, Политика Британский депутат заявил о возможной отставке Мэй через полгода 05:48, Политика Оппозиция отбила у боевиков крупнейшее месторождение газа в Дейр-эз-Зоре 05:26, Политика Трамп обвинил республиканца Маккейна в обмане избирателей 04:55, Политика Глава МИД КНДР назвал Трампа психически больным 04:24, Политика Uber попробует договориться с властями после запрета сервиса в Лондоне 03:46, Бизнес Армия США опубликовала пособие по новой тактике российских войск 03:05, Политика Порошенко заявил о готовности всего бизнеса Канады работать на Украине 03:01, Политика В Хабаровске на месте пожара в квартире нашли тела трех человек 02:19, Общество Умер американский соул-певец Чарльз Брэдли 02:11, Общество В Краснодаре в магазине шин вспыхнул пожар на площади 1,2 тыс. кв. м. 01:49, Общество Консервативные католики обвинили папу римского Франциска в ереси 01:36, Политика Трамп обвинил Иран в сотрудничестве с КНДР 01:35, Политика Жертвами урагана «Мария» в Пуэрто-Рико стали 10 человек 01:02, Общество
Разложат по вагонным полочкам
Газета № 152 (2649) (1309) Бизнес, 12 сен, 19:03
0
Разложат по вагонным полочкам
РЖД обязали обосновать расходы на пассажирские перевозки
Правительство обязало РЖД предоставлять детальную информацию о доходах и расходах на пассажирские перевозки. Начиная с 2018 года без этих данных компания не получит субсидий
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД с 1 января 2018 года предоставлять помаршрутный учет доходов и расходов пассажирских перевозок в дальнем следовании, которыми занимается «дочка» монополии — Федеральная пассажирская компания (ФПК). Об этом РБК рассказал источник в правительстве и подтвердили представители Минтранса и Дворковича.

Эта информация будет служить обоснованием для предоставления субсидий, которые РЖД ежегодно получают из федерального бюджета, поясняет собеседник РБК в правительстве. Это подтверждает представитель Минтранса: правительство поручило «на основе этих данных определять фактический экономически обоснованный уровень тарифа». Необходимость такого обоснования может существенно изменить подход к этим субсидиям.​

Согласно финансовому прогнозу РЖД, компания рассчитывает получить в 2018 году на пассажирские перевозки в плацкарте и общих вагонах 8,5 млрд руб. субсидий.​

Субсидии сокращаются

После того как Олег Белозеров возглавил РЖД в конце 2015 года, компания отказалась от госсубсидий на грузовые перевозки. Прямые денежные субсидии остались только в пассажирском сегменте. За счет бюджетных вливаний государство компенсирует ФПК выпадающие доходы по перевозке в плацкартных и общих вагонах. В купе и СВ компания устанавливает цены сама. Субсидии планомерно сокращались в последние годы. Так, еще в 2015 году государство выделило на пассажирские перевозки в дальнем следовании 24,7 млрд руб., в 2016 году — 18,9 млрд руб., а в 2017-м — 7,7 млрд руб.

По итогам 2016 года ФПК перевезла 93,8 млн пассажиров, говорится в годовом отчете компании. В СВ и купе были перевезены 31,1 млн человек (+2,5%), в плацкартных и общих вагонах — 62,7 млн человек (+2,9%). Таким образом, на субсидируемый сегмент приходится 67% всех перевезенных пассажиров.

Субсидии — это фактически разница между установленным и экономически обоснованным тарифом. ФАС должна принять решение об установлении тарифа до 1 ноября 2017 года, а решение об экономически обоснованном тарифе — до 1 мая 2018 года. Но раньше при предоставлении субсидии от компании не требовалось раскрывать такую детальную информацию о своих доходах и расходах.

Источник в правительстве говорит, что теперь ​ФАС заняла принципиально жесткую позицию по этой субсидии: «Пока в ФПК не будет введен раздельный учет доходов и расходов, говорить о субсидии невозможно». Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой сказал РБК, что служба уже давно настаивает на том, что ФПК должна «обеспечить учет доходов и расходов по каждому маршруту отдельно, а не в целом по предприятию котловым способом». Представитель ФПК заявил РБК, что «на общую картину влияют перевозки на расстояния свыше 2 тыс. км, где мы видим снижение». «Межрегиональные же перевозки на расстояния до 1,5 тыс км показывают существенный рост», — сказал он.

РЖД не возражает против такого обоснования расходов. «Это позволит государству с помощью методологии, которая в настоящее время разрабатывается, вести учет расходов, которые несет перевозчик, и рассчитывать на основе полученных показателей необходимый размер субсидии», — сказал РБК представитель монополии. «Переход на данную систему учета будет возможен после внесения соответствующих изменений в порядок раздельного учета и создания автоматизированной системы для формирования финансового результата по каждому маршруту следования поездов», — добавил он.

Шпилевой отметил, что показатели перевозки пассажиров ФПК «неудовлетворительные». «Прирост пассажиропотока в авиации за восемь месяцев 2017 года составил более 20%, в то же время ФПК с трудом преодолела нулевой порог. По некоторым направлениям уже можно улететь дешевле, чем доехать в плацкартном вагоне», — негодует чиновник. ФПК должна бороться не «за субсидию, а за пассажира».

Пассажирские перевозки в дальнем следовании действительно падают. По данным РЖД, в январе—августе 2017 года были перевезены 70,3 млн человек (-0,7% к аналогичному периоду прошлого года). А авиаперевозки за тот же период выросли на 23%, до 57,9 млн человек (данные Росавиации).

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров называет предложение Дворковича «абсолютно обоснованным» и говорит, что помаршрутный уровень детализации выбран абсолютно верно. По его словам, ​определенные допущения, очевидно, потребуются, например по учету расходов на ремонт и обслуживание локомотивов (тепловоз работал на одном маршруте, а потом вышел на другой, и необходимо корректировать расходы). Но это мелочи, которые не повлияют существенно на общую картину, добавил он. Бурмистров отмечает, что РЖД технологически готовы, чтобы выполнить такое поручение.

В то же время такой подход, даже при допущениях, «конечно, повысит прозрачность», говорит Бурмистров. По его словам, субсидирование в дальнем следовании выполняет социальные функции по повышению доступности перевозки. «Стоимость этих социальных функций совершенно точно должна быть измерима и ​адекватна», — говорит эксперт.

Пассажирская экономика

Доходы от дерегулируемого сегмента почти сопоставимы. Выручка от вагонов купе и СВ составляет 85,6 млрд руб. (+16% к 2015 году), от плацкартных и общих вагонов — 94,5 млрд руб. (+10%).​