Лента новостей
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет 06:05, Новость WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю 05:59, Статья В городе Запорожье прозвучал взрыв 05:27, Новость В Москве заработают новые выделенные полосы для общественного транспорта 05:08, Новость Над Рязанской областью подавили беспилотник 04:58, Статья Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву 04:51, Статья США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана 04:43, Новость В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану 04:19, Статья В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях 04:17, Новость В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК 03:49, Статья Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео 03:45, Новость Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое 03:26, Статья Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка 03:21, Новость Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции 03:00, Статья На военной базе в Ираке произошел взрыв 02:59, Новость «Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза 02:10, Статья Над Тульской областью сбили дрон 02:08, Новость КНДР испытала новую зенитную ракету 02:00, Новость
Газета
Что президент Порошенко хочет сделать с Донбассом
Газета № 108 (2604) (2306) Политика,
0
Георгий Чижов

Что президент Порошенко хочет сделать с Донбассом

Главная цель закона о реинтеграции Донбасса — внутриполитическая. Украинский президент хочет перехватить инициативу в урегулировании конфликта у многочисленной украинской оппозиции

Любые заявления украинской власти об изменении позиции в отношении Донбасса сразу же попадают в центр внимания. На фоне все более очевидного тупика минских соглашений и почти мистического страха выйти за их рамки каждое слово представителей украинского политического истеблишмента изучается едва ли не с увеличительным стеклом. Последние дни дали обильную пищу для размышлений как о будущем военной операции Киева, так и о перспективах донбасского урегулирования вообще.

Смена формата

Заявление секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова о необходимости прекратить антитеррористическую операцию (АТО) на востоке страны стало громом среди ясного неба. Впрочем, каждый из журналистов и политиков услышал в этих словах только то, что хотел. Кто-то воспринял их как миротворческую инициативу, кто-то — как персональный пиар Турчинова, кто-то — как опасную демагогию, способную подорвать основы минских договоренностей.

Политика
В Москве заявили о «дерзкой попытке» Киева сменить стратегию в Донбассе

Уже на следующий день, 14 июня, президент Петр Порошенко сообщил, что по его поручению разработан проект закона «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса». Спустя еще несколько дней информация о содержании законопроекта просочилась в украинские и российские СМИ.

Концептуальных новаций, предусмотренных документом, не так уж много. На «отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)», то есть на территорию, контролируемую непризнанными ДНР и ЛНР, будет распространен «правовой режим временно оккупированной территории», который прежде Украина разработала для Крыма и Севастополя. Положения минских соглашений останутся приоритетными при реализации «государственной политики по восстановлению территориальной целостности» страны. «Для непосредственного руководства мероприятиями по обеспечению национальной безопасности в Донецкой и Луганской областях» создадут оперативный штаб, подчиненный напрямую президенту Украины. Именно президент в период действия нового закона сможет принимать решения о введении военного положения или об использовании вооруженных сил Украины.

В этом, пожалуй, и есть суть разработанного документа: глава государства берет на себя персональную ответственность за успех «реинтеграции». По словам спикера Верховной рады Андрея Парубия, законопроект может быть официально внесен в парламент, как только «рабочая группа по доработке» придет к согласованному варианту.

Что же будет с АТО?

Само по себе определение «антитеррористическая операция» не кажется большинству украинцев подходящим для описания боевых действий в Донбассе. Но и альтернативу ему до сих пор придумать не удавалось. Объявить состояние войны, военное положение или что-то подобное означало бы отказаться на неопределенное время от проведения выборов, ограничить другие демократические процедуры, а заодно и остаться без помощи из-за рубежа. Удалось ли авторам законопроекта подобрать более адекватный термин, пока не сообщается, однако ходят упорные слухи, будто с принятием нового закона с АТО формально будет покончено.

Разумеется, прекращение АТО ни в коем случае не будет означать ухода украинской армии со своих позиций. Строго говоря, «антитеррористическая операция» перестала быть наступательной еще в августе 2014 года, после чувствительного поражения под Иловайском. С тех пор, несмотря на прорывающуюся иногда воинственную риторику того же Турчинова, любое продвижение украинских сил вперед на километр-полтора имеет характер тактического маневра и не выходит за рамки линии разграничения, установленной минскими соглашениями. Основная задача военных — удерживать статус-кво.

Лидеры непризнанных ДНР и ЛНР неоднократно заявляли, что в состав их «республик» входит вся территория соответствующих областей, и обещали освободить от «украинской оккупации» города и районы, которые сегодня им не подконтрольны. Реального прекращения огня, несмотря на все усилия международных посредников, так и не наступило. Стороны обвиняют в артобстрелах друг друга, и представить себе одностороннюю деэскалацию не позволит даже самая богатая фантазия. Отмена АТО на бумаге никак не повлияет на положение дел на фронте.

Возможные последствия

Можно предполагать, почему проект закона появился именно сейчас. Во-первых, в Верховной раде уже зарегистрировано несколько законопроектов о неподконтрольных Киеву территориях. В них Россия объявляется государством-оккупантом и на нее возлагается обязанность заботиться о населении и инфраструктуре ОРДЛО. Такие формулировки могут быть восприняты как противоречащие минским договоренностям, что окажется совсем не на руку украинскому президенту. В последнее время он и так сталкивается с давлением со стороны западных партнеров, поскольку не может «продавить» внесение в Конституцию поправок об особом статусе «отдельных районов». Собственный законопроект мог стать его шагом на опережение. Заодно в документе оговаривается (пусть и не на уровне Конституции) некий специальный правовой статус ОРДЛО.

Во-вторых, законодательные заявления о «реинтеграции» способны, не нарушая минских соглашений, освежить внимание западных лидеров к ситуации в Донбассе. Это тоже вполне логично в контексте возросшей внешнеполитической активности Порошенко, включая его телефонные контакты с Эмманюэлем Макроном и встречу с Дональдом Трампом.

Таким образом, выступив с законопроектом, президент Украины перехватывает инициативу по донбасскому урегулированию у своей многочисленной оппозиции и демонстрирует готовность взять на себя ответственность за происходящее на востоке страны (сегодня эта ответственность фактически все равно лежит на нем). Он вновь поднимает на международном уровне утративший было свою остроту «украинский вопрос», но остается «в рамках Минска», на чем последовательно настаивают зарубежные партнеры.

Есть ли риски у выбранной Порошенко тактики? Минимальные. Хотя руководители ДНР и ЛНР уже ожидаемо высказали недовольство последними законодательными инициативами, предпринять что-либо значимое на практике они вряд ли в состоянии: субъектности недостает. А патронирующая их Россия весьма ограничена в инструментах реагирования, пока ее оппоненты не выходят за рамки минского процесса.

Возникает резонный вопрос: а поменяется ли хоть что-нибудь на Донбассе в случае принятия нового закона? Ответ на него может быть дан только после знакомства с окончательным текстом законопроекта. Войдут ли туда радикальные формулировки вроде запрета на проведение местных выборов «до полной деоккупации» или обязательного ввода полицейской либо иной миротворческой миссии международных организаций? На подобных поправках уже настаивают отдельные депутаты из неустойчивого парламентского большинства, а обсуждения в комитетах и сессионном зале могут породить еще немало идей. Тем не менее новый закон, если он будет принят, скорее всего, лишь констатирует текущее положение дел, уточнит термины, введет дополнительный координирующий орган и обрисует пожелания и упования украинской стороны.

Об авторах
Георгий Чижов координатор международной экспертной группы «Европейский диалог» на Украине
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.