Лента новостей
Путин предложил Подносовой «как следует поработать» над разгрузкой судов 17:41, Новость В Минздраве заявили, что ошибочно внесли йод в список лекарств для учета 17:33, Новость Эксперты на форуме РБК обсудили поддержку молодых предпринимателей 17:31 Как банки будут привлекать клиентов: от новых офисов до длинных вкладов 17:31 Греция дала категоричный ответ на вопрос о поставках С-300 на Украину 17:31, Новость Президент Германии раздал в Стамбуле 60 кг шаурмы. Видео 17:25, Новость Алиев ответил фразой «нет таких планов» насчет ЕАЭС 17:21, Новость Россия назвала четыре страны для возможного русского порта в Африке 17:18, Статья Bloomberg узнал о риске санкций ЕС для десятка фирм за поставки России 17:17, Статья RTL узнал дату начала суда по делу об экстрадиции Квинси Промеса 17:16, Статья В Люберцах актера из рекламы «Снежной королевы» задержали с 1 кг кокаина 17:07, Новость В США призвали реформировать WADA после скандала с китайскими пловцами 17:07, Статья Эксперты выяснили, чем отличаются желаемые квартиры от приобретаемых 17:03, Статья Президент Ирана пригрозил Израилю, что от него ничего не останется 16:58, Статья В красноярском поселке из-за пожара обрушились купол и кровля храма 16:58, Новость Глушаков рассказал о заговоре против него в российском футболе 16:53, Статья Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью 16:51, Новость Китайский автопроизводитель GAC ответил на вопрос о заводе в России 16:48, Статья
Газета
Какой урок политикам дает победа Трампа
Газета № 209 (2465) (1111) Политика,
0
Михаил Комин

Какой урок политикам дает победа Трампа

На полюсах идеологического спектра накопилось слишком много недовольных «лживой» системой. Теперь задача системы — понять недовольных и вернуть их предпочтения в центр

Знаменитый американский политический принцип the winner takes it all реализовался во вчерашних выборах в двукратном объеме. Дональд Трамп не просто выиграл, но и сделал это наперекор всему медийному и экспертному сообществу, до последнего не желавшему верить в происходящее. Даже когда Трамп получил 238 голосов выборщиков (из необходимых 270), а недосчитанными оставались стремительно «розовеющие» центральные штаты, комментаторы CNN напоминали российских футбольных болельщиков, до последней минуты уверенных в победе «своих» и не желающих признавать очевидное — «свои» проиграли.

Подобная убежденность базировалась не только на данных социологов (разгромленных теми же СМИ в первый поствыборный день), но и на результатах раннего голосования в большинстве штатов, а главное — уверенности в понимании глубинной логики работы американской избирательной и партийной систем.

Закон средних чисел

Все дело в том, что заложенные еще отцами-основателями США принципы выборного процесса подразумевали защиту «американского престола» от разного рода популистов или автократов. Фигура выборщика символизирует собой апофеоз рациональности — с одной стороны, выборщик должен выполнять волю населения штата, с другой — он не обязан это делать по закону. И хотя случаи отклонения от народного волеизъявления выборщиками крайне редки, наличие подобного фильтра важно для понимания американской политической модели. Ключевым барьером на пути популистов к власти являлся как раз принцип the winner takes it all, умноженный на эффект двухпартийной политической системы.

В политологической литературе совокупность этих двух факторов описывается моделью «медианного» избирателя.

Любая устойчивая система политических предпочтений обладает нормальным гауссовым распределением, то есть выстроена так, что большинство избирателей скапливаются в ее центре, относительно равномерно распределяясь по крайним точкам. Это большинство может разделять и часть левых, и часть правых позиций, в чем-то ему вмешательство государства в экономику кажется приемлемым, а в чем-то нет и т.д. Когда победитель только один, важнее всего точно попасть в самого «усредненного» избирателя, потому что сторонники крайних позиций, если проголосуют, то за более близкого к ним. Таким образом, рациональный политик, которому надо собрать голоса простого большинства, должен придерживаться середины, а «радикальный» избиратель придет сам. Но не все так просто.

Когда реальных кандидатов только двое и оба они центристы, у избирателей с крайними позициями есть две стратегии. Первая — осознавая, что один голос не так важен, вы начнете поддерживать политика из центра, чтобы к власти не пришел еще более далекий от ваших идеалов кандидат или чтобы ваш голос не пропал зря. Вторая — вы разочаровываетесь в ориентированных на «медианного» избирателя политиках и не отдаете голос никому. Со временем вы вынуждены замыкаться в себе еще больше: вы не ходите на выборы, ваш голос никто не слышит, на ваши позиции кандидаты никак не ориентируются — вы выключены из разыгрываемого на выборах спектра.

Нигилизм работает

До последнего времени политологи считали, что первая стратегия как более рациональная будет вытеснять вторую. Поэтому, когда Дональд Трамп начал вести откровенно популистскую и радикальную кампанию еще во время праймериз, все аналитики были уверены, что эта позиция не попадает в «гауссов колпак» «медианного» избирателя, а поэтому маргинальна. Даже когда Трамп выиграл праймериз, экспертное сообщество продолжало списывать этот факт на его личную харизму, слабых оппонентов, эффект самих праймериз и кокусов, в которых участвуют более идеологизированные избиратели. К тому же на праймериз демократов центристской Хиллари Клинтон все же удалось победить гораздо более «левого» Берни Сандерса.

На самом деле еще в середине 1990-х годов начали появляться исследования, где вводилось альтернативное понятие избирателя «антимедианного». Новому кандидату, чтобы приобрести известность, обойти именитых и уже раскрученных коллег, бесполезно пытаться попадать в медиану — это поле полностью освоено. Намного эффективнее начать карьеру политика-нигилиста — скорее всего, вас заметит пресса, и у вас точно будет устойчивое ядро избирателей. Как только вас начинают узнавать, вы начинаете смещаться в центр, потому что там большая плотность избирателей. «Радикалы» у вас уже завоеваны, а «центр» сможет дать вам нужное число голосов.

Важно на этом пути сразу вызывать интерес у медиа, ваши острые лозунги должны бить не только в конкретных избирателей, но и обладать «новизной» и тиражируемостью в СМИ, а также умудриться не растерять при смещении в центр более идеологизированных сторонников. Феномен Трампа как раз в том, что он сумел реализовать модель «антимедианного» избирателя, эффективно выполняя сразу две эти задачи. Начав свою гонку с лозунгов о строительстве стены с Мексикой, возвращении промышленного производства в США, сильнейших ограничений на миграцию и т.д., возможно, следуя советам своих политтехнологов, возможно, сам осознавая эту необходимость, постепенно смещался к центру, формируя протекционистскую, реакционную, но не сверхрадикальную программу. В то же время постоянная демонизация Трампа в СМИ, постоянные призывы различных представителей истеблишмента не голосовать за Дональда позволяли оставаться ему для более «идеологизированных» его сторонников тем самым кандидатом, который противостоит политической системе, тем, кто сможет наконец-то представлять интересы выкинутых на идеологическую обочину слоев.

Побег из-под колпака

И в этом ключевая ошибка поллстеров и социологов — они недооценили или не смогли оценить число этих «обиженных» и «разгневанных». Оказалось, что нормальное гауссово распределение избирателей не так уж и нормально. На полюсах идеологического спектра накопилось достаточное количество людей, которые настолько раздражены всей существующей «лживой» для них системой политкорректности, толерантности, преимуществ глобализированного мира, что Дональд Трамп оказался их «фолом последней надежды».

В то же время сам «гауссов колпак» оказался не таким уж выпуклым и однородным, как это считалось раньше. Ряд работ убеждает, что разрыв между властвующими и подвластными в развитых демократиях постоянно увеличивается. Элиты не слышат, что хотят от них массы, а наоборот, с помощью массмедиа и тотальной предвыборной агитации навязывают им свою повестку, заставляя делать выбор между теми альтернативами, которые массы совершенно не хотят. Подобные искажения демократии, потеря связи между элитой и остальным обществом приводят к конструированию некоторого социального «бугра». В США он в основном сформирован из поколения 40- и 50-летних, не успевающих за глобализирующимся миром. Судя по первым поствыборным данным, именно они помогли Трампу победить.

При этом некорректно считать, что все, кто голосовал за Трампа, принадлежат к коалиции «проигравших» — они лишь помогли обеспечить преимущество в центральных штатах. Значительная часть электората Трампа — это все те же «медианные» избиратели, которые либо традиционно голосуют за республиканцев, либо являются независимыми избирателями и в данном случае голосовали против Хиллари. Ее «победа» по общему числу голосов соответствует демографическому тренду США, где число латиноамериканцев и афроамериканцев год за годом растет.

Тем не менее Трамп все же президент меньшинства американского Среднего Запада, роль которого к тому же будет постепенно уменьшаться в силу тех же демографических трендов. Если американская система, в том числе усилиями нового президента, сможет вернуть в политическое поле «антимедианных» избирателей, услышать и удовлетворить хотя бы часть их требований, никаких серьезных потрясений ни США, ни миру не грозит. Тогда через один-два выборных цикла часть «проигравших», вероятно, перейдет в «гауссов колпак» и вернется к нормальному классическому распределению. Гораздо опаснее, если истеблишмент будет блокировать любое действие Трампа, продолжая игнорировать значительную часть американских граждан.

Об авторах
Михаил Комин политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.