Лента новостей
Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным 08:00, Статья Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье 07:47, Статья Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета 07:34, Новость Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне 07:31, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 07:30, Онлайн Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS 07:26, Статья Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае 07:12, Статья NYT узнала, по какой цели в Иране ударил Израиль 07:04, Статья Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% 07:00, Статья «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей 07:00, Статья Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна 06:34, Новость ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года 06:15, Статья Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья 04:25, Статья
Газета
Бюджету поставили диагноз
Газета № 197 (2453) (2510)
0

Бюджету поставили диагноз

Эксперты РАНХиГС нашли основания для пересмотра бюджетной политики
Торможение реформ из-за сырьевой зависимости, исчерпание резервов, перенос проблем бюджетов регионов на федеральный уровень стали предпосылками для «кардинального пересмотра» бюджетной политики, считают эксперты РАНХиГС
Фото: Сергей Шахиджанян/Коммерсантъ
Фото: Сергей Шахиджанян/Коммерсантъ

Бюджетная политика в России может измениться, и для этого есть три основные предпосылки, пишут в своем свежем обзоре экономисты из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС). Во-первых, бюджет долгое время зависел от экспорта сырья, и это стало тормозом структурной перестройки экономики. Из-за сокращения доходов от продажи нефти и газа возникли условия для изменения приоритетов бюджетных расходов, говорится в докладе. Еще одна предпосылка — сокращение резервов: Резервный фонд, как заявлял Минфин, иссякнет уже в 2017 году, а средств Фонда национального благосостояния, указывают в РАНХиГС, «едва хватит, чтобы сбалансировать федеральный бюджет» в 2017–2019 годах.

Третья причина — «самовоспроизводящийся» размер долга региональных бюджетов. В ситуации, когда власти субъектов вынуждены исполнять майские указы президента, они отказываются от бюджетных инвестиций и наращивают долги. Таким образом, на региональном уровне обострилась проблема госдолга: многие субъекты до 2012 года имели незначительную задолженность, но к началу 2016-го у 14 регионов ее объем превысил размер доходов бюджета (и налоговых, и неналоговых).​ Бюджетная политика, проводимая в России, ухудшает устойчивость бюджетной системы и «фактически означает откладывание кризисных явлений в государственных финансах на не совсем уже отдаленную перспективу», делают вывод эксперты.

Аналитики в своем докладе также подвергли сомнению устойчивость системы бюджетных правил, которая должна начать действовать с 2020 года. Бюджетное правило ограничит расходы бюджета базовым уровнем доходов при цене барреля нефти $40 за вычетом расходов на обслуживание долга. Цель бюджетного правила — снижение зависимости внутренних цен и курса от колебаний нефтяных цен. Эта конструкция «не выглядит достаточно устойчивой», считают в РАНХиГС. Привязывать расходы к цене на нефть стоит лишь в случае, «если бюджетные правила опираются на более или менее правдоподобную гипотезу, описывающую закономерности движения цен на нефть». В противном же случае доверие к этой мере будет подорвано и бюджетное правило вновь придется пересматривать.

В целом же проект бюджета на следующие три года содержит «определенные позитивные​ сдвиги в структуре расходов», считают аналитики. Например, запланировано снижение расходов на оборону. Сейчас Россия входит в число рекордсменов по расходам на оборону среди стран, не находящихся в состоянии войны, утверждают экономисты. В 2016 году расходы федерального бюджета по направлению «Национальная оборона» достигнут почти 3,9 трлн руб. (23,7% от общих расходов), из которых 800 млрд руб. — досрочное погашение кредитов оборонных предприятий, ранее писал РБК. Но в 2017 году расходы на оборону сокращаются до 2,84 трлн руб. — это на 27% меньше, чем запланировано на 2016 год, и на 11% меньше, чем было в 2015 году.​

Согласно расчетам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), военные расходы России в отношении к ВВП в 2015 году достигли постсоветского максимума в 5,4%. По этому показателю Россия делит шестое-седьмое место с Израилем. Выше — такие страны, как Южный Судан и Ирак, но у них непосредственно на их территории продолжаются военные конфликты.

Внезапно возросшие расходы бюджета 2016 года на выплаты кредитов оборонных предприятий оказались неожиданностью, пишет в предисловии к мониторингу советник ректора РАНХиГС Владимир Гуревич. «Вряд ли стоит задаваться вопросом, что и как сделали предприятия на полученные кредиты, а тем более — почему они не стали расплачиваться по ним (странно расплачиваться по долгам, если за них заранее готово расплатиться государство)», — рассуждает он.

Среди позитивных моментов в бюджете с точки зрения структуры расходов эксперты РАНХиГС отмечают и снижение социальных расходов. Однако это скорее не осознанное решение, а «инерционное движение при общей бюджетной консолидации», считают они. Траты федерального бюджета на образование и здравоохранение в следующую трехлетку снизятся до уровня 2006 года, указывали ранее эксперты Высшей школы экономики. В свою очередь, Минфин заявлял, что образование — самая крупная расходная статья, если рассматривать совокупные траты федерального и регионального бюджетов.