Лента новостей
В Дагестане арестовали восемь энергетиков по делу о хищении ₽2,8 млрд 01:49, Статья Машина с военнослужащими из Чувашии затонула в Воронежской области 01:36, Новость Reuters узнал, что Украина не получит все российские активы сразу 01:15, Статья Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию 00:59, Новость На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек 00:32, Новость Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. 00:27, Статья «Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ 00:09, Статья Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии 00:00, Новость Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы 00:00, Статья Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ 00:00, Статья Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций 00:00, Новость В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy 16 апр, 23:48, Статья В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС 16 апр, 23:40, Новость США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины 16 апр, 23:12, Статья В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины 16 апр, 23:07, Новость The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана 16 апр, 22:34, Статья Бракоразводный процесс между Лерчек и ее мужем приостановили до лета 16 апр, 22:27, Статья Байден продлил запрет на прием связанных с Россией судов в портах США 16 апр, 22:21, Новость
Газета
Всемирно известный «Добрый медведь»
Газета № 094 (2350) (0106) Бизнес,
0

Всемирно известный «Добрый медведь»

Дешевая водка «Статус групп» попала в топ-30 глобальных водочных брендов
Сразу три бренда водочной компании «Статус Групп» впервые вошли в топ-30 мировых водочных брендов журнала Drinks International. Лидером российского рынка компания стала после снижения минимальных цен на водку
Фото: Lori
Фото: Lori

Русские идут

Авторитетный британский отраслевой журнал Drinks International подготовил ежегодный рейтинг The Millionaires Club, куда входят все бренды крепких алкогольных напитков (более 20% содержания спирта), продажи которых за отчетный год превысили 1 млн девятилитровых коробок (9-liter case, традиционная мера объема продаж алкоголя на мировом рынке; РБК пересчитал данные в литры).

Полный рейтинг еще не опубликован, но Drinks International уже опубликовал данные по отдельным категориям, в частности топ-30 самых продаваемых марок водки. Главной неожиданностью в списке стало попадание в него сразу трех брендов российской компании «Статус Групп», ранее в международные топ-листы никогда не попадавшей.

Рейтинг Drinks International — один из самых авторитетных в мире. Основой для него служат данные о розничных продажах брендов, которые на местных рынках собирают исследовательские компании, например Nielsen. Еще один сравнимый по авторитетности рейтинг, который составляет журнал Impact, использует данные самих компаний, третий — журнала International Wine and Spirit Research — использует как данные алкогольных компаний, так и исследователей.

Водка «Добрый медведь», появившаяся на рынке только в 2013 году, заняла в списке 19-е место. По данным Drinks International, в 2015 году было продано 23,4 млн л «Доброго медведя», на 173% больше, чем годом ранее. Также в топ-30 попали водки «Калина Красная» (25-е место, 22,9 млн л) и «Старая марка» (26-е место, 21,6 млн л). Даже учитывая только эти три основных бренда, «Статус Групп» опередила таких производителей, как SPI Group (Stolichnaya), Bacardi (Grey Goose), Grupo Campari (Skyy), Brown-Forman (Finlandia).

Первые места в рейтинге поделили многолетние лидеры — Smirnoff (принадлежит британской Diageo) — 231,3 млн л и Absolut (французская Pernod Ricard)  — 99 млн л. Третье и четвертое места заняли украинская «Хортица» (Global Spirits, 65,7 млн л) и «Хлебный дар» («Баядера Групп», 56,7 млн л).

В комментарии к рейтингу составители не объясняют стремительный взлет брендов «Статус Групп», отмечая лишь, что «компания, появившаяся ниоткуда, за год стала крупнейшим игроком на водочном рынке России, показав самые высокие темпы роста среди всех производителей водки на глобальном уровне».

Что пьют в мире

Мировой лидер по объемам продаж крепких алкогольных напитков — бренд национального корейского напитка соджу (содержание алкоголя 20%) Jinro. Всего, по данным Drinks International, в 2015 году было продано 664,2 млн л напитка под этим брендом. Среди напитков с «традиционной» крепостью (около 40% спирта) лидеры — индийский виски Officer`s Choice с объемом годовых продаж 312,3 млн л и филиппинский бренди Emperador с объемом 285,3 млн л.

Локальный бренд лидирует и в категории рома — второй год подряд самым продаваемым ромом в мире становится индийский McDowell’s No.1 Celebration (принадлежит Diageo и индийской United Spirits). С годовым объемом 160,2 млн л индийский бренд рома опережает известный глобальный бренд Bacardi.

«Удачно выбранная стратегия»

Продажи «Статус Групп» стали резко расти после того, как с 1 февраля 2015 года в России была снижена минимальная розничная цена на крепкий алкоголь — с 220 до 185 руб. за 0,5 л. Решение последовало за выступлением Владимира Путина на заседании Госсовета, на котором президент заявил, что завышение цен на алкоголь приводит к увеличению потребления суррогатов.

После вступления приказа в силу выяснилось, что компании федерального масштаба не могут продавать водку по нижней планке. Учитывая налоговую нагрузку, себестоимость производства и логистики и наценки торговых сетей, самая дешевая водка лидеров рынка — компаний Roust, «Синергия» и АСГ — стоила на полках от 280 руб. за 0,5 л. По минимальной цене выставить свою продукцию смогли лишь небольшие региональные производители и «Статус Групп».

Представитель «Статус Групп» объяснял это РБК «удачно выбранной стратегией» быстрого завоевания доли рынка за счет роста продаж при низкой маржинальности. Затем «Статус Групп» будет постепенно повышать норму прибыльности, говорил он. Основу портфеля компании составили собственные водочные бренды, которые были «разбавлены» брендами партнеров — госкомпании «Росспиртпром» (водка «Калина Красная»), принадлежащими государству «Столичной» и «Московской» (в управлении ФКП «Союзплодоимпорт»), а также брендом «Путинка» (как показало расследование РБК, принадлежит структурам, связанным с Аркадием Ротенбергом).

К концу 2015 года, по данным Nielsen, предоставленным РБК водочными компаниями, доля «Статус Групп» на российском водочном рынке составляла 18,4% в объеме и 15,1% в денежном выражении. Этот показатель превышал совокупные продажи конкурентов — Roust и «Синергии».

Продажи «Статус Групп» стали снижаться только в начале 2016 года, после возбуждения уголовных дел и обысков на спиртзаводах в Кабардино-Балкарии, разливавших бренды компании по заказу, писал «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Nielsen. В сентябре 2015 года Следственный комитет по КБР возбудил против директоров четырех заводов уголовные дела по факту уклонения от уплаты налогов на 2 млрд руб. В ходе дальнейших следственных действий, к которым подключились сотрудники ФНС и ФСБ, схема была выявлена на 11 заводах — всех партнерах «Статус Групп», а сумма неуплаченных налогов составила более 23 млрд руб.

В офисе «Статус Групп» также прошли обыски, подтверждал РБК ее директор по продажам Сергей Попов, но никаких обвинений компании не предъявлялось. Потеряв кабардинских партнеров, «Статус Групп» нашла новых — заводы в Северной Осетии, Пензенской и Московской областях, но, как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на дистрибьюторов, полностью заместить кабардинские заводы они не смогли.

Имя бенефициара «Статус Групп» не раскрывается, в компании заявляли лишь, что владельцем является известный бизнесмен, «не афиширующий свое отношение к компании». Три топ-менеджера алкогольных компаний в 2015 году рассказывали РБК, что «Статус Групп» связана с экс-совладельцем «Металлоинвеста» миллиардером Василием Анисимовым (43-е место в рейтинге Forbes с состоянием $2 млрд). Сам Анисимов свою связь со «Статус Групп» неоднократно РБК опровергал. В середине мая отсутствие связи Анисимова со «Статус Групп» подчеркивалось в заявлении бизнесмена.

Потери конкурентов

В отличие от брендов «Статус Групп» продажи марок других российских производителей в 2015 году упали, свидетельствует рейтинг Drinks International. Продажи самой популярной водки в России «Пять озер» (компания АСГ) снизились на 24%, до 37,8 млн л (шестое место в рейтинге). Основной бренд «Синергии», «Беленькая», потерял 26% (31,5 млн л, 13-е место). Некогда самая продаваемая в России «Зеленая марка» (Roust) упала на 40%, до 22,5 млн л (23-е место).

Roust, впрочем, удалось компенсировать спад российских продаж ростом зарубежных. Продажи принадлежащей компании марки «Зубровка» (выпускается на польском заводе компании) выросли в 2015 году на 18%, до 55,8 млн л, что позволило этой марке впервые войти в топ-5 самых продаваемых водок мира. На 3% вырос и флагманский бренд «Русский стандарт», более 60% объема которого продается на внешних рынках.

Объем всего российского водочного рынка, по данным Росстата, в 2015 году упал на 4%, до 639,3 млн л.