Лента новостей
«БКС Мир инвестиций» обновили подборку акций для среднесрочных инвесторов 21:12, Статья Губернатор сообщил о нескольких обстрелах Курской области 21:10, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 21:09, Онлайн Лишенный медали ОИ за допинг Крушельницкий вошел в состав сборной России 21:07, Статья В Евросоюзе связали с Россией «большую проблему» в отношениях с Китаем 21:05, Статья В Белом доме заявили о ситуации не в пользу Украины в Донбассе 20:56, Статья Лондон отправит в Польшу истребители «Тайфун» 20:46, Новость Как в ЕС решили отреагировать на Russiagate и избежать влияния на выборы 20:38, Статья Совет директоров МТС рекомендовал выплатить дивиденды с доходностью 11% 20:31, Статья Спасатели рассказали об эвакуации 300-килограммовой женщины в Москве 20:28, Новость Пелагея споет песню «Конь» перед матчем ЦСКА — «Спартак» 20:25, Статья Главком ВС Норвегии удивился скорости совершенствования российской армии 20:23, Новость США пообещали «усиливать давление» против энергетики России 20:16, Статья Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов 20:13 Путин заявил о росте экспортных возможностей России при развитии БАМа 20:09, Новость «Сбер» объявил о рекордных дивидендах: что будет с его акциями 20:06, Статья Военная операция на Украине. Карта на 23 апреля 19:53, Статья «Маер» запустил цифровые экраны в Сочи, Воронеже, Рублевке и Химках 19:49
Газета
$100 млн на роботов
Газета № 064 (2320) (1204) Технологии и медиа,
0

$100 млн на роботов

Гендиректор Mail.ru создал второй инвестиционный фонд
Дмитрий Гришин запускает второй фонд Grishin Robotics для инвестиций в робототехнику. Его объем составит $100 млн. Партнером Гришина по проекту стал бывший инвестбанкир Верди Исраелян
Дмитрий Гришин
Дмитрий Гришин (Фото: Екатерина Кузьмина/РБК)

​Гендиректор и совладелец Mail.Ru Group Дмитрий Гришин запускает второй венчурный фонд Grishin Robotics для инвестиций в проекты в области робототехники, «интернета вещей» и космических проектов, говорится в сообщении компании. Объем нового фонда составит $100 млн, что в четыре раза превышает финансовое наполнение первого Grishin Robotics, который Гришин создал в 2012 году. Офисы нового Grishin Robotics будут открыты в Сан-Франциско и Лондоне, штаб-квартира первого фонда останется в Нью-Йорке.

Первый фонд Гришин создавал один, во втором у главы Mail.Ru Group появился партнер — Верди Исраелян, бывший инвестбанкир Goldman Sachs и партнер фонда DST Global Юрия Мильнера. До июня 2013 года Исраелян работал в Mail.Ru Group и совмещал в холдинге две должности — финансового директора и директора по операциям, затем был избран в совет директоров интернет-группы, но в конце февраля 2016 года покинул Mail.Ru Group.

Как рассказал Гришин РБК, основная причина запуска нового фонда — «бурный рост индустрии робототехники и интернета вещей». «Раунды финансирования на рынке становятся больше... И сейчас мы готовы «удвоить ставки». Уже имеющиеся в нашем портфеле компании также растут очень хорошо, и мы хотим иметь возможность оказать им дополнительную финансовую поддержку в случае необходимости», — объяснил гендиректор Mail.Ru Group.

Помимо Исраеляна, в Grishin Robotics вложатся несколько институциональных и частных инвесторов из США и Европы, их имена в фонде не раскрывают. Вложенные в первый Grishin Robotics $25 млн Гришин заработал на продаже акций Mail.Ru Group в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже в 2010 году. На данный момент бизнесмену принадлежит 1,84% Mail.Ru Group — по состоянию на 20:30 мск 11 апреля этот пакет стоил на бирже $88,3 млн.

Новый Grishin Robotics планирует сфокусироваться на сделках серии A и B и вкладывать в каждую компанию до $10 млн вне зависимости от количества проведенных раундов, отмечается в официальном сообщении. Кроме того, фонд планирует чаще выступать в роли лидирующего инвестора. Небольшой процент средств фонда «зарезервирован» для «интересных проектов» на ранних стадиях развития, то есть для посевных инвестиций и, наоборот, для вхождения в капитал компаний на более поздних стадиях.

Второй фонд Grishin Robotics уже закрыл первую сделку. В марте 2016 года инвесткомпания приняла участие в раунде финансирования компании — разработчика «умных» устройств для безопасности дома и квартиры Ring. Сколько вложил в компанию Grishin Robotics, не разглашается. Весь объем раунда составил $61,2 млн, лидирующим инвестором выступил фонд Kleiner Perkins Caufield & Byers (в портфеле — Uber, Airbnb, Slack, Snapchat и др.), следует из базы данных CrunchBase. Также в Ring вложился основатель компании Virgin Group Ричард Брэнсон.

Гришин сообщил РБК, что в Grishin Robotics не раскрывают «точных цифр инвестиций, сделанных из предыдущего фонда, но потрачена была значительная часть средств». «Это стандартная практика — новый фонд «поднимается» тогда, когда еще не закончились средства в первом и они используются в основном для поддержки уже существующих портфельных компаний, в то время как новые инвестиции делаются из нового фонда», — рассказал гендиректор Mail.Ru Group.

3D-сканер, робот для питомцев и дроид из «Звездных войн»

По данным портала Crunchbase, Grishin Robotics инвестировал в 11 компаний, сам фонд сообщает о 12 профинансированных проектах.

Первыми инвестициями Гришина стали разработчик роботов для проведения телеконференций Double Robotics (инвестиции Grishin Robotics — $250 тыс.), интернет-магазин программного обеспечения для роботов RobotAppStore ($250 тыс.) и разработчик наноспутников для сбора данных и изображений объектов в космосе NanoSatisfi ($300 тыс.).

В начале 2014 года Grishin Robotics вложился в компанию PetNet, которая разрабатывает робота, способного следить за рационом домашних животных. Фонд Гришина инвестировал в PetNet $1,25 млн, а в октябре 2015 года компания «подняла» новый раунд финансирования в размере $4 млн, в котором поучаствовал венчурный фонд интернет-ретейлера Amazon.

В июле 2015 года Grishin Robotics инвестировал в разработчика 3D-сканера для мобильных устройств Occipital. Сумма инвестиций фонда не раскрывалась, всего Occipital в рамках раунда с участием Grishin Robotics привлек $13 млн, в раунде также участвовало венчурное подразделение Intel — фонд Intel Capital. Occipital позиционирует себя как разработчик первого в мире 3D-сканера для мобильных устройств. Это устройство позволяет отсканировать трехмерные объекты — комнату, стул и т.п., а затем создать трехмерные модели — помещений и предметов — уже на мобильном устройстве. Встроенный сенсор позволяет сканировать объекты для последующей печати на 3D-принтере.

Крупнейшей сделкой первого фонда Grishin Robotics стала инвестиция в «конструктора» роботов littleBits Electronics. Размер инвестиций фонда также не раскрывался, но весь раунд, закрытый в июле 2015 года, составил $46,7 млн. LittleBits представляет собой платформу для изучения электроники и создания прототипов для новых устройств, в том числе роботов. При этом работает компания по принципу конструктора Lego: покупатель может выбрать на сайте несколько модулей, из которых можно «складывать» предметы, например, «умный» термостат и автоматическую кормушку для животных.

Еще один известный проект в портфеле фонда Гришина — компания Orbotix (впоследствии переименованная в Sphero), производитель роботов, которыми можно управлять при помощи мобильных устройств. Первый продукт Orbotix — водонепроницаемый робот-шар Sphero. Sphero известен как разработчик робота BB-8 — дроида из киносаги «Звездные войны». Сколько Grishin Robotics вложил в Sphero, не разглашалось, размер раунда, в котором фонд Гришина участвовал вместе с фондами The Foundry Group и Shea Ventures, составил $15,5 млн.

Интернет вещей: на чем зарабатывают бывшие менеджеры «Яндекса» и Mail.Ru Кто:  Сергей Шалаев (на фото слева) и Дмитрий Шалашов

Срок работы в Mail.Ru Group:  Шалаев — три года; Шалашов — два года десять месяцев

Должность:  Шалаев — руководитель проекта «Блоги@Mail.Ru»; Шалашов — программист

Собственный проект:  рекомендательный сервис Surfingbird

В конце 2000-х годов Шалаев и Шалашов работали в Mail.Ru над блогами. Из компании они ушли в разное время, но дружить не перестали. Во время очередной встречи будущие партнеры обсуждали, что информации вокруг существенно больше, чем возможностей ее фильтровать. Из этого разговора родился бизнес-проект: в 2011 году они создали Surfingbird — рекомендательный сервис для пользователей, сам отбирающий ту информацию (тексты, фото и видео), которая может соответствовать интересам пользователя.

Стартап партнеры запускали на свои деньги, но со старта проекта провели уже несколько раундов инвестиций на общую сумму $5 млн. Инвесторами стали бизнес-ангелы из России и Франции, а также фонд Klever, который управляет в том числе деньгами сооснователя группы ПИК Юрия Жукова. Сейчас у Шалаева и Шалашова осталось по 10% Surfingbird. А вся она в ходе последнего раунда была оценена в $7–7,5 млн.

В апреле 2015 года месячная аудитория рекомендательного сервиса составляла 3 млн пользователей, приводит собственные данные Шалаев. В 2015 году команда запустила новое направление по работе в b2b-сегменте — Relap.io. Relap встраивает свой рекомендательный движок на контентные сайты и помимо рекомендаций показывает там рекламу, за которую платят бренды. Сейчас Relap установлен, например, на Rutube.ru, Ria.ru, Adme.ru, Gazeta.ru, Coub.com.

В 2013 году ООО «Серфингберд» еще было убыточным (848 тыс. руб. чистого убытка при 12,8 млн руб. выручки, по данным СПАРК-Интерфакс). Сейчас сервис Surfingbird прибыльный, утверждает Шалаев, а в развитие Relap.io​ пока приходится инвестировать. Штат компании сейчас насчитывает 25 человек.
Кто:  Ольга Бруковская

Срок работы в Mail.Ru Group:  два года

Должность:  вице-президент

Собственный проект:  сервис для поиска недвижимости Choister

В 2010 году Ольгу Бруковскую, на тот момент уже пять лет руководившую маркетингом HeadHunter, пригласили на работу в Mail.Ru Group. Компания тогда формировалась как холдинг: в него вошли Mail.Ru, Astrum Online, «Одноклассники», мессенджер ICQ, HeadHunter и еще ряд известных брендов и компаний. Бруковская отвечала за маркетинг объединенной компании и участвовала в подготовке холдинга к IPO. 

Через два года она прошла летнюю программу для топ-менеджеров Strategic Marketing Management в Стэнфорде, а позже годовую бизнес-программу в Университете Беркли. Именно в Беркли из философских размышлений о том, как упростить для человека сложный выбор, родилась идея Choister.

Choister — это сервис для поиска покупки и аренды недвижимости. Он агрегирует данные из разных источников, в том числе популярного в Москве Cian.ru, соцсетей, cклеивает дубли (одна квартира может быть представлена на разных сайтах, Choister объединяет данные о ней в одной карточке). Предложения в новостройках сайт выдает в виде не только отдельных жилых комплексов, но и конкретных квартир, а также группирует по району, цене и другим характеристикам.

Первую версию сайта запустили в мае 2013 года. К 2015 году его месячная аудитория составила 2 млн уникальных пользователей, говорит Бруковская. К порталу подключено 16 тыс. агентов. В среднем в месяц регистрируется 1 тыс. агентов и 4 тыс. пользователей. «Мы два года работали над технологией и выходим на точку, в которой начинаем зарабатывать», — говорит Бруковская. Монетизироваться сайт будет за счет сервисов и рекламы, помогая агентствам и застройщикам решать проблему привлечения клиентов.

Изначально сервис развивался на деньги основателей, позже они выиграли гранты «Сколково» и Microsoft на общую сумму до $100 тыс. В проект также вошли два бизнес-ангела — частный инвестор из девелоперской сферы (фамилию Бруковская не называет) и глава фонда Maxfield Capital Александр Туркот. Позже в Choister инвестировал профильный фонд Klever (управляет в том числе деньгами сооснователя группы ПИК Юрия Жукова). ​Сейчас Бруковская — единственный из фаундеров, кто занимается Choister: двое остальных недавно покинули проект по обоюдному согласию. Ни их имена, ни объем собственных инвестиций Бруковская не раскрывает.
Кто: Михаил Ушаков

Срок работы в «Яндексе»: четыре года

Должность: директор по связям с общественностью

Собственный проект: компания «Метабар» (главный продукт — браузерное дополнение «Советник»)

«Желание строить свой бизнес у меня было еще до прихода в «Яндекс», — рассказывал РБК основатель «Метабара» Михаил Ушаков. Но, несмотря на то что он проработал в крупнейшей российской интернет-компании почти пять лет, конкретной идеи для стартапа у него так и не появилось. После «Яндекса» Ушаков стал первым сотрудником и младшим партнером фонда Runa Capital, консультировал облачную компанию Parallels по маркетингу и PR.

Только в 2011 году он вместе с партнером Алексеем Мельчаковым запустил «Метабар» — на тот момент платформу для автоматического создания браузерных приложений. Сразу после запуска Ушаков ушел из фонда, а спустя несколько месяцев Runa Capital инвестировал в «Метабар» на стадии идеи $1 млн и получил взамен более 50% будущей компании. «Метабар» стал операционно прибыльным в первый же год работы. В 2013 году выручка компании составила 12,9 млн руб., чистая прибыль — 6,9 млн руб. (данные СПАРК-Интерфакс).

Идея сделать в рамках «Метабара» продукт «Советник» появилась в 2013 году. «Советник» — дополнение для браузера, которое помогает пользователям покупать вещи дешевле: сервис выдает сообщения с вариантами выгодных покупок в тот момент, когда человек просматривает интересующий его товар в интернет-магазинах.
Через 18 месяцев после запуска приложение «Советник» купил «Яндекс». Сумму сделки стороны не называют. Вся команда «Метабара» перешла работать в интернет-холдинг — сам Ушаков сейчас занимается развитием «Советника» внутри «Яндекса». Кто:  Эльдар Вагапов

Срок работы в «Яндексе»:  четыре года

Должность:  начальник отдела корпоративных финансов, занимался развитием бизнеса и выполнял функции директора по связям с инвесторами

Собственный проект: разработчик программ в области интернета вещей Erfid

«В «Яндексе» мы занимались информационным интернетом: нашей целью было найти ответ на вопросы пользователей, — рассказывает Вагапов. — При этом мы не могли ответить на целый ряд вопросов, которые люди задают себе каждый день: «Где второй носок?», «Что у меня есть дома в холодильнике?», «Где лежат ключи от машины?» Размышляя на эту тему, он пришел к выводу, что the next big thing — интернет вещей, то есть подключение к интернету физических объектов.

Подходящей технологией для решения задачи Вагапов счел радиочастотную идентификацию (RFID): оказалось, что в России в конце 2000-х годов не было ни одной компании, которая предлагала бы какие-то продукты в этой области. Технологии RFID позволяют дистанционно идентифицировать любой физический объект с помощью прикрепленной к нему радиочастотной метки. Сфера применения неограниченная —  от подсчета людей на мероприятиях до учета товаров на складах.

Примерно в то же время к Вагапову пришли знакомые с идеей продукта с использованием RFID (она и легла в основу будущей компании Erfid)  — и предприниматель вошел в проект в качестве инвестора. Стартовые инвестиции, по словам Вагапова, составили 500 тыс. руб.

В 2009 году Вагапов ушел из «Яндекса» и занялся операционным развитием Erfid, поскольку ему казалось, что «компания не развивается должным образом». Вскоре у Erfid появились частные инвесторы, среди которых фонд IDIN Holdings, которые вложили в компанию до $1 млн. Сам Вагапов инвестировал в Erfid еще «несколько миллионов рублей».

Компания Вагапова интегрирует свои технологии и решения в бизнес клиентов. Среди клиентов Erfid — Motorola и системный интегратор «ТД Плюс». В 2013 году, по данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании составила 25,7 млн руб., а чистый убыток — 8,6 млн руб. По итогам 2014 года выручка увеличилась до 30 млн руб. Вагапов говорит, что проект уже вышел на самоокупаемость.

Erfid работает не только в России, но и за рубежом. По словам Вагапова, около 30% клиентов компании — иностранцы. «Рынок интернета вещей в целом и радиочастотной идентификации в частности развивается несколько медленнее, чем мы ожидали. Но мы все понимаем, что за этим огромное будущее», — уверен Вагапов. ​​
Еще 6 фото
Фотогалерея