Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Железнодорожная логика
Лента новостей 6:42 МСК
С тонущего у берегов Аляски рыболовецкого судна эвакуировали 46 человек Общество, 05:44 В Минфине Украины назвали «политическим» выданный Россией кредит в 3 млрд Политика, 05:20 «Эльдорадо» займется продажей сантехники Бизнес, 04:59 Двое подростков погибли в результате ДТП на Сахалине Общество, 04:01 Apple вновь столкнулась с падением продаж iPhone Бизнес, 03:25 Обама допустил возможность влияния России на выборы президента США Политика, 03:14 Президент Абхазии внес в парламент представление об отставке генпрокурора Политика, 02:24 Демократы утвердили Хиллари Клинтон кандидатом в президенты США Политика, 02:11 Двое из захвативших полицейский участок в Ереване сдались властям Политика, 01:39 В Абхазии во время туристического похода погиб житель Санкт-Петербурга Общество, 01:16 В США обнародовали первые данные расследования смертельной аварии Tesla Технологии и медиа, 00:54 За сутки к режиму перемирия в Сирии присоединились более 40 поселений Политика, 00:20 Власти установили личность одного из напавших на церковь в Нормандии Общество, Вчера, 23:58 СМИ назвали причину обысков у главы ФТС Политика, Вчера, 23:42 Участники «Всеукраинского крестного хода» добрались до Киева Общество, Вчера, 23:15 Схема «Трех китов»: чем новый конфликт силовиков напомнил дело 2000-х Политика, Вчера, 22:42 Более 40% россиян заявили о нехватке денег на еду и одежду Экономика, Вчера, 22:38 Число жертв взрыва на заводе в Азербайджане выросло до двух человек Общество, Вчера, 22:07 Отстранение именем федерации: кто не едет на Олимпиаду в Рио Общество, Вчера, 22:07 При перестрелке в столице Ингушетии погиб капитан полиции Общество, Вчера, 21:50 На Ставрополье убили замначальника регионального управления ФСБ Политика, Вчера, 21:42 «Роснефть» вне запретов: почему госкомпания подала заявку на «Башнефть» Бизнес, Вчера, 21:30 Пассажирский автобус упал в овраг на западе Азербайджана Общество, Вчера, 21:21 В городах России прошли митинги против «пакета Яровой» Политика, Вчера, 21:11 Кто такой Андрей Бельянинов Общество, Вчера, 21:10 HSBC назвал четыре сценария для инвесторов после выборов в США Экономика, Вчера, 21:04 Порошенко обсудил с Меркель и Олландом эскалацию ситуации в Донбассе Политика, Вчера, 20:55
Газета № 022 (2278) (0902) 9 фев, 00:25
Петр Нетреба
Железнодорожная логика
Правительство дописывает план
Фото: Олег Яковлев/РБК

РБК ознакомился с последней версией антикризисного плана, которую покажут 10 февраля Владимиру Путину.

ФНБ попал под кризис

Правительство рассматривает Фонд национального благосостояния (ФНБ) как источник финансирования антикризисных мер. Это следует из последней версии антикризисного плана, с которой удалось ознакомиться РБК, — она подготовлена в правительстве к обсуждению у президента Владимира Путина 10 февраля. В предыдущих версиях ФНБ не фигурировал.

Проектом антикризисного плана предлагается в марте 2016 года выделить 39,8 млрд руб. из ФНБ на закупку порядка 292 локомотивов. Деньги могут быть выделены «в рамках реализации инвестиционного проекта ОАО «РЖД» на приобретение тягового подвижного состава». В плане отмечается, что благодаря этой мере сохранятся 60 тыс. рабочих мест на локомотивостроительных заводах и у производителей комплектующих для тягового подвижного состава.

Деньги ФНБ на закупку локомотивов и так были обещаны «Российским железным дорогам» в 2014 году. Паспортом инвестпроекта, утвержденного еще до кризиса, предусмотрен объем капитальных вложений — 203,6 млрд руб. на 2015–2017 годы. Согласно данным Счетной палаты, в 2015 году предполагалось выделить из ФНБ 60,2 млрд руб., или 29,6% стоимости проекта. За средства ФНБ РЖД обещало расплатиться своими облигациями со сроком обращения 25 лет и с минимальной доходностью на уровне «инфляция + 1%». В 2016–2017 годах инвестпроект предполагал использование собственного капитала ОАО «РЖД» — 143,4 млрд руб., или 70,4% стоимости проекта (то есть выделения средств из ФНБ после 2015 года, по данным Счетной палаты, не предполагалось). Всего в 2015–2017 годах РЖД собиралось приобрести 1508 локомотивов.

РЖД в 2015 году полностью получили 60,2 млрд руб., предназначавшихся из ФНБ, подтверждает представитель монополии. Но, по его словам, в ноябре 2015 года правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2016 год, в которой предусмотрено 39,8 млрд руб. из ФНБ на покупку локомотивов, — такая же сумма сейчас появилась в антикризисном плане, но не указано, идет ли речь о тех же самых деньгах или о новых. «Нам правительство инвестпрограмму одобрило, поэтому ждем денег», — сказал РБК представитель РЖД. Собственные средства РЖД на этот проект в 2016 году составят 29,2 млрд руб., говорит он.

Счетная палата в августе 2015 года указывала, что темпы, с которыми снижаются объемы приобретения импортозависимой продукции, не позволят обеспечить полную независимость РЖД от поставок импортных комплектующих в трехлетнем периоде реализации проекта по приобретению тягового подвижного состава. Кроме того, по мнению палаты, «реализация инфраструктурного проекта за счет средств ФНБ фактически не является поддержкой отечественного производителя». Дело в том, что по различным сериям тепловозов и электровозов, которые приобретает РЖД, от 60 до 80% предполагает покупку импортозависимой по комплектующим продукции, говорилось в отчете Счетной палаты.

Представители Минфина и Минэкономразвития в понедельник не пояснили, идет ли речь о новой статье расходов из ФНБ или это просто попытка дополнительной защиты докризисных обещаний правительства. Тем не менее в списках антикризисного плана РЖД оказалось единственной компанией из получателей средств ФНБ на инфраструктурные проекты.

Планы дорожают

По мере поступления в правительство антикризисных заявок от ведомств стоимость антикризисного плана постепенно увеличивается. По состоянию на понедельник, 8 февраля, общая стоимость плана оценивается в 827,42 млрд руб. (собственная оценка правительства). Первые варианты, с которыми знакомился РБК, оценивались в 737 млрд руб.

В последней версии предложено четыре источника финансирования. За счет действующего бюджета предлагается профинансировать 446,87 млрд руб. В основном это бюджетные кредиты регионам (310 млрд руб.) и поддержка автопрома на 86 млрд руб. Антикризисный фонд может составить 297,4 млрд руб. Но сам фонд правительством пока еще не создан. Еще 136,65 млрд руб. предлагается изыскать «в ходе исполнения бюджета». То есть это те деньги, которые могут появиться у правительства в результате секвестра текущих бюджетных расходов (его правительство пока не провело). Последний источник финансирования, указанный в материалах правительства, — это средства ФНБ на сумму 39,8 млрд руб.

В документах по антикризисному плану не указывается, исходя из каких макроэкономических условий возможно планируемое финансирование. Сообщение газеты «Коммерсантъ» о том, что антикризисный план на этот год рассчитан исходя из средней цены Urals в $40 за баррель, дефицита федерального бюджета в 5,1% ВВП, приватизации на 0,9 трлн руб., собеседники РБК в правительстве опровергли. По их словам, план рассчитывался без привязки к макроэкономическим условиям.

2 февраля Минфин опротестовал значительную часть предложенных антикризисных расходов, но они все равно попали в последнюю версию плана. Наиболее дорогая заявка, не поддержанная Минфином, предполагает дополнительное финансирование сельского хозяйства на 23 млрд руб. Тогда ведомство не поддержало и дополнительное субсидирование скидки на сельхозтехнику, приобретаемую у отечественных производителей (10 млрд руб.), а также очередную докапитализацию ОАО «Росагролизинг» (2 млрд руб.). В последней версии плана поддержка сельского хозяйства не уменьшается. Теперь в план включена заявка на докапитализацию Россельхозбанка на 10 млрд руб.

При этом первая часть плана все больше напоминает попытку отраслевых лоббистов создать статьи, защищенные от сокращения в действующем бюджете. Пунктов, предусматривающих прямую финансовую поддержку отдельных предприятий, становится все больше. Например, появилась заявка на поддержку из антикризисного фонда на 1 млрд руб. ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» (входит в группу Уралвагонзавода). Цель — «недопущение прекращения производственной деятельности и возникновения негативного социального эффекта для Челябинской области». Гарантий, что все эти пункты отразятся в пересмотренном бюджете на 2016 год, в правительстве не дают. Наоборот, как стало известно РБК, во вторник первый вице-премьер Игорь Шувалов намеревался провести совещание по изменению структуры бюджета. До этого об изменении самой структуры бюджета в Белом доме не говорили.