Лента новостей
Россиянин Никита Кучеров стал лучшим бомбардиром сезона в НХЛ 08:06, Статья Экспорт российского газа в ЕС по «Турецкому потоку» остался рекордным 08:00, Статья Минобороны назвало возможную причину падения Ту-22М3 на Ставрополье 07:47, Статья Глава Ставрополья рассказал о состоянии летчиков после крушения самолета 07:34, Новость Economist сообщил о способном долететь до Сибири украинском дроне 07:31, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 07:30, Онлайн Над Черным морем сбили три ракеты ATACMS 07:26, Статья Губернатор сообщил о падении самолета в Ставропольском крае 07:12, Статья NYT узнала, по какой цели в Иране ударил Израиль 07:04, Статья Размер закрытой части бюджета достиг 22,6% 07:00, Статья «Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей 07:00, Статья Главу приморского города обвинили в смерти женщины из-за сломанного судна 06:34, Новость ЦРУ предупредило о риске поражения Украины к концу 2024 года 06:15, Статья Российские военные уничтожили воздушную цель у Севастополя 05:55, Новость Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% 05:39, Новость Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США 04:57, Новость Израиль нанес удар по Ирану 04:52, Статья Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля 04:46, Новость
Газета
Поможет ли Транстихоокеанское партнерство мировой торговле
Газета № 021 (2277) (0802) Общество,
0

Поможет ли Транстихоокеанское партнерство мировой торговле

Фото: из личного архива/РБК
Фото: из личного архива/РБК

Создание нового масштабного альянса ТТП несет в себе как возможности, так и риски для мировой экономики, которые во многом будут определяться воздействием данной группировки на китайскую экономику.

Эпоха трансконтинентальных альянсов

В мировой экономике количественный рост интеграционных группировок в последние десятилетия вступает в качественно новую стадию, которую можно охарактеризовать как создание трансконтинентальных блоков или мегарегиональных торговых соглашений.

4 февраля завершены переговоры о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП): в него входят 12 стран, ведущую роль играют США. На ТТП приходится более 1 млрд населения и около 40% мирового ВВП. Ведутся также переговоры о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) между США и ЕС. Оно охватит почти 800 млн человек и более 50% мирового ВВП. При этом растут опасения относительно рисков для мировой экономики и ее регулирования, которые порождаются таким развитием регионализма.

В январе 2016 года Всемирный банк опубликовал доклад «Перспективы глобальной экономики», в котором приводится прогноз развития ТТП. В соответствии с оценками авторов макроэкономические эффекты данного соглашения позволят к 2030 году увеличить ВВП стран-участников на 1,1%, а объем торговли — на 11%. Наибольшую выгоду получат Вьетнам и Малайзия (10 и 8% ВВП соответственно) за счет снижения тарифной и нетарифной защиты крупных рынков, таких как США, Канада, Австралия.

Страны, входящие в НАФТА (североамериканская зона свободной торговли), к 2030 году ожидает лишь незначительный положительный эффект на уровне 0,6% ВВП. Причины — размер экономики и относительно невысокий уровень торговли со странами Тихоокеанского региона.

Наибольшие потери испытают страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Таиланд — 0,9% ВВП, Южная Корея — 0,3% ВВП. Эффект для России, по мнению Всемирного банка, нулевой.

При относительно невысоких абсолютных эффектах для экономики США зачем данная инициатива нужна американцам?

Соглашение продвигает интересы американских корпораций инновационных секторов экономики (биофармацевтика, IT, электроника) на азиатско-тихоокеанских рынках. В ходе переговоров США отстаивали положения о защите интеллектуальных прав собственности, унификации санитарных и фитосанитарных мер, экологических стандартов, создавая таким образом комфортную площадку для своих производителей. Экономические выгоды для американских компаний в большей степени концентрируются в инвестиционной сфере, нежели исключительно в области торговых дивидендов. Отсюда вытекает следующий мотив.

США имеют все шансы стать центром разработки правил торговли, стандартов, технических регламентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. При заключении еще и ТТИП с Евросоюзом действующая относительно сбалансированная и компромиссная система регулирования мировой торговли в рамках ВТО фактически подменяется новой, основанной на доминировании двух крупнейших «мегаблоков».

Кроме того, ТТП позволяет США опередить их главного конкурента в регионе — КНР. Но именно в этом китайском аспекте, возможно, заключен самый важный вопрос по отношению к дивидендам для США, Тихоокеанского региона и всей мировой экономики от создания ТТП.

Тихоокеанский разлом

Создание крупнейшего в мире торгового блока, не включающего Китай и Россию, равнозначно созданию экономических разделительных линий в регионе, от которого во многом зависит рост мировой экономики. Неучастие Китая в ТТП ухудшает ситуацию с рынками сбыта в условиях, когда именно экспорт на протяжении десятилетий являлся основным источником высокого экономического роста. В результате для Китая затрудняется «переключение скоростей» от экономического роста, основанного на экспорте и инвестициях, в пользу роста потребительских расходов.

Именно от Китая во многом зависят сегодня динамика мировой экономики, динамика цен на сырье и стабильность мировых финансовых рынков, и потеря им торгово-
экономических позиций в Тихоокеанском регионе может оказать негативное воздействие на глобальный экономический рост.

В условиях, когда ключевая подпорка для глобального экономического роста начинает демонстрировать признаки нестабильности, потеря Китаем своих позиций в торговой сфере может обострить опасения по поводу перспектив китайского роста и повысить волатильность на финансовых рынках. При этом негативное воздействие на китайскую и глобальную экономику будет происходить не только по торговым, но и по инвестиционным каналам, что не в полной степени учитывается в рамках существующих исследований эффекта создания ТТП. Статический анализ влияния на китайскую экономику не учитывает и эффект от расширения ТТП, и увеличение эффекта отклонения торговли после возможного вступления в ТТП таких крупных игроков, как Индонезия, Таиланд и Южная Корея.

Хронически медленный рост

В более общем плане формирование ТТП и ТТИП — это своего рода перезагрузка мировой экономики, ее переформатирование, которое может привести к ослаблению экономического взаимодействия Китая и США. Во многом устойчивость мировой экономики и ее рост обеспечивались в течение последних десятилетий интенсификацией как торгового, так и инвестиционного взаимодействия двух стран, при этом Китай играл ключевую роль в финансировании внешних дефицитов США. Без стабилизации или восстановления экономического роста Китая низкие темпы роста мирового хозяйства могут приобрести хронический характер.

Негативное воздействие ТТП на экономический рост Китая, который является крупнейшим торговым партнером России после Евросоюза, может отрицательно повлиять и на российскую экономику. Снижение траектории экономического роста Китая может воздействовать на сырьевые цены, что чувствительно сказывается на российской экономической динамике. Наконец, дивиденды от создания ТТП для России необходимо оценивать также с точки зрения перспектив и возможностей создания нашей страной торгово-экономических альянсов в Тихоокеанском регионе.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.