Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Индейка на взлете
Лента новостей 18:28 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 57,99 Продажа 58,07 EUR НАЛ. 61,00 61,10 Госдума одобрила перевод бюджетников на карты «Мир» Финансы, 17:56 Чайка отправил в Совет Федерации обращение об увольнении замгенпрокурора Политика, 17:52 «Роснефть» поручилась на $11 млрд за неназванных контрагентов Бизнес, 17:42 В Турции женщинам-офицерам разрешили носить хиджабы Общество, 17:42 Спикер Госдумы и его заместители перевели зарплаты на карту «Мир» Финансы, 17:42 Леонид Михельсон пообещал акционерам НОВАТЭКа рост дивидендов Бизнес, 17:37 В Петербурге встречи депутатов с избирателями приравняли к митингам Политика, 17:23 Экс-глава «РИА Новости» покинула пост старшего вице-президента Сбербанка Финансы, 17:18 Контракт президента МТС продлили до 2020 года Технологии и медиа, 17:06 Обесценение активов в Ираке принесло «Газпром нефти» 14 млрд руб. убытка Бизнес, 17:02 Курс евро на завтра  17:01 EUR ЦБ 60.4535 -0.7555 Курс доллара на завтра  17:01 USD ЦБ 57.4762 -0.3828 Полиция допросила подчиненных Ле Пен по делу о финансовых махинациях Политика, 16:59 Президент Южной Осетии предложил назвать улицу в Цхинвали именем Чуркина Политика, 16:53 МЧС предупредило москвичей о сильной гололедице 23 февраля Общество, 16:49 Захарченко заявил о росте спроса на паспорта ДНР в «десятки раз» Политика, 16:45 В Кремле рассказали о турне Путина в Центральную Азию Политика, 16:30 Генпрокуратура возобновила проверку по заявлению Дадина о пытках в ИК-7 Политика, 16:13 Роскомнадзор включил первые новостные агрегаторы в свой реестр Технологии и медиа, 16:11 Шойгу заявил о размещении дивизии на Курилах в 2017 году Политика, 16:11 Кремль сообщил об отсутствии переговоров по встрече Путина и Трампа Политика, 16:01 Путин подписал закон о штрафах за отказ блокировать запрещенные сайты Технологии и медиа, 15:49 Мир своими силами: как страны Ближнего Востока учатся вести переговоры Василий Кузнецов Руководитель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Мнение, 15:44 Шойгу рассказал о российских войсках информационных операций Политика, 15:41 «СТС Медиа» получит права на «Мир Дикого Запада» и другие сериалы HBO Технологии и медиа, 15:34 Парламент Ингушетии одобрил закон о запрете оправдания Сталина Политика, 15:32 Шойгу предложил отказаться от «бесконечной милитаризации» России Общество, 15:32
Газета № 008 (2264) (2001) 20 янв 2016, 00:25
Екатерина Бурлакова
Индейка на взлете
Как производители мяса птицы выиграли от кризиса
Фото: AP

Из-за девальвации рубля и падения доходов россиян падают импорт мяса и его потребление. Но менее традиционным для России категориям мяса кризис сыграл на руку: производство индейки в 2015 году выросло на треть.

Кому без мяса хорошо

Из-за снижения доходов населения потребление мяса в России уже два года снижается: в 2015 году оно по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 3%, до 10,3 млн т, в 2014 году — на 2%, хотя до этого начиная с 2009 года непрерывно росло. По некоторым видам мяса падение особенно заметно: например, говядины в 2015 году россияне стали покупать примерно на 10% меньше, рассказал РБК президент мясного совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушег Мамиконян. Потребление мяса падает на фоне девальвации рубля и резкого снижения импорта: за 10 месяцев 2015 года, по данным Центра международной торговли Москвы, импорт мяса и субпродуктов упал на 31,5%, до 921 тыс. т. В деньгах импорт упал еще больше — на 42,7%, до $2,5 млрд.

Но есть и мясные категории, которым спад импорта сыграл на руку. В последнее время растет производство «нетрадиционных видов птицы» — индейки, утки, гусей, ответил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Самый большой прирост показала индейка: производство в 2015 году, по данным Минсельхоза, увеличилось на 34,9%, до 205 тыс. т. Всего за последние десять лет, по оценке аналитического агентства Global Reach Consulting (GRC), производство индейки выросло в 8 раз (см. график). Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтверждает рекордный рост производства индейки в 2015 году, но обращает внимание на низкую базу. Юшин напоминает, что десять лет назад Россия выпускала «смешные» 28 тыс. т этого мяса, с тех пор потребление индейки в стране выросло с 200 г на человека до 1,5 кг в год. Есть куда расти и дальше: потребление индейки в США — 9 кг на человека, в Великобритании — 7 кг, в Европе — 4–5 кг, приводит данные Юшин.

Важная птица

«Лет восемь назад все смеялись, никто ничего не хотел про индейку слышать. А сейчас все кому не лень занимаются индейкой. Мы раскачали рынок», — уверен основатель крупнейшего в России производителя индейки «Евродон» Вадим Ванеев. В 2003 году Ванеев запустил первое в стране крупное промышленное производство индейки. Сейчас «Евродон» производит почти 20% всей индейки в России: его предприятия в 2015 году выпустили 37,6 тыс. т в убойном весе. К началу 2017 года инвестиции в производство, по словам Ванеева, достигнут 30 млрд руб. В 2014 году (более свежих данных нет) выручка основного предприятия группы ООО «Евродон», по данным СПАРК, выросла на 14,2%, до 4,75 млрд руб., чистая прибыль составила 333 млн руб.

Несколько лет назад индейкой решили заняться и другие крупные мясопереработчики. В 2012 году свои проекты производства индейки независимо друг от друга начали основатель группы «Черкизово» Игорь Бабаев и его двоюродный брат Наум Бабаев. Компания «Дамате», основанная в 2012 году Наумом Бабаевым, стала вторым крупнейшим производителем индейки в России. В 2015 году компания выпустила 34,7 тыс. т индейки в убойном весе.

«Черкизово» в 2012 году подписало соглашение о создании в Тамбовской области совместного предприятия с испанской Grupo Fuertes. «Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продуктов мясопереработки, — говорил тогда «Эксперту» генеральный директор «Черкизово» Сергей Михайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки». Партнеры решили построить интегрированное предприятие полного цикла, включающее всю производственную цепочку от выпуска комбикорма до убоя и переработки. Мощность комплекса должна составить 40–50 тыс. т продукции в год с возможностью дальнейшего увеличения. Объем инвестиций — более 7 млрд руб. Первая продукция «Тамбовской индейки» поступит в розницу уже к концу лета 2016 года, рассказала представитель «Черкизово» Марина Каган.

В последние годы было заявлено еще около 50 небольших проектов по производству мяса индейки, говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев​, хотя большинство из них так и не было реализовано.

Ванеев отмечает, что процесс выращивания индейки длительнее, чем курицы: 105–140 дней против 38 дней, но рентабельность производства индейки выше. Раньше Ванеев говорил, что по своим проектам закладывает срок окупаемость десять лет. По данным журнала «Эксперт», группа «Черкизово», запуская свой проект производства индейки, ориентировалась на рентабельность по EBITDA выше 30%. Общая рентабельность по скорректированной EBITDA в птицеводстве у «Черкизово» в 2014 году составила 24%.

Вместо свинины и говядины

Индейка перестает быть нишевым продуктом, ассортимент продуктов из нее с каждым годом существенно расширяется, и в некоторых супермаркетах она уже занимает отдельную полку, считает Альберт Давлеев. Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») подтверждает рост спроса на индейку. В супермаркетах торговой сети «Перекресток» продажи индейки в 2014 году увеличились на 30%, в 2015‑м — на 20%, говорит представитель Х5. В итоге доля индейки в продажах всей мясной категории сети «Перекресток» выросла с 13% в 2014 году до 20% в 2015‑м.

Высокая доля продаж и большой ассортимент индейки характерны именно для формата супермаркетов, поскольку это довольно дорогой продукт, отмечает Сергей Юшин: стоимость филе грудки индейки в супермаркете обычно начинается от 400 руб./ кг, а филе куриной грудки — от 250 руб./кг, приводит цифры Юшин. У «Дикси Групп» в супермаркетах «Виктория» представлено 11 наименований продукции из индейки, а в дискаунтерах «Дикси» — только четыре. При этом конкурирует индейка скорее не с курицей, а с более дорогими говядиной и свининой, которые начала заменять в кризис, считают Давлеев и Мамиконян.