Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Глава МИДа рассказал о прошедшей «без политизации» встрече с Тиллерсоном 02:52, Политика Лавров рассказал Джонсону о готовности России к «встречным шагам» 02:31, Политика Стали известны имена попавших в ДТП с командующим ВДВ военных 02:26, Общество Крупное землетрясение на юге Мексики 01:56, Фотогалерея  ЦБ подготовился к санации Бинбанка 01:55, Финансы Третьего подозреваемого в теракте в метро Лондона задержали в Уэльсе 01:53, Общество В Подмосковье лишили мандата депутата от «Яблока» 01:34, Политика За выдуманного преемника Путина согласились проголосовать 18% россиян 01:16, Политика Apple выпустила новую операционную систему iOS 11 00:55, Технологии и медиа В Польше насчитали почти 1 млн работающих в стране украинцев 00:30, Политика Число жертв землетрясения в Мексике превысило 40 человек 00:09, Общество Миллиардер Брэнсон пообещал помочь Карибам после урагана «Ирма» 19 сен, 23:46, Общество Нетаньяху предложил Ирану дружбу и сослался на здравый смысл пингвинов 19 сен, 23:43, Политика Бюджет сэкономит на пенсиях 560 млрд руб. за два года 19 сен, 23:07, Экономика Землетрясение магнитудой 7,1 в Мексике привело к жертвам и разрушениям 19 сен, 23:02, Общество Спасительный триллион: зачем ЦБ прокредитовал «Открытие» 19 сен, 22:57, Финансы Делегация России покинула зал Генассамблеи ООН перед речью Грибаускайте 19 сен, 22:45, Политика Случайный пуск: кто ответит за выстрел вертолета на учениях «Запад-2017» 19 сен, 22:42, Общество Подозреваемого в нападении на главу штаба Навального в Москве задержали 19 сен, 22:37, Общество В Москве закрыли для пассажиров станции метро «Китай-город» 19 сен, 22:11, Общество ФСБ и Роскомнадзор начали борьбу с кэшем Google 19 сен, 22:02, Технологии и медиа В Москве совершили покушение на бизнес-партнера Марины Сечиной 19 сен, 21:55, Общество После побега обвиняемого из зала суда в Москве начали проверку 19 сен, 21:40, Общество В «Системе» назвали апелляцию условием для мирового соглашения 19 сен, 21:18, Бизнес Японский Nissan вышел из состава акционеров АвтоВАЗа 19 сен, 21:17, Бизнес Forbes включил Мильнера в список 100 величайших бизнес-умов современности 19 сен, 21:08, Бизнес Отец «пьяного» мальчика подал новое заявление после проведения экспертизы 19 сен, 21:04, Общество Трамп в ООН предостерег от вмешательства в дела других стран 19 сен, 20:50, Политика
Впервые в минусе
Газета № 007 (2263) (1901) Общество, 19 янв, 2016 00:25
0
Впервые в минусе
Почему 2015 год оказался худшим в истории «М.Видео»
Фото: Reuters

Ни открытие новых магазинов, ни распродажи не спасли продавца бытовой техники «М.Видео»​ от падения рублевой выручки впервые в его публичной истории — с 2007 года. Провал в продажах грозит всем непродуктовым ретейлерам.

Падает лучше рынка

Выручка крупнейшего непродовольственного ретейлера «М.Видео», специализирующегося на продажах бытовой техники и электроники, в 2015 году в сравнении с 2014-м снизилась на 5,5%, до 162,6 млрд руб. (без НДС), сообщила свои неаудированные показатели компания в отчете в понедельник. «М.Видео»​ — это крупнейший российский непродовольственный ретейлер, и с 2007 года, когда компания стала публичной, она ни разу не показывала падение продаж по году. Даже в 2009-м ретейлер показал небольшой — 1,4%, но рост выручки.

Низкие результаты 2015 года и его четвертого квартала — с проседанием продаж на 23,1%, до 51,9 млрд руб., — ретейлер в пресс-релизе объяснил в первую очередь высокими продажами четвертого квартала 2014 года.

Тогда аномально высокий спрос потребителей на бытовую технику и электронику объяснялся падением рубля — потребители решили потратить свои накопления, пока они еще больше не обесценились.

Продажи четвертого квартала 2014-го для «М.Видео» действительно были рекордными: выручка компании тогда выросла на 52%, до 83 млрд руб.

«При этом практически весь 2015 год (за исключением декабря) продажи компании сохраняли положительную динамику на фоне снижения объемов рынка бытовой техники и электроники в России», — говорится в сообщении компании. Однако инвесторов такие объяснения плохих показателей всего 2015 года, судя по всему, убедили не до конца: бумаги «М.Видео» на Московской бирже в понедельник подешевели на 0,36% к предыдущему закрытию, капитализация составила 45,1 млрд руб.

«Снижение оборота всего рынка и выручки «М.Видео» было ожидаемо как минимум из-за эффекта высокой базы сравнения, — признает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. — Фактически в декабре 2014 года на волне резкого ослабления курса рубля потребители ажиотажно удовлетворили большую долю своих потребностей в покупках электроники и бытовой техники, планируемых на грядущий год, при этом инфляция цен в течение 2015 года еще больше снизила доступность товаров этого сегмента для покупателя». «Реальные доходы населения для нас важнее, чем курс доллара, — говорил президент «Евросети» Александр Малис в интервью РБК в середине января. — ​Когда человек заплатит за еду, детский сад, квартиру, у него что-то останется или нет в кошельке? Сегодня мы видим, что в среднем у человека остается все меньше, меньше и меньше. Планы мы всегда выстраиваем из самого плохого. Будет хорошо — и слава богу, но когда мы планируем, мы исходим из максимально негативного сценария».

Ранее аналитики GfK прогнозировали, что продажи бытовой техники и электроники в России в 2015 году просядут на 12,3%, до 1,159 трлн руб., а в 2016 году рынок ужмется еще до 1,136 трлн руб. Согласно прогнозу GfK, на уровень 2014-го — 1,302 трлн руб. — продажи вернутся только в 2019-м.

Прогнозу GfK соответствует падение сопоставимых продаж (в магазинах, проработавших не менее года) «М.Видео». Они в 2015 году просели на 12,7%. Меньшее падение общих продаж ретейлер показал благодаря работе новых магазинов: так, в прошлом году «М.Видео» продолжала экспансию и открыла 20 новых гипермаркетов. На конец декабря сеть объединяла 378 гипермаркетов в 161 городе России, и в 2016 году ретейлер по плану откроет до 20 новых гипермаркетов.

Положительные результаты по продажам «М.Видео» показала в интернет-сегменте: онлайн-продажи ретейлера в 2015-м год к году увеличились на 12,5%, до 17,3 млрд руб. В результате доля интернет-продаж в обороте компании по году составила 11%. Компания стремится к доле 25–30% от оборота, говорил ранее президент и основной владелец «М.Видео» Александр Тынкован. «Команда по-прежнему нацелена на то, чтобы в сложившихся условиях наращивать нашу долю рынка и показывать результаты, превосходящие динамику отрасли в целом, как в традиционной рознице, так и в интернете», — процитирован Тынкован в сообщении компании.

«М.Видео» — единственный публичный игрок российского рынка бытовой техники и электроники. Другие крупные игроки — «Эльдорадо», «Техносила», «Связной» — обещают раскрыть свои финансовые результаты позже.

 

Едят, но меньше

«М.Видео» стал вторым из публичных ретейлеров, отчитавшихся по итогам 2015 года. Первый, «Магнит», показал рост продаж на на 24,3%, до 947,8 млрд руб. Однако для быстрорастущего «Магнита» этот показатель прироста выручки оказался самым провальным за последние десять лет: даже в 2009-м рост был больше и составил 28,1%. В 2015 году из-за падения реальных располагаемых доходов населения и последовавшим сокращением потребления в физических объемах результаты компании не дотянули даже до нижней границы ее собственного прогноза — топ-менеджмент компании ожидал роста выручки на 26–28%. По прогнозам «ВТБ Капитала», второй по выручке ретейлер России Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») должен показать прирост выручки на 28%, «О’кей» — на 5%. Как ожидали сами компании, выручка ГК «Дикси» в 2015 году должна была вырасти на 16–20%, у «Ленты» — на 29–33%.

Хотя крупнейшие продуктовые ретейлеры, скорее всего, покажут рост выручки, россияне стали гораздо более экономными в тратах на еду. Доля российских потребителей, перешедших на недорогие товары, достигла в четвертом квартале 2015 года рекордного уровня — 70%, показал опрос «Потребительский индекс Иванова» Сбербанк CIB. И почти каждый четвертый респондент (23%) в целом «сократил объемы потребления еды».

В последнем доступном в 2015 году ноябрьском мониторинге Минэкономразвития (МЭР) сообщило, что динамика падения оборота розничной торговли в России достигла рекордных за последние 20 лет значений. Совокупный оборот розничных предприятий обвалился на 11,7% год к году. За десять месяцев прошлого года показатель снизился на 8,8%, а по итогам года МЭР прогнозировало падение розницы в стране на 8,5%. В 2014 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составлял 26,12 трлн руб.

Если новое, то дешевое

Состояние макроэкономики оказывает серьезное давление и на другие сегменты потребительского рынка. Так, по данным исследовательской компании в индустрии моды Y-Consulting, в прошлом году в натуральном выражении рынок одежды сократился примерно на 14,5% относительно 2014 года. Хотя это лучше первоначального прогноза: в начале года Y-Consulting прогнозировала падение на 22–23%, отмечает генеральный директор Y-Consulting Дарья Ядерная. Поддержка продаж потребовала усилий от ретейлеров: «Они очень рано запустили новогодние распродажи в этом году, поэтому в целом год оказался не настолько плохим, как мы ожидали», — объясняет она.

В деньгах за год рынок вырос почти на 20%, до 3,6 трлн руб., продолжает Ядерная. «Из-за девальвации рубля за год цены на одежду выросли примерно на 25%, отсюда и рост, — комментирует она. — Еще в начале года мы прогнозировали рост на 4–5%, но тогда мы исходили из средневзвешенного курса доллара». Больше всего кризис повлиял на количество покупок, отмечает Ядерная. «Располагаемый бюджет покупателя все время сокращается, поэтому сокращается и число покупок, — говорит она. — Эта тенденция продолжится и в следующем году».

Рынок детских товаров в рублях за год вырос, но только примерно на 2%, оценивает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина: «Цены при этом выросли на 15–20%, то есть очевидно, что рост рынка произошел только за счет увеличения цен», — говорит она. Однако лидер рынка, «Детский мир», в течение года показывал результаты лучше среднерыночных: за девять месяцев 2015 года он нарастил сопоставимую выручку на 13,8%, а общая выручка увеличилась на 34,1%, до 40 млрд руб.

Рынок мебели в 2015 году упал в деньгах и в натуральном выражении примерно на 20%, оценивает совладелец крупной мебельной российской сети Hoff Михаил Кучмент: «Цены росли, но спрос смещался в сторону более дешевых сегментов, отсюда и падение, — объясняет он. — Из-за кризиса и падения покупательской способности свою бюджеты потребители все больше направляют на еду, а не на непродовольственные товары».