Лента новостей
На Украине возмутились переходом дочери Тутберидзе в академию Монреаля 12:47, Статья Пять провалов и одна победа: как улучшить стратегическое планирование 12:46, Статья «Мосгаз» предупредил о росте штрафов за нарушения с газовым оборудованием 12:46, Статья Глава харьковской администрации заявил о перебоях с телесигналом 12:44, Статья Полиция Молдавии напомнила о штрафах за георгиевскую ленту на 9 Мая 12:42, Новость Мигрант, который на машине преследовал девушек в Челябинске, извинился 12:36, Новость У «Сбера» рекорд по дивидендам. Сколько банк заплатит акционерам 12:32, Статья Силовики Молдавии остановили пятерых прибывших из Москвы оппозиционеров 12:27, Новость На Украине женщина получила 3 года за фиктивный брак для выезда за рубеж 12:22, Статья «Татнефть» анонсировала финальные дивиденды за 2023 год — ₽25,17 на акцию 12:19, Статья Кадры задержания участника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве 12:12, Новость В Федерации опровергли увольнение пятиборки из-за нейтрального статуса 12:12, Статья Золото подешевело на 2,8% и показало максимальное дневное падение за год 12:10, Статья В Литве начались крупные учения с участием солдат бундесвера 12:07, Новость «Росатом» опроверг данные о затоплении урановых скважин под Курганом 12:04, Статья Кадры столкновения двух вертолетов в Малайзии 12:02, Новость Reuters узнало сроки поставок новой военной помощи Украине 12:00, Статья Беспилотник атаковал село в Белгородской области 11:58, Новость
Газета
Почему корпорациям пока не нужны изобретатели
Газета № 228 (2245) (1012) Общество,
0

Почему корпорациям пока не нужны изобретатели

Многие госкомпании теперь обязаны закупать инновационную продукцию и услуги у представителей малого и среднего бизнеса. По факту, предпринимателям нечего предложить корпорациям. Как это исправить?

Крохи для малых

Попытки правительства использовать закупки госкомпаниями как инструмент повышения инновационности экономики вышли на новый уровень. Поправки в законодательстве обязывают 54 компании с госучастием не просто закупать товары, работы или услуги у малого и среднего бизнеса, но еще и резервировать в этих закупках не менее 2% для инновационной продукции.

Казалось бы, все логично. Закупки госкомпаний — это 17,5 трлн руб. (больше федерального бюджета). Если даже малая доля этого потока будет перенаправлена в сторону малого и среднего бизнеса, а оттуда попадет на инновационные рынки, то они оживут. Но не все так просто.

Прежде всего закупки инновационной продукции должны стать улицей с двусторонним движением. Да, государство директивно формирует спрос. А как насчет предложения? При наличии «Сколково», РВК, «Роснано», казалось бы, должно быть все в порядке.

Но подавляющее большинство инновационных компаний готово в лучшем случае предложить корпорациям прототип изделия. В крупнейшем акселераторе технологических стартапов GenerationS из 141 компании, попавшей в акселерацию, большинство находилось именно на стадии прототипа. Крупная же компания закупает то, что нужно в производственной цепочке, — станок, насос, комплектующие. От прототипа до серийного изделия дистанция огромного размера.

Вот и получается, что крупной компании предлагают вложиться в НИОКР, да еще и непрофильный. А если не получится? Кто будет отвечать — малое предприятие или менеджеры госкорпорации, за которыми следят и Счетная палата, и прокуратура, и ФАС, а с недавнего времени и корпорация развития малого и среднего бизнеса?

Имитация бурной деятельности

У корпораций в таких условиях есть два пути. Первый — имитация работы с малым и средним бизнесом. Путь непростой, так как количество проверяющих зашкаливает. Второй — системная работа, которая должна быть отражена в положении о внедрении инновационных решений, как того требует законодатель.

В помощь госкомпаниям Министерство экономического развития подготовило методические материалы, разработанные при участии членов Клуба директоров по науке и инновациям в ходе проекта «Инновационные закупки». Отправная точка в работе — сообщить рынку, что будет востребовано, и выстроить процесс общения заказчиков с разработчиками таким образом, чтобы они могли создать или доработать продукт под требования госкомпании. Как пример системного подхода можно привести «инновационные сессии» ГК «Ростех» и запрос на инновации, который подготовлен Объединенной двигателестроительной корпорацией.

Очень важно, чтобы критерием при отборе лучшего предложения на конкурсе была не цена приобретения, а экономический эффект от его применения. Такой подход требует внесения изменений в нормативные документы, прежде всего связанные с долгосрочными контрактами и определением «инновационного решения». Инновации «любой ценой» — это хорошая возможность для коррупционеров.

Инновации — это не только повышение эффективности, но и риск. Поэтому, говоря о принуждении к закупкам инноваций, важно помнить о механизмах снижения рисков. Оптимальное решение — создание доступных испытательных площадок для инновационной продукции, возможно частично финансируемых из бюджета. По словам участников трека электроэнергетики акселератора GenerationS, основной проблемой для них является невозможность испытать их изделия в реальных, а не лабораторных условиях.

Когда госкомпании запустят программы по развитию поставщиков, как сейчас это делает, например, ОАК, кластерная политика позволит появиться новым производствам. Инновационные центры в десятки раз увеличат «выпуск» стартапов. И сами корпорации раскроются для инноваторов. Тесная взаимосвязь инновационного, производственного и закупочного блока позволит повысить эффективность всей российской экономики.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.