Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Тариф «Монопольный»
Лента новостей 5:11 МСК
СК начал проверку сообщений о нападении на фельдшера скорой в Рязани Общество, 04:28 В Тюменской области при пожаре в частном доме погибли трое детей Общество, 03:38 Абэ пообещал предпринять вместе с США меры для сдерживания КНДР Политика, 02:58 Трампа проинформировали о запущенной с территории КНДР ракете Политика, 02:25 На испанском курорте автомобиль врезался в толпу пешеходов Общество, 02:02 Турчинов призвал создать непреодолимую крепость на востоке страны Политика, 01:39 СМИ узнали о частичном признании вины экс-главой Удмуртии Политика, 01:31 Объявлены победители кинофестиваля в Каннах. Фоторепортаж Фотогалерея, 01:12 Запущенная с территории КНДР ракета упала в экономической зоне Японии Политика, 00:40 В Британии задержали еще одного фигуранта дела о теракте в Манчестере Политика, 00:32 Дополнительные расходы на МВД в 6 раз превысят траты на здравоохранение Общество, 00:01 В Одесской области на берегу моря обнаружили десятки тел дельфинов Общество, Вчера, 23:51 Ростуризм призвал россиян на Шри-Ланке быть осторожными из-за ливней Общество, Вчера, 23:12 «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля получил фильм «Квадрат» Общество, Вчера, 21:19 В Москве из-за сильного ветра объявлен желтый уровень опасности Общество, Вчера, 21:12 Звягинцев с фильмом «Нелюбовь» получил приз жюри Каннского фестиваля Общество, Вчера, 20:58 Перенос дивидендов «Башнефти» поможет «Роснефти» сэкономить на налогах Бизнес, Вчера, 20:42 В Красноярском крае легкий самолет при посадке обесточил три поселка Общество, Вчера, 20:36 В Москве на станции метро «Парк Победы» произошло задымление Общество, Вчера, 19:44 СМИ опровергли сообщения о госпитализации Хворостовского Общество, Вчера, 19:40 После саммита G7 Меркель призвала европейцев не полагаться на других Политика, Вчера, 19:19 Микаил Шишханов покинул пост председателя правления Бинбанка Бизнес, Вчера, 19:17 В парке «Патриот» прошел второй слет движения юнармейцев Политика, Вчера, 18:55 В Турции перевернулся микроавтобус с российскими туристами Общество, Вчера, 18:36 На Сицилии без потепления: чем закончился саммит «Большой семерки» Политика, Вчера, 18:31 Сбербанк заплатит наибольшие дивиденды в банковском секторе Финансы, Вчера, 18:17 Неверов счел «провокацией» ситуацию с читавшим стихи мальчиком Общество, Вчера, 18:14 В Манчестере задержали 14-го подозреваемого по делу о теракте Политика, Вчера, 18:07
Газета № 228 (2245) (1012) 10 дек 2015, 00:25
Ольга Лукина
Тариф «Монопольный»
«Аэрофлот» получил предупреждение ФАС из-за роста цен на билеты
Фото: РИА Новости

ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту». Получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев.

Устное предупреждение

В среду, 9 декабря, Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»).

Когда у второй по объему перевозок российской авиакомпании «Трансаэро» 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта, Росавиация передала 53 зарубежных маршрута «Трансаэро» «Аэрофлоту», ФАС выступала против того, чтобы отдавать компании сразу все направления, добавил Артемьев. «Там, где конкуренция — отдать «Аэрофлоту», чтобы он свои убытки таким образом компенсировал. Но отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — описал ситуацию руководитель ведомства.

Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС. По его словам, сейчас ведомство проводит анализ направлений «Аэрофлота» «с точки зрения доминирования компании». Он добавил, что в результате может быть «поставлен вопрос о возвращении... к этому решению». Ситуация обсуждалась с «Аэрофлотом», отметил Артемьев.

ФАС наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка «Трансаэро», пояснил РБК представитель ведомства. По его словам, уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок и привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. Одновременно увеличилась загрузка самолетов оставшихся компаний (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%). До ухода «Трансаэро» часть билетов, выставлявшаяся авиакомпаниями по более высокой цене в тарифной сетке, оставалась нераспроданной, а теперь, когда при сохранении спроса предложение сократилось, пассажирам приходится их приобретать, поясняет представитель службы. В результате средняя цена авиабилета выросла, говорит он.

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать претензии ФАС. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии. Все направления конкурентны, за исключением пары, откуда ушла «Трансаэро», но и на них теперь появятся другие авиаперевозчики, говорит источник РБК. Он подчеркивает, что «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. на развоз пассажиров «Трансаэро» и обеспечение работы компании в сентябре—октябре по решению правительства. «Кто-то должен это компенсировать, и было решено, что на этих направлениях за несколько лет «Аэрофлот» компенсирует убытки и наймет половину сотрудников «Трансаэро», возьмет в лизинг самолеты, которые предназначались для «Трансаэро», — поясняет источник.

Давний интерес

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.