Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Тариф «Монопольный»
Лента новостей 14:35 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  14:00   USD НАЛ. Покупка 65,00 Продажа 65,01 EUR НАЛ. 73,25 73,36 Российские паралимпийцы оспорят отстранение от игр в Рио в суде Швейцарии Общество, 13:51 Медведев распорядился обсуждать госзакупки на сумму более 1 млрд руб. Политика, 13:40 «Газпром нефть» списала 5 млрд руб. в Ираке Бизнес, 13:32 Путин объявил о проведении специальных соревнований вместо Паралимпиады Политика, 13:24 Эксперты ВШЭ заявили о «застрявшей» на дне экономике России Экономика, 13:24 СМИ сообщили о первом задержанном после обыска в подрядчике «Зенит Арены» Общество, 13:19 Захватчик банка в Москве полностью признал свою вину Общество, 13:18 Турецкая доля: зачем Эрдоган ввел войска в Сирию Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, 13:17 Власти Москвы предложили школьникам носить электронные браслеты Общество, 13:00 Глава департамента Минкультуры признал себя виновным в хищениях Общество, 12:52 Курс евро на завтра  12:51 EUR ЦБ 73.2135 +0.0061 Курс доллара на завтра  12:51 USD ЦБ 64.9459 +0.1319 Умерла французский модельер Соня Рикель Общество, 12:50 Участники тракторного марша на Москву вернулись домой Общество, 12:48 Привилегированные акции Сбербанка установили исторический рекорд Бизнес, 12:04 Туроператоры зафиксировали падение турпотока за границу третий год подряд Общество, 11:59 Турция сообщила о взятии повстанцами сирийского Джараблуса Политика, 11:58 Российским победителям Олимпиады вручат автомобили BMW X6 Общество, 11:17 Греф увидел признаки стабилизации экономики Финансы, 11:13 Reuters сообщил о новых турецких танках на территории Сирии Политика, 10:59 Mail.Ru Group купила контрольный пакет в онлайн-платформе GeekBrains Бизнес, 10:56 Сбербанк увеличил прибыль во втором квартале в 2,6 раза Финансы, 10:35 Захвативший заложников в Ситибанке бизнесмен объяснил СКР свои действия Общество, 10:21 Forbes назвал богатейшие семьи России Бизнес, 10:17 На российских наемников в Сирии потратили до 10 млрд руб. Политика, 09:57 Путин объявил внезапную проверку боеготовности вооруженных сил Политика, 09:46
Газета № 228 (2245) (1012) 10 дек 2015, 00:25
Ольга Лукина
Тариф «Монопольный»
«Аэрофлот» получил предупреждение ФАС из-за роста цен на билеты
Фото: РИА Новости

ФАС пригрозила возбуждением дела «Аэрофлоту». Получив маршруты «Трансаэро», госкомпания стала завышать цены на билеты, считает глава ведомства Игорь Артемьев.

Устное предупреждение

В среду, 9 декабря, Федеральная антимонопольная служба вынесла «Аэрофлоту» устное предупреждение из-за роста цен на билеты после ухода с рынка «Трансаэро», заявил журналистам глава службы Игорь Артемьев. «Декабрь — это спад авиационных перевозок на рынке, в это время тарифы падать должны, а не подниматься. А у нас все наоборот. Мало того что отдали 53 [направления «Трансаэро»], так еще и тарифы подняли. С какого такого?» — отметил руководитель ФАС (цитата по «Интерфаксу»).

Когда у второй по объему перевозок российской авиакомпании «Трансаэро» 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта, Росавиация передала 53 зарубежных маршрута «Трансаэро» «Аэрофлоту», ФАС выступала против того, чтобы отдавать компании сразу все направления, добавил Артемьев. «Там, где конкуренция — отдать «Аэрофлоту», чтобы он свои убытки таким образом компенсировал. Но отдали все чохом, создали кучу монополий, ну и только ленивый губернатор не писал о повышении тарифов», — описал ситуацию руководитель ведомства.

Если авиакомпания не изменит свою политику, за устным предупреждением может последовать письменное, а затем — возбуждение дела, не исключил глава ФАС. По его словам, сейчас ведомство проводит анализ направлений «Аэрофлота» «с точки зрения доминирования компании». Он добавил, что в результате может быть «поставлен вопрос о возвращении... к этому решению». Ситуация обсуждалась с «Аэрофлотом», отметил Артемьев.

ФАС наблюдает рост цен на авиабилеты с момента ухода с рынка «Трансаэро», пояснил РБК представитель ведомства. По его словам, уход компании с рынка пришелся на пиковый сезон авиаперевозок и привел к сокращению количества провозных емкостей, которые одномоментно невозможно заместить. Одновременно увеличилась загрузка самолетов оставшихся компаний (в некоторых случаях до 95% со средних 70–75%). До ухода «Трансаэро» часть билетов, выставлявшаяся авиакомпаниями по более высокой цене в тарифной сетке, оставалась нераспроданной, а теперь, когда при сохранении спроса предложение сократилось, пассажирам приходится их приобретать, поясняет представитель службы. В результате средняя цена авиабилета выросла, говорит он.

Представитель «Аэрофлота» не смог оперативно прокомментировать претензии ФАС. Но источник, близкий к совету директоров авиакомпании, говорит, что после ухода «Трансаэро» с рынка цены повысили все авиаперевозчики. «Если и повышали, то вместе с конкурентами, — говорит собеседник РБК. — Раньше «Трансаэро» демпинговала, продавала билеты ниже себестоимости. Теперь цены поднялись на уровень рентабельности». По его словам, ФАС не называет конкретных направлений, к которым у службы есть претензии. Все направления конкурентны, за исключением пары, откуда ушла «Трансаэро», но и на них теперь появятся другие авиаперевозчики, говорит источник РБК. Он подчеркивает, что «Аэрофлот» потратил 17 млрд руб. на развоз пассажиров «Трансаэро» и обеспечение работы компании в сентябре—октябре по решению правительства. «Кто-то должен это компенсировать, и было решено, что на этих направлениях за несколько лет «Аэрофлот» компенсирует убытки и наймет половину сотрудников «Трансаэро», возьмет в лизинг самолеты, которые предназначались для «Трансаэро», — поясняет источник.

Давний интерес

ФАС давно интересуется ценообразованием авиакомпаний. Так, летом 2014 года Федеральная антимонопольная служба предлагала наказывать авиакомпании за значительную разницу в цене билетов на одинаковые расстояния. Авиакомпании не согласились с этой инициативой. В начале 2014 года служба решила, что перевозчики обязаны за день до вылета не повышать цены на билеты, а наоборот, делать на них скидку 25%. Соответствующее предписание ФАС выписала восьми крупнейшим перевозчикам — «Аэрофлоту», «Трансаэро», S7 Airlines, UTair, «Уральским авиалиниям», «России» («дочка» «Аэрофлота»), NordWind и OrenAir в марте 2014 года. При этом Минтранс не поддержал инициативу Артемьева. Рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5–3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах, говорил РБК представитель Минтранса. В результате ни одна из авиакомпаний предписание выполнять не стала. «Аэрофлот» пытался оспорить его в суде, но безуспешно.

В 2010 году ФАС бралась искоренить практику продажи невозвратных авиабилетов — запрет должен был коснуться только отечественных авиаперевозчиков. За год до этого антимонопольной службой была объявлена проверка авиакомпаний на предмет возможного завышения цен на авиабилеты. Глава ведомства Игорь Артемьев остался недоволен тем, что существенное падение цен на авиационный керосин не привело к соответствующему снижению цен на билеты.