Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Доходная пятница
Лента новостей 3:22 МСК
Российские инспекторы выполнят наблюдательный полет над США Политика, 02:22 РЕН ТВ опубликовал комментарий Стерджеса о закрытии его выставки в Москве Политика, 01:49 В кофейне Starbucks в Лас-Вегасе произошла стрельба Общество, 01:17 В Петербурге после столкновения с буксиром частично затонул катер Общество, 00:23 Медведев впервые с 2014 года соберет почти всех иностранных инвесторов Бизнес, 00:01 Наталья Поклонская займется в Госдуме проверкой доходов депутатов Политика, 00:01 Структуры сенатора Канокова заинтересовались покупкой Кунцевского рынка Бизнес, 00:01 За базар в ответе: кому принадлежат известные столичные рынки Фотогалерея, 00:00 Сингапурский стартап купил 49% журнала Rolling Stone Технологии и медиа, Вчера, 23:51 Мужчина открыл огонь по прохожим в шведском Мальмё Общество, Вчера, 23:35 Полиция Венгрии назвала цель взрыва в Будапеште Общество, Вчера, 23:11 Сотрудников «Атомэнергомаша» госпитализировали с подозрением на облучение Общество, Вчера, 22:19 Чуркин допустил продолжение мирного процесса в Сирии Политика, Вчера, 21:50 При столкновении двух самолетов в США погибли три человека Общество, Вчера, 20:49 Больше займов, меньше резервов: что рассказал Минфин на финансовом форуме Экономика, Вчера, 20:29 Из-за пожара в подвале на северо-западе Москвы эвакуировали 175 человек Общество, Вчера, 20:29 Колеблющиеся Штаты: чего ожидать от дебатов Клинтон и Трампа Политика, Вчера, 20:13 На облившего фотографии в центре братьев Люмьер составили протокол Общество, Вчера, 20:07 Золотой скраб: как студентка заработала 118 млн руб. на продаже косметики Свое дело, Вчера, 20:06 Сирийская оппозиция заявила о выходе из переговоров о мире Политика, Вчера, 20:06 Полиция Финляндии начала проверку после вывоза детей россиянки из приюта Общество, Вчера, 19:41 Чуркин признал «почти невозможной» задачей установление мира в Сирии Политика, Вчера, 19:29 США назвали «варварством» действия России в Сирии Политика, Вчера, 19:16 На железнодорожных путях на юго-востоке Турции прогремел взрыв Политика, Вчера, 19:01 Япония подняла истребители из-за приближения к границе самолетов Китая Политика, Вчера, 18:25 Париж призвал Россию и Иран не быть «соучастниками военных преступлений» Политика, Вчера, 18:03 Дворкович рассказал о повышении НДПИ и акцизов в 2017 году Бизнес, Вчера, 17:29
Газета № 222 (2239) (0212) 2 дек 2015, 00:25
Полина Русяева, Елизавета Архангельская
Доходная пятница
Российские ретейлеры подсчитали выручку
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Несмотря на скандалы с фиктивными скидками и претензии к организаторам, ретейлеры довольны итогами прошедшей «черной пятницы». Продавцы, опрошенные РБК, рассказывают о двукратном росте продаж.

​Массовая акция​

В прошлые выходные в России прошла масштабная распродажа «черная пятница». Третий год подряд организатором акции выступала компания «Блэк Фрайдэй». К единой онлайн-площадке Blackfridaysale.ru для участия в акции подключились 300 продавцов. На распродажу, по данным организатора, было выставлено около 150 тыс. наименований товаров и услуг, заявленные ретейлерами скидки достигали 90%.

В этом году «черная пятница» вышла за пределы Рунета — многие крупные компании подключали к акции свои офлайн-каналы (розничные магазины и пункты выдачи товара). Кроме того, многие ретейлеры и онлайн-площадки решили провести самостоятельные распродажи, минуя площадку Blackfridaysale.ru.

Например, как писала газета «Ведомости», в распродаже приняли участие волгоградский «Волга-раст», поволжский «Евродилер», «Оками Тагил», группа «Великан». Свою распродажу с 26 по 30 ноября устраивал и «Яндекс.Маркет»: в рамках акции «Торжественное собрание скидок» платформа выставила предложения от 3 тыс. магазинов. Переходы в магазины по акционным предложениям с «Яндекс.Маркет» в первые сутки выросли на 30%, писал Oborot.ru. А в онлайн-агентстве по продаже билетов и отелей OneTwoTrip, которое проводило распродажу отдельно от компании «Блэк Фрайдэй» и других площадок, продажи в акционные дни выросли более чем в три раза.

Как писал РБК, «черная пятница» не обошлась без скандалов: в первый же день покупатели в социальных сетях начали жаловаться на фиктивные скидки и отсутствие заявленных товаров, а партнеры акции — на ее плохую организацию и подрыв собственной репутации. Гендиректор «Блэк Фрайдэй» Владимир Ким в разговоре с РБК в пятницу, 27 ноября, признавал и неожиданно возникшие организационные трудности, и наличие недобросовестных партнеров и липовых скидок.

Накануне «черной пятницы» опрошенные РБК ​ретейлеры рассчитывали как минимум на двукратный рост продаж по сравнению с обычными днями, аргументируя это тем, что в кризис россияне должны активнее реагировать на скидки.

Отложенный спрос

Расчет удался: в дни «черной пятницы» расходы покупателей выросли на 74% по сравнению с обычными выходными за последние три месяца. Такие данные приводит один из крупнейших операторов интернет-платежей — ChronoPay, который сотрудничает со многими магазинами, принявшими участие в «черной пятнице». Число транзакций, совершенных пользователями в дни акции, выросло на 26% против роста на 19% в распродажу 2014 года, около 70% платежей покупателей пришлись на пятницу и субботу, рассказал РБК директор ChronoPay по маркетингу Кирилл Зеленков. Средний чек «черной пятницы», по его словам, составил около 8,4 тыс. руб. — это в 2,4 раза больше по сравнению с итогами прошлогодней акции (курс доллара за год вырос почти на 40% — с 48 до 67 руб.). Менеджер одного из крупных ретейлеров, участвовавших в акции, оценивает средний чек этого года в 7–8 тыс.  руб.

Оборот онлайн-магазинов, принимавших участие в акции, вырос почти вдвое по сравнению с обычными днями, следует из результатов исследования компании «Яндекс.Деньги» (учитывались данные по 50 магазинам, участвовавшим в распродаже и подключенным к сервису «Яндекс.Касса»).

Официальной информации об итогах акции от организаторов «черной пятницы» получить пока не удалось — владелец «Блэк Фрайдэй» на момент публикации не ответил на запрос РБК. Но источник, близкий к компании, утверждает, что только за первые сутки распродаж общая посещаемость сайта-организатора превысила 3 млн человек, которые ежечасно отсматривали несколько тысяч наименований товаров.

В 2014 году с основной площадки «черной пятницы» на сайты продавцов за все время акции перешли около 6,5 млн человек, в реальные покупки конвертировалось примерно 210 тыс. запросов, отчитывались организаторы «черной пятницы», не называя объема продаж в деньгах. В 2013 году примерно 4 млн потребителей совершили около 100 тыс. покупок, оборот ретейлеров составил порядка 300 млн руб., писал РБК.

В этом году минимальное число покупок с сайта организатора «черной пятницы» должно было составить около 300 тыс., оценивает менеджер одного из ретейлеров, участвовавших в «черной пятнице». Если так, то с учетом среднего чека в 7–8 тыс. руб. общий оборот ретейлеров мог составить 2,1–2,4 млрд руб. (не считая итогов распродаж, которые компании проводили самостоятельно, минуя площадку «Блэк Фрайдэй»). По словам трех собеседников РБК в крупных компаниях-ретейлерах, которые принимали участие в акции, на продажи через площадку «Блэк Фрайдэй» в дни «черной пятницы» пришлось около 60–70% их общего оборота.

На результатах продаж в «черную пятницу» сказался эффект «отложенного спроса»: очевидно, покупатели за некоторое время готовились совершить выгодные покупки, следили за предложениями, считает представитель ретейлера одежды, обуви и аксессуаров KupiVip Надежда Гурская.

Что говорят продавцы

О двукратном росте продаж в «черную пятницу» по сравнению с обычными выходными говорят продавцы одежды, обуви и аксессуаров. О таких результатах, в частности, РБК рассказали представители KupiVip, сети «Снежная королева» (в акции участвовали и сайт, и офлайн-магазины ретейлера) и ретейлера Lamoda.

Также повышенным спросом у россиян традиционно пользовались техника и электроника. Например, «Техносила» в период «черной пятницы» продала больше 22 тыс. товаров при среднем чеке в 10 тыс. руб., сообщил РБК представитель компании. Число заказов, по его данным, выросло на 43%, выручка — на 46%. В онлайн-магазине МТС зафиксировали рост покупок в 2,5 раза, общий рост заказов по участвующим в акции товарам составил более 470% относительно того же периода прошлой недели, сообщил РБК представитель компании Дмитрий Солодовников.

Продажи Ozon выросли на 80% по сравнению со средним уровнем продаж в ноябре, хотя средний чек в ходе акции остался без изменений, отметила представитель компании Мария Назамутдинова. Хитами продаж стали роботы-пылесосы, мультиварка-скороварка, конструкторы Lego и электрическая роликовая пилка для педикюра. Компания Ozon.travel, оказавшаяся единственным онлайн-трэвел агентством на Blackfridaysale.ru, выставила авиабилеты от 12 авиакомпаний по 150  направлениям и предложения по отелям. По словам Назамутдиновой, их продажи выросли на 16% по отношению к среднему показателю в ноябре, число забронированных по акции номеров в отелях увеличилось в четыре раза.

Больше 60% покупок в «Евросети» были совершены в пятницу и субботу, сообщила PR-директор компании Ульяна Смольская. Средний чек по акционным товарам вырос втрое обычного и составил почти 15,4 тыс. руб. Но по сравнению с прошлогодней «черной пятницей» средний чек в этом году снизился на 15%, утверждает представитель «Связного» Мария Заикина. Зато по сравнению со средним показателем месяца выручка в онлайн-магазине компании выросла в 1,5 раза, продажи смартфонов — на 40% в денежном выражении, планшетов — примерно на 30%.

Едва ли не самым большим спросом в эту «черную пятницу» пользовались товары для детей. Количество заказов в интернет-магазине «Детского мира» увеличилось в десять раз — наибольшим спросом пользовались пюре Gerber, подгузники Pampers и конструкторы Lego, сообщила представитель компании Надежда Киселева. По словам Александра Роганова, гендиректора сети ELC, специализирующейся на продаже развивающих игрушек, число покупок, совершенных в онлайн-магазине компании, во время распродажи выросло в 13 раз.

По словам представителя международной сети магазинов мебели и домашнего декора Crate and Barrel, оборот компании в день распродажи (ретейлер принимал участие в акции только 27 ноября) вырос в семь раз по сравнению с обычным периодом и составил около 8 млн руб. На «черную пятницу» Crate and Barrel выставил скидку в 20% на всю коллекцию мебели и в итоге продал более 500 единиц товара со средним чеком свыше 40 тыс. руб.

Для продавца электронных книг «Литрес», как и в прошлые годы, отдача от «черной пятницы» оказалась невысокой — рост выручки не превысил и 5%, сообщил представитель компании Евгений Лисовский. По его мнению, причина — в низкой стоимости электронных книг и, как следствие, небольшая в абсолютных цифрах экономия.

При участии Ирины Юзбековой, Алены Сухаревской