Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Не уверен — не продавай
Лента новостей 23:28 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  23:00   USD НАЛ. Покупка 56,55 Продажа 56,51 EUR НАЛ. 63,45 63,40 Антимонопольная служба возбудила дело в отношении HP и Lenovo Бизнес, 22:46 Серебренников остался в статусе свидетеля после допроса в СК Общество, 22:25 Инициатору создания «Харьковской народной республики» дали 6 лет тюрьмы Политика, 22:02 АЛРОСА получит долю в крупном алмазном месторождении в Анголе Бизнес, 21:59 Медведев рассказал о «созревании условий» для ипотеки под 6–7% Общество, 21:50 Deutsche Bank спрогнозировал ослабление рубля на 5% к концу года Финансы, 21:45 СКР предложил давать следователям отсрочку от армии Общество, 21:40 США предложили сократить финансовую помощь Украине в три раза в 2018 году Политика, 21:24 Банки рассказали об активизации новых схем вывода активов с помощью судов Финансы, 21:19 Суд оштрафовал «Первый канал» на 600 тыс. руб. из-за песни в шоу «Голос» Технологии и медиа, 21:14 Дума и правительство подготовили поправки в законопроект о пятиэтажках Политика, 21:11 Как теракт в Манчестере изменит Великобританию Политика, 21:07 «Исторический визит»: чем закончилось турне Трампа по Ближнему Востоку Политика, 21:07 Мал, да дорог: доходы несовершеннолетних детей чиновников Политика, 21:05 В КПРФ заявили о подготовке «тайной» встречи с депутатами по реновации Общество, 21:04 Противники сноса хрущевок не смогли договориться о едином митинге Политика, 20:54 «Роснефть» использовала соглашение с ОПЕК для увеличения поставок в Китай Бизнес, 20:49 Adidas закроет 40 магазинов в России Бизнес, 20:34 Директора РАМТ отпустили после допроса в СК по делу о хищениях Общество, 20:33 Желаемый доход российских семей вырос до исторического максимума Экономика, 20:22 Генпрокуратура не нашла нарушений в отказе расследовать дела Вороненкова Политика, 20:11 В «Гоголь-центре» завершились обыски Политика, 20:04 Британская полиция назвала имя совершившего взрыв в Манчестере террориста Общество, 19:57 Volkswagen объяснил приостановку сборки Touareg на заводе в Калуге Бизнес, 19:51 Эксперты рассказали о трате 70 млрд руб. на неэффективные лекарства Общество, 19:36 Путин назначил экс-командующего миротворцами послом в Южной Осетии Политика, 19:29 Артисты выступили в поддержку «Гоголь-центра». Фоторепортаж Фотогалерея, 19:25
Газета № 221 (2238) (0112) 1 дек 2015, 00:25
Ирина Юзбекова
Не уверен — не продавай
«Яндекс.Маркет» и его конкурентов обяжут возмещать ущерб обманутым покупателям
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Сайты, агрегирующие предложения разных интернет-магазинов, будут отвечать перед покупателями, пострадавшими от заведомо недостоверной информации о товаре. Такой законопроект Роспотребнадзор согласовал с бизнесом.

Интернет-магазины в прошлом году потребовали регулировать работу так называемых товарных агрегаторов — сайтов, которые сами не продают товары, но по запросу подбирают и сравнивают предложения разных онлайн-площадок. Примерно по такой схеме работают, например, «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru», Price.ru и eBay. Весной 2014-го президент «М.Видео» Александр Тынкован обвинил «Яндекс.Маркет» в продаже контрафакта и заявил, что сервис должен нести ответственность за нарушение прав потребителей; «Яндекс» возражал, что работает, по сути, как рекламная площадка.

В июле 2015-го Роспотребнадзор все-таки предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», увеличивающие требования к агрегаторам. В пояснительной записке говорилось, что агрегаторы оказались исключены из правового поля, в результате страдают покупатели: если eBay или Amazon могут удалить подозрительный товар после жалобы правообладателя, то российские сервисы предлагают по каждому случаю обращаться в суд. В 2014 году оборот интернет-торговли в России вырос на 31%, до 713 млрд руб., отмечал Роспотребнадзор со ссылкой на экспертные оценки.

Но после того, как представители отрасли, в том числе Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций), раскритиковали предложения Роспотребнадзора, вице-премьер Ольга Голодец поручила доработать законопроект.

В распоряжении РБК оказалась версия поправок, которую Роспотребнадзор в итоге согласовал с бизнесом. Сами товарные агрегаторы с ней согласились, следует из переписки интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева с заместителем руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова (копии писем есть у РБК). Предполагается, что новые правила (см. «Суть поправок») вступят в силу с 1 января 2017 года.

Мариничев подтвердил подлинность законопроекта, отметив, что новая версия скоро появится на regulation.gov.ru взамен устаревшей. Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос РБК.

Не вполне довольны

Законопроект в новой редакции невозможно будет применить на практике, так как он содержит «множество условий и оговорок», считает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Об этом она тоже написала Мариничеву (копия письма есть у РБК), подтвердил интернет-омбудсмен.

Как пишет исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, «тек​ущая версия [поправок] выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора». Не исключено, что в итоге агрегаторам разрешат ограничиваться ссылками на сайты продавцов вместо того, чтобы публиковать о них подробную информацию, беспокоятся в АКИТ.

Хотя новая редакция документа — это меньшее из зол, агрегаторы н​ововведениями тоже не вполне довольны, утверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, потребители могут оказаться в сложной ситуации: если раньше они точно знали, что должны обращаться с претензиями к продавцу, то теперь у них не будет такой уверенности. «Никому же не приходит в голову требовать ответственности за товар с человека, который рекламирует услугу в костюме, например, бутерброда. Но почему-то такую ответственность хотят переложить на агрегаторов», — объясняет Иванов.

Представитель агрегатора Price.ru отметил, что мнение НАДТ полностью отражает позицию его компании.

Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group (владеет ресурсом Товары@Mail.Ru) Антон Мальгинов тоже считает неправильным накладывать дополнительные обязательства на интернет-ресурсы, которые лишь собирают, систематизируют и размещают чужие товарные предложения. К лишним обязательствам он относит требование проверять полученную от продавцов товаров информацию на предмет ее полноты и достоверности.

Конкуренция между товарными агрегаторами и так заставляет их давать покупателю самую полную, правильную и точную информацию, утверждает руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. По его словам, программы защиты покупателей уже есть практически у всех агрегаторов. Так, ​«Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru» и их коллеги в декабре 2014-го запустили сайт для приема жалоб на поддельные товары nota-claim.ru: если товар действительно окажется контрафактом, его обещают убрать со всех сайтов участников объединения.

Новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора, подчеркивает директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, подчеркнул он.

И все-таки законодательное регулирование агрегаторам необходимо, уверен глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков. По его словам, в России до сих пор нет определения даже интернет-магазина, нет судебной практики, связанной с такого рода делами — добиться возбуждения уголовного дела, когда интернет-магазины «кидают» сотни клиентов, практически невозможно.