Лента новостей
США заявили об отражении ударов хуситов по кораблям в Аденском заливе 02:44, Новость Гергиев заявил о дрожи в здании Мариинки из-за стройки под ним метро 02:30, Новость Депутат Европарламента из ФРГ уволит обвиненного в шпионаже помощника 02:15, Статья На юге Италии нашли доримский некрополь VIII—VII вв. до нашей эры 01:50, Новость МИД объяснил недопуск россиян на рейсы из Турции в Мексику давлением США 01:31, Статья Аналитики заявили о риске для доллара из-за конфискации активов России 01:05, Статья Захарова объяснила вето России на резолюцию США по безопасности в космосе 00:46, Новость В Варшаве в течение месяца будут включать сигналы тревоги для проверки 00:40, Новость СК отчитался о постановке бывших мигрантов на воинский учет в Дагестане 00:26, Статья ВОЗ выявила рост популярности электронных сигарет среди подростков 00:01, Статья «Эксперимент удался». Что говорят об итогах плей-офф КХЛ 00:00, Статья АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы 00:00, Статья Хуситы заявили об ударе по американскому эсминцу в Аденском заливе 24 апр, 23:38, Новость ЕК предложит санкции из-за торговли Северной Кореи с Россией 24 апр, 23:14, Статья Россия наложила вето на резолюцию ООН о запрете ядерного оружия в космосе 24 апр, 23:10, Статья В США подтвердили распоряжение Байдена передать Украине ракеты ATACMS 24 апр, 23:03, Новость Общественники рассказали о содержании замминистра обороны Иванова в СИЗО 24 апр, 22:48, Новость Белый дом не исключил «тактические успехи» России, несмотря на помощь ВСУ 24 апр, 22:42, Статья
Газета
Не уверен — не продавай
Газета № 221 (2238) (0112) Общество,
0

Не уверен — не продавай

«Яндекс.Маркет» и его конкурентов обяжут возмещать ущерб обманутым покупателям
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Сайты, агрегирующие предложения разных интернет-магазинов, будут отвечать перед покупателями, пострадавшими от заведомо недостоверной информации о товаре. Такой законопроект Роспотребнадзор согласовал с бизнесом.

Интернет-магазины в прошлом году потребовали регулировать работу так называемых товарных агрегаторов — сайтов, которые сами не продают товары, но по запросу подбирают и сравнивают предложения разных онлайн-площадок. Примерно по такой схеме работают, например, «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru», Price.ru и eBay. Весной 2014-го президент «М.Видео» Александр Тынкован обвинил «Яндекс.Маркет» в продаже контрафакта и заявил, что сервис должен нести ответственность за нарушение прав потребителей; «Яндекс» возражал, что работает, по сути, как рекламная площадка.

В июле 2015-го Роспотребнадзор все-таки предложил внести поправки в закон «О защите прав потребителей», увеличивающие требования к агрегаторам. В пояснительной записке говорилось, что агрегаторы оказались исключены из правового поля, в результате страдают покупатели: если eBay или Amazon могут удалить подозрительный товар после жалобы правообладателя, то российские сервисы предлагают по каждому случаю обращаться в суд. В 2014 году оборот интернет-торговли в России вырос на 31%, до 713 млрд руб., отмечал Роспотребнадзор со ссылкой на экспертные оценки.

Но после того, как представители отрасли, в том числе Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций), раскритиковали предложения Роспотребнадзора, вице-премьер Ольга Голодец поручила доработать законопроект.

В распоряжении РБК оказалась версия поправок, которую Роспотребнадзор в итоге согласовал с бизнесом. Сами товарные агрегаторы с ней согласились, следует из переписки интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева с заместителем руководителя Роспотребнадзора Михаила Орлова (копии писем есть у РБК). Предполагается, что новые правила (см. «Суть поправок») вступят в силу с 1 января 2017 года.

Мариничев подтвердил подлинность законопроекта, отметив, что новая версия скоро появится на regulation.gov.ru взамен устаревшей. Представитель Роспотребнадзора не ответил на запрос РБК.

Не вполне довольны

Законопроект в новой редакции невозможно будет применить на практике, так как он содержит «множество условий и оговорок», считает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Об этом она тоже написала Мариничеву (копия письма есть у РБК), подтвердил интернет-омбудсмен.

Как пишет исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, «тек​ущая версия [поправок] выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора». Не исключено, что в итоге агрегаторам разрешат ограничиваться ссылками на сайты продавцов вместо того, чтобы публиковать о них подробную информацию, беспокоятся в АКИТ.

Хотя новая редакция документа — это меньшее из зол, агрегаторы н​ововведениями тоже не вполне довольны, утверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, потребители могут оказаться в сложной ситуации: если раньше они точно знали, что должны обращаться с претензиями к продавцу, то теперь у них не будет такой уверенности. «Никому же не приходит в голову требовать ответственности за товар с человека, который рекламирует услугу в костюме, например, бутерброда. Но почему-то такую ответственность хотят переложить на агрегаторов», — объясняет Иванов.

Представитель агрегатора Price.ru отметил, что мнение НАДТ полностью отражает позицию его компании.

Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group (владеет ресурсом Товары@Mail.Ru) Антон Мальгинов тоже считает неправильным накладывать дополнительные обязательства на интернет-ресурсы, которые лишь собирают, систематизируют и размещают чужие товарные предложения. К лишним обязательствам он относит требование проверять полученную от продавцов товаров информацию на предмет ее полноты и достоверности.

Конкуренция между товарными агрегаторами и так заставляет их давать покупателю самую полную, правильную и точную информацию, утверждает руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. По его словам, программы защиты покупателей уже есть практически у всех агрегаторов. Так, ​«Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru» и их коллеги в декабре 2014-го запустили сайт для приема жалоб на поддельные товары nota-claim.ru: если товар действительно окажется контрафактом, его обещают убрать со всех сайтов участников объединения.

Новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора, подчеркивает директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, подчеркнул он.

И все-таки законодательное регулирование агрегаторам необходимо, уверен глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков. По его словам, в России до сих пор нет определения даже интернет-магазина, нет судебной практики, связанной с такого рода делами — добиться возбуждения уголовного дела, когда интернет-магазины «кидают» сотни клиентов, практически невозможно.