Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Потери на железной дороге
Лента новостей 1:53 МСК
МЧС запросило рассылку СМС об урагане только в некоторых районах Москвы Общество, 00:38 Епископ РПЦ потребовал от журналистов удалить все публикации о нем Политика, 00:26 К чему приведет выход «либералов» из правительства Молдавии Политика, 00:24 «Газпром» собрался самостоятельно создать генподрядчика для проектов СПГ Бизнес, 00:08 Жителей хрущевок пригласят в Думу на обсуждение закона о реновации Политика, 00:08 Интерес инвесторов к продуктовым магазинам в Москве вырос на 30% Бизнес, 00:04 Российский бюджет стал еще более секретным Экономика, 00:02 ЦБ рассказал о рекордных плохих долгах в строительстве и торговле Экономика, Вчера, 23:46 СМИ сообщили о 137 пострадавших в результате урагана в Москве Общество, Вчера, 23:38 «Яндекс» опроверг обвинения СБУ в передаче данных украинцев спецслужбам Технологии и медиа, Вчера, 23:23 Банки начали отказываться от СМС-уведомлений из-за их высокой стоимости Финансы, Вчера, 23:11 В Великобритании сотрудница зоопарка погибла в результате нападения тигра Общество, Вчера, 23:06 Рандеву в Версале: что Путин обсудил на первой встрече с Макроном Политика, Вчера, 22:57 Власти пообещали жителям сносимых пятиэтажек скидки на расширение жилья Общество, Вчера, 22:24 BuzzFeed назвал иск акционеров Альфа-банка попыткой надавить на издание Технологии и медиа, Вчера, 22:09 В Краснодарском крае противоградовая ракета упала на дом Общество, Вчера, 22:03 «МегаФон» запустил линейку более высоких тарифов Технологии и медиа, Вчера, 21:42 BMW приостановила часть производств из-за перебоев в поставках деталей Бизнес, Вчера, 21:30 СМИ сообщили о пожаре на ТЭЦ на севере Москвы Общество, Вчера, 21:29 Жертвами урагана в Подмосковье стали ребенок и пожилой мужчина Общество, Вчера, 21:24 Собянин пообещал по миллиону рублей семьям погибших от урагана Политика, Вчера, 21:07 Националиста Белова этапировали в Нижний Новгород Общество, Вчера, 21:06 Ураган обесточил более 20 населенных пунктов в Центральной России Общество, Вчера, 21:05 По делу экс-губернатора Челябинской области задержали помощника депутата Общество, Вчера, 20:50 Буря на миллиард: к каким последствиям приводили ураганы в Москве Фотогалерея, Вчера, 20:49 В Красноярске при падении с 17-го этажа погиб и.о. вице-мэра города Общество, Вчера, 20:48 Макрон назвал Sputnik и RT «органами лживой пропаганды» Политика, Вчера, 20:42 Как изменятся роли Китая и России при реализации проектов Шелкового пути Политика, Вчера, 20:41
Газета № 211 (2228) (1711) 17 ноя 2015, 00:25
Татьяна Алешкина, Юлия Полякова
Потери на железной дороге
Отставка Владимира Якунина стала угрозой для Интерпрогрессбанка
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Смена руководства РЖД может ударить по небольшому Интерпрогрессбанку, который выдал половину кредитов компаниям — основным подрядчикам монополии.

Прогноз «негативный»

В пятницу, 13 ноября, рейтинговое агентство RAEX изменило прогноз по рейтингу Интерпрогрессбанка (ИПБ, 120-е место по активам) на «негативный». Сам рейтинг (А, «высокий уровень кредитоспособности») был подтвержден и отозван из-за отказа банка от поддержания публичного статуса рейтинга.

В своем релизе RAEX указало, что изменение прогноза связано с «ростом неопределенности относительно финансового состояния значительной части заемщиков банка». «Указанные заемщики специализируются на выполнении контрактов для крупной государственной монополии, в топ-менеджменте которой произошли кадровые перестановки», — сказано в сообщении агентства.

Источник РБК, близкий к ИПБ, сказал, что речь идет о клиентах банка, которые являются подрядчиками ОАО «РЖД». Эту информацию подтверждает источник, близкий к РЖД. «Кредиты им составляют более половины кредитного портфеля ИПБ, также эти компании размещают свои средства на счетах банка», — говорит источник, близкий к банку, добавляя, что банк выдал крупные кредиты и невозврат хотя бы одного окажет сильное давление на капитал. По отчетности банка видно, что просроченная задолженность по кредитам выросла в третьем квартале на 40%, но ее доля в общем портфеле пока остается невысокой — 3%.

По данным российской отчетности на 1 октября, активы ИПБ составляли 39,8 млрд руб., кредитный портфель — 27,9 млрд руб., объем средств предприятий — 14,8 млрд руб.

«Действительно, часть заемщиков ИПБ выполняет различные заказы для РЖД», — подтвердил предправления ИПБ Дмитрий Яковлев. Они выполняют для РЖД самые разные работы — от строительства вокзалов до пошива одежды. Эти компании работают по контрактам и с другими крупными структурами, не только с РЖД, кредиты таким компаниям составляют 48% в общем кредитном портфеле, уточнил Яковлев.​ Он уточнил, что банк не опасается невозвратов именно потому, что контрагентом по их контрактам выступает госмонополия», — сказал Яковлев. По его словам, после смены руководства госмонополии никто из «железнодорожных» заемщиков не покинул банк и до сих пор не было случая просрочки платежей с их стороны.

«Длинные кредиты под невысокую ставку эти компании получают в крупных госбанках. Мы же выдаем небольшие короткие кредиты — от трех месяцев до года — под более высокую ставку, но оперативно, в случае, когда компаниям требуется покрыть разрыв в ликвидности», — объяснил Яковлев.

Что касается роста просрочки, то, по данным Яковлева, она выросла из-за клиента другого профиля — девелопера, который сейчас находится в состоянии банкротства. Он также сказал, что в случае возникновения в банке проблем с капиталом акционеры готовы оказать поддержку.

Друг Якунина

Основным акционером ИПБ с долей 28,67% был Андрей Крапивин, который работал ранее советником у экс-главы РЖД Владимира Якунина. Крапивин умер в апреле этого года, а его доля в банке перешла сыну — Алексею Крапивину, который также был акционером банка «Возрождение» и является другом семьи его основателя Дмитрия Орлова.

Сам Якунин ранее говорил «Ведомостям», что Андрей Крапивин — его старый знакомый, который хорошо владеет банковским делом. Как писали «Ведомости», крупнейшая группа подрядчиков РЖД, имеющая контракты более чем на 350 млрд руб., связана с сыном и деловыми партнерами Крапивина. Большая часть этих контрактов — подряды на строительство Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2014–2017 годах.

В числе компаний — подрядчиков РЖД, связанных с Крапивиным, Slon называл такие, как «ПКП Мобойл», «Сетьстройэнерго» и «Росжелдорпроект». «Ведомости» сообщали, что «Росжелдорпроект», 75% в котором принадлежит структуре, связанной с фирмами Крапивина-младшего, Валерия Маркелова и Юрия Ободовского (также являются акционерами ИПБ), а остальные 25% — самим РЖД, стал победителем конкурса на проектирование железнодорожных объектов в 2013–2017 годах с лимитом затрат 150 млрд руб.

Крупный контракт на реконструкцию БАМа и Транссиба в 2014 году получила компания ПАО «Бамстроймеханизация» — 43,79  млрд руб. до 2017 года. Компания входит в консорциум из шести фирм, которому в то же время достался еще один крупный подряд объемом 133,5 млрд руб. на реконструкцию этих магистралей. Среди участников консорциума — УК «Бамстроймеханизация», 48% в которой принадлежало Ободовскому.​

В августе 2015 года Якунин покинул пост президента РЖД и стал кандидатом в члены Совета Федерации от Калининградской области, но потом от этого поста отказался.​ В числе одной из причин отставки СМИ называли получение его сыном британского гражданства. В октябре источники «Ведомостей» также сообщили о возможном уходе из состава правления РЖД вице-президента по развитию Московского транспортного узла Петра Кацыва, вице-президента по инфраструктуре Александра Целько, вице-президента по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрия Шаханова.

«Не видим связи между обстоятельствами профессиональной карьеры Владимира Якунина и перспективами работы упомянутого банка», — сказал РБК официальный представитель Якунина. По его словам, отношения госкомпании с подрядчиками регулируются законом о госзакупках, сами же подрядчики вправе выбирать любую кредитную организацию для осуществления своей деятельности.