Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Потери на железной дороге
Лента новостей 13:08 МСК
«ЛУКОЙЛ» открыл новое нефтяное месторождение в Пермском крае Бизнес, 12:55 На Украине назвали причины приведшего к гибели представителя НАТО взрыва Политика, 12:50 С небес на землю: зачем Путин отправляет силовиков в регионы Аббас Галлямов политолог Мнение, 12:44 Цена нефти Brent впервые с апреля упала ниже $42 Экономика, 12:32 Курс евро на завтра  12:31 EUR ЦБ 74.3799 +0.9752 Курс доллара на завтра  12:31 USD ЦБ 67.0512 +0.9387 В Госдуму внесли кандидатуру нового посла России на Украине Политика, 12:26 Яровая попросила проверить слова финансового директора сети «Магнит» Экономика, 12:25 СК возбудил дело после гибели трех рабочих на месторождении «Роснефти» Общество, 12:11 Google вернул прежние названия городов на карте Крыма Общество, 12:02 В Кельне вынесли приговор российским футбольным фанатам Общество, 11:55 Роскомнадзор проверит соблюдение законов России игрой Pokemon Go Технологии и медиа, 11:53 Украина ввела ограничения против 243 российских компаний Политика, 11:43 «Роснефть» заинтересовалась строительством электростанций в Венесуэле Бизнес, 11:41 Генпрокуратура зафиксировала новый рост преступности в России Политика, 11:34 СМИ узнали о намерении Мордашова продать Меткомбанк Совкомбанку Бизнес, 11:31 В Австралии допустили принадлежность найденного в Танзании обломка MH370 Общество, 11:24 Asics пригрозила прекратить поставки экипировки российским спортсменам Бизнес, 10:59 Собянин заявил о преодолении кризисных тенденций в экономике Москвы Экономика, 10:53 Выручка головной компании Google выросла на 21% Бизнес, 10:51 Мутко назвал численность олимпийской сборной по состоянию на 29 июля Общество, 10:41 Роспотребнадзор пересмотрел отношение к валютным заемщикам Общество, 10:25 В Калифорнии неизвестный ранил двух полицейских Общество, 10:19 Старики-разбойники: зачем Verizon покупает Yahoo Александр Чачава Управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Мнение, 10:13 Биржевой курс доллара поднялся выше 67 руб. Финансы, 10:12 Беременная россиянка погибла в ДТП в Болгарии Общество, 09:38 Киев назвал причиной взрыва на «Укроборонпроме» халатность чиновников Технологии и медиа, 09:30
Газета № 211 (2228) (1711) 17 ноя 2015, 00:25
Татьяна Алешкина, Юлия Полякова
Потери на железной дороге
Отставка Владимира Якунина стала угрозой для Интерпрогрессбанка
Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Смена руководства РЖД может ударить по небольшому Интерпрогрессбанку, который выдал половину кредитов компаниям — основным подрядчикам монополии.

Прогноз «негативный»

В пятницу, 13 ноября, рейтинговое агентство RAEX изменило прогноз по рейтингу Интерпрогрессбанка (ИПБ, 120-е место по активам) на «негативный». Сам рейтинг (А, «высокий уровень кредитоспособности») был подтвержден и отозван из-за отказа банка от поддержания публичного статуса рейтинга.

В своем релизе RAEX указало, что изменение прогноза связано с «ростом неопределенности относительно финансового состояния значительной части заемщиков банка». «Указанные заемщики специализируются на выполнении контрактов для крупной государственной монополии, в топ-менеджменте которой произошли кадровые перестановки», — сказано в сообщении агентства.

Источник РБК, близкий к ИПБ, сказал, что речь идет о клиентах банка, которые являются подрядчиками ОАО «РЖД». Эту информацию подтверждает источник, близкий к РЖД. «Кредиты им составляют более половины кредитного портфеля ИПБ, также эти компании размещают свои средства на счетах банка», — говорит источник, близкий к банку, добавляя, что банк выдал крупные кредиты и невозврат хотя бы одного окажет сильное давление на капитал. По отчетности банка видно, что просроченная задолженность по кредитам выросла в третьем квартале на 40%, но ее доля в общем портфеле пока остается невысокой — 3%.

По данным российской отчетности на 1 октября, активы ИПБ составляли 39,8 млрд руб., кредитный портфель — 27,9 млрд руб., объем средств предприятий — 14,8 млрд руб.

«Действительно, часть заемщиков ИПБ выполняет различные заказы для РЖД», — подтвердил предправления ИПБ Дмитрий Яковлев. Они выполняют для РЖД самые разные работы — от строительства вокзалов до пошива одежды. Эти компании работают по контрактам и с другими крупными структурами, не только с РЖД, кредиты таким компаниям составляют 48% в общем кредитном портфеле, уточнил Яковлев.​ Он уточнил, что банк не опасается невозвратов именно потому, что контрагентом по их контрактам выступает госмонополия», — сказал Яковлев. По его словам, после смены руководства госмонополии никто из «железнодорожных» заемщиков не покинул банк и до сих пор не было случая просрочки платежей с их стороны.

«Длинные кредиты под невысокую ставку эти компании получают в крупных госбанках. Мы же выдаем небольшие короткие кредиты — от трех месяцев до года — под более высокую ставку, но оперативно, в случае, когда компаниям требуется покрыть разрыв в ликвидности», — объяснил Яковлев.

Что касается роста просрочки, то, по данным Яковлева, она выросла из-за клиента другого профиля — девелопера, который сейчас находится в состоянии банкротства. Он также сказал, что в случае возникновения в банке проблем с капиталом акционеры готовы оказать поддержку.

Друг Якунина

Основным акционером ИПБ с долей 28,67% был Андрей Крапивин, который работал ранее советником у экс-главы РЖД Владимира Якунина. Крапивин умер в апреле этого года, а его доля в банке перешла сыну — Алексею Крапивину, который также был акционером банка «Возрождение» и является другом семьи его основателя Дмитрия Орлова.

Сам Якунин ранее говорил «Ведомостям», что Андрей Крапивин — его старый знакомый, который хорошо владеет банковским делом. Как писали «Ведомости», крупнейшая группа подрядчиков РЖД, имеющая контракты более чем на 350 млрд руб., связана с сыном и деловыми партнерами Крапивина. Большая часть этих контрактов — подряды на строительство Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2014–2017 годах.

В числе компаний — подрядчиков РЖД, связанных с Крапивиным, Slon называл такие, как «ПКП Мобойл», «Сетьстройэнерго» и «Росжелдорпроект». «Ведомости» сообщали, что «Росжелдорпроект», 75% в котором принадлежит структуре, связанной с фирмами Крапивина-младшего, Валерия Маркелова и Юрия Ободовского (также являются акционерами ИПБ), а остальные 25% — самим РЖД, стал победителем конкурса на проектирование железнодорожных объектов в 2013–2017 годах с лимитом затрат 150 млрд руб.

Крупный контракт на реконструкцию БАМа и Транссиба в 2014 году получила компания ПАО «Бамстроймеханизация» — 43,79  млрд руб. до 2017 года. Компания входит в консорциум из шести фирм, которому в то же время достался еще один крупный подряд объемом 133,5 млрд руб. на реконструкцию этих магистралей. Среди участников консорциума — УК «Бамстроймеханизация», 48% в которой принадлежало Ободовскому.​

В августе 2015 года Якунин покинул пост президента РЖД и стал кандидатом в члены Совета Федерации от Калининградской области, но потом от этого поста отказался.​ В числе одной из причин отставки СМИ называли получение его сыном британского гражданства. В октябре источники «Ведомостей» также сообщили о возможном уходе из состава правления РЖД вице-президента по развитию Московского транспортного узла Петра Кацыва, вице-президента по инфраструктуре Александра Целько, вице-президента по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрия Шаханова.

«Не видим связи между обстоятельствами профессиональной карьеры Владимира Якунина и перспективами работы упомянутого банка», — сказал РБК официальный представитель Якунина. По его словам, отношения госкомпании с подрядчиками регулируются законом о госзакупках, сами же подрядчики вправе выбирать любую кредитную организацию для осуществления своей деятельности.