Лента новостей
В ФРГ начался суд между Adidas и Nike из-за трех полосок в дизайне брюк 04:04, Статья В пригороде Воронежа сбили беспилотник 03:53, Новость Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки 03:26, Статья Делегация Северной Кореи отправилась в Иран 03:25, Новость Историк объяснил, как Кант стал и остался русским подданым 03:00, Новость Антонов объяснил стремлением доминировать антироссийские санкции США 02:57, Новость Авиакомпаниям предписали высаживать людей при духоте в самолетах 02:50, Статья Над Воронежской областью сбили еще два беспилотника 02:46, Новость Мэр Харькова сообщил о повреждении газопровода после взрывов 02:23, Новость Канада разрешила Airbus использовать российский титан вопреки санкциям 02:04, Новость Helsingin Sanomat узнала условия продажи арены Тимченко и Ротенберга 01:51, Статья Россияне рассказали, что будут делать после новых ограничений Таиланда 01:43, Новость «Известия» узнали о задержании еще нескольких человек вместе с Ивановым 01:39, Статья Движение машин по Крымскому мосту временно перекрыли 01:32, Новость В Харькове и Николаеве прогремели взрывы 01:12, Новость В Курске объявили ракетную опасность 01:06, Статья ТАСС узнал, что замминистра обороны Иванов давно находился «в разработке» 00:46, Статья Глава Минздрава Крыма пообещал подать в отставку, если не будет лекарств 00:34, Новость
Газета
Удар за ударом: что останется от туриндустрии в 2015 году
Газета № 207 (2224) (1111) Общество,
0

Удар за ударом: что останется от туриндустрии в 2015 году

Фото: Из личного архива
Фото: Из личного архива

Эвакуация россиян из Египта — очередной удар по многострадальной индустрии туризма, который переживут далеко не все игроки.

Индустрия невезения

В 2014 году многие спорили, могут ли санкции радикально повлиять на туриндустрию? Кто-то не верил в это, проявляя крайний оптимизм. Однако пессимисты, как обычно, взяли верх — минувший год был отмечен чередой банкротств, продолжились они и в 2015 году.

Первой реакцией на санкции стал запрет на выезд за рубеж чиновников и силовиков, лишивший индустрию примерно 4 млн потенциальных туристов. Индустрия, пусть с потерями, но пережила это. Уже к середине лета-2014 стало понятно, что 4 млн невыездных туристов — меньшее зло, которое коснулось только тех турфирм, чей бизнес был заточен под госконтракты. А вот кризис и, как следствие, взлетевший в два раза доллар сыграли злую шутку со всеми без исключения игроками туристического рынка. Первое, на чем люди стали экономить, — это путешествия. Еще на рубеже 2014–2015 годов значимая часть россиян начала отказываться от отдыха в пользу сбережений, хотя в тот момент люди еще продолжали бронировать путешествия «по инерции», не желая отказываться от привычного образа жизни.

В 2015 году тренд усилился. В первом квартале выездной турпоток еще сократился, даже относительно уже упавшего четвертого квартала 2014-го. Больше всего пострадали дальние направления, где стоимость перелета из-за курсов валют стала непосильной, и страны, где сам отдых непосредственно зависит от курсов евро и доллара. Летом 2015 года гипертрофированный спрос на внутренние направления — Симферополь и курорты Краснодарского края — немного выручил бизнес. Заработать смогли и туроператоры, быстро переключившиеся на внутренний туризм, и онлайн-аген­тства. К примеру, в «Связном Трэвел» спрос на билеты в Симферополь этим летом вырос в шесть-семь раз по сравнению с прошлым годом.

Параллельно туроператоры Египта и Турции, зависимые от российских туристов, делали скидки на проживание и субсидировали чартерные рейсы в рамках пакетных туров. Эти два направления позволяли как-то поддерживать выездной туризм. Но с точки зрения рентабельности турбизнеса рост числа поездок на российский юг и самые дешевые туры не перекрыли потери от иссякшего потока выездных туристов. В меньшей степени пострадали те игроки, у кого львиная доля бизнеса изначально приходилась на перелеты по России (например, в нашем случае 74% продаж приходится на Россию и СНГ).

Все исключено

К осени 2015 года игроки, скажем так, привыкли к новой реальности. Но последовал новый удар — уход с рынка «Трансаэро». Безусловно, это сильный удар именно для туроператоров — перевозчик давал им низкие, совсем не рыночные цены на чартерные перевозки. Теперь стоимость перелета возросла на 30–50%, это непосредственно повлияло на число клиентов. Ряд туроператоров после ухода «Транс­аэро» оказался в предбанкротном состоянии — в частности те, у кого свыше 90% бизнеса основывалось на демпинговых ценах авиакомпании и ее эксклюзивных маршрутах.

Но больше всего пострадали, конечно, сами клиенты — раньше компания «Трансаэро» своим демпингом хоть как-то нивелировала для них кратное падение рубля, теперь этот «бонус» стал недоступным. Для многих людей, особенно из регионов, исчезла возможность доступных перелетов.

До приостановления полетов в Египет мы видели, что спрос на зарубежные направления упал на 50% и более. Теперь нас ждет очередная фаза обвала. Египет — основное место назначения для любителей пакетных туров в силу доступности и системы all inclusive. Это особенно выражено осенью и зимой, когда внутри России альтернатива пляжного отдыха отсутствует. Самые близкие и бюджетные альтернативные варианты — Тунис и Израиль. Но ситуация в Израиле также смущает, несмотря на уверения в безопасности курортных городов.

Есть доступные предложения по Вьетнаму, но туда практически нет прямых рейсов. Многих туристов в случае с Вьетнамом остановит долгий перелет. В Турцию сейчас еще можно поехать — с точки зрения климатических условий, но Госдума буквально вчера стала обсуждать необходимость закрыть полеты и в эту страну — также из соображений безопасности. А к Новому году там будет еще и холодно.

Сидим дома

У огромного числа туристов сейчас практически будет отсутствовать доступный вариант пляжного отдыха. Они смогут позволить себе только отдых внутри страны либо вообще будут вынуждены отказаться от каникул в пользу дачи, например.

Внутренний туризм за счет этого что-то выиграет, но, к сожалению, здесь выбор будет принудительным. Несмотря на усилия крымских властей превратить полуостров в зимнюю альтернативу Египту, это вряд ли возможно в ближайшие годы с точки зрения инфраструктуры и с точки зрения климата, он в зимние месяцы в корне отличается от египетского.

С точки зрения бизнеса это удар по турфирмам и туроператорам. Предложение приостановить полеты в Египет для этих игроков, которые уже и так пострадали от ухода «Трансаэро», создает очень высокие риски. Также туроператорам сейчас предстоит компенсировать клиентам несостоявшиеся путешествия в Египет. По моим расчетам, отрасль понесет около $10 млн прямых убытков. Пока неясной остается судьба туров, проданных на Новый год, — это еще миллионы долларов убытков.

Масштабный кризис туриндустрии, начавшийся в России с присоединения Крыма в 2014 году, теперь усугубился новыми вызовами, связанными с вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке. Причем в этот раз речь не только о финансовых проблемах, но и психологическом факторе — люди начнут просто бояться летать. Переживут «идеальный шторм» только самые крепкие компании.

 

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.