Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Кнопочные технологии
Лента новостей 21:18 МСК
СМИ узнали о планах Эрдогана перевести в свое подчинение армию и разведку Политика, 20:43 «Фронт ан-Нусра» сменил название и откололся от «Аль-Каиды» Политика, 20:34 Бельянинов выразил надежду на продолжение карьеры на госслужбе Политика, 20:24 СМИ назвали причины выемки документов в московском офисе PwC Бизнес, 20:14 Прощание с политиками 2000-х: кого уволил Путин Фотогалерея, 19:59 Суд приговорил генерала ФТС к пяти годам лишения свободы Общество, 19:40 Суд в Петербурге признал Кехмана банкротом Бизнес, 19:19 ВТБ24 арендовал ложу в Большом театре на год за 13 млн руб. Бизнес, 19:19 Депутаты и сенаторы экстренно обсудят кандидатуру нового посла на Украине Политика, 19:08 Рокировки Путина: четыре случая массовых перестановок во власти Политика, 19:07 На Украине запретили канал «Ностальгия» из-за герба СССР в логотипе Политика, 19:03 В Краснодаре в доме нашли зарезанными женщину и троих детей Общество, 18:48 Акционеры ЮКОСа отозвали иск против России в Индии Экономика, 18:43 Исинбаева допустила обращение с иском в ЕСПЧ Общество, 18:36 Аудитор АвтоВАЗа усомнился в способности завода работать непрерывно Бизнес, 18:35 Один из крупнейших импортеров вина предсказал перебои в поставках Общество, 18:28 В Кельне полиция оцепила офис в поисках вооруженной женщины Общество, 18:28 Кремль отказался считать вывод жителей из Алеппо подготовкой к штурму Политика, 18:25 В прокуратуру пожаловалось на «циклопические свалки» около Шереметьево Бизнес, 18:22 Oracle заплатит $9,3 млрд за компанию бывшего директора по маркетингу Бизнес, 18:21 «МегаФон» перестал брать плату за интернет с игроков Pokemon Go Технологии и медиа, 18:16 Каждый третий россиянин стал экономить на свежих овощах и фруктах Бизнес, 18:08 Коллектор получил восемь лет за поджог дома с двухлетним ребенком Общество, 18:07 Google прокомментировала переименование городов на карте Крыма Политика, 18:02 Лондонский суд отклонил жалобу Буковского на Королевскую прокуратуру Политика, 17:43 Кремль ответил на обещание Трампа рассмотреть вопрос о признании Крыма Политика, 17:43 Кремль объяснил массовые перестановки во власти Общество, 17:29
Газета № 168 (2185) (1609) 16 сен 2015, 00:25
Сергей Соболев
Кнопочные технологии
Как повлияла на показатели каналов их перетасовка в кабельных сетях
Фото: ЕРА

В августе этого года православный телеканал «Спас» вдвое увеличил свою аудиторию, не потратив на это ни копейки. Помогли принятые этим летом поправки в законы «О СМИ» и «О связи».

В середине августа многие зрители столкнулись с тем, что порядок каналов на пульте их телевизоров изменился. Мало того, какие-то каналы вовсе исчезли, какие-то появились впервые. Как уже писал РБК, это следствие вступивших в силу поправок в законы «О СМИ» и «О связи». По прошествии первого месяца РБК выяснил, кто уже выиграл, а кто проиграл от этих перемен.

Двадцать обязательных каналов

Смысл упомянутых поправок, которые были приняты Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом в июле, заключается в том, что перечень обязательных общедоступных телеканалов, то есть тех, которые в своих сетях должны безвозмездно распространять все кабельные и спутниковые операторы, увеличился с десяти до двадцати.

Первые десять таких каналов были определены указом президента №715 от 24 июня 2009 года. Сейчас это «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2» (в ноябре ей на смену придет спортивный «Матч ТВ»), НТВ, «Пятый канал», «Россия К», «Россия 24», «Карусель», «Общественное телевидение России» и «ТВ Центр». Эти десять вещателей составляют и так называемый первый цифровой мультиплекс. В рамках планировавшегося перехода с аналогового эфирного вещания на цифровое в России должно появиться несколько таких мультиплексов, то есть пакетов каналов, распространяющихся на одной частоте. Инфраструктура первого мультиплекса строится на бюджетные деньги, государство оплачивает и распространение такого мультиплекса.

Был сформирован и второй, коммерческий мультиплекс. Входящие в него каналы были отобраны по конкурсу. И они должны сами финансировать строительство инфраструктуры и цифровое распространение сигнала. Сейчас во второй мультиплекс входят РЕН ТВ, «Спас», СТС, «Домашний», ТВ3, «Спорт Плюс» (после запуска «Матч ТВ» ему на смену придет другой канал, который выберут на конкурсе в конце сентября), «Звезда», «Мир», ТНТ и «Муз-ТВ».

Поправки сделали каналы второго мультиплекса также обязательными и общедоступными. Кроме того, согласно новой редакции закона «О связи» теперь кабельные и спутниковые операторы должны не просто за свой счет распространять уже двадцать каналов, но и выделить им первые двадцать позиций в своих сетях. Иными словами, первые двадцать кнопок на пульте телевизора должны быть закреплены за перечисленными выше вещателями.

Все решает Москва

Большинство каналов второго мультиплекса и так раньше присутствовали в кабельных сетях, так что для этих вещателей драматических изменений ждать не стоит. Но, например, в Москве в так называемом социальном пакете «Ростелекома» (то, что многие по-прежнему воспринимают как коллективную телеантенну) отсутствовали «Спас», «Спорт Плюс» и «Мир». Именно это аналоговое кабельное телевидение в Москве, когда за 169 руб. в месяц абонент получает доступ более чем к 40 телеканалам, делает «Ростелеком» ключевым игроком всего российского рынка платного ТВ. По итогам 2014 года по количеству абонентов этот оператор, по оценке iKS-Consulting, занимал в России второе место с долей 21% (примерно 7,9 млн домохозяйств) после «Триколора» (29%; 10,9 млн домохозяйств) и первое по доходам — 22% (около 13,5 млрд руб.) против 14% (8,6  млрд руб.) у «Триколора». Таким образом, появление только в Москве в социальном пакете «Ростелекома» новых каналов должно было отразиться на их аудиторных показателях.

По просьбе РБК консалтинговая компания Media Logics на основе телеизмерений TNS Russia подсчитала ежедневный охват ряда вещателей в августе этого года. Ежедневный охват — это количество человек, которые проживают в городах с населением свыше 100 тыс. человек и которые смотрели передачи данного канала хотя бы одну минуту в день.

​Наиболее впечатляющих результатов достиг православный телеканал «Спас», следует из расчетов Media Logics. В августе его ежедневный охват по всей стране равнялся 612 тыс. человек старше четырех лет. В августе 2014  года этот показатель не превышал 287 тыс., в июле 2015-го — 234 тыс. Таким образом, в августе «Спас» смог более чем вдвое увеличить свою аудиторию и год к году, и к предыдущему месяцу. Генеральный продюсер «Спаса» Борис Костенко соглашается, что столь резкий рост аудитории обусловлен прежде всего вступившими в силу поправками в закон «О СМИ» и «О связи». Но, добавляет Костенко, популярности канала способствовало и то, что серьезно улучшилось качество новостей — их теперь для канала производит специализированное агентство «Царьград».

«Спорт Плюс» vs Eurosport

Всероссийский ежедневный охват принадлежащего «Газпром-Медиа» канала «Спорт Плюс» в августе, по данным Media Logics, превысил 1,3 млн человек старше четырех лет, что на 36% больше, чем годом ранее, и на 20% больше, чем в июле 2015-го. Законодательные изменения могли повлиять на увеличение охвата, признает директор по общественным связям «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая.

В социальном пакете «Ростелекома» в Москве ранее уже присутствовали несколько спортивных каналов, в частности русскоязычные версии Eurosport и Eurosport 2. Последний в августе из социального пакета был исключен: чтобы включить новый канал, надо отказаться от какого-то уже существующего. Ежедневный охват Eurosport 2 в августе упал на 41% по сравнению с августом 2014 года и на 25% по сравнению с июлем 2015-го, свидетельствуют расчеты Media Logics. Зафиксировано и падение и у Eurosport — на 24 и 10% соответственно.

Охват Eurosport 2 действительно стал меньше из-за исключения из социального пакета «Ростелекома», признает Инна Москалева, представитель российского офиса Discovery Communications (владелец Eurosport и Eurosport 2). Но она отмечает, что при этом среднее время телесмотрения Eurosport 2 среди всех зрителей старше четырех лет в августе по сравнению с прошлым годом выросло, по данным TNS Russia, на 52%. Растет интерес и к Eurosport, его среднее время телесмотрения в прошлом месяце увеличилось на 33%, добавила Москалева. Представитель «Газпром-Медиа» отказался отвечать на вопрос, есть ли связь между ростом охвата «Спорт Плюс» и его снижением у Eurosport и Eurosport 2.

От перемены мест сумма не меняется

Межгосударственный телеканал «Мир» от новых законодательных требований выиграл незначительно, следует из данных Media Logics (см. рисунок). У канала «Муз-ТВ», который теперь также должны распространять все кабельные операторы, зафиксирован заметный прирост год к году (32%), но небольшой относительно предыдущего месяца (4%). Так что однозначно утверждать, что это эффект от поправок в закон «О СМИ» и «О связи», нельзя — канал за год мог сам улучшить сеть распространения.

Существенные изменения от перемены позиций каналов в кабельных сетях пока не наблюдаются. В том же социальном пакете «Ростелекома» в Москве канал РБК ТВ раньше находился на третьем месте, «Пятница» — на пятом. В августе они уступили эти кнопки на пульте вещателям из первого мультиплекса. У РБК ТВ снижение ежедневного охвата среди всех зрителей старше четырех лет год к году составляет 17%, но по сравнению с июлем 2015 года показатели остались на том же уровне. У «Пятницы» ежедневный охват в августе среди всех зрителей старше четырех лет даже вырос и относительно августа 2014-го и июля 2015-го.

Впрочем, для «Пятницы» как эфирного вещателя принципиальное значение имеют уже показатели в его целевой аудитории, по которой продается реклама. Охват «Пятницы» в целевой аудитории (зрители 14–44 лет) в августе год к году снизился. Пока прошло слишком мало времени, чтобы делать выводы, как утрата приоритетной кнопки в социальном пакете «Ростелекома» повлияла на показатели канала, считает Ирина Осадчая. Такой же ответ дает и пресс-секретарь РБК Злата Николаева. Сейчас «Пятница» претендует на место, которое вскоре во втором мультиплексе освободит «Спорт Плюс», так что вещатель может вернуться на приоритетную позицию.

Праздник за чужой счет

Приоритетные условия распространения большинству из вещателей из второго мультиплекса не стоили ни копейки. Выиграв в 2012–2013 годах на конкурсе места в коммерческом мультиплексе, телеканалы заключили десятилетние договоры с ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), который занимается строительством соответствующей инфраструктуры. Но, как неофициально признают сами руководители телеканалов, исправно платят по договорам только СТС и «Домашний», которые принадлежат публичной компании «СТС Медиа», у всех остальных вещателей скопилась задолженность перед РТРС.

В этом году «СТС Медиа», как указано в ее отчетности, должна заплатить за распространение цифрового сигнала двух своих каналов в городах с населением более 50 тыс. человек около $4,2 млн, а на строительство инфраструктуры в городах с населением меньше 50 тыс. человек выделить в 2015–2018 годах 1,4 млрд руб. (около $25,6 млн по курсу ЦБ на 30 июня). О том, что расходы на создание инфраструктуры для цифрового вещания смогут потянуть не более трех самых коммерчески успешных каналов, сами вещатели говорили еще до того, как в 2012 году Роскомнадзор объявил конкурс на места во второй мультиплекс. Однако не поддержать государственную программу по переходу на цифровое вещание телеканалы не смогли.

Телеканал «Спас», главный бенефициар от последних поправок в закон «О СМИ» и «О связи», тут наиболее показательный пример. Изначально место, которое сейчас занимает «Спас», в 2012 году выиграл входящий в ВГТРК канал «Спорт 1», но уже в следующем году госхолдинг отозвал свой канал из мультиплекса, сочтя расходы на его распространение в «цифре» неподъемными. Победа «Спаса» на новом конкурсе на освободившееся место была предрешена. Перед конкурсом газета «Коммерсантъ» цитировала источник в Кремле, который объяснял, почему «Спас» претендует на место во втором мультиплексе: «Мы привыкли жить в медиапространстве, сформированном либеральными СМИ. Но это неправильно. Мир меняется, почему бы не появиться СМИ с другой точкой зрения?»

Но как только «Спас» был объявлен победителем конкурса, выяснилось, что денег у него нет. Православный канал осилил лишь первый взнос в 36,1 млн руб., который обязан сделать каждый победитель конкурса Роскомнадзора. Но ни одной выплаты, которая предусмотрена десятилетним договором с РТРС, «Спас» пока так и не произвел, признает Борис Костенко. По его словам, у самого канала необходимых денег нет. Но сейчас, когда «Спас» благодаря новому законодательству резко увеличил свою аудиторию, каналу уже будет легче привлечь спонсоров и благотворителей, надеется Костенко.

В РТРС наличие задолженности участников второго мультиплекса не признают. В ответ на запрос РБК руководитель пресс-службы РТРС Игорь Степанов в июне ответил, что «не считает возможным» комментировать этот вопрос, поскольку «на данную информацию распространяется режим конфиденциальности».