Лента новостей
Теракт в «Крокус Сити Холле». Главное 19:00, Статья Отстраненному за ставки игроку «Ньюкасла» предъявили 50 новых обвинений 18:56, Статья В Казахстане основным источником кибермошенников назвали Украину 18:43, Новость ЦСКА расторг контракт с вратарем Иваном Федотовым 18:31, Статья Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета 18:25, Статья Роскомнадзор заявил об отсутствии необходимости в блокировке Tеlegram 18:22, Статья Террориста из «Крокуса» привезли на следственные действия к жилому дому 18:20, Новость Товарно-сырьевая биржа запустит фьючерсы на бензин для частных инвесторов 18:20, Статья «Мосэнергосбыт» предупредил о предлагающих льготы мошенниках 18:18, Статья В каких квартирах будет больше света: на что обратить внимание при выборе 18:13 Хельсинки заявили о планах купить спортивную арену Тимченко и Ротенберга 18:12, Статья Каким был 2023 год для рынка недвижимости и как на него повлияла ипотека 18:07 Адвокат Заремы Мусаевой пожаловался на ухудшение ее здоровья 18:07, Новость Зеленский предупредил о неготовности ВСУ к крупному наступлению России 18:02, Статья ЦСКА отреагировал на информацию о планах продлить контракт с Федотовым 17:56, Статья СК сообщил о новом задержанном по делу о теракте в «Крокусе» 17:44, Статья В СК заявили о переводах с Украины для террористов из «Крокуса» 17:43, Статья СК наградил двух мужчин за спасение людей в «Крокусе» 17:40, Новость
Газета
$2,9 млрд на телекоме
Газета № 165 (2182) (1109) Общество,
0

$2,9 млрд на телекоме

Как сделал состояние египетский бизнесмен Нагиб Савирис
Фото: BLOOMBERG
Фото: BLOOMBERG

1 сентября активный пользователь Twitter египетский бизнесмен Нагиб Савирис предложил купить остров для помощи беженцам, бегущим в Европу. Его состояние позволяет это сделать — смелые инвестиции принесли ему $2,9 млрд.

В начале сентября египтянин Нагиб Савирис в своем твиттере предложил купить остров у Италии или Греции для помощи мигрантам. Три дня спустя в интервью агентству AFP он развил свою мысль: «У вас десятки покинутых, бесхозных островов, которые могут приютить сотни тысяч нуждающихся». Савирис объявил о готовности помочь с временным жильем. В дальнейшем, по его замыслу, беженцы должны будут сами построить себе инфраструктуру, а затем, может быть, объявить себя независимым государством.

По различным оценкам, стоимость греческих или итальянских островов доходит до $100 млн. Савирис вполне может позволить себе такие траты — по сведениям Forbes на 10 сентября, его состояние оценивалось в $2,9 млрд. Большая часть этих средств была заработана в телекоммуникационном секторе. Сейчас бизнесмен владеет компанией Orascom Telecom Media and Technology (OTMT), объединяющей телеком-активы и кабельные сети в нескольких развивающихся странах, включая родной бизнесмену Египет.

Вскоре после публикации твита про покупку острова для беженцев социальная сеть взорвалась постами в поддержку Савириса.

План с островом для беженцев — обычный modus operandi Савириса. Он привык объединять в своих проектах амбициозные идеи — покупку острова, например, — с прагматичными соображениями. Миллиардер готов выделить средства на первоначальный этап, но в дальнейшем беженцы должны обеспечивать себя своими силами. Вся карьера Савириса была построена на рискованных вложениях, за каждым из которых был точный расчет.

Египтянин в меньшинстве

Нагиб Савирис родился 17 июня 1954 года в зажиточной коптской египетской семье. Копты — христиане и составляют меньшинство в исламском населении страны. Отцом будущего миллиардера был бизнесмен Онси Савирис, которому принадлежал строительный бизнес. В 1961 году он был национализирован правительством президента Египта Гамаля Абделя Насера. Пять лет спустя семья переехала в Ливию и вернулась на родину лишь после переориентации Египта на капиталистический путь развития. Семья Савирисов стала вести дела в Египте с 1976 года, а основой будущей империи Orascom стал девелопмент.

Как вспоминал сам бизнесмен, основными вложениями его отца был не бизнес, а его сыновья: Нагиб, Сами и Насеф. Все они получили отличное образование на Западе. Например, старший закончил Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе. До этого он изучал немецкий в протестантской школе в Каире.

В возрасте 19 лет Савирис получил доверенность отца на все его состояние, но так и не воспользовался этой возможностью. В 1979 году он вышел на работу в Orascom. «К этому времени я уже заработал сам четверть миллиона. Я приходил запускать совершенно новые проекты», — вспоминал он позже в интервью для Cairo West Magazine.

Цифровая экспансия Orascom

Запуска по-настоящему новых проектов Савирису пришлось ждать более десяти лет. Только в середине 1990-х годов он смог отойти от строительства и заняться новым для того времени сектором цифровой связи, в том числе сотовой. В 1997 году в рамках конгломерата Orascom создается Telecom Holding. Он объединил телекоммуникационные активы компании. Как отмечала газета «Ведомости», к 1998 году Orascom Telecom Holding стала единственной египетской компанией, объединившей все три вида связи — радиовещание, фиксированную телефонную связь и спутниковую VSAT.

Западные и египетские СМИ спекулировали, что своими успехами в телеком-секторе Египта холдинг Orascom был обязан хорошим отношениям Савириса с правившим тогда режимом президента Хосни Мубарака. Бизнесмен якобы поддерживал хорошие отношения с сыном Мубарака Гамалем. Последнего считали вероятным преемником на посту главы государства. При этом публично в 2000-х годах Савирис был крайне осторожен в политических действиях.

В 2007–2008-х годах бизнесмен добился максимальных успехов, поднявшись в мировом рейтинге Forbes на 60-е место с состоянием в $12,7 млрд. Тогда же Савирис начинает вкладывать в СМИ, став инвестором ежедневной египетской газеты Al-Masry al-Youm и запуская спутниковые телеканалы OTV и OnTV. Позже они будут активно освещать события «арабской весны».

В 2000-х успех Orascom был связан с распространением мобильной связи в Алжире и Ираке. В 2001 году холдинг потратил $700 млн на покупку лицензии на оказание услуг мобильной связи в Алжире. Так появился оператор Orascom Telecom Algeria, который более известен под именем Djezzy. В 2003 году Савирис выкупил за $1,2 млрд одну из трех лицензий на оказание услуг сотовой связи, а четыре года спустя продал ее вдвое дороже.

В 2010-х годах Савирис обменял большинство своих телекоммуникационных активов на долю в VimpelCom — владельце торговой марки «Билайн», выходившем на международный уровень. Египетский предприниматель получил около 30% голосующих акций и $1,8 млрд наличными. По сей день покупка активов Савириса является крупнейшей сделкой в истории российских инвестиций за рубежом.

Вхождение египтянина в капитал VimpelCom только усложнило конфликт двух крупнейших акционеров оператора — Telenor и «Альфа-Групп». В результате миллиардеру пришлось постепенно продать двум противникам свои акции VimpelCom. К 2012 году он заработал свыше $4 млрд на продаже своих долей. Риск оказаться втянутым в конфликт оказался для прагматичного миллиардера слишком велик.

Как отмечала газета «Ведомости», бывший в 2003–2009 годах главой «ВымпелКома», а затем международной VimpelСom Александр Изосимов называл Савириса менеджером, вовлеченным в управление бизнесом. В личном общении он охарактеризовал его как человека «открытого и дружелюбного».

Революционная тревога

Савирис — в отличие от своих младших братьев и отца — никогда не стеснялся внимания местной и международной прессы. Он был завсегдатаем каирской клубной жизни, по собственному признанию, отправляясь развлекаться в город три-четыре раза в неделю. Однако по-настоящему его жизнь изменилась после начала революции. Так сами египтяне называют массовые акции протеста на площади Тахрир, начавшиеся в 2011 году и приведшие затем к свержению режима Мубарака. Савирис вошел в «Совет старейшин», пытавшийся организовать передачу власти от действующего президента к революционерам. Сотрудники спутниковых телеканалов миллиардера на начальных этапах приносили демонстрантам воду, пищу, одеяла, а также регулярно транслировали события «арабской весны».

В отличие от других египетских бизнесменов, пострадавших при правлении исламистского движения «Братья-мусульмане», которое ненадолго пришло к власти после свержения Мубарака, семье Савириса удалось сохранить большинство своих активов. Онси и Насефу на непродолжительное время пришлось покинуть Египет. В конце концов налоговые претензии правительства президента-исламиста Мохаммеда Мурси к компаниям семьи были урегулированы — Савирисы заплатили $1,02 млрд.

Богобоязненный египтянин

Несмотря на снятие налоговых претензий, отношения Савириса и исламистов были обречены с самого начала. Еще в 2007 году он негативно высказался о ношении никаба — части одежды, которая скрывает лицо женщины. «Я чувствую себя иностранцем в собственной стране», — заявил он тогда. Исламское духовенство раскритиковало риторику бизнесмена, но он продолжал выступать с резкими антиисламскими выступлениями.

В 2011 году египтянин разместил на совоей странице в Twitter картинку с Микки-Маусом и его спутницей Минни. Микки был с бородой, а у Минни было покрывало, как того предписывает исламский этикет. Мыши в исламе считаются нечистыми животными. Муфтии призвали к бойкоту компаний, входящих в Orascom, а волна общественного возмущения была настолько сильной, что Савирису пришлось принести извинения.

Бизнесмен не скрывает, что верит в Бога. В одном из интервью он признал, что для поездки в Ирак, которые он совершает регулярно, требуется «сильная вера». Эта вера придает ему храбрости. Например, он лично вел переговоры с похитителями своих сотрудников в Ираке и всегда выплачивал выкуп. По его мнению, это лучший — наиболее безопасный и прагматичный — способ спасения.

Осторожный сторонник ас-Сиси

Сейчас Савирис руководит Orascom Telecom Media and Technology, вобравшей активы, которые не вошли в периметр сделки с VimpelCom. Он неоднократно выступал с инициативами инвестирования в Египет значительных средств. В частности, в марте этого года он заявил о готовности вложить в экономику страны до $500 млн.

Впрочем, пока на активные действия он не решается. Виной тому — чрезмерное государственное регулирование, в том числе на финансовом рынке. В мае этого года Савирис посвятил этой теме колонку в англоязычном издании Daily News Egypt. Раскритиковав в ней правительство Египта, он умолчал о президенте Египта — Абдуле Фаттахе ас-Сиси.

С самого момента его прихода к власти Савирис выражал поддержку ас-Сиси, надеясь, что его правление стабилизирует Египет и привлечет международных инвесторов. Эта поддержка была тем более ценна, что самого Савириса многие египетские либералы и противники «Братьев-мусульман» видели новым главой государства. Правда, партии, которые он поддерживал, никогда не набирали значительного количества голосов, что свидетельствует об отсутствии в Египте широкого спроса на светский, либеральный, рыночный режим.

Верный своему желанию инвестировать в «новое», весной этого года он объявил об инвестициях в строительство солнечной электростанции в Египте. Ее мощность составит 50 МВт. Савирис, скорее всего, еще удивит своих противников. Этот приятный в общении человек, любящий риск, не забывает быстро свои обиды. «Я выходец с юга. На юге, если ты убил члена моей семьи, то я убью десять твоих родственников. Все основано на мести», — говорил он в интервью Reuters в 2015 году.