Лента новостей
Самые интересные для России новинки Пекинского автосалона. Онлайн 12:29, Новость «Ъ» узнал о планах ужесточить требования к классификаторам гостиниц 12:27, Статья В Нижнем Тагиле произошел мощный пожар в кафе 12:27, Новость Собянин анонсировал масштабное благоустройство на западе Москвы 12:25, Статья Передававшего данные о военных России пособника СБУ осудили на 11 лет 12:16, Новость Россия направила ноту Турции из-за ситуации с туристами 12:14, Статья Настю Ивлееву оштрафовали на ₽50 тыс. за дискредитацию армии 12:12, Новость МИД опроверг подготовку запрета на замену документов за границей 12:09, Статья СК предъявил обвинения бывшему главе МИД Украины и экс-спикеру Рады 12:05, Новость Красное небо над Афинами. Видео 12:01, Новость Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян 12:00, Статья Британия заметила выросшую эффективность ударов России 11:58, Статья Суд приостановил права нидерландской X5 на «дочку» в России 11:58, Статья Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом 11:57, Статья СК завершил расследование дел наемников ВСУ из США, Британии и Франции 11:55, Новость ВОЗ выяснила, в какой стране Европы дети пьют больше всего 11:41, Новость Лукашенко рассказал об усталости ВСУ и предложил «сыграть вничью» 11:39, Статья Как выглядят муляжи бомб, которые закладывали под мосты в Твери 11:38, Новость
Газета
«Пятерочка» вышла на большую дорогу
Газета № 160 (2177) (0409) Общество,
0

«Пятерочка» вышла на большую дорогу

РЖД запускает совместный проект с X5 Retail Group
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 

«Дочка» РЖД совместно с сетью «Пятерочка» откроет 300 универсамов на вокзалах до 2019 года. РБК попытался разобраться, как в рамках проекта будут распределяться обязанности и доходы партнеров.

Франчайзинг наоборот

X5 Retail Group (владеет сетями магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и «Российские железные дороги» объявили о запуске совместного проекта — открытии в России до 2019 года 300 универсамов под вывеской «ЖТК-Пятерочка».

РЖД предоставит помещения новой сети «вблизи железнодорожных инфраструктур», пояснил РБК заместитель гендиректора Железнодорожной торговой компании (ЖТК), «дочки» монополии, Александр Сосковец, недвижимость останется на балансе у железнодорожников. Также на ЖТК возлагается «операционное управление сетью», говорится в заявлении X5, но что под этим подразумевается, не уточняется.

X5 берет на себя труд непосредственно по открытию магазинов — ремонту и оборудованию помещений, организации и логистике поставок, IT-сопровождению, обучению персонала, рекламной поддержке. X5 будет нести все расходы по этому проекту, общий объем инвестиций пока не определен, говорит Сосковец.

В релизе X5 говорится, что партнерство строится по модели «обратного франчайзинга». Подробнее об этой модели, в частности о том, как будет распределяться выручка «ЖТК-Пятерочек», Сосковец и представитель X5 Варвара Стоянова говорить отказались.

Модель подразумевает, что весь бизнес ведет франчайзер, в данном случае X5, объясняет исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко, а франчайзи — ЖТК — не несет никаких рисков. Франчайзер таким способом получает доступ к площадкам с хорошей локацией и экономит на аренде, считает он.

Кроме X5, никто из публичных российских ретейлеров модель обратного франчайзинга не использует, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева.

На сайте X5 размещена презентация этой модели: франчайзер обеспечивает поставки всего товара со своих распределительных центров и выплачивает агентское вознаграждение франчайзи — от 17,5% с НДС, при упрощенной системе налогообложения — от 14,41%. Правда, как отмечается в презентации, именно франчайзи несет расходы на открытие магазина — от 6 млн до 60 млн руб. в зависимости от формата.

По оценке гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, инвестиции в проект могут составить от 2,4 млрд до 3 млрд руб. Колупаева оценила их выше —​ на уровне 5 млрд руб., дополнительные вложения могут потребоваться в реконструкцию помещений, считает она.

Магазины по дороге

До конца 2015 года будет открыто пять «ЖТК-Пятерочек», отмечается в релизе X5. По словам Сосковца, приоритетный регион для открытия магазинов — Центральная Россия, но пилотные проекты, возможно, будут запущены за Уралом — там, где X5 пока не представлена.

Средняя торговая площадь магазина составит 350 кв. м, что является стандартом для обычных «Пятерочек», ассортимент будет включать до 4 тыс. наименований товаров.

X5 данный проект дает возможность занять ряд привлекательных локаций, в том числе в небольших населенных пунктах, где альтернативы этим магазинам вообще не будет, рассуждает Бурмистров. Для Х5 это дополнительная возможность развития бизнеса, повышения узнаваемости бренда, согласна Колупаева.

Как сообщала газета «Ведомости» в 2013 году, «Пятерочка» намеревалась в пятилетней перспективе довести оборот магазинов, работающих по обратному франчайзингу, до $1 млрд. На тот момент у компании был 41 такой магазин. С тех пор стало известно о нескольких проектах в этом направлении: более 100 магазинов должно открыться в партнерстве с «Военторгом», 300 — в помещениях «Ростелекома», 150 — в торговых объектах Московского регионального союза потребительской кооперации. По подсчетам Бурмистрова, доля обратного франчайзинга в выручке «Пятерочки» пока незначительна — всего 1–2%.

X5 на 30 июня 2015 года управляла 5971 магазином (5273 «Пятерочки», 438 супермаркетов «Перекресток», 83 гипермаркета «Карусель» и 177 магазинов «Экспресс»). Выручка Х5 по итогам 2014-го составила 633,8 млрд руб., чистая прибыль — 12,7 млрд руб.

Торговая компания

X5 вела переговоры с РЖД об открытии супермаркетов «Пятерочка» и «Перекресток» еще с 2013 года, но переговоры буксовали. В феврале X5 и группа РПМ («Репутьмаш»), еще одна «дочка» РЖД, подписали соглашение о партнерстве, в рамках которого ретейлер должен был обучить и трудоустроить попавших под сокращение сотрудников группы. Новый совместный проект — это продолжение предыдущего сотрудничества, говорит Сосковец.

Железнодорожная торговая компания была образована в 2007 году на базе имущества Дорожных центров рабочего снабжения — филиалов РЖД, она занимается организацией общественного питания и розничной торговлей. Общая численность работников ЖТК составляет 11 тыс. человек. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка компании в 2014 году составила 6,5 млрд руб., чистый убыток — 81,2 млн руб. «Лейтмотив того, что мы сейчас делаем, — это конкурентоспособность в торговле за счет цен, расширения ассортимента», — говорит Сосковец. 

РЖД проявляет все больше интереса к торговле и общепиту. Совместно с компанией «Арпиком» (управляет ресторанами Goodman, «Колбасофф», «Филимонова и Янкель») она создала в 2007 году предприятие «Единая сеть питания», которое начало поставлять еду в поезда по некоторым направлениям, а также на рейсы авиакомпаний S7 и «Уральские авиалинии». В 2011-м РЖД планировали при участии ЕСП создать компанию по управлению вагонами-ресторанами, предполагалось, что стоимость проекта составит около 10 млрд руб., но с тех пор тема больше не поднималась.