Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
В неоплатном долгу
Лента новостей 13:00 МСК
Бастрыкин поручил проверить информацию СМИ о преследовании адвоката Политика, 12:26 Лучшие предложения рынка наличной валюты  12:00   USD НАЛ. Покупка 56,63 Продажа 56,65 EUR НАЛ. 63,45 63,50 Шесть человек погибли при обрушении здания на востоке Китая Общество, 11:38 ТАСС узнал о переносе запуска нового пилотируемого корабля «Федерация» Технологии и медиа, 11:24 В Британии арестовали еще двоих фигурантов по делу о теракте в Манчестере Общество, 11:07 Военные Ирака начали захват последнего анклава ИГ в Мосуле Политика, 10:59 Yonhap сообщил о захвате сомалийскими пиратами судна Южной Кореи Общество, 10:49 Жертвами ДТП под Барнаулом стали пять человек Общество, 10:37 СМИ рассказали о погибшем при пожаре на территории университета Москвы Общество, 10:06 «Как в нормальных экономиках»: ипотечные ставки в России и в мире Общество, 10:00 Праздничное затишье: что было на фронтах в Сирии и Ираке перед Рамаданом Политика, 09:55 Омбудсмен пообещала разобраться с задержанием мальчика в центре Москвы Общество, 09:52 СМИ узнали об уничтожении самолетами России колонны боевиков ИГ в Сирии Политика, 09:48 Трое детей погибли после пожара в жилом доме в Чебоксарах Общество, 09:05 Владелец Московского кредитного банка инвестировал в офисную недвижимость Бизнес, 09:00 Чем запомнился политолог Збигнев Бжезинский. Фотогалерея Фотогалерея, 08:47 Боливия заявила о скором подписании контракта по газу с «Газпромом» Технологии и медиа, 08:38 WP узнала о запросе сената США у команды Трампа документов с 2015 года Политика, 08:12 Владельцы «Альфа-банка» подали в суд на Buzzfeed за «досье» на Трампа Технологии и медиа, 07:51 СМИ сообщили о госпитализации вдовы Пиночета Политика, 07:29 NYT узнала об просьбе Дерипаски в обмен на показания в конгрессе США Политика, 06:44 В США умер Збигнев Бжезинский Политика, 06:18 Facebook и Google попросили конгресс изменить закон о слежке в интернете Бизнес, 06:14 WP узнала о предложении Кушнера создать секретный канал связи с Москвой Политика, 05:30 WSJ сообщила о планах нанять юристов для корректировки твитов Трампа Политика, 05:16 Заседание суда Лондона по апелляции Украины назначено на январь 2018 года Финансы, 04:32 Порошенко призвал лидеров G7 «инвестировать в безопасность Украины» Политика, 04:18 МВД проверит задержание в Москве читавшего стихи мальчика Общество, 03:53
Газета № 117 (2134) (0707) 7 июл 2015, 00:25
Ольга Волкова
В неоплатном долгу
Дебиторская задолженность перед бюджетом возросла до 3,8 трлн руб.
Фото: ТАСС

Внутренняя задолженность перед государством растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб., подсчитала Счетная палата. Большая часть этой суммы — авансы: деньги потрачены, а результата нет.

О проблеме сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом Владимиром Путиным. По ее словам, «рост дебиторской задолженности превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она.

Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.

По словам Голиковой, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.

Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016-й и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.

В чем проблема

В материалах Счетной палаты (есть у РБК) упоминаются ведомства — лидеры по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год: Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).

Объяснения всегда разные: подведомственные Росморречфлоту организации поздно заключали госконтракты, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры, следует из материалов аудиторов.

Другая проблема — «существенный рост» объемов незавершенного строительства: на 20% — по Росморречфлоту, на 37,8% — по Минздраву, на 23% — по Минобрнауки. Только по трем этим ведомствам итоговая сумма превысила 168 млрд руб.

У одного Росавтодора на 1 января 2015 года было 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990–2000 годах, а по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на один-семь лет.

Как будут разбираться

Президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это нужно сделать во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами», — добавил он.

В Минфине не ответили на дополнительные вопросы РБК. Но в проект Основных направлений бюджетной политики, в целом одобренных правительством, министерство включило предложения, как решить вопрос. Например, Минфин хочет сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов.

Другая идея министерства — давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов.

Наконец, пишет Минфин, нужен механизм возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.

Проблема с дебиторской задолженностью — лишь верхушка айсберга, говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. «Большинство бюджетных заказов оплачивается после сентября. Совершенно непонятно, как предприятиям жить до этого времени», — сетует он.

При участии Александры Галактионовой и Михаила Рубина