Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
В неоплатном долгу
Лента новостей 15:15 МСК
СМИ узнали об отсутствии запроса к Москве задержать «убийц» Ким Чен Нама Политика, 15:09 Путин назвал условия закрытия российской базы в Киргизии Политика, 15:04 После отравления в доме престарелых под Калининградом умерли пять человек Общество, 15:00 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 58,05 Продажа 58,15 EUR НАЛ. 61,40 61,65 Онлайн-кинотеатр Netflix приобрел несколько российских сериалов Бизнес, 14:46 Деньги на космос: кто и за сколько становился космическим туристом Фотогалерея, 14:43 Противники передачи Исаакия РПЦ подали заявку на проведение референдума Общество, 14:42 Российский Uber оштрафовали за введение клиентов в заблуждение Бизнес, 14:33 Майдан или выборы: как Украина встретила годовщину революции Алексей Макаркин первый вице-президент Центра политических технологий Мнение, 14:32 Россия в 2016 году стала лидером по числу мобильных банковских троянов Технологии и медиа, 14:29 Начальник клуба объяснил 11 автоголов в матче по хоккею с мячом Общество, 14:28 «Нафтогаз» заявил о рекордном падении давления в газопроводах Экономика, 14:14 На Украине задумались о покупке подержанных военных кораблей на Западе Политика, 14:13 Выручка «Рольфа» в 2016 году выросла на 30% Бизнес, 14:07 Верховный суд поспорил с Минюстом о сокращении числа арестованных Общество, 14:02 ВС отправил на пересмотр приговор осужденной за репост воспитательнице Общество, 13:51 Фонд Рината Ахметова сообщил о захвате стадиона «Донбасс Арена» в Донецке Политика, 13:37 МИД заявил о запуске подготовки встречи Путина и Трампа Политика, 13:36 Васильева рассказала об обязательном ЕГЭ по истории после 2020 года Общество, 13:29 Кудрин отказался считать приватизацию «Роснефти» прозрачной Бизнес, 13:28 В ГИБДД начали проверку видео дрифтующих возле МГУ автомобилей BMW M5 Общество, 13:22 Для армии разработали зашитый в ракету РСЗО «Смерч» беспилотник Технологии и медиа, 13:21 Новак назвал условием компромисса с Минском полное погашение долга за газ Экономика, 13:08 Умер хоккеист Владимир Петров Фотогалерея, 13:01 Хоккеиста Владимира Петрова похоронят 2 марта Общество, 12:57 МИД заявил об изъятии собственности дипломатов в США администрацией Обамы Политика, 12:55 МИД обвинил конгресс США в организации «экономической блокады» России Политика, 12:49 Гибридные войска: чем будет заниматься новая структура Минобороны Олег Демидов эксперт ПИР-центра, консультант по кибербезопасности Мнение, 12:49
Газета № 117 (2134) (0707) 7 июл 2015, 00:25
Ольга Волкова
В неоплатном долгу
Дебиторская задолженность перед бюджетом возросла до 3,8 трлн руб.
Фото: ТАСС

Внутренняя задолженность перед государством растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб., подсчитала Счетная палата. Большая часть этой суммы — авансы: деньги потрачены, а результата нет.

О проблеме сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова на встрече с президентом Владимиром Путиным. По ее словам, «рост дебиторской задолженности превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она.

Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.

По словам Голиковой, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.

Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016-й и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.

В чем проблема

В материалах Счетной палаты (есть у РБК) упоминаются ведомства — лидеры по росту дебиторской задолженности по расходам за 2014 год: Росморречфлот (рост в 4,8 раза, до 25,6 млрд руб.), Минтранс (рост почти в три раза, до 15,4 млрд) и Росжелдор (рост в 2,7 раза, до 39,1 млрд руб. на 1 января 2015 года).

Объяснения всегда разные: подведомственные Росморречфлоту организации поздно заключали госконтракты, Минтранс не следил за своевременным получением подведомственной Ространсмодернизацией положительных заключений Главгосэкспертизы, а задолженность Росжелдора образовалась из средств неиспользованной субсидии на 30 млрд руб. на капремонт инфраструктуры, следует из материалов аудиторов.

Другая проблема — «существенный рост» объемов незавершенного строительства: на 20% — по Росморречфлоту, на 37,8% — по Минздраву, на 23% — по Минобрнауки. Только по трем этим ведомствам итоговая сумма превысила 168 млрд руб.

У одного Росавтодора на 1 января 2015 года было 46 незавершенных строек на 109,8 млрд руб., работы по которым были начаты в 2009 году и ранее, говорится в документах. Из них 20 объектов были начаты в 1990–2000 годах, а по 66 объектам ввод в эксплуатацию сдвигался на один-семь лет.

Как будут разбираться

Президент поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения проблемы дебиторской задолженности, сказал РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это нужно сделать во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами», — добавил он.

В Минфине не ответили на дополнительные вопросы РБК. Но в проект Основных направлений бюджетной политики, в целом одобренных правительством, министерство включило предложения, как решить вопрос. Например, Минфин хочет сократить число капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) без утверждения нужных бумаг, и ужесточить сроки разработки этих документов.

Другая идея министерства — давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов.

Наконец, пишет Минфин, нужен механизм возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.

Проблема с дебиторской задолженностью — лишь верхушка айсберга, говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов. «Большинство бюджетных заказов оплачивается после сентября. Совершенно непонятно, как предприятиям жить до этого времени», — сетует он.

При участии Александры Галактионовой и Михаила Рубина