Лента новостей
Хинштейн заявил о риске депортации воевавшего в ДНР добровольца из Сербии 11:36, Новость Mercedes-Benz официально представил электрический G-Class. Фото 11:21, Новость Шайба российского хоккеиста вошла в десятку лучших в сезоне НХЛ 11:17, Статья В США начали обсуждать охрану Трампа в тюрьме 11:04, Статья «Поставщики на пределе». Почему ЕС не может отказаться от российского СПГ 11:04, Статья Кадры ареста фигуранта по делу замминистра обороны Иванова. Видео 10:58, Новость Тренер фразой «не в своей тарелке» оценил игру Овечкина в плей-офф НХЛ 10:57, Статья Лаконичность и экологичность: три стиля сервировки пасхального стола 10:56 Замминистра обороны Иванов не признал вину в получении взятки 10:54, Новость Путин призвал к «справедливому возмездию» за теракт в «Крокусе» 10:53, Статья Акции «Южуралзолота» подскочили на фоне сильной отчетности за 2023 год 10:51, Статья Захарова удивилась отсутствию реакции ЮНЕСКО и ОБСЕ на гибель военкора 10:49, Новость Развитие среды: как проекты благоустройства влияют на города России 10:44, Мнение Минюст США запросил три года тюрьмы для бывшего главы Binance 10:39, Статья Адвокат Ефремова назвал уткой информацию об отказе актеру в УДО 10:37, Новость Оборот нефтебензиновых цистерн на сети РЖД ускорился впервые с 2023 года 10:33, Статья Bild узнал о переговорах «Баварии» с экс-менеджером «Локомотива» 10:32, Статья Курс евро впервые за три недели упал ниже ₽99 10:29, Статья
Газета
«Япоша» не платит
Газета № 093 (2110) (0206) Общество,
0

«Япоша» не платит

Поставщики сети японских ресторанов массово подают в суд
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

С октября московская сеть ресторанов «Япоша» получила более 40 исков от своих поставщиков. Компании жалуются, что сеть перестала платить по счетам.

Долги на 71 миллион

В базе Высшего арбитражного суда РБК обнаружил информацию о 42 исках, поданных в последние полгода поставщиками товаров и услуг к ООО «Япошка-Сити» (операционная компания сети). Совокупная сумма исковых требований составляет 71,2 млн руб.

Больше всех (14,7 млн руб.) «Япоша» задолжала клининговой компании «Клининг Технология» — в последних числах мая арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск компании. Представитель «Клининг Технологий» заявила, что заказчик перестал оплачивать услуги по уборке еще год назад, и теперь вся надежда на судебных приставов.

Из исков следует, что около года назад компания перестала рассчитываться со многими контрагентами. В сентябре будет год, как «Япоша» прекратила платить по счетам, объясняет подачу иска коммерческий директор компании — поставщика морепродуктов «Крабофф.ру» Дмитрий Ескин. «Система вроде бы работает, рестораны открыты, но договориться об оплате задолженности нам не удается. Представители «Япоши» общаются с нами очень дерзко», — рассказывает Ескин.

Представитель дистрибьютора «Лотос-Столица» (поставка чая, кофе, майонеза, кондитерских изделий) рассказывает, что собирается разорвать отношения с сетью. Компания подала в суд, поняв, что уладить проблему мирным путем не получится. В такой же ситуации оказались булочники ТД «Настюша», поставщики чая и кофе «Бибомания», поставщик оборудования, продуктов и посуды для заведений японской кухни «Суши Хаус».

Лишь представитель ООО «Рисма-Сифуд» (поставщик рыбной продукции) рассказывает, что «Япоша» расплатилась по долгам после подачи иска в суд (производство по делу о взыскании долга на 2,3 млн руб. было прекращено 23 апреля 2015 года). Тем не менее компания прекратила поставки в сеть.

Связаться с представителями сети «Япоша» РБК не удалось — в головном офисе не отвечают на звонки.

«Антисуши» и ребрендинг

Владельцы ресторанного холдинга Ginza Project Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев запустили сеть собственных ресторанов японской кухни под брендом «Япошка» в 2005 году, на пике популярности в крупных городах суши и сашими с соевым соусом и острым соусом васаби. К тому времени рынок японских сетевых ресторанов в России уже был высококонкурентным: наиболее динамично развивающиеся в Москве сети — «Якитория» (ресторанного холдинга «Веста Центр Интернешнл») и «Планета суши» («Росинтера») начали свое развитие шестью годами ранее.

Фишка «Япошки», которая должна была выделить сеть в ряду конкурентов, заключалась в том, что посетителям предлагались два меню — «Суши» (с японскими блюдами) и «Антисуши» (с блюдами русской кухни). Финансирование для развития сети было получено в банке «Траст». По данным «Коммерсанта», к 2008 году долг ООО «Япошка-Сити» перед банком составлял 784 млн руб.: деньги были направлены на открытие новых точек и рекламную кампанию. В частности, широкий резонанс получил ребрендинг сети в 2008 году: компания заявила о том, что заведения будут называться «Япоша». Якобы прежнее название вызвало недовольство в японском посольстве как пренебрежительное по отношению к жителям Страны восходящего солнца.

Кризис 2008–2009 годов сеть пережила довольно тяжело: часть точек была закрыта, а долг компании, по данным СПАРК, вырос до 1,6 млрд руб. Сам «Траст» никогда не признавал владение сетью, а в Ginza называли взаимодействие с банком партнерством, в рамках которого инвестиции в проект прописывались как кредиты.

По данным СПАРК, сейчас единственный владелец «Япошка-Сити» — кипрский офшор NRT Holdings Limited. Кипрской компанией через офшор владеет банк «Траст» — 19%, еще 62% долей в совокупности у Yaposha Investments Limited (у компании номинальный акционер), оставшиеся доли разбиты между офшорами-миноритариями. По словам источника РБК в топ-менеджменте ресторанного холдинга Ginza, с 2011 года «Япоша» действительно принадлежит банку «Траст».

По данным СПАРК, на конец 2013 года долгосрочные долговые обязательства «Япошка-Сити» составляют 1,1 млрд руб.

В августе 2014 года ЦБ отозвал лицензию у «Траста». Его санацией занимается финансовая группа «Открытие». Представители «Траста» и ФК «Открытие» отказались комментировать происходящее в ресторанной сети.

Японский спад

Сейчас японская кухня есть везде, даже в кофейнях и пиццериях, и потребитель от нее устал, говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. «У заведений японской кухни действительно есть проблемы, она стала менее интересной, явно виден спад. На него накладывается еще и падение потребительского спроса, из-за которого, независимо от кухни, закрывается много ресторанов», — уточняет он.

«Время японских ресторанов прошло. Они превратятся в псевдояпонские заведения, где вместе с суши и сашими будут курить кальян. Японские рестораны в чистом виде, я думаю, умерли, останутся в живых немногие», — согласен с мнением о кризисе формата глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.